150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-12917/2015 |
22 марта 2016 года |
Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2016 года
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи О. Н. Чистяковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермаковой О. Л.
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление
частного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад «Ладушки» (ИНН 7606045154, ОГРН 1027600851629)
к департаменту образования мэрии города Ярославля (ИНН 7604011463, ОГРН 1027600685276)
о взыскании денежных средств
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента финансов Ярославской области и департамента образования Ярославской области
при участии:
от истца: Савичева К.В. - представитель по доверенности от 05.10.2015, Шмакова М.Г. – директор;
от ответчика: Зорина О.Н. – представитель по доверенности от 18.11.2015; Афанасьева Е.С. – представитель по доверенности от 14.01.2016;
от 3-х лиц: 1. Кузнецова С.А. – представитель по доверенности от 15.12.2015; Томашевская Л.Б. – представитель по доверенности от 14.12.2015; 2. не явился;
Частное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад «Ладушки» (далее-Учреждение) обратилось к департаменту образования мэрии города Ярославля (далее-Департамент образования города) с иском, с учетом уточнения от 09.03.2016, о взыскании 409 598 руб., в том числе: 341 330 руб. в возмещение затрат, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников и 68 268 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.12.2013 по 09.03.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент финансов Ярославской области (далее-Департамент финансов) и департамент образования Ярославской области (далее-Департамент образования области).
Представители Учреждения требования поддержали.
Департамент образования города в письменном отзыве и его представители в судебном заседании, на основании произведенного расчета, считают обоснованной денежную сумму в счет финансирования расходов на увеличение заработной платы педагогических работников 313 941 руб. 50 коп. Полагают, что проценты должны быть исчислены с указанной денежной суммы. В остальной части исковые требования не признали.
Представители Департамента образования области пояснили механизм повышения заработной платы педагогическим работникам с 01.05.2013, с 01.09.2013, а также о принятых мерах по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников.
Департамент финансов в судебное заседание представителя не направил, в письменном отзыве считает требования Учреждения правомерными за счет средств бюджета города Ярославля.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд установил.
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и подпунта «б» пункта 1 части 13 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в 2013 году финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы относилось к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно Положению о департаменте образования города, утвержденному решением муниципалитета города Ярославля от 05.12.2008 г. № 36, ответчик выполняет полномочия органа местного самоуправления, осуществляет функции главного администратора доходов бюджета города Ярославля и главного распорядителя бюджетных средств в области образования.
В порядке реализации данных полномочий 09.01.2013 между Учреждением и Департаментом образования города заключен договор о порядке и условиях предоставления субсидии в период с 09.01.2013 по 31.12.2013 на возмещение затрат, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы (пункт 2.1.1. договора).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусматривалось обеспечить доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.
Во исполнение данного Указа в 2013 году производилось повышение уровня оплаты труда работников учреждений системы образования Ярославской области.
Постановлением Правительства Ярославской области от 23.04.2013 № 441-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 29.06.2011 № 465-п» с 01.05.2013 увеличивался уровень оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций на 15 %,а постановлением Правительства Ярославской области от 26.08.2013 № 1107-п «О внесении изменений в постановление Правительства области от 29.06.2011 № 465-п» с 01.09.2013 увеличивался уровень оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций еще на 35 %.
Согласно постановлению Правительства Ярославской области от 28.11.2012 г. № 1328-п «Об утверждении Методики предоставления и распределения субсидии местным бюджетам на оплату труда работников сферы образования» предусматривалось предоставление субсидии из областного бюджета местным бюджетам на финансирование дополнительных расходов, связанных с увеличением с 01.12.2012, с 01.05.2013 и с 01.09.2013фонда оплаты труда работников учреждений сферы образования, включая негосударственные организации, реализующие программы дошкольного образования.
Данная субсидия предоставлялась в соответствии с соглашением, заключаемым между Департаментом образования области и органом местного самоуправления муниципального образования.
Согласно указанному постановлению расчет суммы субсидии выполнялся исходя из заявленного органом местного самоуправления количества воспитанников муниципальных и негосударственных образовательных организаций и размеров нормативов, установленных на соответствующий период законом Ярославской области от 01.12.2010 № 47-з «О нормативах бюджетного финансирования образовательных учреждений» (в постановлении содержится формула расчета субсидии). При этой условием предоставление субсидии являлось обязательное софинансирование субсидии за счет средств местных бюджетов (пункты 5.4, 7, 12 постановления).
Законом Ярославской области от 27.12.2012 № 72-з «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» была предусмотрена указанная субсидия городу Ярославлю на оплату труда работников сферы образования на 2013 год.
Финансирование субсидии на оплату труда работников сферы образования из областного бюджета в бюджет города Ярославля в 2013 году производилось в соответствии с соглашением № 06 от 08.02.2013,заключенным между Департаментом образования области и мэрией города Ярославля.
Размер субсидии определен указанным соглашением.
В дальнейшем с учетом повышения уровня оплаты труда педагогических работников с 01.05.2013 и 01.09.2013 был увеличен норматив бюджетного финансирования.
Учитывая данные обстоятельства происходило и увеличение бюджетных ассигнований городу Ярославлю - согласно закону Ярославской области от 23.05.2013 № 19-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2013 год и на Плановый период 2014 и 2015 годов» и закону Ярославской области от 21.10.2015 № 45-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Соответственно между Департаментом образования области и мэрией города Ярославля было заключены дополнительные соглашения к соглашению от 08.02.2013 на финансирование дополнительных расходов, связанных с увеличением фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений сферы образования и негосударственных организаций, реализующих программы дошкольного образования с 01.05.2013 и с 01.09.2013, согласно которым размер субсидии на год был увеличен до суммы, необходимой и достаточной для выполнения обязанности, предусмотренной нормативными актами по увеличению заработной платы педагогических работников.
При этом Департаментом образования области обязательства по финансированию были выполнены в полном объеме, средства областного бюджета были выделены и перечислены в соответствии с указанными соглашениями.
Несмотря на вышеизложенное увеличение дополнительные денежные средства на финансирование расходов, связанных с увеличением фонда оплаты труда педагогических работников Учреждения с 01.05.2013, 01.09.2013 истцу перечислены не были, что послужило основанием для обращения в суд.
Оценивая материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав.
С учетом изложенного и на основании статей 309, 310 ГК РФ, статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», части 13 статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 13 части 1 статьи 16, пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», закона Ярославской области от 27.12.2012 № 72-з «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», постановления Правительства Ярославской области от 29.06.2011 № 465-п, постановления Правительства Ярославской области от 28.11.2012 № 1328-п «Об утверждении Методики предоставления и распределения субсидии местным бюджетам на оплату труда работников сферы образования», Положения о департаменте образования мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 05.12.2008 г. № 36, суд признает требования Учреждения правомерными и обоснованными.
С учетом доказанности факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по своевременному перечислению денежных средств, требования Учреждения о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами соответствуют статье 395 ГК РФ, расчет процентов ответчиком не оспорен.
Расходы по госпошлине подлежт возмещению с ответчика.
Руководствуясь статьями 65,71,110,167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с департамента образования мэрии города Ярославля (ИНН 7604011463, ОГРН 1027600685276) в пользу частного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад «Ладушки» (ИНН 7606045154, ОГРН 1027600851629) 409 598 руб., в том числе: 341 330 руб. в возмещение затрат, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников и 68 268 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.12.2013 по 09.03.2016, а также 11 125 руб. в возмещение расходов на оплату госпошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья О. Н. Чистякова