НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 07.02.2019 № А82-1792/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-1792/2018

07 марта 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена  февраля 2019 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи  Клевакиной Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании заявление  Акционерного общества "Ярполимермаш-Татнефть" (ИНН  7606040300, ОГРН  1027600838759)

к  Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле (ИНН  7604188661, ОГРН  1107604014825)

о признании частично недействительным решения  от 31.10.2017 № 126,   

при участии

от заявителя: Игольникова  М.А. -  представителя по доверенности от 29.12.2018,

от  ответчика: Заякиной  Л.В. -  главного специалиста-эксперта  по доверенности  от 05.02.2019,  Сиротиной  Ю.А. -  ведущего  специалиста-эксперта  юротдела по доверенности от 09.01.2019,

установил:

         Акционерное общество "Ярполимермаш-Татнефть"   (далее – Общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле от 31.10.2017 № 126 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) на общую сумму  289 450,57руб., в том числе:

-  доначисления страховых взносов на ОПС и ОМС за 2014-2016гг. в связи с занижением базы для  начисления страховых взносов на сумму  компенсации  стоимости молока, начисленной и  выплаченной работникам, которым по результатам  аттестации  рабочих мест  данная компенсация не  положена; 

- доначисления страховых взносов на ОПС за 2014-2016гг. по  дополнительному тарифу в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных  с п.п.2-18 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,  не имеющих права  на досрочную  пенсию по возрасту;

- доначисления страховых  взносов  на ОПС за 2014г.  по дополнительному тарифу в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу уволенных  физических лиц, занятых  на видах работ, указанных в п.п.1-18 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- доначисления  страховых взносов на ОПС и ОМС за 2014-2016гг. на суммы компенсации  расходов по найму  жилого помещения в период командировки в случае непредставления  работниками  подтверждающих документов о найме жилого помещения,

а также  в части соответствующих сумм пеней и штрафов  за неуплату  страховых взносов.

         В ходе рассмотрения дела  заявитель уточнил  заявленные требования в порядке ст.49 АПК РФ, отказался от оспаривания решения в части доначисления страховых взносов  по дополнительному тарифу на слесаря-инструментальщика  Шепеля Владимира Иосифовича в размере 19 256руб.,  доначисления страховых  взносов  на ОПС за 2014г.  по дополнительному тарифу в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу уволенных  физических лиц, занятых  на видах работ, указанных в п.п.1-18 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

         Также заявитель уточнил, что  в том случае, если суд не примет по существу его доводы  относительно доначисления страховых взносов на ОПС за 2014-2016гг. по  дополнительному тарифу в отношении работников, не имеющих права на  досрочную  пенсию по возрасту,  то  оспариваемое решение должно быть признано недействительным в части  доначисления страховых взносов в размере свыше 2% дополнительного тарифа с 2016г. слесарям-ремонтникам Иванову А.С. и  Харене А.А., поскольку  за 2016 год Пенсионным фондом ошибочно был применен  завышенный тариф 4% вместо 2%, установленных  по результатам  СОУТ от 26.11.2015.

         Кроме того,  заявитель  уточнил правовое  обоснование  оспаривания  доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении кабельщика-спайщика Лошманова  Евгения Викторовича,  считает, что из  описания работ  в протоколах оценки вредных факторов  к карте аттестации  рабочего места по условиям труда  нельзя однозначно установить, что виды  выполняемых им работ  соответствуют работам,  предусмотренным Списком № 2, а именно занятость на работах  по спайке освинцованных кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и  полихлорвиниловыми оболочками.  При этом  в оспариваемом решении  единственным основанием доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу указано выполнение работ  по обдирке, точке, резке, шлифовке металлических  изделий и инструмента абразивными кругами  сухим способом.

         В отношении шлифовщика Ледянкина  Ю.В.  заявитель считает, что виды  выполняемых им работ  не подпадают под Список № 2, поскольку из карты аттестации  рабочего места по условиям труда № 36, руководства по эксплуатации станков, заключения ООО «Центр аттестации»  по рабочему месту  по условиям труда  № 000036  шлифовщиком  Механического  цеха 05 Ледянкиным Ю.В. выполнялись работы по шлифованию металлических деталей  на станках, оборудованных  системой охлаждения, то есть  способом мокрого  шлифования  с обязательным использованием  смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ). Таким образом, Ледянкин Ю.В. не был занят на работах, указанных  с п.п.2-18 ч.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ.

         Уточнение заявленных требований судом принято.

         Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву.

         Рассмотрев материалы дела  и заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

         Управлением ПФР проведена документальная проверка правильности  исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на  обязательное  пенсионное страхование в Пенсионный фонд  РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование  в Федеральный фонд  медицинского страхования, за период с  01.01.2014 по 31.12.2016. По результатам проверки был составлен  акт  выездной проверки  от 14.09.2017 № 235 и вынесено решение от 31.10.2017 № 126 о привлечении  плательщика страховых взносов  к ответственности за  совершение нарушения законодательства  Российской Федерации о страховых взносах.

Указанным решением страхователь был привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст.47 Закона № 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 22 542,88руб. за неполную уплату  страховых взносов  на выплату  страховой части трудовой пенсии в результате занижения  базы для начисления страховых взносов,  штрафа в сумме 36 632,14руб.  за неполную уплату страховых взносов по дополнительному тарифу  в соответствии с  ч.2 ст.58.3 Закона № 212-ФЗ,  штрафа в сумме  5 225,82руб.  за неполную уплату страховых взносов на ОМС в Федеральный ФОМС в результате занижения  базы для начисления страховых взносов.

Также страхователю были доначислены страховые взносы на ОПС и ОМС в общей сумме  322 004,58руб., в том числе  по страховым взносам  на ОПС в Пенсионный фонд РФ  - 112 714,42руб.,  по дополнительному тарифу в соответствии с ч.2 и 2.1 ст.58.3 Закона № 212-ФЗ – 183 160,92руб., по страховым взносам на ОМС в Федеральный ФОМС -  26 129,24руб.  Также начислены пени в сумме 53 331,01руб.          

 Заявитель не согласен в решением в части  доначисления страховых взносов на ОПС, ОМС, пеней и применения финансовых санкций с суммы компенсаций за молоко, начисленной и выплаченной работникам, которым по результатам аттестации рабочих мест  данная компенсация не положена.  Занижение базы составило зав 2014г. 149 234руб., за 2015г. – 157 849,50руб., за 2016г. – 193 334,51руб.

          ГУ УПФР указывает, что согласно ст.222 Трудового кодекса РФ  на работах с вредными условиями труда  работникам  выдается бесплатно  по установленным нормам молоко или другие равноценные продукты. 

        Правила выдачи молока, а также  порядок  осуществления компенсационной выплаты  в размере, эквивалентном  стоимости молока  и других равноценных  продуктов на производстве предусмотрены Приказом  Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 45н  «Об утверждении норм и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока» (далее – Приказ № 45н).

         Представленные к проверке  карты аттестации  рабочих мест не подтвердили  превышение  отдельных  вредных производственных факторов,  и в данном случае  выдача молока  или других равноценных  пищевых  продуктов, а также  компенсационная выплата  в размере, эквивалентном  стоимости молока, не  предусматривается.  В связи с этим спорные выплаты не являются компенсационными, не подпадают под  положения подп.«и» п.2 сч.1 ст.9 Федерального закона от 24.07.2009  № 212-ФЗ «О страховых взносах  в Пенсионный фонд РФ,  Фонд социального страхования РФ,  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды  обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) и должны облагаться страховыми взносами на общих основаниях.

         Заявитель оспаривает данный вывод  Пенсионного фонда, считает, что по результатам проведенной в Обществе  аттестации  рабочих мест  по условиям труда для ряда должностей имело место превышение вредных производственных факторов, с наличием которых законодательство связывает  компенсационные выплаты взамен  выдачи молока.

        Кроме того, в 2014-2017гг.  в соответствии с Коллективным договором  АО «Ярполимермаш-Татнефть» фактически производило  своим работникам, указанным в приложениях №№ 1, 3, 5 к Акту выездной проверки,  компенсацию в размере, эквивалентом стоимости молока, поскольку по роду деятельности они так или иные были  заняты на работах с вредными условиями труда.

         В частности, компенсация выплачивалась работникам, занятым на  должностях токаря, токаря-ремонтника, слесаря-ремонтника,  слесаря механосборочных работ,  слесаря-инструментальщика,  занятого на  работах по обдирке, резке, шлифовке металлических изделий  абразивными кругами, резчика на пилах и станках, слесаря по  сборке  металлических конструкций, котельщика, фрезеровщика, электромонтеров  по ремонту и обслуживанию оборудования, охранно-пожарной  сигнализации, аппаратуры и устройств связи, токаря-карусельщика, оператора станков  программным управлением, машиниста крана, сверловщика-пневматика,  шлифовщика, разметчика,  слесаря-электромонтажника,  машиниста компрессорных установок,  зуборезчика,  мастера, уборщика производственных и служебных помещений, сторожа (вахтера) в механическом цехе, цехе пресс-форм и цехе обслуживания производства, а также инженеров 1-й и 2-й  категории, инженеров-технологов, инженера-конструктора 2-й категории  конструкторско-технологического отдела и центральной заводской лаборатории,  инженеров по качеству  отдела качества. 

         Заявитель исходит из положений  ст.ст.15, 16, 40, 129, 164, 219, 222 ТК РФ, постановления Правительства РФ  от 13.03.2008 № 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" (далее – Постановление № 168), п.2 приложения № 1 к Приказу № 45н, п.п.13, 14 Приказа №  45н.  

         Основанием для возникновения у работодателя  права на бесплатную выдачу работникам молока или компенсации в размере, эквивалентом стоимости молока,  является его фактическая занятость  на работах с вредными  условиями труда,  обусловленными наличием  на рабочем месте  вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем, а также  в том случае, если  обязанность работодателя  по выплате компенсации закреплена в коллективном договоре. 

         Основной деятельностью  АО «Ярполимермаш-Татнефть» является  «Производство оборудования  специального назначения, не включенного в другие группировки» ОКВЭД  28.99.9, а именно производство пресс-форм из металла для изготовления автомобильных шин. Следовательно,  производство  непосредственно  основано на работах с вредными  условиями труда. 

         В связи с этим, руководствуясь Приказом № 45н,  в Коллективный договор включено  положение о компенсационной выплате  взамен бесплатной выдачи молока работникам, занятым  на работах с вредными условиями труда (п.7.11 раздел 7 Коллективного договора  АО «Ярполимермаш-Татнефть»).  

         Указанные работники фактически были заняты   на работах с воздействием вредных производственных факторов, что подтверждается   результатами  аттестации рабочих мест, проведенной в декабре 2013г.  ООО «Центр аттестации».    

         Доказательств того, что  рабочие места перечисленных должностей  изначально соответствовали безопасным условиям труда, Управлением ПФР не представлено.

         Кроме того, компенсационные выплаты  взамен  выдачи молока  относятся законодателем  к выплатам социального характера, не представляют собой оплату труда работников,  не являются выплатами  в рамках рудовых отношений, а равно не поставлены в зависимость от  квалификации работников, сложности, качества, количества, условий  выполнения самой работы, не являются стимулирующими, вследствие чего  не подлежат обложению  страховыми взносами.   

         Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает  заявление в данной части подлежащим удовлетворению частично.

          В соответствии с ч.1 ст.7 Закона № 212-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона),  а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

           В соответствии с ч.1 ст.8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

         По мнению ответчика, спорные выплаты входят в объект обложения страховыми взносами как произведенные в рамках трудовых отношений и не подпадающие под положения ст.9 Закона № 212-ФЗ.

На основании статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В статье 222 ТК РФ установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.

Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 45н.

Согласно пункту 2 приложения N 1 к Приказу N 45н бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.

Согласно пункту 13 приложения N 1 Приказа N 45н в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

       Как следует из материалов дела и не оспаривается  заявителем, в 2014-2016гг. работникам ряда перечисленных выше профессий и должностей в Обществе производились компенсационные денежные выплаты взамен выдачи молока или других  равноценных продуктов.

        В 2013 году в Обществе проведена аттестация  рабочих мест  по условиям труда. При этом в отношении  ряда  профессий картами аттестации не установлено превышение вредных производственных факторов, с наличием которых законодательство связывает  компенсационные выплаты взамен  выдачи молока.

        Судом также установлено, что на 2014-2017 годы между работодателем  ЗАО «Ярполимермаш-Татнефть» в лице исполнительного директора  Кортушева В.Ф. и работниками «Ярполимермаш-Татнефть» в лице  председателя профсоюзного комитета  Дмитриевой О.В. заключен коллективный договор.

        Согласно п.7.11 Коллективного договора АО «Ярполимермаш-Татнефть» на 2014-2017гг.  работодатель обязуется  обеспечить  работников, занятых  на работах с вредными условиями труда,  компенсационной выплатой взамен  бесплатной выдачи молока (Приложении № 14 к коллективному договору).

         Приложением № 14 к Коллективному договору (т.4 л.д.79-80) предусмотрены компенсационные выплаты взамен бесплатной выдачи молока для перечисленных  в приложении профессий (токарей,  наладчика станков  и манипуляторов с  программным управлением, электросварщика  ручной  сварки, сверловщика,  слесаря-инструментальщика и т.д.).

         Иных оснований для выплаты компенсаций взамен  бесплатной выдачи молока Коллективный договор не содержит,  а карты аттестации  рабочих мест  не подтверждают  превышение  вредных производственных факторов,  с наличием которых  законодательство связывает бесплатную выдачу молока либо денежную компенсацию.

         Из пункта 13 приложения N 1 Приказа N 45н следует, что работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации. 

          Таким образом,  исходя из содержания Коллективного договора,  Обществом  правомерно не включены в базу для  начисления страховых взносов стоимость бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов, выдаваемых работникам, включенных в Приложение № 14 к Коллективному договору.

          Остальные выплаты  не носят компенсационного характера, не предусмотрены в качестве выплат социального характера действующим законодательством и Коллективным договором,  заключенным  профсоюзной организацией от  лица и в интересах работников, а потому должны включаться в базу  для начисления страховых взносов на основании подп. «и»  п.2 ч.1 ст.9 Закона № 212-ФЗ. 

         Заявитель оспаривает доначисление страховых взносов на ОПС по дополнительному тарифу за 2014-2016 годы  в отношении  выплат и иных вознаграждений  в пользу физических лиц, занятых на видах работ,  указанных в п.п.2-18 ч.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ. 

         Согласно части 2 статьи  58.3 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2013 год в размере 2%, на 2014 год –  4%, на 2015 год и последующие годы – 6%.

В ходе проверки было установлено, что  страхователем  производились выплаты в пользу физических лиц, занятых на работах  с тяжелыми  условиями труда – Список № 2 производств, работ, профессий, должностей  и показателей с вредными и  тяжелыми условиями труда, занятость  в которых  дает право на  пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее – Список № 2): 2150000 XIV. Металлообработка:  (21512000  12) Прочие профессии металлообработки: (2151200а-1753а Рабочие, занятее на обдирке, точке, резке, шлифовке металлических изделий и инструмента  абразивными  кругами  сухим  способом).   

         По результатам проверки  трудовых договоров, должностных инструкций, расчетных ведомостей и табелей учета рабочего времени на работах с вредными и  тяжелыми условиями труда в проверяемом периоде на условиях полной занятости были заняты  работники,  перечисленные в  приведенных в оспариваемом решении таблицах:

2014 год:

Горшков  В.А., Иванов  А.С., Харена А.А. -  слесарь-ремонтник  (Цех  обслуживания производства),

Грязнов И.А., Круглов С.В. - слесарь механосборочных работ (Механический цех),

Каплий В.И. -  фрезеровщик (Механический цех),

Кузьмичев В.Н. – сверловщик (Механический цех),

Лошманов  Е.В. – кабельщик-спайщик (Цех обслуживания производств),

Соколов  В.Н., Чемезов  В.И.  – токарь (Механический цех),

Шайдаков А.В. – токарь (Цех пресс-форм),

Шепель В.И. – слесарь-инструментальщик (Цех пресс-форм),

Шишин  В.С. – токарь (Механический цех),

Зайцев В.Н. -  фрезеровщик (Механический цех),

Ледянкин  Ю.В. – шлифовщик  (Механический цех).

2015 год:

Иванов  А.С., Харена А.А. -  слесарь-ремонтник  (Цех  обслуживания производства),

Лошманов  Е.В. – кабельщик-спайщик (Цех обслуживания производств),

Шепель В.И. – слесарь-инструментальщик (Цех пресс-форм).

2016 год:

Иванов  А.С., Харена А.А. -  слесарь-ремонтник  (Цех  обслуживания производства),

Лошманов  Е.В. – кабельщик-спайщик (Цех обслуживания производств).

        Согласно Картам аттестации  рабочего места  по условиям труда, общая оценка труда  по степени вредности и (или)  опасности факторов производственной среды и трудового процесса  составляет 3.3; 3.2; 3.1.  В соответствии с этим  подлежат начислению страховые взносы на ОПС по дополнительному тарифу, независимо от времени занятости  на указанных работах. 

         Вывод о том, что  данные профессии относятся  к Списку № 2, Управление ПФР сделало на основании изучения Карт аттестации рабочего места  по условиям труда с прилагаемыми протоколами, где указано  используемое в работе оборудование и краткое описание выполняемой работы.   Управление ПФР указывает, что  все  перечисленные профессии, за исключением  кабельщика-спайщика Лошманова Е.В. и шлифовщика Ледянкина Ю.В.,  заняты на выполнении работ на обдирке, точке, резке, шлифовке металлических изделий и инструмента  абразивными  кругами  сухим  способом.

Управление ссылается на Определение  Верховного Суда РФ  от 01.11.2018 № 310-КГ18-10562,  согласно которому согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной). Принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.

        Таким образом,  обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу не находится в зависимости от наличия у  работника права на досрочную пенсию по возрасту.

В отношении  кабельщика-спайщика Лошманова  (карта аттестации № 29) Управление пояснило, что  данная должность в решении ошибочно  отнесена  к Списку № 2  2150000 XIV. Металлообработка:  (21512000  12) Прочие профессии металлообработки: (2151200а-1753а Рабочие, занятее на обдирке, точке, резке, шлифовке металлических изделий и инструмента  абразивными  кругами  сухим  способом).    Данную должность следует относить  к иному разделу – ХХIХ. Связь, код позиции  23100000-12624 Кабельщики-спайщики, занятые на работах по спайке  освинцованных  кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками. Таким образом, доначисление дополнительного тарифа с учетом установленного по итогам аттестации класса условий труда  законно и обоснованно. 

         Управление ПФР признало, что за 2016 год  при исчислении страховых взносов по слесарям-ремонтникам Иванову  А.С., Харене А.А.применен завышенный тариф 4%, следует 2%.

         Относительно шлифовщика Ледянкина  Ю.В.  Управление изучило представленные  заявителем дополнительные документы, не спорит, что  работы выполнялись  с использованием СОЖ.

         Заявитель  не согласен  с выводами Пенсионного фонда.

        С учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлениях от 24.02.1998 № 7-П, от 23.12.1999 № 18-П,  от 22.03.2007 № 4-П, и по смыслу определения страховых взносов на ОПС, установленного Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных  статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ, является обеспечение права работников на получение  досрочной пенсии. Соответственно,  страхователь  обязан производить  исчисление страховых взносов   по повышенному тарифу с сумм выплат, производимым работникам, имеющим право  на досрочное получение пенсии. 

        Указанные работники по результатам  проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной  Обществом в соответствии с Федеральным законом  от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», не имеют права на  досрочную пенсию по возрасту. 

         Таким образом, в отношении выплат, произведенных этим работникам, у Общества отсутствует обязанность по  начислению и уплате страховых взносов по дополнительному тарифу. 

         Вместе  с тем, с учетом правовой позиции, изложенной в Определении  Верховного Суда РФ  от 01.11.2018 № 310-КГ18-10562, заявитель уточнил свою позицию по делу (т.7, л.д.1-2).

         Заявитель считает, что для работников,  занятых на выполнении работ  по профессиям Токарь,  Фрезеровщик,  Слесарь-ремонтник,  Слесарь механосборочных работ, Сверловщик (карты аттестации рабочего места №№18, 21а, 22а,  21, 17, 14, 12А – соответственно Соколов В.Н.,  Чемезов В.И., Шишин В.С.,  Шейдаков А.В., Каплий В.И., Зайцев В.Н. в 2014 году, Иванов А.С. и Харена  А.А. в 2015 году),  спорные работы по доводке и заточке инструмента за заточных станках являлись вспомогательными и составляли 3% рабочего времени, выполнялись не ежедневно и не  регулярной основе по мере необходимости.     

         Спорные работы  с использованием  пневмошлифмашинки и по заточке и инструмента за заточных станках, выполняемые работниками  Горшковым  В.А.,  Ивановым  А.С., Хареной А.А.,  Грязновым  И.А., Кругловым С.В., Кузьмичевым В.Н. (карты аттестации  №№ 44а, 36а, 39а, 10а) в 2014 году  составляли 13-15% рабочего времени, также являлись вспомогательными и выполнялись по мере необходимости, носили нерегулярный характер и являлись составной частью  оснвоных обязанностей  работников по спорным рабочим местам.

        Таким образом, у Общества отсутствует обязанность  начислять  страховые взносы по дополнительным тарифам. 

          Из карты аттестации  рабочего места по условиям труда № 36, руководства по эксплуатации станков, заключения ООО «Центр аттестации»  по рабочему месту  по условиям труда  № 000036  шлифовщиком  Механического  цеха 05 Ледянкиным Ю.В. выполнялись работы по шлифованию металлических деталей  на станках, оборудованных  системой охлаждения, то есть  способом мокрого  шлифования  с обязательным использованием  смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ). Таким образом, Ледянкин Ю.В. не был занят на работах, указанных  с п.п.2-18 ч.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ.

         Исследовав  материалы дела и оценив доводы сторон в указанной части, суд считает заявление подлежащим удовлетворению частично.

Статья 58.3 Закона N 212-ФЗ устанавливает дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).

При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).

Закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), менее 80% рабочего времени.

Кроме того, страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.

Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.

В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.

Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.

Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, N 167-ФЗ, N 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.

Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ) в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.

Из материалов дела усматривается, что  страхователем  производились выплаты в пользу физических лиц, занятых на работах  с тяжелыми  условиями труда, входящих в  Список № 2 производств, работ, профессий, должностей  и показателей с вредными и  тяжелыми условиями труда, занятость  в которых  дает право на  пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее – Список № 2): 2150000 XIV. Металлообработка:  (21512000  12) Прочие профессии металлообработки: (2151200а-1753а Рабочие, занятее на обдирке, точке, резке, шлифовке металлических изделий и инструмента  абразивными  кругами  сухим  способом), а также ХХIХ. Связь, код позиции  23100000-12624 Кабельщики-спайщики, занятые на работах по спайке  освинцованных  кабелей и кабелей с полиэтиленовыми и полихлорвиниловыми оболочками (кабельщик-спайщик Лошманов  Е.В.).

         Согласно Картам аттестации  рабочего места  по условиям труда с прилагаемыми протоколами (где указано  используемое в работе оборудование и краткое описание выполняемой работы), общая оценка труда  по степени вредности и (или)  опасности факторов производственной среды и трудового процесса  составляет 3.3; 3.2; 3.1.  В соответствии с этим  подлежат начислению страховые взносы на ОПС по дополнительному тарифу, независимо от времени занятости  на указанных работах. 

         Таким образом,  по спорным профессиям, за исключением  шлифовщика Ледянкина  Ю.В., Общество обязано исчислять и уплачивать  страховые взносы по дополнительному тарифу.

         При этом согласно правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ  от 01.11.2018 № 310-КГ18-10562, наличие обязанности по уплате  страховых взносов по доптарифу не  поставлено в зависимость от времени занятости на спорных работах и наличия у работника права на досрочную пенсию.

         Вместе с тем, представленными документами подтверждается, что шлифовщиком Механического  цеха 05 Ледянкиным Ю.В. выполнялись работы по шлифованию металлических деталей  на станках, оборудованных  системой охлаждения, то есть  способом мокрого  шлифования  с обязательным использованием  смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ). Таким образом, Ледянкин Ю.В. не был занят на работах, указанных  с п.п.2-18 ч.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ, решение в данной части является неправомерным и подлежит отмене.

         Также подлежат  отмене страховые взносы по дополнительному тарифу,  начисленные за 2016 год свыше 2% дополнительного тарифа слесарям-ремонтникам Иванову А.С. и  Харене А.А.

         Заявитель оспаривает решение  УПФР в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование на сумму  компенсации документально не подтвержденных расходов  по найму жилого помещения в период  командировки.

         По мнению УПФР,  Обществом нарушены положения ч.2 ст.9 Закона № 212-ФЗ, п.14 Положения об особенностях  направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749,  согласно которому  расходы по бронированию и найму  жилого помещения на территории РФ возмещаются работникам в порядке и размерах, определенных  коллективными договорами или локальным нормативным  актом. 

        Таким образом, возмещению подлежат только фактически произведенные  расходы по найму жилого помещения при командировке, нормы возмещения  расходов  по найму жилого помещения при непредставлении  подтверждающих документов законодательством не установлены. 

         Заявитель указывает, что приказом   № 714/ПрПд-НХ от 22.10.2013 управляющей организации ООО «УК «Татнефть-нефтехим»  установлено, что  при непредставлении работником  документов, подтверждающих расходы  по найму жилого помещения во время командировки,  предельные размеры возмещения  расходов составляют  100руб. за день нахождения работника в командировке  (т.4, л.д.81).

Данный приказ является локальным нормативным актом, и в силу ст.168 ТК РФ данные расходы носят компенсационный характер и не облагаются страховыми взносами.
         Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление в данной части подлежащим удовлетворению.

В силу части 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, законодательством об обязательном пенсионном и медицинском страховании не определены ни нормы расходов по найму жилого помещения, ни порядок их установления применительно к страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрен трудовым законодательством.

Согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Как следует из материалов дела, № 714/ПрПд-НХ от 22.10.2013 управляющей организации ООО «УК «Татнефть-нефтехим»  установлено, что  при непредставлении работником  документов, подтверждающих расходы  по найму жилого помещения во время командировки,  предельные размеры возмещения  расходов составляют  100руб. за день нахождения работника в командировке  (т.4, л.д.81).

         Следовательно, указанным локальным нормативным актом Общества, принятыми в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации, определен порядок компенсации работникам расходов, связанных со служебной командировкой.

         Факт нахождения работников в командировках подтвержден материалами дела и Управлением не оспаривается.

         Таким образом, локальными нормативными актами заявителя установлено, что расходы работников по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов возмещаются работодателем в сумме 100 рублей в сутки.

         Учитывая изложенное, Общество обоснованно не включало в базу для начисления страховых взносов сумм компенсации расходов по найму жилого помещения в пределах 100 рублей в сутки.

          На основании  изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 201, 110 АПК РФ, арбитражный суд    

                                                                 Р Е Ш И Л: 

          Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле(ИНН  7604188661, ОГРН  1107604014825)   от 31.10.2017 № 126  о привлечении Акционерного общества "Ярполимермаш-Татнефть"(ИНН  7606040300, ОГРН  1027600838759) к ответственности за  совершение нарушения  законодательства Российской Федерации  о страховых взносах в части доначисления:

          - страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование с сумм компенсации за выдачу молока работникам,  включенным в Приложение № 14 к Коллективному договору  ЗАО "Ярполимермаш-Татнефть"на 2014-2017гг. «Перечень профессий,  по которым в дни фактической занятости  на работах  с вредными условиями труда устанавливается  бесплатная выдача молока или компенсационные выплаты»,

          -  страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование по дополнительному тарифу шлифовщику  Ледянкину Ю.В.,  а также  свыше 2% дополнительного тарифа с 2016г. слесарям-ремонтникам Иванову А.С. и  Харене А.А.,

          - страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование на сумму  компенсации документально не подтвержденных расходов  по найму жилого помещения в период  командировки,

а также в части соответствующих сумм пеней и штрафа.

          В остальной части заявленных требований отказать.

          Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле  устранить нарушение прав и законных интересов Акционерного общества "Ярполимермаш-Татнефть".

Взыскать с  Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле(ИНН  7604188661, ОГРН  1107604014825)  в пользу  Акционерного общества "Ярполимермаш-Татнефть"(ИНН  7606040300, ОГРН  1027600838759) 3000руб.  в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.  Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Розова Н.А.