НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 15.12.2020 № А82-17696/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-17696/2020

23 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения принята 15 декабря 2020 г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Ландарь Е.В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства исковое заявление  Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

к  муниципальному дошкольному образовательному учреждению Берендеевскому детскому саду №3 (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

о   взыскании  69 008,66 руб.

установил: Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области обратилось в суд с заявлением о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения Берендеевского детского сада №3 69 008,66 руб. ущерба в виде незаконно выплаченных сумм пенсии, в том числе: 23 276,07 руб. ФИО1 за период с 01.06.2019 по 30.06.2020 и 45 732,59 руб. ФИО2 за период с 01.06.2019 по 30.06.2019.

Определением от 23.10.2020г. заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, о чем стороны  извещены  надлежащим образом.

Ответчиком представлен отзыв, в котором он требования не признал,  указав, что сведения в отношении застрахованных лицах ФИО1 и ФИО2 за июнь 2019 г. были представлены  действительно несвоевременно, а именно 20.05.2020 г., однако  в сведениях за все иные последующие периоды информация о работе пенсионеров ФИО1 и ФИО2 была отражена, соответственно, излишняя выплата страховых пенсий производилась Пенсионным фондом в период, когда он уже располагал сведениями о работающих пенсионерах исходя из представленных ответчиком форм СЗВ-М с июля 2019 г. по июнь 2020 г, ОДВ-1 от 24.02.2020 и уточненной формы СЗВ-М за июнь 2019 г. от 20.05.2020, в связи с чем, вина ответчика  отсутствует.

03.12.2020 заявитель направил в суд ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просит взыскать с ответчика 53 708,66 руб. ущерба в виде незаконно выплаченных сумм пенсии, в том числе: 23 276,07 руб. ФИО1 за период с 01.06.2019 по 30.06.2020 и 30 432,59 руб. ФИО2 за период с 01.06.2019 по 30.06.2019.

Уточнение судом принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, решение в виде резолютивной части принято  15.12.2020г.

От ответчика поступило ходатайство об  изготовлении  мотивированного решения, которое подлежит удовлетворению.

Оценив  имеющиеся в деле материалы и позиции сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения   заявленного требования с учетом  следующего.

В соответствии с  частями 1,3,4 статьи 26.1 Федерального закона  от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного  Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным  Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного  Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Сведения о застрахованных лицах за июнь 2019 года  были  представлены ответчиком в установленный срок, однако не содержали сведения о пенсионерах ФИО1 и ФИО2 Дополняющая форма на ФИО1 и ФИО2 представлена 20.05.2020г.

Поскольку сведения о работе ФИО1 и ФИО2 отсутствовали  по состоянию на июнь 2019 года, фиксированная выплата пенсионерам производилась с учетом индексации в период с 01.06.2019 г. по 30.06.2019 г., переплата составила  69 008,66 руб.

В соответствии с  частями 1.3 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 данной  статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поскольку перерасчет пенсии ФИО1 и ФИО2 произведен в отсутствие на то оснований, излишняя выплата пенсии образовалась  в связи с  непредставлением в установленный срок ответчиком достоверных сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, требование о взыскании ущерба в виде незаконно выплаченной пенсии  признается судом обоснованным.

Довод  ответчика о том, что во все последующие периоды сведения на ФИО1 и ФИО2 были  поданы и Управление ПФ располагало  информацией о ее работе, судом отклоняется как не имеющий правового значения.

Положениями Федерального закона № 400-ФЗ определено, что индексация пенсии пенсионерам, прекратившим осуществление работы,  производится за период,  начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

При этом,  в силу пункта 8 статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ в  случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии пенсия, фиксированная выплата к пенсии (с учетом повышения) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

То есть, при возобновлении трудовой деятельности перерасчет пенсии, проиндексированной в связи с прекращением трудовых  отношений, не производится.

С учетом вышеприведенных положений закона органы Пенсионного фонда производят индексацию пенсии в связи с прекращением  пенсионером трудовых функций, данный перерасчет  производится на основании  сведений,  поступивших от страхователя.

Именно  на страхователя федеральный законодатель возложил обязанность по своевременному и полному представлению сведений  о застрахованных лицах и предусмотрел право  органов Пенсионного фонда предъявлять требования о взыскании убытков в случае ненадлежащего исполнения страхователем возложенных обязанностей.

В рассматриваемом случае переплата пенсии образовалась вследствие   непредставления  страхователем в установленный срок  сведений о  застрахованном лице,  обязанности по проверке  факта  прекращения (либо продолжения) трудовых отношений  застрахованным лицом на органы Пенсионного фонда не возложена, в связи с чем требование о взыскании со страхователя   выплаченной в отсутствие на то законных оснований пенсии признается судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С учетом результата рассмотрения спора, расходы по  уплате государственной пошлины суд в порядке статьи  110 АПК РФ относит на ответчика,  государственная пошлина взыскивается  в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Принять в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство истца об уточнении исковых требований, в соответствии с которым он просит взыскать с ответчика 53 708,66 руб. ущерба в виде незаконно выплаченных сумм пенсии, в том числе: 23 276,07 руб. ФИО1 за период с 01.06.2019 по 30.06.2020 и 30 432,59 руб. ФИО2 за период с 01.06.2019 по 30.06.2019.

Взыскать с  муниципального дошкольного образовательного учреждения Берендеевского детского сада №3   (ИНН  <***>, ОГРН  <***>) в пользу  Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области  (ИНН  <***>, ОГРН  <***>) 53 708,66 руб. ущерба в виде незаконно выплаченных сумм пенсии, в том числе: 23 276,07 руб. ФИО1 за период с 01.06.2019 по 30.06.2020 и 30 432,59 руб. ФИО2 за период с 01.06.2019 по 30.06.2019.

Решение подлежит немедленному исполнению. Исполнительный лист выдать.

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения Берендеевского детского сада №3 в доход федерального бюджета 2148 руб. государственной пошлины. Исполнительный лист выдать по истечении 10-дневного срока со дня вступления решения в законную силу.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177, ч.1 ст.229 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Ландарь Е.В.