НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 06.07.2023 № А82-14852/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-14852/2022

Резолютивная часть решения оглашена 06 июля 2023 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Коншиной А.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Занимонцем В.А., помощником судьи Петровой Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявлениеакционерного общества «Ярославльводоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к акционерному обществу «Ярославский радиозавод» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 2809771.36 руб.

при участии

от истца – ФИО1 – представитель по доверенности от 22.12.2022, диплом,
от ответчика - ФИО2 - представитель по доверенности от 25.11.2022, диплом,

установил:

Акционерное общество «Ярославльводоканал» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Акционерному обществу «Ярославский радиозавод» о взыскании 6992488.14 руб. задолженности, взыскании почтовых расходов в размере 101 руб.

В ходе судебного разбирательства истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ, просит взыскать с ответчика задолженность в размере 2 508 822,80 руб. за период с 01.09.2021 по 30.11.2021, пени в размере 300 948,56 руб. за период с 21.11.2021 по 06.12.2022, расходы по почтовым расходам в размере 101 руб., просит продолжить начисление пени с 07.12.2022 с суммы задолженности в размере 2508822,80 руб. до момента фактического исполнения денежного обязательства, расходы по уплате государственной пошлины в размере 57962 руб.

Ходатайство судом принято к рассмотрению.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 04.07.2023 до 15 час. 30 мин.

После перерыва судебное заседание продолжено с участием сторон.

Истец представил дополнительные пояснения по делу.

Ответчик представил возражения на дополнительные пояснения истца; в ходе судебного разбирательства представил отзывы на иск, пояснил, что не согласен с применением для расчета спорных платежей концентраций, указанных в декларации от 23.07.2021, - концентраций фенола, кадмия, меди и никеля по всем пяти контрольным колодцам (КК-1, КК-2, КК-66, КК-73, КК-120), цинка - по трем контрольным колодцам (КК-2, КК-73, КК-120), марганца - по двум контрольным колодцам (КК-73, КК-120); полагал, что спорные концентрации веществ внесены в декларацию от 23.07.2021 при отсутствии соответствующих лабораторных анализов либо превышают их результаты, что противоречит закону; считал, что фактические концентрации загрязняющих веществ не могут быть произвольными и должны основываться на результатах исследования проб, которые не проводились ни истцом, ни ответчиком перед подачей последним декларации; указал, что в декларации от 23.07.2021 указаны концентрации фенола, кадмия, меди и никеля по всем пяти контрольным колодцам (КК-1, КК-2, КК-66, КК-73, КК-120), цинка - по трем контрольным колодцам (КК-2, КК-73, КК-120), марганца - по двум контрольным колодцам (КК-73, КК-120) на уровне, превышающем нормативы водоотведения, установленные приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 29.06.2020 № 237. Между тем, столь высокие концентрации указанных веществ не соответствуют характеру и способам ведения деятельности, служащей источником сточных вод, поскольку, через КК-1 (выпуск № 5) отводятся преимущественно хозяйственно-бытовые сточные воды от производства микроэлектроники; через КК-2 (выпуск № 4) - преимущественно хозяйственно-бытовые сточные воды заводоуправления; через КК-66 (у корпуса № 11 и ЛОС) - сточные воды, прошедшие через локальные очистные сооружения, а также хозяйственно-бытовые стоки механического производства; через КК-73 (у корпуса № 15) - хозяйственно-бытовые сточные воды от столовой; через КК-120 (у корпуса № 13) - преимущественно хозяйственно-бытовые сточные воды механического производства. сравнение декларации от 23.07.2021 и результатов исследований проб показывает, что концентрации фенола, кадмия, меди, никеля по колодцам КК-1, КК-2, КК-66, КК-73, КК-120, цинка по колодцам КК-2, КК-73, КК-120 и марганца по колодцам КК-73, КК-120 были внесены в декларацию от 23.07.2021 при отсутствии соответствующих лабораторных исследований, либо не соответствовали им (превышают). По мнению ответчика, в указанной части сведения декларации от 23.07.2021 не являлись фактическими концентрациями загрязняющих веществ в сточных водах Завода и прямо противоречили требованиям ч. 2 ст. 30.3 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пп. «б» п. 128, п. абз. 2-4,6,7 п. 129 Правил холодного водоснабжения и водоотведения № 644. Заводом была подана и Водоканалом принята корректирующая декларация состава и свойств сточных вод. При составлении корректирующей декларации концентрации фенола, кадмия, меди, никеля, цинка и марганца определены в соответствии с абз. 2 - 4 п. 129 Правил № 644 с учетом результатов исследования всех проб, отобранных с 2019 г. до ее подачи: проб от 22.01.2019, от 21.05.2021, от 09.09.2021, от 14.12.2021 и от 15.03.2022, отобранных Водоканалом, и проб от 03.03.2022, от 23.03.2022, от 14.04.2022 и от 27.04.2022, отобранных независимой аккредитованной лабораторией по поручению Завода. Привел контррасчет платы с учетом показателей концентрации веществ, указанной в корректирующей декларации. Полагал, что действие корректирующей декларации распространяется на отношения, возникшие до ее подачи. Более подробно позиция ответчика изложена в отзывах на иск и дополнительных позициях.

В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 06 июля 2023 года до 08 час. 40 мин.

Информация о перерыве в судебном заседании была размещена на официальном сайте в Картотеке арбитражных дел (https://kad.arbitr.ru/).

После перерыва судебное заседание продолжено в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Заслушав представителей истца и ответчика до перерыва, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

01.02.2002 между муниципальным предприятием "Ярославльводоканал" /Водоканал/ и открытым акционерным обществом "Ярославский радиозавод" /Абонент/ заключен договор № 831 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод в коммунальную канализацию, согласно п. 1.1.1, 3.1.1, 3.1.2, 5.4, 5.5 которого предметом договора является отпуск (получение) питьевой и технической воды и (или) прием (сброс) сточных вод в систему коммунальной канализации. Водоканал обязан обеспечивать питьевой водой Абонента в размере установленного лимита в количестве 650 куб. м/сут., 19 771 куб.м./мес., 237250 куб.м/год. Принимать сточные воды в систему коммунальной канализации от Абонента в размере лимита в количестве 650 куб.м/сут., 19 771 куб./мес., 237250 куб.м/год. Порядок расчетов согласован сторонами в Разделе 5 Договора.

В процессе заключения нового договора № 831 холодного водоснабжения и водоотведения от 08.12.2020г. стороны подписали Акт обследования и установления контрольных канализационных колодцев для отбора проб сточных вод ПАО «Ярославский радиозавод» от 07.04.2021 г., указав колодцы, которых отбор проб сточных вод может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Ответчик письмом от 23.07.2021 № 13/133-5534 направил истцу декларацию о составе и свойствах сточных вод на 2021-2023 г.г.

Указанная декларация принята истцом на контроль.

На основании произведенных отборов проб истцом произведены лабораторные анализы проб сточных вод, по результатам которых зафиксирован сброс сточных вод с нарушением установленных требований.

Также на основании пунктов 123, 194 – 198 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила) истцом предъявлены ответчику счета за оказанные услуги:

- по приему сточных вод с содержанием загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения согласно следующим актам оказанных услуг: акт № 49630 от 31.10.2021 (расчетный период с 01.09.2021 по 30.09.2021), акт № 54378 от 30.11.2021 (расчетный период с 01.10.2021 по 31.10.2021), акт № 59188 от 31.12.2021 (расчетный период с 01.11.2021 по 30.11.2021);

- по приему в централизованную систему водоотведения загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод согласно следующим актам оказанных услуг: акт № 49629 от 31.10.2021 (расчетный период с 01.09.2021 по 30.09.2021), акт № 54377 от 30.11.2021 (расчетный период с 01.10.2021 по 31.10.2021), акт № 59187 от 31.12.2021 (расчетный период с 01.11:2021 по 30.11.2021).

По расчету истца за ответчиком числись задолженность в размере 6 798 207,66 руб.

Претензией от 03.01.2022 № 36-01/ОЗ/1 истец направил ответчику требование об оплате задолженности, которое частично оставлено последним без удовлетворения.

Неисполнение требований истца послужило поводом для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Истец уменьшил размер исковых требований в связи с оплатой долга, просил взыскать 2 508 822,80 руб. за период с 01.09.2021 по 30.11.2021, пени в размере 300 948,56 руб. за период с 21.11.2021 по 06.12.2022, продолжить начисление пени с 07.12.2022 с суммы задолженности в размере 2508822,80 руб. до момента фактического исполнения денежного обязательства.

Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются положениями параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении, Закон N 416-ФЗ), Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила № 644).

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В статье 29 Закона № 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, их абоненты, причинившие вред окружающей среде, возмещают его в полном объеме. Если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде.

Пунктом 194 Правил № 644 закреплено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Таким образом, в настоящее время в отношении качества сточных вод, сбрасываемых в центральную систему водоотведения, действует и подлежит применению требование (норматив) к качеству сточных вод абонентов, имеющее целевую направленность на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, соблюдение которого абонентами обеспечивается взиманием организациями водопроводно-канализационного хозяйства платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод (статьи 30.1, 30.2 Закона N 416-ФЗ, подпункт "ж" пункта 35, раздел XV, пункт 121 Правил N 644), порядок расчета и взимания которой определяется Правилами № 644.

По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ в сброшенных сточных водах, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуются именно от этой деятельности.

В соответствии с пунктом 124 Правил № 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.

Согласно пункту 125 Правил № 644 декларация характеризует состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в централизованную систему водоотведения и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года. Декларация может предусматривать сбросы загрязняющих веществ с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, нормативов состава сточных вод, однако не может предусматривать сброс в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу.

Учитывая, что среднесуточный объем сбрасываемых ответчиком сточных вод превышает 30 куб. м в сутки, у абонента в соответствии с пунктом 124 Правил № 644 имелась обязанность подать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.

Факт исполнения ответчиком указанной обязанности подтверждается представленной истцом с исковым заявлением декларацией от 23.07.2021, срок действия которой составляет по 31.12.2023.

В соответствии с пунктом 195 Правил № 644 расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130 (3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

Согласно пунктам 124, 203 Правил № 644 для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления предусмотренной абзацем вторым пункта 203 Правил N 644 деятельности, в том числе, по складированию и хранению, а также с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения (абзац третий пункта 203), расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется по указанной в данном пункте формуле как произведение следующих величин: объем отведенных в расчетный период сточных вод, двойная ставка тарифа на водоотведение.

В случае, если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.

На основании изложенного, размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод по объекту, расположенному по адресу: <...>, определен истцом исходя из представленной ответчиком декларации.

Как указывает ответчик, данная декларация была сдана абонентом без проверки анализов проб сточных вод на предмет определения фактически сбрасываемых концентраций веществ, в связи с чем, по мнению ответчика, не могла быть принята и использована истцом при определении размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.

В силу пункта 126 Правил № 644 декларация, а также изменения, вносимые в декларацию, утверждаются руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или уполномоченными ими лицами.

Пунктом 128 Правил № 644 предусмотрено, что декларация содержит, в том числе:

- фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в централизованную систему водоотведения (подпункт "б");

- схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев (подпункт "в").

В соответствии с пунктом 130 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства рассматривает поданную абонентом декларацию в течение 15 рабочих дней с даты ее получения и в письменном виде сообщает абоненту о принятии декларации для осуществления контроля либо возвращает абоненту декларацию с указанием причин отказа в ее принятии.

Перечень случаев, когда организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе не принимать декларацию для осуществления контроля, предусмотрен абзацами третьим - восьмым пункта 130 Правил № 644.

К числу таких случаев относится отсутствие сведений или документов, указанных в форме декларации.

Таким образом, непредставление каких-либо сведений или документов абонентом влечет возникновение у организации водопроводно-канализационного хозяйства права не принимать декларацию, а не обязанности, в связи с чем не влечет запрет применения неполной декларации при определении размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.

При этом в подписанной истцом декларации (стр. 3) указано, что к ней прилагаются:

- копия план-схема канализационных выпусков с территории ПАО «Ярославский радиозавод» в количестве 5 листов;

- копия доверенности лица, уполномоченного на подписание декларации по доверенности на 1 листе;

- копии протоколов результатов проб сточных вод за 2019-2021 г.г. в количестве 6 шт. на 8 листах.

Ссылка ответчика на определение истцом размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод на основании большего показателя загрязнения из предусмотренных декларацией не противоречат требованиям к добросовестности организации, осуществляющей водоотведения, и разумности их действий (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).

Указание ответчика на то, что истец осуществлял расчет размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод на основании замеров сточных вод, а в отношении фенола, кадмия, меди, никеля, цинка, марганца - на основании указанных в декларации сведений, какими-либо доказательствами не подтверждены и сами по себе не свидетельствуют о неправомерности примененного истцом в спорный период порядка расчета.

Доказательств прекращения действия поданной ответчиком и принятой истцом на контроль 23.07.2021 декларации ранее ноября 2021 по предусмотренным пунктом 130 (1) Правил № 644 основаниям в материалы настоящего дела не представлено.

В условиях представления абонентом декларации, которая была принята истцом и действие которой не было прекращено, рассматриваемый случай не может быть отнесен к предусмотренным пунктом 195 Правил N 644 случаям, когда расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод подлежит осуществлению на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.

Последующее внесение ответчиком изменений в декларацию почти через год с даты принятия первичной декларации (направлена 06.05.2022, получена истцом 06.05.2022, исправлена ответчиком и принята истцом на контроль 15.06.2022) представляет собой реализацию абонентом предусмотренного пунктом 127 Правил N 644 права и распространяет свое действие исключительно на будущий период, в связи с чем само по себе не может свидетельствовать о наличии оснований для определения размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод исходя из сведений, не соответствующих декларации.

Несмотря на то, что предприятие ВКХ является профессиональным участником отношений в сфере водоотведения и более сильной стороной договора, АО «Ярославский радиозавод» в силу принципа равенства участников гражданско-правовых отношений не было лишено возможности своевременно подать правильную декларацию либо инициировать внесение изменений в поданную им декларацию, доказательств наличия объективных причин, препятствующих реализации указанного права, не представило.

С учетом изложенного, ссылки ответчика на несоответствие представленной им декларации предусмотренным Правилами N 644 требованиям к такого рода документам, повлекшие внесение изменений в декларацию, не могут быть приняты во внимание судом в связи со сформированной в актуальной судебной практике правовой позиции относительно недопустимости попустительства в отношении противоречивого и недобросовестного поведения субъектов хозяйственного оборота, не соответствующего обычной коммерческой честности, и наличия оснований для применения признаваемого судами Российской Федерации при осуществлении правосудия принципа эстоппель, в силу которого никто не может противоречить собственному предыдущему поведению.

Вместе с тем, исходя из основополагающего принципа равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ), в опровержение презумпции, содержащихся в пункте 203 Правил № 644, абонент вправе представить организации ВКХ результаты исследования состава сточных вод, проведенного аккредитованной лабораторией, либо обратиться в организацию ВКХ с требованием об отборе проб его стоков для проведения подобного исследования в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728.

Действуя добросовестно согласно стандарту, описанному в пункте 3 статьи 307 ГК РФ, организация ВКХ обязана провести исследование (либо принять исследование, проведенное аккредитованной лабораторией по инициативе абонента) и, если его результатами подтвердится отсутствие загрязняющих веществ в составе сточных вод или их меньшее количество в сравнении с указанным в декларации, освободить абонента от внесения платы или соразмерно уменьшить ее.

При игнорировании указанных обращений абонента организацией ВКХ абонент вправе вынести этот вопрос на рассмотрение суда как по самостоятельному иску (например, об обязании организации ВКХ прекратить начисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, о взыскании с организации ВКХ неосновательного обогащения в сумме внесенной платы), так и по иску организации ВКХ к абоненту о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод (в качестве возражений против иска).

Пунктом 10 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 установлено, что абоненты обязаны обеспечить возможность проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии предварительного уведомления соответствующего абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (за исключением случаев, если предварительное уведомление абонента в соответствии с настоящими Правилами не осуществляется).

Вместе с тем, из материалов дела следует, что возможность отбора проб сточных вод в период 01.07.2019 по 07.04.2021 фактически отсутствовала, поскольку сторонами не были согласованы контрольные колодцы, позволяющие отбирать пробы сточных вод без их смешения со сточными водами нескольких абонентов. Истцом в адрес ответчика направлялись письма о необходимости согласования контрольных колодцев, что подтверждается представленными в материалы дела письмам от 08.07.2019 № 33-01/4025, от 06.07.2019 № 33-01/5510, от 23.03.2020 № 33-01/1529, от 15.07.2020 № 33-01/3678.

Доказательств того, что в спорный период ответчик обращался в организацию ВКХ с требованием об отборе проб его стоков для проведения исследования состава сточных вод и ему было отказано, в материалах дела не имеется.

Доказательств злоупотребления правом со стороны истца, влекущего нарушение прав и законных интересов ответчика, последний в материалы настоящего дела не представил.

Нормативно презюмируемый факт сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в результате хозяйственной деятельности абонента не опровергнут.

Согласно представленным истцом в материалы дела счетам-фактурам (в том числе, исправленным) и актам сдачи-приемки оказанных услуг размер начисленной платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод за сентябрь 2021 года составил 850 690,22 руб., за октябрь 2021 года в размере 880 209,68 руб., за ноябрь 2021 года в размере 1 185 793,79 руб.

При вышеуказанных обстоятельствах в данном конкретном случае ответчиком не опровергнуты арифметическая составляющая расчета плат и наличие оснований для возложения на абонента обязанности по внесению платы начисления ему платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.

Контррасчет исковых требований, представленный ответчиком, судом отклоняется, поскольку произведен с использованием показателей концентраций спорных веществ из корректирующей декларации от 08.06.2022, которая не подлежит применению к спорным отношениям в период с сентября по ноябрь 2021 года.

При таких обстоятельствах и в отсутствие доказательств внесения ответчиком начисленной ему платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод признается судом обоснованным.

По расчету истца за ответчиком числится задолженность в размере 2 508 822,80 руб.

Доказательств оплаты задолженности либо наличия ее в меньшем размере ответчиком суду не представлено.

Учитывая, что требования истца основаны на законе, подтверждены представленными в материалы дела документами, требования истца в части основного долга подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истцом заявлено требование о взыскании пени за просрочку оплаты оказанных услуг в размере 300 948,56 руб. за период с 21.11.2021 по 06.12.2022.

Согласно п. 6.2 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О «О водоснабжении и водоотведении» абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Факт просрочки исполнения договорного обязательства в указанный истцом период подтверждается материалами дела.

При наличии просрочки исполнения договорного обязательства требование о взыскании неустойки является обоснованным, соответствуют ст. 330 ГК РФ, п.6.2 ст.14 ФЗ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

По расчету истца неустойка составляет 300 948,56 руб. за период с 21.11.2021 по 06.12.2022.

Расчет неустойки ответчиком не оспорен, судом проверен.

Оснований для применения положений ст. 333 Гражданского кодекса РФ у суда не имеется.

В заявленном размере неустойка подлежит взысканию с ответчика.

Требование о продолжении начисления пени с 07.12.2022 по день фактической оплаты долга признается судом соответствующим разъяснениям, данным в п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", подлежащим удовлетворению.

Истец также просит возместить 101 руб. почтовых расходов за направление искового заявления ответчику.

В соответствии со ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В материалы дела представлена почтовая квитанция о направлении ответчику искового заявления заказным письмом с уведомлением на сумму 101 руб.

Указанные расходы являются судебными, подлежат распределению в составе судебных расходов.

В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы истца по уплате госпошлины, почтовые расходы относятся на ответчика. В излишне уплаченной части госпошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 49, 110, 156, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с акционерного общества «Ярославский радиозавод» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу акционерного общества «Ярославльводоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 2 508 822,80 руб. основного долга, 300 948,56 руб. пени, 37 049 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины, 101 руб. почтовые расходы.

Продолжить начисление пени на сумму долга с 07.12.2022 по день фактической оплаты долга в соответствии с частью 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя после вступления решения в законную силу.

Возвратить акционерному обществу «Ярославльводоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 20 913 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 05.08.2022 № 7927.

Исполнение судебного акта в части возврата государственной пошлины производится по ходатайству плательщика государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

А.Д. Коншина