НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 15.11.2018 № А82-21679/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-21679/2018

17 ноября 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена  –  15 ноября 2018

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Глызиной А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Соловьевой Т.О., секретарем судебного заседания  Новиковой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской  и Костромской областям (ИНН  7603028094, ОГРН  1047600206334)

о  привлечении  к  административной  ответственности

Общества с ограниченной ответственностью "Национальная экологическая компания" (ИНН  7606101962, ОГРН  1157627030659)

по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ

при участии:

от заявителя –   Иванова Е.М. – предст. по пост. дов.,

от лица, в отношении которого составлен протокол  -  Романов А.А. – директор, Гешелин М.И. – предст. по пост. дов.,

установил:

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской  и Костромской областям (ИНН  7603028094, ОГРН  1047600206334)  (далее по тексту – заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Национальная экологическая компания" (ИНН  7606101962, ОГРН  1157627030659)  -  по части 3  статьи 14.1 КоАП РФ – за допущенное нарушение лицензионных условий и требований.

В  судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям,  изложенным в тексте заявления

Ответчик факт совершения вменяемого ему правонарушения   считает не доказанным; возражает против привлечения его к административной ответственности.

Правовые позиции сторон изложены в материалах дела письменно; судом приобщены в материалы дела.

В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону состава правонарушения,  предпринимателю вменяется нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании  деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,  обезвреживанию, размещению отходов  I - IV классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.110.2015 № 1062.

Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами на основании лицензии № (76) – 861-СТБ/П от 13.12.2016.

На основании поступившей информации, в отношении Общества заявителем в установленном порядке была проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки соблюдения лицензионных условий и требований (акт проверки от 17.08.2018).

В ходе проверки административным органом было установлено, что  Обществом был заключен договора аренды транспортного средства с экипажем № 16/2017 от 01.09.2017, согласно которого Общество арендует у гр. Кушнира В.И. автотранспорт с водителем.

На дату – 20.02.2018  - водитель Афонин Ю.А. , работавший на автотранспортном средстве по указанному договору,  привлекался Обществом для сбора и транспортирования отходов из г. Белгород.

Трудовых отношений между Обществом и водителем Афониным Ю.А.  – не имеется.

Таким образом, изучив все имеющие сведения и документы,  административным органом в действиях ответчика был установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч^3 ст. 14.1КоАП РФ – а именно,  осуществление предпринимательской деятельности с нарушениями  требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) – в отсутствие трудовых отношений с лицом, осуществляющим сбор и транспортировку отходов..

По результатам проверки, оформленной  административным органом актом проверки,  в отношении  ответчика был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренным частью 3  статьи 14.1 КоАП РФ.  По мнению заявителя, Обществом были  нарушены: требования п. 1, 2 ст. 39, ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ; п. 1 ст. 15, ст. 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ; п.п. «г» п.З Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (утв.  Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062).

Изложенные фактические обстоятельства  подтверждены материалами дела, судом считаются установленными.

Ответчик полагает, что  в ходе проверки административным органом не было установлено фактов  нарушения им лицензионных условий и требований (исходя из имеющейся у него лицензии на осуществление рассматриваемого вида деятельности),  при  этом исходит из следующего.

Лицензионные условия и требования содержат требования к наличию у субъекта, осуществляющего рассматриваемый вид деятельности сотрудников, прошедщих необходимое обучение.  Соответственно, Общество полагает, что в его действиях отсутствует событие вменяемого ему правонарушения части 3  статьи 14.1 КоАП РФ. Запрета на привлечение иных лиц для выполнения работ (услуг), либо обязанности по осуществлению данного вида деятельности только сотрудниками Общества, состоящих с ним в трудовых отношениях, действующее законодательство – не содержит.

Оценивая необходимость привлечения ответчика к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Согласно части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

 Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальных разрешением (лицензией).

Отношения, связанные с лицензированием деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов  I - V классов опасности,  урегулированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), а также Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

Статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ,  деятельность по   сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

15 октября 2015 года вступило в силу  Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2015 N 1062, в соответствии с пунктом 3 которого лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

в) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;

д) для работ по размещению отходов I - IV классов опасности - проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

В силу пункта 4 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований относится невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, а также:

а) допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;

б) использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.

  Рассмотрев материалы  настоящего дела, суд пришел к выводу, что   отсутствуют основания для привлечения ответчика к административной ответственности за нарушение лицензионных условий и требований с учетом следующего.

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ,  в  протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе по делу об административном правонарушении, составленном  в отношении ответчика по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,  административным органом было вменено   нарушение Обществом   - п.п. «г» п.З Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (утв.  Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062) – а именно, отсутствие трудовых отношений с водителем - применительно к  обязанности наличия у  лицензиата и у работников, заключивших с  ним трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами)  на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Обоснованным, по мнению суда, является правовая позиция ответчика  о  том, что запрета на привлечение иных лиц для выполнения работ (услуг), либо обязанности по осуществлению данного вида деятельности только сотрудниками Общества, состоящих с ним в трудовых отношениях, действующее законодательство – не содержит.

Вместе с тем, из материалов конкретного дела судом было установлено, что водитель Афоенин Ю.А., осуществлявший сбор и транспортировку отходов по договору аренды автотранспортного средства с экипажем для Общества,  – прошел необходимую подготовку в рассматриваемой сфере, что было  Обществом подтверждено документально в судебном заседании.

Необходимых и достаточных доказательств обратного, либо факта наличия  иных нарушений Обществом лицензионных условий и  требований, заявителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ,  суду - не  представлено.

Соответственно, суд считает, что  административным органом не установлен надлежащим образом факт совершения ответчиком правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, по мнению суда, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями  202 -  206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Национальная экологическая компания" (ИНН  7606101962, ОГРН  1157627030659) к административной ответственности  по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Глызина А.В.