НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 22.06.2011 № А82-3549/2011

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ярославль Дело № А82-3549/2011

29 июня 2011 года

Резолютивная часть решения от 22.06.2011.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лайдинен М.Э.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества «Научно-технический центр информатики»   (ОГРН 102760147407)

об оспаривании  постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ярославской области   от 29.03.2011 № 10

при участии:

от заявителя -   Михайлов Ю.Г. – директор;

от адм.органа   – не присутств.;

установил:

Закрытое акционерное общество «Научно-технический центр информатики» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ярославской области от 29.03.2011 № 10 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.

В судебном заседании заявитель поддержал предъявленное требование, считает, что наложенный штраф не сопоставим с суммой выручки за период проверки и не соответствует тяжести правонарушения. Указывает, что нарушение было вызвано заменой программного обеспечения и невозможностью в этот период распечатать кассовую книгу, а также журнал регистрации по установленной форме. Кроме того, указывает, что за совершенное правонарушение к административной ответственности были привлечены и юридическое лицо, и должностное лицо, что, по мнению заявителя, является недопустимым.

Административный орган, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также письменный отзыв, согласно которому Инспекция считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя и возражения административного органа, суд установил следующее.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Ярославской области на основании поручения от 23.03.2011 № 013 проведена проверка полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью за период с 01.01.2011 по 23.03.2011 Закрытым акционерным обществом «Научно-технический центр информатики».

В ходе проверки установлено неоприходование в кассу денежной наличности, полученной с применением ККТ, в день ее получения в проверяемом периоде в сумме 55480 руб. (в том числе за период с 24.02.2011 по 23.03.2011 в сумме 44030 руб.), что, по мнению административного органа, является нарушением пунктов 21, 24, 25 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных решением Совета Директоров Центрального Банка России № 40 от 22.09.1993г., статьи 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Результаты проверки оформлены актом № 12 от 23.03.2011.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, административным органом в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.03.2011, по результатам рассмотрения которого 29.03.2011 начальником Межрайонной инспекции ФНС № 1 по Ярославской области вынесено постановление № 10 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Всесторонне исследовав обстоятельства дела и объективно оценив имеющиеся в деле доказательства, суд полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктами 13, 22, 24 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

В соответствии с пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104 (далее - Правила), сумма выручки определяется по показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком ККМ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

Из положений названных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.

В ходе проверки инспекцией установлено неоприходование Обществом в кассу денежной наличности, полученной с применением ККТ, в установленный срок. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Ответственность юридических лиц за нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, предусмотрена статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению Порядка ведения кассовых операций заявителем не представлено.  Непринятие своевременных и достаточных мер по выполнению указанных требований свидетельствует о наличии вины Общества в совершении правонарушения.

Таким образом, вывод административного органа о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, является правильным.

Доводы заявителя о том, что нарушение было вызвано заменой программного обеспечения и невозможностью в этот период распечатать кассовую книгу и журнал регистрации по установленной форме, а вся полученная выручка была фактически оприходована, судом отклоняются как недоказанные. Обществом не представлено доказательств, неопровержимо свидетельствующих об оприходовании полученных им денежных средств. При этом на доводы заявителя суд также отмечает, что Общество не было лишено права ведения кассовой книги на бумажном носителе, как того требует вышеуказанный Порядок ведения кассовых операций.

 Доводы заявителя о недопустимости привлечения к административной ответственности как юридического лица, так и должностного лица Общества судом не принимаются.

В силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Отклоняются также доводы заявителя о несоразмерности назначенного наказания с суммой выручки за период проверки.

 Санкция статьи 15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб. Административным органом при рассмотрении дела учтены все обстоятельства по делу, штраф применен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.1 КоАП РФ. Полномочиями по применению санкции ниже низшего предела, установленного законом, административный орган не наделен.

  Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

  При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного Закрытым акционерным обществом «Научно-технический центр информатики» (ОГРН 102760147407) требования о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ярославской области от 29.03.2011 № 10 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).

Судья Т.Б.Краснова