Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ярославль Дело № А82-17370/2011
13 февраля 2012 года
Резолютивная часть решения от 10.02.2012.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Носковой Т.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Федерального государственного унитарного предприятие "Григорьевское" Россельхозакадемии (ИНН 7727092751, ОГРН 1027601597517)
об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области
(ИНН 7607021043, ОГРН 1047600431966)
от 07.12.2011 № 150 о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя - Клименко С.А. по довер от 08.02.2012;
от адм.органа – Леонтьева Т.В. по довер. от 08.02.2012;
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Григорьевское" Россельхозакадемии (далее – Предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области от 07.12.2011 № 150 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Заявитель считает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. В случае если судом будет установлено в действиях Предприятия наличие событие и состава правонарушения, просит признать правонарушение малозначительным. Кроме того, просит принять во внимание, что нарушение совершено не умышленно, руководитель Предприятия также привлечен к административной ответственности.
Административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя и возражения административного органа, суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области на основании поручения начальника инспекции от 18.11.2011 № 70 проведена проверка соблюдения Предприятием законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью за период с 01.09.2011 по 18.11.2011.
В ходе проверки установлено неоприходование в кассу денежной наличности, полученной с применением ККТ, в день ее получения в период с 01.09.11 по 02.11.2011, что, по мнению административного органа, является нарушением пунктов 22,23, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных решением Совета Директоров Центрального Банка России № 40 от 22.09.1993г.
Результаты проверки оформлены актом № 70 от 30.11.2011.
Усмотрев в действиях Предприятия признаки состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, административным органом в присутствии законного представителя Предприятия составлен протокол об административном правонарушении от 30.11.2011 № 150, по результатам рассмотрения которого 07.12.2011 начальником Межрайонной инспекции ФНС № 7 по Ярославской области вынесено постановление № 150 о привлечении Предприятия к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Постановлением Предприятию вменяется неоприходование в кассу денежной наличности, поступившей через ККТ КАСБИ-02К, за период с 10.10.2011 по 02.11.2011.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Федеральное государственное унитарное предприятие "Григорьевское" Россельхозакадемии обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный судне связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Всесторонне исследовав обстоятельства дела и объективно оценив имеющиеся в деле доказательства, суд полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации на момент совершения Предприятием нарушения и вынесения административным органом постановления был утвержден решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 13, 22, 24 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
В соответствии с пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104 (далее - Правила), сумма выручки определяется по показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком ККМ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
С 01.12.2012 вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации N 373-П, утвержденное Банком России 12.10.2011.
Согласно пунктам 3.1, 3.3, 5.1, 5.2, 5.3 указанного Положения прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам.
При ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер на общую сумму принятых наличных денег.
Для учета поступающих в кассу наличных денег и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу. Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру (расходному кассовому ордеру), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись.
Пунктом 6.1 Положения установлено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе, внесение в кассовую книгу всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров и расходных кассовых ордеров (полное оприходование в кассу наличных денег).
Из положений названных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций в спорный период предусматривали и в настоящее время предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств.
В ходе проверки инспекцией установлено нарушение порядка оприходования денежных средств в кассу Предприятия. Материалами дела подтверждается, что за период с 10.10.2011 по 02.11.2011 заявителем допускались случаи неоприхования и неполного оприходования в кассу денежной наличности в дни ее получения.
Так, материалами дела подтверждается, что вместо выручки, полученной Предприятием с применением ККТ КАСБИ-02К, 13.10.2011 в размере 8406,15 руб., 18.10.2011 – 6853,60 руб., 19.10.2011 – 7865,75 руб., 20.10.2011 – 6899,45 руб., 27.10.2011 – 8368,20 руб., в кассу организации оприходованы следующие суммы: 13.10.2011 - 6000 руб., 18.10.2011 – 6000 руб., 19.10.2011 – 6000 руб., 20.10.2011 – 5000 руб., 27.10.2011 – 5000 руб. Выручка, полученная 14.10.2011 в размере 7139,25, 17.10.2011 в размере 4155,30 руб., 01.11.2011 в размере 6237,45 руб. в кассу Предприятия не оприходована.
Ответственность юридических лиц за нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, в период вынесения постановления была предусмотрена статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления в силу такого закона и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ в статью 15.1 КоАП РФ внесены изменения, однако они не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления, поскольку вменяемое Предприятию нарушение влечет ответственность по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины Предприятия в совершении правонарушения не нашло подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку заявителем не представлено доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению порядка ведения кассовых операций.
Выявленные Инспекцией обстоятельства совершения правонарушения свидетельствуют о пренебрежительном отношении Предприятия к исполнению своих обязанностей. Оценив обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что заявитель имел возможность обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства не был обеспечен.
Таким образом, вывод административного органа о наличии в действиях Федерального государственного унитарного предприятия "Григорьевское" Россельхозакадемии состава вменяемого административного правонарушения, является правильным.
Доводы заявителя об отсутствии умысла в совершении правонарушения судом отклоняются, поскольку субъективная сторона вменяемого состава правонарушения не предусматривает обязательного наличия умысла в совершении правонарушения.
Доводы заявителя о том, что директор Предприятия привлечен к административной ответственности за допущенное правонарушение, не имеют значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Судом отклоняются также доводы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда).
Правонарушение, за которое Предприятие привлечено к административной ответственности, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций, а также правила разрешительной системы допуска хозяйствующих объектов в сферу торговли и финансов.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям имеется и заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права.
Оценивая обстоятельства рассматриваемого дела, суд, учитывая систематическое неоприходование полученной выручки, длительность существующей угрозы охраняемым общественным отношениям, не считает данный случай как исключительный, в связи с чем не усматривает признаков малозначительности совершенного правонарушения.
При рассмотрении дела административным органом учтены все фактические обстоятельства дела, штраф применен в минимальном размере.
Процессуальных нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного Федеральным государственным унитарным предприятием "Григорьевское" Россельхозакадемии (ИНН 7727092751, ОГРН 1027601597517) требования о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области от 07.12.2011 № 150 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).
Судья Т.Б.Краснова