Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-4344/2013
06 июня 2013 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Амбер" (ИНН 7607022255, ОГРН 1027600987732)
об оспаривании постановления Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу от 13.03.2013г. по делу об административном правонарушении №05-13/511-110
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Амбер" (далее по тексту – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу от 13.03.2013г. по делу об административном правонарушении №05-13/511-110.
Указанным постановлением Общество было привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей за несвоевременное представление декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012 года.
Стороны надлежащим образом уведомлены о сроках представления в суд дополнительной информации и доказательств по делу. Ответчик представил суду письменный отзыв и материалы административного дела.
Заявитель, не оспаривая по существу фактические обстоятельства дела, просит суд применить нормы ст.29 КоАП РФ.
Административный орган настаивает на законности принятого им постановления о привлечении Общества к административной ответственности. Правовая позиция административного органа подробно изложена в письменном отзыве.
Изучив собранные по делу правовые позиции сторон и представленные в дело доказательства, суд установил следующее.
Общество осуществляет деятельность в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В ходе проведенной проверки Управлением был установлен факт несвоевременного представления Обществом декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012 года. Срок представления декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012 года – 20 января 2013г., фактически декларация представлена – 25.02.2013г.
Факт выявленного при проверке правонарушения зафиксирован протоколом об административной правонарушении от 20.02.2013, подтвержден прочими материалами проверки, не оспаривался Обществом.
По факту несвоевременной подачи декларации в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов дела об административных правонарушении вынесено постановление, которыми Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. за нарушение сроков представления декларации .
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При анализе наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, суд установил следующее.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Федеральный закон №171-ФЗ) действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В силу статьи 14 Федерального закона №171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок представления деклараций и форма деклараций установлены Постановлением Правительства от 09.08.2012 №815 «О представлении деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», в соответствии с пунктом 2 декларации представляются организациями, осуществляющими, в том числе:
- хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению №5.
- закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и (или) использование ее для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению №4;
- производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению №6;
- закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению №7;
- производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме перевозки этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению №8.
Согласно пункту 15 Порядка, декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Пунктом 16 установлено, что декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Следовательно, ООО «Амбер» обязано было представить декларацию по форме Приложения 7 за 4 квартал 2012 года в срок до 20 января 2013 года.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального Закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объёме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Общество обязанность по представлению декларации в установленный срок не исполнило, что свидетельствует о нарушении им действующего законодательства и недобросовестном отношении к требованиям законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт совершения вмененного Обществу правонарушения, выразившегося в несвоевременной подаче декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по статье 15.13 КоАП РФ правильной.
Процессуальных нарушений, исключающих привлечение Общества к административной ответственности, административным органом не допущено. Административная ответственность применена административным органом в порядке, в минимальном размере и в сроки, предусмотренные статьей 15.13 КоАП РФ.
Исходя из понимания значительности регулируемых отношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также руководствуясь презумпцией добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, все организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а равно должностные липа указанных организаций, обязаны предпринимать все зависящие от них меры и совершать все необходимые действия, направленные на соблюдение установленного порядка декларирования и учета объемов производства и оборота названной продукции с целью предотвращения нарушений законодательства в указанной области и наступления общественно опасных последствий.
Судом не может быть удовлетворено требование Общества о применении положений статьи 2.9 КоАП РФ по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, посягает на установленный порядок регулирования и контролирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правонарушение, совершенное Обществом препятствует реализации Управлением своих функций по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 №17-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Наличие санкции за нарушение нормы, предусмотренной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует об угрозе охраняемым общественным отношениям.
Обществом не принято надлежащих и достаточных мер, направленных на соблюдение установленной законом обязанности.
Совершенное Обществом правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
Таким образом, оспариваемое постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул.Хлыновская).
Судья
Глызина А.В.