НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 17.03.2015 № А82-17663/14

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 http://yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-17663/2014

24 марта 2015 года

Резолютивная часть решения от 17.03.2015.

Арбитражный суд Ярославской области в составе

  судьи Т.Б.Красновой

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А.Яблоковой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Гамма"   (ИНН 7611022138, ОГРН 1137611000010)

об оспаривании постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу   (ИНН 7710757158, ОГРН 1097746596672) от 28.10.2014 по делу об административном правонарушении № 03-14/1869-2 (у1-ап8225/03 от 07.11.2014)

при участии:

от заявителя – не присутств.;

от адм.органа – Рамазанова А.Н. по довер. от 26.12.2014;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Гамма» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу  от 28.10.2014 по делу об административном правонарушении № 03-14/1869-2 (у1-ап8225/03 от 07.11.2014) о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ.

Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности за нарушение срока представления декларации об использовании мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, в т.ч. пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (по форме Приложения № 10 к Правилам предоставления деклараций) за 1 квартал 2014г.

Административный орган считает постановление законным и обоснованным? просит отказать в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Межрегиональным Управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу установлен факт непредставления Обществом с ограниченной ответственностью «Гамма» в установленный срок декларации по форме согласно приложению № 10 к Правилам предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815.

По факту выявленного нарушения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 03-14/18691 от 15.10.2014, по результатам рассмотрения которого Управлением вынесено постановление № 03-14/1869-2 от 28.10.2014 (у1-ап8225/03 от 07.11.2014) о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Полагая, постановление незаконным, вынесенным без учета фактических обстоятельств дела, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценивая законность привлечения Общества к административной ответственности, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе за нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Федеральный закон № 171-ФЗ) действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

В силу пункта 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В силу статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Правила представления деклараций и форма деклараций установлены Постановлением Правительства от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».

Согласно пункту 12 Правил организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об использовании производственных мощностей по форме согласно приложению № 10.

Согласно пункту 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Пунктом 16 установлено, что декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».

Согласно части 1 статьи 26 Федерального Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объёме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Общество обязанность по представлению декларации в установленный срок не исполнило - декларацию за 1 квартал 2014 года по форме Приложения № 10 в установленный срок не представило, что свидетельствует о нарушении действующего законодательства.

При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) Общества имеется событие правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.

В соответствии с пунктом 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества в данном случае выразилась в непринятии всех необходимых мер для своевременного представления декларации.

Исходя из понимания значительности регулируемых отношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также руководствуясь презумпцией добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, все организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а равно должностные лица указанных организаций, обязаны предпринимать все зависящие от них меры и совершать все необходимые действия, направленные на соблюдение установленного порядка декларирования и учета объемов производства и оборота названной продукции с целью предотвращения нарушений законодательства в указанной области и наступления общественно опасных последствий.

Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, закреплённых действующим законодательством, в части своевременного представления декларации, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции.

Таким образом, суд полагает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.

Доводы Общества о том, что им в отчетном периоде не осуществлялось производство алкогольной продукции, в связи с чем отсутствует обязанность по представлению декларации, судом отклоняются, поскольку обязанность по представлению декларации зависит не от наличия факта производства продукции, а от характера осуществляемой организацией деятельности. Временное неосуществление деятельности по производству при наличии лицензии не исключает обязанность представления деклараций (с нулевыми показателями), поскольку до момента прекращения действия лицензии именно из деклараций контролирующий орган получает соответствующие сведения об осуществлении или неосуществлении конкретного вида деятельности.

Вместе с тем, оценив обстоятельства совершенного правонарушения, суд полагает, что совершенное Обществом правонарушение возможно признать малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Всесторонне исследовав обстоятельства рассматриваемого дела и объективно оценив представленные доказательства, суд полагает, что допущенное Обществом нарушение не повлекло наступления каких-либо негативных последствий. Учитывая, что Общество неоднократно сообщало административному органу о приостановлении деятельности по производству алкогольной продукции, что следует из письма от 09.10.2014 № 6, безусловных доказательств осуществления деятельности по производству продукции в указанном периоде не имеется, суд считает, что действия Общества в рассматриваемом случае не представляют существенной угрозы общественным и государственным интересам, в связи с чем считает возможным признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным и на основании статьи 2.9 Кодекса освободить Общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого постановления, судом не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 207-211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу  (ИНН 7710757158, ОГРН 1097746596672) от 28.10.2014 по делу об административном правонарушении № 03-14/1869-2 (у1-ап8225/03 от 07.11.2014) о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Гамма" (ИНН 7611022138, ОГРН 1137611000010) к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.

Судья Т.Б.Краснова