НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 08.10.2021 № А82-10157/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль   

Дело № А82-10157/2021

08 октября 2021 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Бессоновой И.Ю.

рассмотрев в порядке упрощенного производства исковое заявлениеакционерного общества "Ярославльводоканал" (ИНН 7606069518, ОГРН 1087606002384)

к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя школа № 18" (ИНН 7607014600, ОГРН 1027600983695)

о   взыскании  26288.11 руб.

при участии:

без вызова сторон

установил:

Акционерное общество "Ярославльводоканал" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя школа № 18" о взыскании 26 288 руб. 11 коп., в том числе 25 022 руб. 78 коп. задолженность по оплате оказанных услуг по Договору № 681 холодного водоснабжения и водоотведения от 09.01.2020 г. за период с 01.06.2020 по 31.12.2020 г., 1 265 руб. 33 коп. пени за период с 07.04.2021 г., 90 руб. 50 коп. судебные издержки.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 15.07.2021 г. дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования.

Истец, ответчик о начавшемся судебном процессе извещены надлежащим образом. 

Ответчик направил письменный отзыв на иск, против удовлетворения иска возражал, указал, что счет за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения выставлен АО «Ярославльводоканал» в рамках договора № 681 от 30. 12. 2020 в то время, как в условиях договора нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод в отношении Учреждения отсутствуют. Так как баланс водопотребления и водоотведения или иной порядок расчетного определения объема сточных вод сторонами не согласован, то Учреждение считает, чтоне предусмотренные бюджетными обязательствами расходы по оплате несогласованных между сторонами требований  по договоруявляются нарушением бюджетного законодательства РФ и не располагает информацией, именно какие нормативы в отношении сточных вод были им нарушены. АО «Ярославльводоканал» не производился отбор пробы сточных вод Учреждения на предмет наличия в них загрязняющих веществ и превышения допустимых значений. В июне 2021 г в адрес АО «Ярославльводоканал» от департамента образовании мэрии г. Ярославля было направлено письмо с просьбой осуществить перерасчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в вышеуказанных случаях, либо принять соответствующую декларацию для отбора проб. Но на основании ответа за № 20-01/3881 от 29. 06. 2021г. АО «Ярославльводоканал» отказал в предоставлении декларации в отношении объектов абонента независимо от объема сбрасываемых сточных вод. Согласно разъяснений ФАС России за № МШ/27138/21 от 07.04.2021 г по вопросам взимания платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в соответствии с п. 130 Правил № 644 в случае отказа организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществить перерасчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в вышеуказанных случаях, либо если имеет место необоснованный отказ принимать соответствующую декларацию, то действия организации водопроводно-канализационного хозяйства могут расцениваться, как злоупотреблением доминирующего положения на рынке. Ответчик указывает, что АО «Ярославльводоканал» не располагал фактическими данными, подтверждающими наличие (отсутствие) в пробах сточных вод загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, поэтому с учреждения не может быть взыскана плата за негативное воздействие на работу системы водоотведения в период с 01.06.2020 по 31.12.2020 на сумму 25 022,78 рублей. 16.07.2021 г в адрес АО «Ярославльводоканал» от Департамента образования мэрии города Ярославля было направлено письмо с просьбой провести контроль состава и свойств сточных вод какого либо абонента в лице образовательного учреждения г. Ярославля и предоставить вышеуказанный анализ, чтобы убедиться превышает или не превышает концентрация загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. В противном случае дошкольные или образовательные учреждения г. Ярославля вправе выйти в суд с ходатайством о проведении независимой судебной экспертизы на проведение состава и свойств сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Далее 22.07.2021 г в УФАС по Ярославской области от Департамента образования мэрии города Ярославля было направлено заявление о нарушении АО «Ярославльводоканал» антимонопольного законодательства и возбуждение дела за нарушение антимонопольного законодательства в соответствии со ст. 44 ФЗ от 26. 07. 2006 г № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушения заключаются в отказе производить контроль состава и свойств сточных вод; произвести перерасчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; и принимать соответствующую декларацию составе и свойствах сточных вод. Принимая во внимание отсутствие у муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 18» обязанности по представлению декларации в порядке п. 119 правил холодного водоснабжения и водоотведения № 644 от 29.07.2013 г, в т. ч отсутствие доказательств наличия загрязняющих веществ, иных веществ и организмов в пределах, превышающих установленные нормативы в сточных водах, ходатайствовал о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Рассмотрев ходатайство ответчика о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, суд определил отказать в его удовлетворении, основания, предусмотренные п.5 ст. 227 АПК РФ, судом не установлены, исходя их предмета настоящего иска и периода, за который производится взыскание, заключение эксперта не будет иметь правового значения для рассмотрения спора, так как отбор проб сточный вод за прошедшие периоды (исковой период  с 01.06.2020г. по 31.12.2020г.) произвести объективно невозможно.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Взаимоотношения сторон возникли на основании договора холодного водоснабжения и водоотведения от 09.01.2020 г. № 681, в соответствии с п.п. 1.1.1, 1.1.2, 3.1, 3.2, 3.5.1 которого Организация водопроводно-канализационного хозяйства (Истец), осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется оказывать Абоненту (Ответчик) услуги, указанные в п. 1.2 настоящего договора. Абонент, осуществляющий потребление холодной воды из централизованных систем холодного водоснабжения и сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения обязуется: оплачивать холодную - (питьевую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, в сроки, порядке и размере, определенном настоящим контрактом; оплачивать водоотведение в объеме, в сроки, порядке и размере, определенном настоящим контрактом; соблюдать режим водоотведения; соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод; соблюдать нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов); соблюдать лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы (лимиты) установлены в соответствии с законодательством РФ); соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения; соблюдать в соответствии с настоящим контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ведении абонента водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им узлов учета холодной воды (сброшенных сточных вод). Тарифы, сроки оплаты установлены разделом 3 настоящего контракта.

В рамках указанного контракта истец оказал ответчику согласованные услуги в период с 03.06.2020 по 31.12.2020, начислял плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.

По расчету истца размер задолженности за оказанные услуги за период с 03.06.2020 по 31.12.2020 г. составляет 25 022 руб. 78 коп.

Истец направил ответчику претензию исх. № 36-01/ОЗ/4726 от 31.12.2020 г. с требованием об оплате задолженности, которые оставлены ответчиком без удовлетворения.

Неисполнение ответчиком обязанности по оплате услуг по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения,  послужило поводом для обращения в  арбитражный суд с настоящим иском.

Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд считает заявленные требования подлежащими   удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательство должно исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).

Согласно п. 10 ст. 7 Закона № 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании подпунктов «ж», «и» пункта 35 Правил №644 (в редакции, действующей с 03.06.2020), абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, разработанного по форме согласно приложению N 1(2), и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, разработанного по форме согласно приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.

Раздел VII Правил № 644 устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В соответствии с п.п. 118, 119 Правил № 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:

- по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;

- по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

В соответствии с п. 123 (4) Правил № 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;

- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,

расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:

П = К x Т x Qпр1, где:

К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.

Редакция п. 123(4) Правил № 644, действующая с 03.06.2020, предусматривает начисление указанной платы при условии наличия у абонента любого из перечисленных в нем оснований вне зависимости от вида его деятельности и не устанавливает обязательного отбора проб в рамках контроля состава и свойств сточных вод.

Таким образом, вышеуказанная норма устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения для указанных в данном пункте категорий абонентов.

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые ссылается в качестве основания своих требований или возражений.

Как следует из материалов дела, среднесуточный объем сброшенных сточных вод на объекте не превышает 30 куб.м. (Гарантированный объем подачи по п. 2.3 Договора 11.54 куб/м, фактический объем полученной воды, на который произведен расчет за исковой период от 84 куб/мес до 594,472 куб./мес.), в связи с чем объекты абонента подпадают по действие пункта 123 (5) Правил № 644.

Объем потребления услуги ответчиком не оспорен.

Истцом в материалы дела представлены счета-фактуры и акты выполненных работ за спорный период.

Доводы ответчика в части отсутствия проведения проб принимаемых в канализационную систему сточных вод судом оценены, отклонены.

Абзацем двенадцатым пункта 123(4) Правил № 644 предусмотрено, что в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 113 данных правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем этого пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил.

Таким образом, Правилами № 644 установлен приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил № 644 над расчетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил № 644. Следовательно, приведенный в пункте 123(4) Правил № 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях.

Пункт 123(4) Правил № 644 предоставляет абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил № 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами № 644.

Указанный вывод согласуется с позицией, изложенной в апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16.03.2021 № АПЛ21-41.

Доказательств наличия технической возможности отбора проб и подачи декларации в порядке, предусмотренном правилами № 644, ответчик не представил.

Доводы ответчика об отказе в принятии декларации не подтверждены надлежащими доказательствами. Из представленного письма № 20-01/3881 от 29.06.2021г. не следует, что именно ответчик - муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 18" – направлял в АО «Ярославльводоканал» Декларацию в порядке, определенном разделом VIII «Порядок подачи абонентами декларации» Правил № 644, а истец отказал в принятии Декларации либо уклонился от рассмотрения Декларации.

В связи с изложенными обстоятельствами у суда отсутствуют основания для вывода о наличии злоупотребления правом со стороны истца.

Доводы об отсутствии установления нормативов отклонены судом, так как требования, основанные на факте сверхнормативного сброса, истцом не предъявляются.

Остальные доводы ответчика оценены, отклонены.

Учитывая, что требования истца основаны на законе, подтверждены представленными в материалы дела документами, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истцом также заявлены требования о взыскании 1 265 руб. 33 коп. пени по состоянию на 07.04.2021 г. с продолжением начисления пени на сумму задолженности с 08.04.2021 по день фактической оплаты задолженности в соответствии с п. 6.2 ст. 13 и п. 6.2 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ст.ст. 330, 331 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

Согласно п. 6.2 ст. 14 Закона №416-ФЗ абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Факт просрочки исполнения договорного обязательства в указанный истцом период ответчиком не оспорен.

При наличии просрочки исполнения договорного обязательства требование о взыскании неустойки является обоснованным, соответствуют ст. 330 Гражданского кодекса РФ, п.6.2 ст.14 Федерального закона №416 «О водоснабжении и водоотведении».

По расчету истца сумма неустойки по состоянию на 07.04.2021 г. составляет 1 265 руб. 33 коп.

Расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.

В заявленном размере неустойка подлежит взысканию с ответчика.

Требование о продолжении начисления пени с 08.04.2021 по день фактической оплаты долга признается судом соответствующим разъяснениям, данным в п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», подлежащим удовлетворению.

Истец также просит суд взыскать с ответчика 90 руб. 50 коп. почтовых расходов, понесенных в связи с направлением иска ответчику.

В дело представлена почтовая квитанция о направлении ответчику корреспонденции заказным письмом с уведомлением на общую сумму 90 руб. 50 коп.

Данные расходы в силу п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ являются судебными расходами и подлежат возмещению ответчиком.

В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы истца по оплате госпошлины за подачу искового заявления относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайства муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа № 18" о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отказать.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа № 18" (ИНН 7607014600, ОГРН 1027600983695) в пользу акционерного общества "Ярославльводоканал" (ИНН 7606069518, ОГРН 1087606002384) 25 022 руб. 78 коп. задолженность по оплате оказанных услуг по Договору № 681 холодного водоснабжения и водоотведения от 09.01.2020 г. за период с 01.06.2020 по 31.12.2020 г., 1 265 руб. 33 коп. пени за период с 07.04.2021 г., 2 000 руб. расходы по оплате госпошлины, 90 руб. 50 коп. судебные издержки.

Продолжить начисление неустойки на сумму задолженности с 08.04.2021 г. по день фактической оплаты долга в соответствие с частью 6.2 статей 13,14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Решение подлежит немедленному исполнению. Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177, ч.1 ст.229 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Бессонова И.Ю.