НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 17.06.2019 № А82-4847/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-4847/2019

17 июля 2019 года

          Резолютивная часть решения оглашена 17.06.2019

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Розовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маянцевой Л.В., помощником судьи Клевакиной Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "Национальная Пивная Ресторация "ПивоварЪ" (ИНН <***>, ОГРН  <***>)

к  1) Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области,

к 2) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области

о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче по запросу № 685670 Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области справки по состоянию на 25.09.2018, содержащей недостоверные сведения о наличии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов,

при участии:

от заявителя – ФИО1 – представителя по доверенности от 19.10.2018,

от ответчика № 1 – ФИО2 – заместителя начальника правового отдела УФНС по ЯО, ФИО3 – ведущего специалиста-эксперта  правового отдела по доверенности от  06.11.2018,

от ответчика № 2 – ФИО4 – специалиста 1-го разряда правового отдела по доверенности от 27.02.2019,

установил:

         Общество с ограниченной ответственностью «Национальная Пивная Ресторация «ПивоварЪ» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с требованием к Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области  о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче по запросу № 685670 Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области справки по состоянию на 25.09.2018, содержащей недостоверные сведения о наличии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Заявитель (с учетом уточнения правовой позиции) указывает, что перед  подачей в Департамент агропромышленного  комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее – Департамент) заявления о  выдаче лицензии на осуществление  розничной продажи алкогольной  продукции  Общество уплатило пени  по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в сумме 17,79руб. платежным поручением  от 24.09.2018.  Таким образом, по состоянию на 25.09.2018 задолженности по уплате  налогов, сборов, пеней не имелось.

Неверное указание  в платежном поручении КБК  не означает отсутствия уплаты  налогового платежа в бюджет в силу положений подп.1 п.3, п.4 ст.45НК РФ. Кроме того, после уточнения платежа по заявлению  Общества  платеж ответчиком был зачислен  в недоимку по пеням по сроку уплаты  24.09.2018.

Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву, считает, что заявитель не проявил должной осмотрительности и осторожности, обратившись с заявлением в Департамент до получения подтверждения налогового органа о зачислении денежных средств в погашение  задолженности.  Для отражения поступления  платежей  налогоплательщика в карточке расчетов с бюджетом (КРСБ) Управлению ФНС России по  Ярославской области необходимо  время на получение информации из  Управления Федерального казначейства Ярославской области (далее – УФК по ЯО), ее обработку и направление этой информации  в нижестоящий территориальный налоговый орган. 

Кроме того,  при уплате пеней по НДФЛ заявитель  указал в платежном поручении неверный КБК, в результате чего платеж  был отнесен в КРСБ  в уплату налога (НДФЛ), а  в части пеней продолжала числиться задолженность  в сумме 17,79руб.  Уточнение назначения платежа  произведено лишь 01.10.2018 решением инспекции № 215661 на основании заявления Общества. Сведения  об уточнении платежа отразились в КРСБ заявителя  04.10.2018.

 Таким образом, на день  подачи Обществом заявления  о получении лицензии  Департамент  самостоятельно получил с использованием системы  межведомственного информационного взаимодействия (СМЭВ) объективную и достоверную информацию о наличии у Общества задолженности по налоговым платежам.  

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании  производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении  потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) 25.09.2018 Общество обратилось в лицензирующий орган (Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области) с заявлением о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Приказом Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от 04.10.2018 № 11-18/1113 (далее - Приказ Департамента) ООО «ПивоварЪ» отказано в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции со ссылкой на  подп.3 п.9 ст.19 Закона № 171-ФЗ в связи с наличием неисполненной обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов по состоянию на 25.09.2018.

В частности, в КРСБ Общества по состоянию на 25.09.2018 имелась задолженность по пеням по НДФЛ в сумме 17,79руб.

За день по подачи заявления в Департамент, установив на основании справки №  331986 от 24.09.2018 о  состоянии расчетов с бюджетом наличие указанной задолженности по пеням по НДФЛ, Общество перечислило в бюджет 17,79 руб. пеней по НДФЛ платежным поручением от 24.09.2019 № 984  на  КБК 18210102010011 000 110.

Налоговые органы указывают, что сведения об уплате налогов, пеней, штрафов учитываются посредством введения информации в систему АИС "Налог" для отражения в карточках "РСБ", которое осуществляется работниками структурного подразделения налогового органа, ответственного за ввод и обработку информации. Указанную информацию налоговые органы получают из УФНС по Ярославской области, куда она поступает из органов Федерального казначейства.

25.09.2018 в 16 час.05 мин. инспекция получила из УФНС по Ярославской области информацию о платеже по данному платежному поручению, сведения в КРСБ налогоплательщика отразились 26.09.2018.

В соответствии с Приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее – Приказ № 132н) администрирование налогов, сборов, задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, регулярных платежей за пользование недрами налоговыми органами, а также доходов от поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов органами управления государственными внебюджетными фондами в целях раздельного учета пеней и процентов по данному платежу осуществляется с применением следующих кодов группы подвида доходов бюджетов:

  2100 - пени по соответствующему платежу;

  2200 - проценты по соответствующему платежу.

Общество при уплате пеней указало код подвида доходов 1000 (что соответствует согласно Приказу № 132н – «перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу»).

В результате произведенный 24.09.2018 платеж в КРСБ был отнесен в уплату налога (НДФЛ), а в части пени продолжала числиться задолженность в размере 17,79 рублей.

В связи с выявлением задолженности по пени по НДФЛ по состоянию 01.10.2018 в размере 17,79 руб. Инспекцией принято решение об уточнении платежа от01.10.2019№215661.

Сведения об уточнении платежа в КРСБ налогоплательщика отразились 04.10.2018. На дату принятия решения об уточнении платежа 01.10.2019 в КРСБ налогоплательщика отразилось погашение задолженности по пени по НДФЛ в размере 17,79 руб., а переплата по налогу в данном размере сторнирована.

Общество после отказа  в продлении срока действия лицензии  повторно уплатило  государственную пошлину и заново обратилось в Департамент,  действие лицензии было  Департаментом продлено.

Вместе  с тем, заявитель полагает, что  налоговыми органами  были совершены  незаконные действия по выдаче Департаменту справки, содержащей недостоверной информации о наличии фактически отсутствующей задолженности по налоговым платежам по состоянию на 25.09.2018, что и явилось причиной отказа в продлении Департаментом срока действия лицензии.  Неверное указание КБК в платежном поручении на перечисление суммы налога не свидетельствует о неисполнении или несвоевременном исполнении обязанности Обществом по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Заявитель основывает свою позицию на следующем.

            Подпункт 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате
налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не
предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи с момента предъявления в банк
поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на
соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета
налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за
налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка
на день платежа.

          Таким образом,  Налоговый кодекс РФ связывает обязанность по своевременной и надлежащей уплате налога с двумя условиями, которые не подлежат расширительному толкования:

1) предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему
Российской Федерации
на соответствующий счет Федерального казначейства
денежных средств со счета налогоплательщика;

2) наличие на счете налогоплательщика достаточного денежного остатка на день платежа.

           Иные условия в законе не предусмотрены.

Названные условия Обществом по состоянию на 24.09.2018 были выполнены.

            Министерство финансов РФ в письме от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145 указывает, что при применении подп.1 п.3 ст. 45 НК РФ необходимо исходить из следующего.

   Подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

  Обязанность по уплате налога не признается исполненной в случаях, перечисленных в пункте 4 указанной статьи Кодекса, при этом неправильное указание кода бюджетной классификации в платежном поручениине является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.

            Аналогичной позиции Министерство финансов РФ и Федеральная
налоговая служба РФ придерживаются относительно неправильного указания
иных реквизитов платежа.

    Так, в письмеот 24.12.2013 № СА-4-7/23263отмечается, чтонеправильное указание кода ОКАТО не свидетельствует о неуплатеналога.

    Поскольку в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно, и сумма налога,удержанная предприятием с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений, находящихся на территории поименованных муниципальных образований, поступила в бюджетную систему РФ, исходя из смысла ст. 45 НК РФ налог считается уплаченным.

               Впункте 4 статьи 45 НК РФ перечислены случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. Среди них неправильное указание кода ОКАТО не предусмотрено в качестве одного из оснований для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему Российской Федерации неисполненной.

          Заявитель приводит в письменной позиции  судебную практику, согласно которой неверное указание  КБК  в поручении на перечисление  суммы налога не влечет  неперечисление этого налога  в бюджетную систему РФ (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.01.2018 №Ф01-6172/2017 по делу №А82-5449/2017, постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2016 № Ф05-6154/2016 по делу №А40-168537/2015, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.06.2018 №Ф06-33882/2018 по делу № А65-32834/2017).

  В разделе «Новости налогового законодательства» на сайте ФНС России www.nalog.ru  размещена информация: «ошибка в КБК при уплате налога не приводит к недоимке и начислению пени» (скриншот страницы прилагается).

  Кроме того, в платежном поручении Общество указало тот КБК, который был указан инспекцией в справке № 331986 «О состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 24.09.2018».

   Заявитель не принимает довод инспекции о том, что платеж от 24.09.2018 был отражен в  КРСБ только 01.10.2018 и что по состоянию на 25.09.2018 у Общества значилась задолженность по пени по НДФЛ, так как несвоевременное отражение в РСБ карточке налогоплательщика произведенных платежей является нередкой практикой инспекции.

Таким образом, ООО «НПР «ПивоварЪ» надлежащим образом исполнило обязанность по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и по состоянию на 25.09.2018 задолженности не имело.

Инспекция возразила следующее. 

В соответствии с подп.3 п.9 ст.19 Закона № 171-ФЗ  основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по запросу лицензирующего органа.

В целях реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части, где ФНС России является поставщиком данных для других ведомств при оказании государственных услуг и (или) исполнении государственных функций, 1 октября 2011 года в системе межведомственного информационного взаимодействия (СМЭВ) зарегистрирован сервис предоставления сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах SID0003451.

С использованием данного сервиса реализована возможность получения федеральными органами исполнительной власти, региональными органами (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации) и муниципальными органами власти сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с использованием СМЭВ при оказании ими государственных и муниципальных услуг населению и организациям  (Письмо ФНС России от 03.10.2012ММВ-22-8/76@ «Об отмене порядка»).

Таким образом, налоговые органы не совершали действий по выдаче Департаменту справки со сведениями о наличии  налоговой задолженности, Департамент самостоятельно получил  с использованием СМЭВ  информацию, содержавшуюся по состоянию на 25.09.2018 в КРСБ о наличии  у Общества задолженности по налоговым платежам. 

Ответчики отметили, что заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия. В указанный срок организация имеет  возможность обеспечить  исполнение обязанности по  уплате и перечислению налога в бюджет.

В спорной ситуации существенное значение имеет тот факт, что Обществом на момент  подачи заявления в Департамент не были предприняты все необходимые (разумные и обоснованные) действия по проверке состояния своих расчетов с бюджетом по обязательным платежам.

Фактически Общество само своими действиями приняло на себя риск наступления неблагоприятных последствий в виде отказа в продлении лицензии на осуществление розничной продажи спиртных напитков, обратившись в лицензирующий орган до принятия решения об уточнении платежа 01.10.2018, не убедившись, что денежные средства перечислены в счет должного платежа, что и повлекло за собой создание спорной ситуации.

Также ответчики не согласны  с позицией заявителя  том, что в спорной ситуации неверное указание КБК не повлекло  неперечисления  налогового платежа в бюджет.  В данном случае  правовое значение имеет не сам факт  поступления  платежа в бюджет, а  дата (время) его отражения в КРСБ.  Неверное указание  Обществом КБК в платежном поручении  привело  к зачислению пеней по НДФЛ в счет уплаты налога, при этом задолженность по пеням осталась на 25.09.2018 непогашенной.

Налогоплательщики - юридические лица, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и иные физические лица должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с правилами, установленными Минфином по согласованию с ЦБ РФ. В настоящее время применяются Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 N107H.

В реквизите "104" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение КБК в соответствии с законодательством Российской Федерации, состоящее из 20 знаков (цифр).

Код бюджетной классификации относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа.

В соответствии со ст. 18 Бюджетного кодекса РФ бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов.

Таким образом, правильное указание кода бюджетной классификации как цифрового обозначения группы доходов (расходов) бюджета  необходимо для правильного распределения средств между бюджетами.

В соответствии с положениями Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 18.12.2013 № 125н, орган Федерального казначейства осуществляет учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации. Учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании, в том числе расчетных документов (в том числе платежных поручений на общую сумму с реестром), а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений, прилагаемых к выписке по счету органа Федерального казначейства в электронном виде (на бумажном носителе).

Порядок работы налоговых органов с документами, поступившими из органов Федерального казначейства, установлен Приказом ФНС России от 18.01.2012 № Ж-7-1/9 «Об утверждении единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчёты с бюджетом» местного уровня» (далее - Единые требования).

В соответствии с разделом III Единых требований обмен информацией между Управлением Федерального казначейства по Ярославской области (далее - УФК по ЯО) и Управлением о поступивших суммах платежей осуществляется в соответствии с Приказом Минфина России, утверждающим порядок учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Управление получает информацию из УФК по ЯО и направляет её в нижестоящий территориальный орган (Инспекцию), который в свою очередь отражает информацию о платежах, поступивших от налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации в карточке «Расчёты с бюджетом» налогоплательщика (разделы 3, 4 Единых требований).

        При этом перед отправкой информации в Инспекцию Управлением повторно осуществляется контроль направляемой в соответствующие налоговые органы отсортированной информации с данными УФК по ЯО.

Согласно пункту 2 раздела IV Единых требований при поступлении в Инспекцию файла «Информация из расчётных документов» сотрудники Инспекции проверяют полноту и правильность заполнения всех реквизитов расчётного документа. Значения реквизитов расчётного документа, идентифицирующих плательщика, проверяют на соответствие их данным базы данным налоговых органов по учёту плательщика.

Таким образом, в случае допущения ошибки в КБК при заполнении платежного поручения платеж поступает в бюджет, однако органы Федерального казначейства, налоговые органы не смогут корректно его распределить, а платеж будет отнесен к прочим поступлениям либо сформирует переплату, а недоимка, в уплату которой производился платеж,  останется.

Учитывая изложенное, сформированная в СМЭВ справка о состоянии расчетов по состоянию на 25.09.2018 содержала объективную и достоверную информацию, соответствующую реальной обязанности Общества по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

Исследовав  материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.

  В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

  Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 171-ФЗ.

  В силу пункта 1 и абзаца 9 пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности.

В соответствии с подп.3 п.9 ст.19 Закона № 171-ФЗ  основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по запросу лицензирующего органа.

  Согласно пункту 2 Порядка заполнения формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@, справка формируется на дату, указанную в запросе заявителя. В случае, если в запросе заявителя не указана дата, по состоянию на которую формируется справка, или в запросе указана будущая дата, справка формируется на дату регистрации этого запроса в налоговом органе.

  Согласно пунктам 4, 5 названного порядка заполнения формы справки при наличии на дату, по состоянию на которую формируется справка, недоимки, задолженности по пеням, штрафам, процентам, за исключением сумм, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 3 настоящего Порядка, по данным хотя бы одного налогового органа, делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах".

  В приложении к справке указывается код налогового органа, по данным которого заявитель имеет неисполненную обязанность.

  При формировании справки запись "Не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах" отражается только при получении сведений об отсутствии недоимки, задолженности по пеням, штрафам, процентам из всех налоговых органов, в которых заявитель состоит на учете по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

   При этом проверка достоверности сведений, представленных налоговым органом в рамках межведомственного взаимодействия, в полномочия лицензирующего органа также не входит. Достоверность сведений, полученных от налогового органа, законодателем презюмируется.

   Как  следует из материалов дела и пояснений сторон, 25.09.2018 Общество в соответствии с положениями ст.18 Закона № 171-ФЗ обратилось в Департамент с заявлением о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Однако приказом Департамента от 04.10.2018 № 11-18/1113 Обществу было отказано в продлении лицензии на основании подп.3 п.9 ст.19 Закона № 171-ФЗ в связи с наличием неисполненной обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов по состоянию на 25.09.2018, а именно задолженности по пеням по НДФЛ в сумме 17,79руб.

Позиция заявителя основана  на том, что при наличии  уплаты  пеней платежным поручением от 24.09.2018 налоговые органы неправомерно выдали Департаменту справку о наличии задолженности по состоянию на 25.09.2018; ошибка в КБК  не повлекла неуплату пеней в бюджет.

Вместе с тем, сведения об уплате налогов, пеней, штрафов учитываются посредством введения информации в систему АИС "Налог" для отражения в карточках "РСБ", которое осуществляется работниками структурного подразделения налогового органа, ответственного за ввод и обработку информации. Указанную информацию налоговые органы получают из УФНС по Ярославской области, куда она поступает из органов Федерального казначейства.

Порядок работы налоговых органов с документами, поступившими из органов Федерального казначейства, установлен Приказом ФНС России от 18.01.2012 № Ж-7-1/9 «Об утверждении единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчёты с бюджетом» местного уровня».

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что 25.09.2018 в 16 час.05 мин. инспекция получила из УФНС по Ярославской области информацию о платеже по данному платежному поручению, сведения в КРСБ налогоплательщика отразились 26.09.2018.  При этом  Общество при уплате пеней указало код подвида доходов 1000 (что соответствует согласно Приказу № 132н «перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу»).

В результате произведенный 24.09.2018 платеж в КРСБ был отнесен в уплату налога (НДФЛ), а в части пени продолжала числиться задолженность в размере 17,79 рублей до 01.10.2018, когда по заявлению Общества было уточнено назначение платежа.

  Суд считает, что в спорной ситуации Обществом на момент  подачи заявления в Департамент не были предприняты все необходимые (разумные и обоснованные) действия по проверке состояния своих расчетов с бюджетом по обязательным платежам.  Общество не убедилось в  ликвидации  имеющейся задолженности по пеням по НДФЛ на момент  обращения в Департамент с заявлением о продлении срока действия лицензии.

Фактически Общество само своими действиями приняло на себя риск наступления неблагоприятных последствий в виде отказа в продлении лицензии на осуществление розничной продажи спиртных напитков, обратившись в лицензирующий орган до принятия решения об уточнении платежа 01.10.2018, не убедившись, что денежные средства перечислены в счет должного платежа, что и повлекло за собой отказ в выдаче лицензии.

При этом заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия. В указанный срок организация имеет  возможность обеспечить  исполнение обязанности по  уплате и перечислению налога в бюджет.

Суд не согласен  с позицией заявителя о том, что неверное указание КБК не повлекло  неперечисления  налогового платежа в бюджет. 

В данном случае  правовое значение имеет не сам факт  поступления  платежа в бюджет, а  дата (время) его отражения в КРСБ.  Неверное указание  Обществом КБК в платежном поручении  привело  к зачислению пеней по НДФЛ в счет уплаты налога, при этом задолженность по пеням осталась на 25.09.2018 непогашенной.

В соответствии с положениями Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 18.12.2013 № 125н, орган Федерального казначейства осуществляет учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации. Учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании, в том числе расчетных документов (в том числе платежных поручений на общую сумму с реестром), а также платежных ордеров банка о частичной оплате инкассовых поручений, прилагаемых к выписке по счету органа Федерального казначейства в электронном виде (на бумажном носителе).

Порядок работы налоговых органов с документами, поступившими из органов Федерального казначейства, установлен Приказом ФНС России от 18.01.2012 № Ж-7-1/9 «Об утверждении единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчёты с бюджетом» местного уровня» (далее - Единые требования).

В соответствии с разделом III Единых требований обмен информацией между Управлением Федерального казначейства по Ярославской области (далее - УФК по ЯО) и Управлением о поступивших суммах платежей осуществляется в соответствии с Приказом Минфина России, утверждающим порядок учёта Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Управление получает информацию из УФК по ЯО и направляет её в нижестоящий территориальный орган (Инспекцию), который в свою очередь отражает информацию о платежах, поступивших от налогоплательщика в бюджетную систему Российской Федерации в карточке «Расчёты с бюджетом» налогоплательщика (разделы 3, 4 Единых требований).

        При этом перед отправкой информации в Инспекцию Управлением повторно осуществляется контроль направляемой в соответствующие налоговые органы отсортированной информации с данными УФК по ЯО.

Согласно пункту 2 раздела IV Единых требований при поступлении в Инспекцию файла «Информация из расчётных документов» сотрудники Инспекции проверяют полноту и правильность заполнения всех реквизитов расчётного документа. Значения реквизитов расчётного документа, идентифицирующих плательщика, проверяют на соответствие их данным базы данным налоговых органов по учёту плательщика.

Таким образом, в случае допущения ошибки в КБК при заполнении платежного поручения платеж поступает в бюджет, однако органы Федерального казначейства, налоговые органы не смогут корректно его распределить, а платеж будет отнесен к прочим поступлениям либо сформирует переплату, а недоимка, в уплату которой производился платеж,  останется.

Кроме того,  Департамент самостоятельно получил  с использованием СМЭВ  информацию, содержавшуюся по состоянию на 25.09.2018 в КРСБ о наличии  у Общества задолженности по налоговым платежам. 

В целях реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части, где ФНС России является поставщиком данных для других ведомств при оказании государственных услуг и (или) исполнении государственных функций, 1 октября 2011 года в системе межведомственного информационного взаимодействия (СМЭВ) зарегистрирован сервис предоставления сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах SID0003451.

С использованием данного сервиса реализована возможность получения федеральными органами исполнительной власти, региональными органами (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации) и муниципальными органами власти сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с использованием СМЭВ при оказании ими государственных и муниципальных услуг населению и организациям  (Письмо ФНС России от 03.10.2012     ММВ-22-8/76@ «Об отмене порядка».

Учитывая изложенное, налоговые органы не совершали незаконных действий, повлекших  отказ в выдаче Обществу  лицензии. Сформированная в СМЭВ справка о состоянии расчетов по состоянию на 25.09.2018 содержала объективную и достоверную информацию, соответствующую реальной обязанности Общества по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. 

         На основании изложенного и руководствуясь ст. 110, 167-170 АПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья

Розова Н.А.