НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 05.08.2016 № А82-4547/16

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28      http://yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль           

Дело № А82-4547/2016

12 сентября 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 05.08.016г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Ловыгиной Н.Л.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Солодовниковой А.Е.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Ярославской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (ИНН 7702235133, ОГРН  1037700013020)

к публичному акционерному обществу Страховая компания  «Росгосстрах» (ИНН  7707067683, ОГРН  1027739049689)

опривлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,

при участии

от заявителя – Савичева Е.А.- представитель по доверенности от 22.12.2015 р. № 2-3037,

от ответчика – Румянцева Е.В. – представитель по доверенности от 01.06.2016 № 28,

установил: 

        Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Ярославской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу обратился в арбитражный суд с заявлением к публичному акционерному обществу Страховая компания «Росгосстрах» о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

        В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования. Полагает доказанным наличие события и состава административного правонарушения.  

        Общество, полагает, что отсутствует событие административного правонарушения, а также пропущен срок для привлечения  к ответственности.

        Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

         31.12.2015 общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (далее -ООО «Росгосстрах») присоединено к публичному акционерному обществу «Российская государственная страховая компания»,   о чем в Единый

государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) 31.12.2015 внесена

соответствующая запись

        Согласно имеющейся в материалах дела выписке из  ЕГРЮЛ      публичное акционерное общество «Российская государственная страховая компания» изменило свое наименование на публичное акционерное общество Страховая Компания «Росгосстрах», о чем в ЕГРЮЛ 14.04.2016 внесена соответствующая запись.

       До 31.12.2015 ООО «Росгосстрах» являлось субъектом страхового дела, было внесено в Единый государственный реестр субъектов страхового дела за

регистрационным номером 0977 и осуществляло свою деятельность на основании лицензии С № 097750, выданной Федеральной службой страхового надзора  07.12.2009.

       ПАО СК «Росгосстрах»  является организацией, осуществляющей деятельность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с лицензией № ОС № 0001-03 от 28.01.2016, выданной Банком России.

      В ноябре 2015 в Банк поступило обращение Некоммерческого Партнерства по развитию станций диагностики «АвтоТехЭксперт» (далее - НП «АвтоТехЭксперт») о наличии фактов заключения Обществом договоров ОСАГО в отношении транспортных средств, не прошедших в установленном действующим законодательство порядке технический осмотр, в том числе договора ОСАГО серии ЕЕЕ № 0348181454.

       В ходе осуществления надзора за деятельностью субъектов страхового дела в связи с рассмотрением указанного выше обращения административным органом в адрес Общества направлен запрос от 04.12.2015 № Т178-75-22-13/19276, которым страховщику, предлагалось представить диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, а также сведения о проверке соответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра с приложением подтверждающих документов по договору ОСАГО серии ЕЕЕ №034818454.

      Из  документов, представленных страховщиком,  установлено, что  договор ОСАГО заключен в страховом отделе ,  в . в г. Углич, м-н Солнечный,21  11.09.2015г.. с Малютиным С.В.  Срок страхования с  24.09.2015 по 23.09.2016г.

      При этом, в  качестве документа, подтверждающего прохождение указанным транспортным средством технического осмотра,  указана  диагностическая карта  № 01876201409221059069358003, с датой очередного технического осмотра – сентябрь 2015г.

      С целью проверки прохождения транспортным средством страхователя технического осмотра Банком в УМВД России по Ярославской области направлено  письмо от 18.01.2016 №Т178-75-22-13/710.

     Согласно сведениям, представленным УМВД России по Ярославской области  в ЕАИС ТО в отношении транспортного средства  Х147ХМ76 имеются сведения  о диагностической карте 201409221059069358003 , подтверждающей прохождение технического осмотра , со сроком действия до 22.09.2015г.

      Посчитав,  что имеет место заключение договора безпредоставления диагностической карты      29.03.2016 по факту выявленного нарушения административным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении которым деяние ответчика квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ

      В соответствии со статьями 23.1 КоАП РФ, 202-204 АПК РФ, административный орган обратился в Арбитражный суд Ярославской области

заявление о привлечении ответчика к административной ответственности.  

      В силу частьи  6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом

административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

      Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена  административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

       Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1).

      Согласно части 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела, субъекты страхового дела обязаны, в том числе, соблюдать требования страхового законодательства.

      Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования определены также в специальных законах о страховании, в том числе в Федеральном Законе  25.04.02 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон № 40-ФЗ)

       Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 40-ФЗ обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.

      Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее по тексту - Правила ОСАГО, Правила №431-П).

      В соответствии с пунктом 1.5 Правил ОСАГО владелец транспортного средства в целях заключения договора обязательного страхования вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование.

     Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с Законом об ОСАГО.

     В силу пункта 1.6 Правил №431-П для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику документы, указанные в статье 15 Закона об ОСАГО.

     Страхователь несет ответственность за полноту и достоверность сведений и документов, представляемых страховщику.

      Пунктом 1.8 Правил ОСАГО предусмотрено, что при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

      При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 настоящих Правил. Информация о владельцах транспортных средств, представивших страховщику заведомо ложные сведения, в случае, если эти сведения повлекли уменьшение размера страховой премии, заносится страховщиком в автоматизированную информационную систему обязательного страхования и используется при заключении договора обязательного страхования на новый срок для применения соответствующего коэффициента страховых тарифов.

      В пункте 3 статьи 15 Закона № 40-ФЗ перечислены документы, которые для

заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику, в том числе диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности

транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра

устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность

проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

      Диагностическая карта - документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами (статья 1 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

      В силу положений пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ)

владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом.

     Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

      Таким образом, согласно действующему законодательству страхователь обязан представить документ, подтверждающий техническое состояние транспортного средства, а страховщик - заключить договор ОСАГО только при

наличии указанного документа.

       Судом установлено, на дату заключения договора страхования – 11.09.2015г. у страхователя имелась действующая диагностическая карта на транспортное средство, срок действия  которой истекал 22.09.2015г.

        Таким образом, учитывая, что имелись сведения о действующей диагностической карте, у страховщика отсутствовала возможность отказать в заключении договора страхования.

        При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает события административного правонарушения.

         В силу статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение страхового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

         С учетом изложенного,  срок давности привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение является не трехмесячным, а годичным, и на момент принятия  решения не истек.

         Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, судом не установлено, признаков малозначительности совершенного правонарушения суд не усматривает.

 Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Судья

Ловыгина Н.Л.