НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 18.12.2012 № А82-13099/12

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А82-13099/2012

19 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Ярославской области

в составе судьиМухиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеновой Т.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области

(ИНН 7627021348, ОГРН 1027601598122)

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области   (ИНН 7607021043, ОГРН 1047600431966)

о  признании незаконными действий по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Астра-Аудит»;

об   обязании включить в Единый государственный реестр юридических лиц ООО «Астра-Аудит»,

при участии:

от заявителя    – не явились;

от ответчика   – Архиереева Ю.В., представитель по доверенности от 01.03.2012,

установил  :

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области о признании незаконными действий по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Астра-Аудит»; об обязании включить в Единый государственный реестр юридических лиц ООО «Астра-Аудит».

Заявитель извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил; дело просит рассмотреть, согласно заявлению, без участия представителя.

Дело рассматривается судом без участия заявителя, в порядке статьи 156 АПК РФ.

Заявитель, как следует из заявления, указывает на то, что регистрирующим органом при принятии оспариваемого решения были нарушены права и законные интересы УПФР в Ярославском муниципальном районе, так как не были учтены требования кредитора ООО «Астра-Аудит», коим является заявитель, в части недоимки по страховым взносам в сумме 5545,91 рублей, не была проведена работа по удовлетворению требований кредитора. Также заявитель указывает на нарушение регистрирующим органом статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, а именно - несоблюдение порядка ликвидации ООО «Астра-Аудит», установленного гражданским законодательством.

Ответчик, как следует из отзыва, требования заявителя не признает, оспариваемое решение считает законным и обоснованным, принятым в соответствии с требованиями статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ; ссылается на то, что ООО «Астра-Аудит» не представляло предусмотренную законодательством по налогам и сборам отчетность; расчетных и иных счетов в кредитных учреждениях не имело; в отношении имеющейся у организации задолженности инспекцией применялись меры принудительного взыскания, в том числе, за счет имущества налогоплательщика, однако, службой судебных приставов исполнительные документы возвращались не исполненными в виду отсутствия должника по месту регистрации и отсутствия имущества, подлежащего описи и аресту. Ответчик также ссылается на Постановление Пленума ВАС РФ № 67 от 20.12.2006 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», в пункте 6 которого указано, что факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

С 10.10.1994 года до 28.09.2012 года ООО «Астра-Аудит» было зарегистрировано в органах ПФР в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию; на данный момент имеется задолженность по страховым взносам, которая составляет 5545,91 рубля.

08.06.2012 в связи с тем, что ООО «Астра-Аудит» не представляло предусмотренную законодательством по налогам и сборам отчетность, не имело расчетных и иных счетов в кредитных учреждениях и было отнесено к группе предприятий, подлежащих исключению из ЕГРЮЛ, как недействующее юридическое лицо, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области, как регистрирующим органом, было принято решение № 67 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «Астра-Аудит» из ЕГРЮЛ.

13.06.2012 данное решение было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 23 часть 2.

14.06.2012 УПФР в Ярославском муниципальном районе Ярославской области направило в адрес Инспекции (получено 15.06.2012) заявление, в котором сообщило о том, что за ООО «Астра-Аудит» числится задолженность по страховым взносам.

Несмотря на наличие сведений об имеющемся кредиторе, регистрирующий орган завершил процедуру исключения недействующего юридического лица. 28.09.2012 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ ООО «Астра-Аудит» (ГРН 2127627017384), как фактически прекратившего свою деятельность, на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ярославском муниципальном районе Ярославской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что указанные действия налогового органа являются незаконными и нарушают его права.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, состоящему из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации.

В соответствии со ст.21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, если юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ № 67 от 20.12.2006 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

Кроме того, как следует из материалов дела, службой судебных приставов были вынесены постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа в отношении имеющейся задолженности в виду того, что ООО «Астра-Аудит» отсутствует; имущества, подлежащего описи и аресту, не установлено.

Таким образом, отсутствует возможность взыскания задолженности с ООО «Астра-Аудит» страховых взносов.

Принимая во внимание изложенное, суд считает оспариваемые действия МИФНС № 7 по Ярославской области правомерными, а требования заявителя – не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья Е.В. Мухина