АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.ЯрославльДело № А82-2027/2006-14
Резолютивная часть 21.04.2006 оглашена 20.04.2006
судьи М.В.Сурововой
при ведении протокола судебного заседания судьей М.В.Сурововой
рассмотрев заявление
ООО ПП «Ярстроймонтаж» к
Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г.Ярославля
о возврате страховых взносов в размере 17401,51 руб.
при участии:
от заявителя – Герасимовой С.А. – по доверенности от 17.01.2006
от ответчиков – Куликовой Н.И. – по доверенности от 22.02.2006,
Федорова А.А. – по доверенности от 06.03.2006
установил:
Общество с ограниченной ответственностью производственное предприятие «Ярстроймонтаж» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г.Ярославля и Управления Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г.Ярославля, выразившегося в отказе возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд на накопительную часть пенсии в размере 17 401,51 руб. и обязании ответчиков возвратить ему указанную сумму.
Налоговая инспекция требования заявителя не признала, считает к страховым платежам не применимой статью 78 Налогового кодекса, регулирующую порядок возврата излишне уплаченных налогов, постольку, поскольку такие платежи имеют иную, отличную от налогов, правовую природу.
Пенсионный фонд не возражает против удовлетворения требований заявителя, отметив, что вопросы зачета /возврата/ страховых взносов законодательно не урегулированы, а статья 13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» не распространяется на рассматриваемую ситуацию.
Рассмотрев и оценив обстоятельства дела, суд полагает требования заявителя законными и обоснованными, а обязанным лицом – налоговую инспекцию.
Заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в качестве работодателя и обязан уплачивать в Пенсионный фонд страховые взносы на каждого работника на финансирование страховой и накопительной /при наличии условий/ частей трудовой пенсии. Такие платежи подлежат перечислению на коды бюджетной классификации соответственно 18210202010060000160 /страховая часть/ и 18210202020060000160 /накопительная часть/.
Как следует из материалов дела, заявитель исчислил страховые взносы за 9 месяцев 2005 г. только в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии. Оснований для исчисления взносов на накопительную часть у заявителя не было. При этом платежными поручениями № 14 от 10.02.2005, № 24 от 10.02.2005, № 39 от 11.04.2005, № 54 от 12.05.2005, № 66 от 06.06.2005 и № 87 от 08.07.2005 заявитель перечислил в Пенсионный фонд платеж в общей сумме 18 721,51 руб., указав в платежных поручениях код бюджетной классификации 18210202020060000160, учитывающий страховые взносы в Пенсионный фонд на накопительную часть трудовой пенсии. Учтя начисления на накопительную часть пенсии, произведенные за ноябрь и декабрь 2005 г. в сумме 1320 руб., заявитель обратился в налоговую инспекцию и управление Пенсионного фонда с просьбой возвратить ему излишне уплаченную сумму взносов в размере 17401,51 руб.
В возврате излишне уплаченных взносов заявителю было отказано как налоговым органом, так и Управлением Пенсионного фонда по тем основаниям, которые приведены ими в возражениях на заявленные в суд требования.
Полагая лицом, обязанным возвратить страхователю излишне уплаченные страховые взносы, налоговый орган, суд исходит из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона «Об обязательное пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом. Такой контроль согласно статье 25 Закона осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством, регулирующим их деятельность.
Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» Федеральная налоговая служба определена администратором поступлений в Пенсионный фонд страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. За администраторами поступлений в бюджеты закреплены функции осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним /статья 2 Закона/.
Таким образом, осуществляя функции администрирования страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд, налоговая служба обязана обеспечить и возврат излишне уплаченных платежей в порядке, установленном Налоговым кодексом. Иной порядок возврата страховых взносов специальным законом, регулирующим основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, не установлен.
Что касается прав органов Пенсионного фонда по возврату страховых взносов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Закона об обязательном пенсионном страховании, суд полагает, что случай, предусмотренный данным положением закона /невозможность установить, за каких застрахованных лиц эти взносы уплачены/, к рассматриваемой ситуации не относится.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 110 Арбитражного процессуального кодекса, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г.Ярославля в возврате обществу с ограниченной ответственностью производственное предприятие «Ярстроймонтаж» излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 17401,51 руб.
Обязать Инспекцию ФНС РФ по Ленинскому району г.Ярославля возвратить ООО производственное предприятие «Ярстроймонтаж» излишне уплаченные в Пенсионный фонд РФ на код бюджетной классификации 18210202020060000160, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 17 401 руб. 51 коп.
Заявителю после вступления решения в законную силу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2000 руб., уплаченная платежным поручением № 29 от 27.02.2006, в соответствии с п.5 ст.333.40 Налогового кодекса.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.
СудьяМ.В.Суровова