Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-1592/2014
10 апреля 2014 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Коралл-Ярославль" (ИНН 7604059360, ОГРН 1027600695627)
об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ярославской областиот 05.02.2014 №2/18 по делу об административном правонарушении
установил :
Общество с ограниченной ответственностью "Коралл-Ярославль" (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 05.02.2014г. №2/18, вынесенного начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Ярославской области, о наложении на него административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей на основании ч.1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель считает, что отсутствие отдельной кассовой книги по учету наличных денежных средств, получаемых платежным агентом от физических лиц само по себе не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ.
Административный орган представил суду материалы административного дела в полном объеме и письменный отзыв, из которого следует, что ответчик требования не признает, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40000 руб. за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) денежной наличности в день ее поступления за период с 15.12.2013г. по 15.01.2014г. на общую сумму 639 500 руб. (отсутствие кассовой книги для учета наличных денег, принятым платежным агентом).
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Административным органом была проведена в период с 17.01.2014 по 31.01.2014 (период проверки с 15.12.2013г. по 15.01.2014г.) по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт и полноты учета выручки, полученной с применением ККТ, по вопросам деятельности юридического лица ООО «Коралл-Ярославль», расположенного по адресу: г.Ярославль, пр-кт Ленина, д.61.
В ходе проверки было установлено, что в проверяемом периоде заявитель осуществлял наличные денежные расчеты по розничной торговле различными видами непродовольственных товаров.
ООО «Коралл-Ярославль» является платежным агентом по приему наличных денежных средств, принятых от физических лиц.
Административным органом установлено, что в Ярославском отделении №17 ОАО «Сбербанк России» ООО «Коралл-Ярославль» открыт спецсчет №40821810277000000014, для зачисления наличных денежных средств, принятых от физических лиц с применением контрольно-кассовой техники модели Штрих-М-ФР-К (заводской номер 00035784).
В ходе проверки установлено что, в нарушение п.5.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, установлено неоприходование в кассу денежной наличности на общую сумму 639 500 руб. (отсутствие кассовой книги для учета наличных денег, принятым платежным агентом), что является, по мнению административного органа основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности.
Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов в виде наложения административного штрафа в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует совершение любого из перечисленных деяний.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленные законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 03.06.2005 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (статья 1) (далее - Закон №103).
В статье 2 Федерального закона № 103-ФЗ от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» определены следующие понятия:
плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
При этом деятельностью по приему платежей граждан в целях Закона №103-ФЗ признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ч.1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ).
Центральным банком Российской Федерации 12.10.2011 утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации №373-П (далее по тексту - Положение).
Положение распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункт 1.1 Положения).
Пунктом 5.1 Положения определено, что для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, организация, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Согласно части 5.2 Положения о порядке ведения кассовых операций записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
В соответствии с пунктом 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).
Таким образом, требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств. Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Анализируя представленные доказательства, принимая во внимание приведенные нормы права, суд приходит к выводу, что налоговый орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Коралл-Ярославль» административного правонарушения в полном объеме подтверждается представленными материалами дела, в частности актом проверки, протоколом по делу об административном правонарушении и иными материалами дела.
Нарушений процедуры привлечения к ответственности со стороны административного органа судом не установлено.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд ( г. Киров).
Судья
Глызина А.В.