НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 14.10.2005 № А82-3978/05

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ЯРОСЛАВСКОЙ  ОБЛАСТИ

         ИМЕНЕМ   РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

                           Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль                                                            14 октября  2005 г.

                                                                                  Дело  № А82-3978/2005-27

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Н.А.Розовой

при ведении протокола судебного заседания Н.А.Розовой,

рассмотрев в судебном заседании  дело по заявлению  межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ярославской области

к Сельскохозяйственному производственному кооперативу - колхозу имени Кирова

о взыскании 40918 руб. финансовых санкций

при  участии

от заявителя: Мельникова Р.О.- специалиста 1 кат.юр.отд.,

от ответчика: Жулина Г.Н. – председателя, Тряпицыной Л.С.- гл.бух.,

установил:

  Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Ярославской области  обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Сельскохозяйственного производственного кооператива - колхоза имени Кирова по решению № 339 от 24.02.2005 финансовых санкций в виде 4 945 руб. штрафа за неуплату НДС, 11788 руб. штрафа за неуплату единого социального налога, 24185 руб. штрафа за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц.

           Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениям к отзыву.

            Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

           Выездной налоговой проверкой СПК – колхоз имени Кирова  за период с 2001 по 01.07.2004, оформленной актом № 339 от 24.02.2005, установлена неуплата НДС в сумме 24726руб., ЕСН в сумме 58939руб.92 коп., задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 243362 руб.

            За выявленные нарушения решением № 339 от 24.02.2005 колхоз привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания сумм неуплаченных и неперечисленных налогов, пеней в сумме 8905 руб. по НДС, 27167,50 руб. по ЕСН, 167546 руб.59коп. по налогу на доходы физических лиц, а также штрафов за неуплату налогов: 4945 руб. по НДС, 11788 руб. по ЕСН, и штрафа в сумме 24185 руб. за неперечисление в бюджет НДФЛ по ст.123 НК РФ.

           В связи с неуплатой штрафов инспекция обратилась в суд за их взысканием.

           Неуплата НДС в сумме 4473 руб. за ноябрь 2001 г., 4302,52 руб. за 3 кв.2002 г., 3968 руб.  за 4 квартал 2003 г., 3666 руб. за 2 кв.2004 г.  вызвана неправомерным, по мнению инспекции,  возмещением в 2001-2004 годах из бюджета НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям (горюче-смазочным материалам) за счет средств бюджетного финансирования, полученного по статье  «Господдержка программ и мероприятий по развитию животноводства (Дотации на животноводческую продукцию)» в соответствии с соглашениями с Департаментом  агропромышленного комплекса  Администрации Ярославской области и Отделом финансов  администрации Брейтовского муниципального округа № 1260 от 31.10.2001, № 13 от 05.12.2003, № 20 от 31.10.2003, № 16 от 30.06.2004. 

          Инспекция полагает, что получая субсидию из бюджета, сельскохозяйственные  товаропроизводители не вправе принимать к вычету суммы НДС, поскольку оплата ГСМ с учетом НДС произведена за счет бюджетных средств, фактические затраты за счет собственного имущества налогоплательщика отсутствуют.

          Колхозом были представлены разногласий на акт проверки, в которых он ссылается на ст.171, 172 НК РФ, указывает, что суммы налога при приобретении  горюче-смазочных материалов были уплачены поставщикам, счета-фактуры имеются, условия возмещения выполнены.

          Колхоз указывает в возражениях и отзыве, что выплаты субсидий осуществлялись из средств областного бюджета за животноводческую продукцию для сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности в соответствии со ст.19 Закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2001 год», ст.25 Закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2002 год», ст.23 Закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2003 год», ст.23 Закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2004 год»  и постановлениями администрации Ярославской области «О мерах государственной поддержки программ и мероприятий по развитию агропромышленного производства Ярославской области на 2001 год» от 11.04.2001 № 51-а, «О государственной поддержке  программ и мероприятий  по развитию агропромышленного производства  Ярославской области» от 01.04.2002 № 59-а (с изменениями и дополнениями).  Субсидии являются собственными средствами сельхозкооператива,  Налоговый кодекс РФ не ставит право на возмещение НДС в зависимость от того, какими средствами – бюджетными или собственными, произведена оплата за поставляемый товар.

          Ответчик дополнительно пояснил в заседании, что НДС по приобретенным ГСМ ставился к возмещению в соответствии с методическими  указаниями Департамента агропромышленного комплекса Ярославской области, существует судебная практика рассмотрения данных споров в пользу налогоплательщиков.  

           Суд считает заявление в данной части не подлежащим удовлетворению.

           В соответствии со ст.171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму подлежащего уплате налога на сумму налога, предъявленную ему и уплаченную при приобретении товаров на территории РФ для осуществления производственной деятельности. Налоговые вычеты в соответствии со ст.172 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров налогоплательщиком.

           Как следует из материалов дела, указанные требования законодательства ответчиком  выполнены.

           Статьей 19 Закона Ярославской области от 03.01.2001 № 1-з «Об областном бюджете на 2001 год», статьей 25 Закона Ярославской области от 03.01.2002 № 1-з «Об областном бюджете на 2002 год», статьей 23 Закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2003 год», статьей 23 Закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2004 год»   установлено, что сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности, а  также личным подсобным хозяйствам граждан, реализующим животноводческую продукцию, администрацией Ярославской области за счет средств областного бюджета оказывается государственная поддержка в расчете на единицу реализуемой продукции по фиксированным ставкам.

           Во исполнение указанных положений законов администрацией Ярославской области приняты постановления от 11.04.2001 № 51-а «О мерах государственной поддержки программ и мероприятий по развитию агропромышленного производства Ярославской области на 2001 год» и от 01.04.2002 № 59-а «О государственной поддержке программ и мероприятий по развитию агропромышленного производства Ярославской области на 2002 год», действие которого продлено на 2003, 2004 годы, в соответствии с которыми сельхозпроизводителям выделяются субсидии на покрытие фактических расходов по производству продукции животноводства.

          Выделенные средства становятся собственными средствами предприятия и могут  расходоваться ими на покрытие любых расходов по производству сельхозпродукции, в том числе на приобретение комбикормов, нефтепродуктов, выплату заработной платы и т.п. без ограничений.

           СПК – колхоз имени Кирова, являясь производителем сельхозпродукции, на основании указанных нормативных актов получил соответствующую сумму субсидий, за счет которых приобрел ГСМ, необходимые для производственной деятельности.

          Поскольку налоговое законодательство не ставит право на возмещение налога на добавленную стоимость от источника поступления денежных средств на счета налогоплательщика, доначисление налога инспекцией не основано на законе.

           За 1, 2 и 4 кварталы 2003 года колхозом заявлен к вычету НДС в сумме 9431,81 руб. за приобретенные семена  у поставщика ООО «Альтаир». Инспекция полагает, что НДС заявлен  к вычету неправомерно, так как проверкой не установлено финансово-хозяйственных отношений с данным поставщиком, по сведениям  ИФНС России № 3 по Ярославской области  ООО «Альтаир» не прошло перерегистрацию, налоговую отчетность по месту постановки на налоговый учет не представляет, в связи с чем отсутствует источник возмещения НДС из бюджета.    

          Заявитель указывает, что им понесены реальные расходы по приобретению семян у данного поставщика, все документы были оформлены, расчеты произведены, закупку семян у ООО «Альтаир» производили и соседние сельхозпредприятия.

          Суд считает неправомерным непринятие расходов по приобретению семян у ООО «Альтаир» и доначисление НДС, заявленного к вычету, поскольку данный налогоплательщик зарегистрирован, стоит на налоговом учете, непредставление им налоговой отчетности не лишает колхоз права на применение налогового вычета, так как все условия возмещения НДС соблюдены, и Налоговый кодекс РФ не ставит право покупателя на возмещение НДС в зависимость от уплаты налога поставщиком.  Налогоплательщик не может нести ответственность за нарушение налогового законодательства своими поставщиками.             

          Инспекцией признан незаконным налоговый вычет по НДС в сумме 1764 руб. за 1 квартал 2002 года.

           Согласно пояснениям ответчика, данная сумма была уплачена в бюджет по акту изъятия выручки из кассы колхоза в счет погашения недоимки по налогам, и поставлена бухгалтером в строку 340 налоговой декларации по НДС как НДС, уплаченный с авансов и подлежащий возмещению после реализации, по указанию инспектора при подаче налоговой декларации. Доказать данный факт бухгалтер не может.

          Суд считает, что изъятая из кассы в погашение недоимки по налогу сумма 1764 руб. не является НДС, уплаченным с авансов, и предъявление ее к вычету неправомерно.

           Вместе с тем, с учетом финансового положения сельхозкооператива и обстоятельств дела суд в соответствии со ст.112, 114 НК РФ считает возможным снизить размер штрафа в 5 раз. 

           Инспекция просит взыскать штраф в сумме 11788 руб. за неуплату единого социального налога в федеральный бюджет в сумме 58939,92 руб. в результате завышения размера примененного налогового вычета в виде фактически неуплаченных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Заявитель исходит из п.3 ст.243 НК РФ, согласно которому в случае превышения суммы налогового вычета над суммой фактически уплаченных страховых взносов на ОПС сумма превышения признается занижением единого социального налога.

           Ответчик представил решения Арбитражного суда Ярославской области о взыскании с него в судебном порядке страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 и 6 месяцев 2004 года, неуплата взносов вызвана недостаточностью денежных средств из-за тяжелого финансового положения колхоза.

           Суд считает штраф не подлежащим взысканию по следующим основаниям.

          В соответствии с п.2 ст.243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате  в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

          Согласно абз.4 п.3 названной статьи в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

         Согласно ст.106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое данным Кодексом установлена ответственность.

         В соответствии со ст.122 Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в  размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

         Между тем, из буквального содержания п.2 ст.243 НК РФ следует, что сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период  страховых взносов (обязательных платежей по страховому взносу) на ОПС. Из содержания абз.4п.3 ст.243 НК РФ следует, что занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, признается превышение суммы примененного налогового вычета (начисленных страховых взносов) над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период.

         Таким образом, в действиях налогоплательщика отсутствуют событие и состав налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ, в связи с чем штраф взысканию не подлежит.

          Инспекция просит взыскать с ответчика 24185 руб. штрафа за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц с учетом имеющейся задолженности по НДФЛ в сумме 243362 руб.

         Ответчик пояснил, что неуплата вызвана крайне тяжелым финансовым состоянием колхоза и отсутствием денежных средств, поскольку основной доход колхоз получает от молочного животноводства, покупателем молока является Брейтовский  сырзавод, который  рассчитывается в основном собственной продукцией либо поставками по завышенным ценам ГСМ и запчастей, «живые» деньги использовались в основном для расчетов за электроэнергию. Расчеты по зарплате с колхозниками осуществляются  натуроплатой – сыром, маслом, зерном, иногда мясом, учет ведется  в накладных внутрихозяйственного назначения и книге учета расчетов с колхозниками по оплате, которые представлены в судебное заседание. Инспекция при проверке данный способ выплаты заработной платы не учитывала.

           Суд считает штраф не подлежащим взысканию, так как неперечисление налога вызвано отсутствием денежных средств в связи с тяжелым финансовым положением, что свидетельствует об отсутствии вины налогового агента в неперечислении налога. Кроме того, выплаты осуществлялись натуроплатой, с которой невозможно удержать и перечислить НДФЛ, что не учтено налоговым органом при привлечении к ответственности.

           На основании ходатайства ответчика и с учетом тяжелого имущественного положения суд в соответствии  с п.2 ст.333.21 НК РФ снижает госпошлину до 100 руб. 

           На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 216 АПК РФ, суд

решил:

          Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива - колхоза имени Кирова (152760 Ярославская обл., Брейтовский р-н, д.Новинка, ИНН 7615000181) в доход бюджета 352руб.80коп. штрафа за неуплату НДС. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

          Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива -колхоза имени Кирова (152760 Ярославская обл., Брейтовский р-н, д.Новинка, ИНН 7615000181) в доход бюджета федерального бюджета 100 руб. госпошлины. Исполнительный лист выдать по истечении 10 дней после вступления решения в законную силу.

         В остальной части заявления отказать.

         Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию арбитражного суда.

Судья                                                                    Н.А.Розова