НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 15.10.2015 № А82-9561/15

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-9561/2015

10 ноября 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена 15.10.2015

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клевакиной Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Трофимова Андрея Александровича

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской области

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области

о признании недействительным решения от 18.02.2015 об отказе в государственной регистрации юридического лица, о взыскании 4 560,00 руб. расходов, понесенных во время государственной регистрации юридического лица,

о возмещении 25000руб. расходов на оплату услуг представителя,

при участии

от заявителя:   Райлян Т.М. - представителя по доверенности от 08.04.2015,

от ответчика:   Воронина Д.А. - специалиста 1 разряда юротдела, доверенность от 01.10.2015, Фадеевой Н.С. - главного специалиста-эксперта, доверенность от 24.08.2015, Яблоковой Г.П. - начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС по ЯО, доверенность от 15.09.2015,

установил:

Трофимов Андрей Александрович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Ярославской области от 18.02.2015 № 789А об отказе в государственной регистрации юридического лица Общества с ограниченной ответственности «Теплый Дом» (далее – Общество) в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон № 129-ФЗ, Закон о государственной регистрации) необходимых для государственной регистрации документов.

Заявитель считает необоснованным вывод инспекции об указании в заявлении о регистрации юридического лица при создании недостоверных сведений об адресе учредителя и лица, имеющего право действовать без доверенности от имени Общества, и, соответственно, о непредставлении им документов, необходимых для регистрации юридического лица при его создании.

Заявитель указывает, что в соответствии со ст.12 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица в регистрирующий орган должны быть представлены перечисленные в названной статье документы, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р11001.

Общий порядок представления документов при государственной регистрации установлен статьей 9 Закона № 129-ФЗ.

Согласно п.1 ст.9 Закона требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время Требования по оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств» (далее – Требования).

Согласно п.2.9.6 Требований подпункты 6.1.1 – 6.1.9 заполняются с учетом п.2.3 Требований: в пунктах 2.3 - 2.9 показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В первом указывается тип адресного объекта, во втором - соответственно наименование или номер адресного объекта.

Заявитель указал, что заполнение пунктов 6.1.3 листа В (Сведения об учредителе – физическом лице), 6.1.3 листа Е (Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) и 4.5.1.3 листа Н (Сведения о заявителе) осуществлялось на основании данных об адресе заявителя, указанных в паспорте гражданина РФ серия 28 05 № 632090, выданном Трофимову А.А. Краснохолмским отделом внутренних дел Тверской области. В указанном паспорте на странице 5 запись «Краснохолмский район» как элемент адреса отсутствует.

Следовательно, заявитель безошибочно заполнил соответствующие графы заявления формы Р11001 и представил для государственной регистрации Общества документ, соответствующий всем требованиям Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Заявитель отмечает, что в силу подп. «а» п.1 ст.23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления заявителем определенных Законом и необходимых для государственной регистрации документов. Отсутствие элемента адреса учредителя/директора вновь создаваемого Общества, который, по мнению инспекции, должен быть указан в заявлении на регистрацию, не может расцениваться как непредставление заявления формы № Р11001, поскольку предусмотренное подп. «а» п.1 ст.23 Закона основание для отказа предполагает фактическое непредставление определенных документов или представление заявителем недостоверных сведений.

В спорной ситуации вся необходимая для регистрации ООО информация об адресе была изложена в заявлении, сведения об адресе учредителя/директора Трофимова А.А. указаны в нем безошибочно (достоверные) в строгом соответствии с данными паспорта заявителя.

После отказа в государственной регистрации ООО «Теплый дом» Трофимову А.А. пришлось повторно обратиться в инспекцию за регистрацией Общества по другому адресу, в связи с чем повторно были затрачены денежные средства: 4000руб. на уплату государственной пошлины, 500руб. за нотариальное удостоверение заявления формы № Р11001, 60руб. на подготовку нотариально удостоверенной копии доверенности № 1-950 от 06.06.2015, которые заявитель просит обязать налоговые органы возместить на основании ст.15 ГК РФ как понесенные убытки.

Также заявитель также просит взыскать с налоговых органов 25000руб. расходов на оплату услуг представителя и 1000руб. расходов за выдачу нотариально удостоверенной доверенности № 1-582 от 08.04.2015 на представление интересов заявителя в арбитражном суде.

Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, указанным в отзыве, пояснил следующее.

Регистрирующим органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО «Теплый дом» на основании подп. «а» п.1 ст.23 Закона о государственной регистрации по причине непредставления заявителем определенных указанным законом необходимых для государственной регистрации документов. В частности, адрес учредителя и лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, не соответствует сведениям государственного адресного реестра.

В соответствии с Законом № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Указанный реестр ведется на бумажных и электронных носителях.

Для оптимизации работы государственных органов и оперативного взаимодействия этих органов обработка и внесение данных в ЕГРЮЛ осуществляется автоматически с помощью информационных технологий, поэтому при заполнении форм заявитель обязан соблюдать Требования.

Согласно Требованиям подпункты 6.1.1-6.1.9 заполняются с учетом положений пункта 2.3 Требований.

В пунктах 2.3 - 2.9 Требований определено, что показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей, в первом указывается тип адресного объекта, во втором - наименование или номер адресного объекта.

В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при указании услуг почтовой связи.

Пунктом 3 статьи 5 данного Федерального закона № 443-ФЗ установлены следующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения и органов местного самоуправления в сфере адресных отношений:

- присвоение адресов, их изменение и регулирование;

- размещение, изменение, аннулирование содержащихся в государственном реестре сведений об адресах.

Следовательно, источником информации об адресе, в том числе о наименованиях элементов планировочной структуры, улично-дорожной сети, номерной части являются документы соответствующих уполномоченных органов, а не сведения о месте регистрации гражданина, содержащиеся в паспорте гражданина РФ.

При этом адрес – это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

В случае несоответствия структуры адреса сведениям, содержащимся в федеральной информационной адресной системе, автоматическая обработка и внесение данных в ЕГРЮЛ становится невозможной.

Содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются общедоступной информацией, размещаемой, в том числе, в форме открытых данных. Федеральная адресная система доступна пользователям сети Интернет.

В федеральной адресной системе имеется следующая запись об улице Первомайской: Тверская область, Краснохолмский р-н, Красный холм г., Первомайская ул.

Таким образом, город Красный холм Тверской области имеет районное значение, и, соответственно, в заявлении должен быть указан район, к которому он отнесен (Краснохолмский).

В числе городов Тверской области, структура адреса которых не содержит элемент «район», г.Красный холм не значится.

Ответчик также пояснил, что в Требованиях прямо установлено, в каких случаях определенные разделы заявления о регистрации заполняются в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица (например, пункты 5.2 - 5.5 заполняются в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица). Если отсутствует прямое указание об этом, то следует использовать сведения, содержащиеся в федеральной адресной системе.

Кроме того, в силу разных причин (переименование населенного пункта, улицы, изменение номера дома и т.п.) сведения об адресе, содержащиеся в паспорте физического лица, на момент подачи заявления о регистрации могут утратить актуальность и не соответствовать сведениям, содержащимся в федеральной адресной системе. В связи с этим внесение недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может затрагивать экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу, препятствовать получению почтовых отправлений, надлежащему осуществлению налогового контроля, и т.п. Место нахождения лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица без доверенности, имеет существенное значение, часто оно совпадает с местом нахождения юридического лица, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров.

В отношении возмещения убытков в виде государственной пошлины за регистрацию Общества и нотариальное удостоверение заявления о регистрации и копии доверенности ответчики пояснили, что данные расходы убытками не являются, госпошлина уплачивается на совершение юридически значимых действий, которые были совершены. Результатом рассмотрения заявления о регистрации может быть либо регистрация юридического лица, либо отказ в регистрации, таким образом, юридически значимые действия совершены. Кроме того, в случае признания решения регистрирующего органа недействительным регистрирующий орган обязан будет совершить действия по регистрации Общества, что в данном случае является невозможным, так как Общество уже зарегистрировано.

При этом вопрос о взыскании убытков выходит за рамки дела о государственной регистрации.

Расходы на оплату услуг представителя ответчики считают завышенными с учетом небольшой сложности дела, представили сведения о стоимости юридических услуг в г.Ярославле по делам, рассматриваемым арбитражным судом.

Рассмотрев материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктами 4, 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с внесением в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии со статьей 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется, в том числе, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

В соответствии с пунктами 1.1 ст.9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом (п.1.2 ст.9 Закона).

Статья 12 Закона № 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации создаваемого юридического лица.
  В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае, в том числе, непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Ограниченный перечень документов, необходимых при подаче заявления в регистрирующий орган, не освобождает заявителя в соответствии с нормами Федерального закона N 129-ФЗ от обязанности соблюдать требования, предъявляемые к оформлению документов при государственной регистрации. Однако такие нарушения, выявленные регистрирующим органом, должны свидетельствовать о невозможности регистрации поданных заявителем сведений.

Форма заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании (форма № Р11001) утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств». Этим же приказом утверждены Требования по оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган – приложение № 20 к данному приказу.

Согласно п.2.9 Требований Лист В заявления "Сведения об учредителе - физическом лице" заполняется в случае, если учредителем создаваемого юридического лица является гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

Подпункты 6.1.1 - 6.1.9 заполняются с учетом положений пункта 2.3 настоящих Требований.

Согласно п.2.13 Требований Лист Е заявления "Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица", в случае если право действовать без доверенности от имени юридического лица имеют несколько физических лиц, заполняется в отношении каждого такого физического лица.

Пунктом 2.13.6 Требований установлено, что Раздел 6 "Адрес места жительства" заполняется с учетом положений подпункта 2.9.6 настоящих Требований.

В соответствии с п.2.20 Требований Лист Н заявления "Сведения о заявителе", в случае если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя и более лицами, заполняется в отношении каждого учредителя.

При этом, согласно п.2.20.4 Требований, в разделе 4 "Сведения о заявителе" пункты 4.1 - 4.5 заполняются с учетом положений подпунктов 2.9.1 - 2.9.3, 2.9.5, 2.9.6 настоящих Требований.

Пунктом 2.3 Требований установлено, что в разделе 2 "Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" элементы адреса указываются с учетом следующего.

В пунктах 2.3 - 2.9 показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В первом указывается тип адресного объекта, во втором - соответственно наименование или номер адресного объекта.

В пунктах 2.3 - 2.6 тип адресного объекта указывается с использованием сокращения в соответствии с приложением 2 к настоящим Требованиям.

В пунктах 2.7 - 2.9 тип адресного объекта указывается полностью.

Как следует из материалов дела, 18.02.2015 регистрирующим органом было вынесено решение № 789А об отказе в государственной регистрации юридического лица Общества с ограниченной ответственности «Теплый дом» в случае непредставления определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.

Отказ в государственной регистрации произведен в соответствии с подп. «а» п.1 ст.23 Закона № 129-ФЗ – непредставление определенных статьей 12 Закона необходимых для государственной регистрации документов, а именно заявления о регистрации, так как заявлены недостоверные сведения об адресе учредителя, лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица.

В частности, в структуре адреса не указан элемент «район» города районного значения Красный холм Тверской области.

Заявитель указывает, что согласно сведениям о месте регистрации в паспорте заявителя данный элемент не входит в структуру адреса, поэтому решение является незаконным.

Однако заявителем не учтено следующее.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» адрес – это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Статьей 3 Закона № 443-ФЗ установлено, что ведение государственного адресного реестра, эксплуатация федеральной информационной адресной системы, использование содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах осуществляются на основе следующих принципов:

1) единство правил присвоения адресов объектам адресации и наименований элементам улично-дорожной сети, элементам планировочной структуры, изменения таких адресов и наименований, их аннулирования;

2) обеспечение достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах;

3) открытость содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

В федеральной адресной системе имеется следующая запись об улице Первомайской: Тверская область, Краснохолмский р-н, Красный холм г., Первомайская ул.

Таким образом, город Красный холм Тверской области имеет районное значение, и, соответственно, в заявлении должен быть указан район, к которому он отнесен (Краснохолмский).

В числе городов Тверской области, структура адреса которых не содержит элемент «район», г.Красный холм не значится.

Довод заявителя о том, что Требованиями не предусмотрено указание адресных данных в соответствии с федеральной адресной системой, судом не принимается. В Требованиях прямо установлено, в каких случаях определенные разделы заявления о регистрации заполняются в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица (например, пункты 5.2 - 5.5 заполняются в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица). Если отсутствует прямое указание об этом, то следует использовать сведения, содержащиеся в федеральной адресной системе.

Кроме того, в соответствии с Законом № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Указанный реестр ведется на бумажных и электронных носителях.

Для оптимизации работы государственных органов и оперативного взаимодействия этих органов обработка и внесение данных в ЕГРЮЛ осуществляется автоматически с помощью информационных технологий, поэтому при заполнении форм заявитель обязан соблюдать названные Требования.

Суд согласен с доводом ответчика о том, что в силу разных причин (переименование населенного пункта, улицы, изменение номера дома и т.п.) сведения об адресе, содержащиеся в паспорте физического лица, на момент подачи заявления о регистрации могут утратить актуальность и не соответствовать сведениям, содержащимся в федеральной адресной системе. В связи с этим внесение недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может затрагивать экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в учредительных документах адресу, препятствовать получению почтовых отправлений, надлежащему осуществлению налогового контроля, и т.п.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с Трофимова Андрея Александровича (29.06.1986г.р., адрес регистрации: 150006 г. Ярославль, ул.Чернопрудная, д.12, кв.71) в доход федерального бюджета 2300руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья

Розова Н.А.