НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 19.10.2015 № А82-12073/15

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28      http://yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль         

Дело № А82-12073/2015

19 октября 2015 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Мигас» (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ярославля (ИНН  <***>, ОГРН  <***>) от 07.08.2015 № 50 по делу об административном правонарушении

установил:

             Общество с ограниченной ответственностью "Мигас" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции ФНС по Ленинскому району г.Ярославля от 07.08.2015 № 50 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

   Заявитель считает, что отсутствует событие и состав вменяемого административного правонарушения.

Стороны надлежащим образом уведомлены о сроках представления в суд дополнительных документов по делу.

Административный орган представил материалы по делу об административном правонарушении, а также письменный отзыв, согласно которому считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

            Инспекцией ФНС по Ленинскому району г.Ярославля на основании поручения начальника инспекции от 29.06.2015 № 42 проведена проверка, в том числе, полноты учета выручки и порядка ведения кассовых операций Обществом с ограниченной ответственностью «Мигас» на объекте, расположенном по адресу: <...>.

   В ходе проверки установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (не полном оприходовании) денежных средств в сумме 200 руб., выразившемся в неоформлении расходного кассового ордера и не внесении соответствующей записи в кассовую книгу по факту выдачи перед началом рабочего дня  сотруднику ООО «Мигас»  разменных денег в размере 200 руб.

            Усмотрев нарушение Обществом Указаний Банка России № 3210-У от 11.03.2014 «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», Инспекция пришла к выводу о наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в связи с чем 23.07.2015 заместителем начальника отдела выездных проверок Инспекции ФНС по Ленинскому району г.Ярославля составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого и.о.начальника инспекции вынесено постановление № 50 от 07.08.2015 о привлечении ООО «Мигас» к ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

            Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

            Оценивая правомерность привлечения Общества к административной ответственности, суд исходит из следующего.

   Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства  утвержден Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У.

   В соответствии с пунктом 5  Порядка прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от лица, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера (далее - работник), проводится по приходным кассовым ордерам.

Приходный кассовый ордер может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента) (пункт 5.2 Порядка).

   Согласно пункту 4.6 Порядка поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге.

Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).

В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.

Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.

Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу не осуществляются.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что в нарушение Указаний Центрального Банка России № 3210-У ООО «Мигас» выдало сотруднику денежные средства в размере 200 руб. (разменный фонд) на начало рабочего дня 29.06.2015 без составления расходного кассового ордера и без записи указанной операции в кассовую книгу.

Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Анализ объективной стороны указанного состава правонарушения позволяет сделать вывод о том, что не все нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, а только те, которые выразились в:

- осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;

- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;

-  несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Постановлением № 50 от 07.08.2015 Обществу вменяется «нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, что выразилось в не полном оприходовании денежной наличности, а именно ООО «Мигас» 29.06.2015 не оформило расходный кассовый ордер и не внесло соответствующую запись в кассовую книгу по факту выдачи перед началом рабочего дня  сотруднику ООО «Мигас»  разменных денег в размере 200 руб.».

Не оформление расходного кассового ордера и не внесение соответствующей записи в кассовую книгу не является неоприходованием денежной наличности и не образует состав вменяемого административного правонарушения.

Под оприходованием в кассу денежной наличности понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день  поступления денежных средств (в том числе оформление приходных кассовых ордеров, внесение в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах). Невыполнение указанных действий свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.

Следовательно, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности есть несоблюдение совокупности действий, совершаемых при оформлении поступившей в кассу денежной наличности (в том числе оформление приходных кассовых ордеров и отражение всех операций по приходу наличности в день ее поступления в кассовой книге предприятия).

   В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

   В нарушение указанных норм Инспекцией не представлено достаточных  доказательств наличия события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, а именно – не представлено доказательств поступления 29.06.2015 в кассу ООО «Мигас» денежных средств в сумме 200 руб., неоприходование которых образовывало бы состав вменяемого административного правонарушения.

Не представлено также доказательств выдачи из кассы 29.06.2015  денежных средств  в сумме 200 руб.

 Как следует из материалов дела, на основании приказа № 1 об оформлении разменного фонда в ККТ от 02.01.2015, разменные денежные средства в сумме 200 руб. были выданы ФИО1 02.01.2015 по расходному кассовому ордеру № 1.

Из положений Указаний Центрального Банка России № 3210-У следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу полученных предприятием денежных средств.

Инспекция считает, что в соответствии с пунктом 3.8 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов РФ 30.08.1993 № 104, Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н  денежные средства в виде разменной монеты должны ежедневно выдаваться кассиру-операционисту и приниматься в кассу в конце рабочей смены. Выдача работнику денежных средств в качестве разменного фонда на длительный срок (более одного дня) допустима только подотчет. 

Таким образом, следуя логике Инспекции, денежные средства, выданные Обществом 02.01.2015 в качестве разменной монеты, должны быть оприходованы в этот же день, то есть 02.01.2015, однако срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ на момент проведения проверки и вынесения постановления истек.

ООО «Мигас», оспаривая факт получения денежных средств в кассу, выданных 02.01.2015, представило приказ № 1 от 02.01.2015 об оформлении разменного фонда в ККТ,  согласно которому разменный фонд выдается 2-го января  до начала рабочей смены по расходному кассовому ордеру, сдача разменного фонда в общую кассу производится по окончании рабочей смены 31 декабря по приходному кассовому ордеру. В течение всего времени разменный фонд находится в денежном ящике ККТ.  

Доказательств того, что указанные денежные средства на начало дня 29.06.2015 находились в кассе и были в этот же день выданы в качестве разменного фонда, Инспекцией не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ  отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.           

   С учетом изложенного, требование заявителя подлежит удовлетворению.  

На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Инспекции ФНС России  по Ленинскому району г.Ярославля от 07.08.2015 № 50 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Мигас» (ИНН  <***>, ОГРН  <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

   Судья                                                                               Т.Б.Краснова