НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 13.03.2012 № А82-17784/2011

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ярославль 13 марта 2012 г.

Дело № А82-17784/2011

Резолютивная часть решения оглашена 13.03.2012

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Н.А.Розовой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Брызгуновой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоСнаб» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным решения № 4735 от 26.10.2011 в части отказа в возврате излишне уплаченного налога, уплачиваемого в связи с применение упрощенной системы налогообложения, в сумме 104999руб., и об обязании инспекции устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата ООО «ЭнергоСнаб» излишне уплаченного налога в сумме 104999руб.,

при участии

от заявителя:   не явились,

от ответчика:   ФИО1- специалист-эксперт правового отдела, доверенность от 23.12.2011,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоСнаб» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля № 4735 от 26.10.2011 в части отказа в возврате излишне уплаченного налога, уплачиваемого в связи с применение упрощенной системы налогообложения, в сумме 104999руб., и об обязании инспекции устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата ООО «ЭнергоСнаб» излишне уплаченного налога в сумме 104999руб.

Заявитель ссылается на ст.78 НК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О, статью 200 ГК РФ, считает, что ст.78 НК РФ не препятствует в случае пропуска установленного в ней трехлетнего срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

По мнению заявителя, срок на обращение с заявлением о возврате в инспекцию и в суд следует исчислять с момента получения от инспекции баланса расчетов, то есть с 04.05.2011, поскольку с этого момента заявитель узнал о наличии переплаты. Таким образом, срок обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога не пропущен.

Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что заявителем пропущен 3-летний срок на обращение в инспекцию и в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Данный срок в соответствии со ст.78 НК РФ исчисляется с момента уплаты налога, которая состоялась 18.04.2007. Переплата образовалась в связи с последующей подачей налогоплательщиком в 2007-2008 годах первичных и уточненных налоговых деклараций «к уменьшению» (последняя – 10.09.2008), таким образом, налогоплательщику должно было быть известно о наличии переплаты. Заявитель до 2011 года не обращался в налоговый орган за получением баланса расчетов с бюджетом, первое заявление о возврате налога подано 20.05.2011, второе заявление о возврате налога, по которому вынесено оспариваемое решение, подано 24.10.2011, то есть с пропуском трехлетнего срока с момента уплаты.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил.

В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассматривается без участия заявителя по представленным сторонами документам.

Рассмотрев материалы дела и выслушав представителя ответчика, суд установил следующее.

Обществом 18.04.2007 уплачен единый налог при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) за 1 квартал в сумме 240 281руб. по налоговой декларации за 1 квартал 2007г., представленной в инспекцию 25.04.2007.

Согласно имеющимся в инспекции сведениям, Обществом впоследствии были представлены за 2007 год следующие налоговые декларации по единому налогу при применении УСН:

- 27.07.2007 – за полугодие 2007г. на сумму «к уменьшению» 19 598руб.;

- 25.10.2007 – за 9 месяцев 2007г. на сумму к уплате 2 738руб., уплата произведена платежным поручением № 86 от 25.10.2007;

- 29.01.2008 – за 2007 год на сумму «к уменьшению» 25 896руб.;

- 26.05.2008 – первая уточненная налоговая декларация за 2007 год с уменьшением суммы на 287руб.;

- 10.09.2008 – вторая уточненная налоговая декларация за 2007 год с уменьшением суммы на 59 172руб.

Таким образом, в результате представления всех уточненных налоговых деклараций за 2007 год образовалась переплата налога в сумме 104951руб.

04.05.2011 по запросу Общества им был получен в инспекции баланс расчетов с бюджетом по состоянию на 28.04.2011 (л.д.28-29), где отражена сумма переплаты по единому налогу при применении УСН 104999руб.

20.05.2011 Общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 18.05.2011 о возврате излишне уплаченного налога при применении УСН размере 104999руб. по указанным в заявлении реквизитам.

27.05.2011 инспекцией вынесено решение № 2024 об отказе в осуществлении зачета (возврата) единого налога в сумме 104999руб. в связи с пропуском трехлетнего срока со дня уплаты налога, установленного п.7 ст.78 НК РФ.

24.10.2011 Общество повторно обратилось в инспекцию с заявлением о возврате единого налога в сумме 104999руб., на которое инспекция направило извещение о принятом решении о возврате и отказе в осуществлении возврата от 26.10.2011 № 4735.

Согласно извещению от 26.10.2011 № 4735, инспекцией произведен возврат единого налога на сумму 42,74руб.; в возврате единого налога при применении УСН в сумме 104956,26руб. отказано в связи с пропуском трехлетнего срока со дня уплаты налога, установленного п.7 ст.78 НК РФ.

Данное решение (извещение) оспаривается по настоящему делу.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статей 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.

В соответствии с п.1 ст.78 НК РФ (в действовавшей на момент полдачи заявления редакции), сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Пунктом 6 ст.78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Согласно п.7 данной статьи заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п.п.8-9 ст.78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Таким образом, статья 78 Кодекса регулирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченной суммы налога. Согласно данной статье срок давности исчисляется со дня уплаты налога налогоплательщиком (то есть с момента, когда налогоплательщик самостоятельно исполнил обязанность перед бюджетом).

В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

В спорной ситуации уплата суммы налога произведена 18.04.2007, и на момент подачи первого заявления о возврате 20.05.2011, и тем более второго заявления от 24.10.2011, по которому вынесено оспариваемое решение, трехлетний срок обращения с данным заявлением истек.

Суд не принимает довод заявителя о необходимости исчисления срока обращения в суд с момента получения баланса расчетов 04.05.2011 в соответствии со ст.200 ГК РФ, считает, что заявитель должен был узнать о наличии переплаты не с момента получения баланса расчетов, а с момента представления налоговых деклараций (первоначальных и уточненных) на суммы налога «к уменьшению».

Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды, в том числе в связи с последующим уменьшением размера налоговых обязательств налогоплательщика.

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: налоговыми декларациями и расчетами, платежными поручениями налогоплательщика, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

В силу статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Налоговым законодательством не возложена на налоговый орган обязанность по исчислению единого налога при применении УСН, следовательно, налогоплательщик должен был исчислять и уплачивать налог самостоятельно, а также должен был знать об излишне уплаченной сумме данного налога непосредственно в момент представления уточненных налоговых деклараций «к уменьшению».

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, и иных обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога. Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика. Указанная позиция подтверждается существующей судебной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08).

Из материалов дела и пояснений ответчика следует, что заявленная к возврату из бюджета переплата образовалась в результате уплаты 18.04.2007 заявителем единого налога в сумме 240281руб. и представления им в течение 2007 года налоговых деклараций за 2007 год «к уменьшению», а также уточненных налоговых деклараций за 2007 год от 26.05.2008 и 10.09.2008 с уменьшением сумм налога.

В связи с этим суд полагает, что трехлетний срок на обращение общества в инспекцию о возврате следует исчислять с даты уплаты налога, которой корреспондирует первичная налоговая декларация, поскольку вносимые путем подачи уточненных налоговых деклараций изменения относятся к показателям, содержащимся в первичных декларациях.

При этом, даже если исходить из положений ст.200 ГК РФ, в спорной ситуации заявитель должен был узнать об излишней уплате налога в момент представления первичных и уточненных налоговых деклараций по единому налогу за 2007 год на суммы к уменьшению, то есть не позднее 10.09.2008.

Оспариваемое решение вынесено на основании заявления, поданного 24.10.2011, то есть за пределами трехлетнего срока.

В связи с этим заявление удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 АПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров), в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья Н.А.Розова