НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 04.08.2020 № А82-2780/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-2780/2020

Резолютивная часть решения оглашена 04 августа 2020 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маянцевой Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "Юридический центр "Бенефит" (ИНН 7604249730, ОГРН 1137604014888)

к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7604006689, ОГРН 1027600676344)

о признании недействительным решения от 25.12.2019 № 797, частично недействительным решения от 25.12.2019 № 6632,

при участии

от заявителя – Смирновой – представителя по доверенности от 24.12.2019,

от ответчика – Злобитной А.А. – главного специалиста правового отдела по доверенности от 08.06.2020,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Юридический центр «Бенефит» (далее – заявитель, ООО «ЮЦ «Бенефит», Общество) обратилось в суд с о признании недействительными решения Государственного учреждения – Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования (далее – Отделение ФСС, Фонд, ответчик) от 25.12.2019 № 6632 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения - в части отказа в выделении средств в сумме 20 040,44руб., решения от 25.12.2019 № 797 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Заявитель полагает, что если сотрудник работает в условиях неполного рабочего времени, то расчет пособия по беременности и родам следует производить исходя из среднего заработка, равного минимальному размеру оплаты труда (далее – МРОТ), без уменьшения МРОТ пропорционально продолжительности рабочего времени. Заявитель основывается на правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2015 № 309-КГ15-4727, от 05.06.2018 № 309-КГ18-6206, от 05.10.2018 № 309-КГ18-16194, от 27.12.2019 № 301-ЭС19-24659, сложившейся судебной практике по аналогичным спорам.

Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, считает, что пособие по беременности и родам и по временной нетрудоспособности работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, средний заработок которого в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ на день наступления страхового случая, должно рассчитываться исходя из МРОТ пропорционально продолжительности рабочего времени в силу прямого указания части 1.1 части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ), абзаца 2 пункта 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (далее – Положение № 375).

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

ООО «ЮЦ «Бенефит» в связи с недостаточностью начисленных страховых взносов обратилось в отделение ФСС с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 100 793,09руб.

Отделением ФСС проведена камеральная проверка Общества по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составлен акт № 646 от 02.12.2019 и вынесены решение от 25.12.2019 № 797 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 20 040,44руб. и решение от 25.12.2019 № 6632 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, которым частично выделены средства в сумме 80 752,65руб., отказано в выделении средств в сумме 20 040,44руб.

Проверкой установлено, что работник Пчелкина Н.В. была принята на 0,25 ставки, ее доход на момент наступления страхового случая за полный календарный месяц составлял 10 000руб., то есть был меньше МРОТ. На основании ч.1.1 ст.14 Закона № 255-ФЗ, в связи с наступлением страхового случая по листку нетрудоспособности № 298078701915 Обществом было назначено Пчелкиной Н.В. пособие по временной нетрудоспособности, исходя из размера МРОТ 9 489,00руб. и среднего дневного заработка 311,97руб. (9 489руб. х 24 / 730), в размере 4 679,55руб. за 15 дней, в том числе за счет средств страхователя (Общества) – 935,91руб. (за 3 дня), за счет средств ФСС – 3743,64руб. (12 дней).

При этом МРОТ на день наступления страхового случая (на 25.05.2018) составлял 11 163руб. В расчете пособия Пчелкиной Н.В. (приложение к листку нетрудоспособности № 298078701915), представленном в Отделение ФСС в составе документов при обращении за выделением средств, был указан правильный размер МРОТ 11 163руб. и правильный среднедневной заработок 367руб. (11 163руб. х 24 / 730), однако вследствие технической ошибки расчет был произведен из МРОТ 9 489,00руб. и среднего дневного заработка 311,97руб. В связи с этим сумма пособия, подлежащего выплате застрахованному лицу, была занижена. О допущенной при расчете ошибке Общество проинформировало Фонд в возражениях на акт камеральной проверки от 16.12.2019.

Работник Рыжова Е.Н. была принята на 0,5 ставки, ее доход на момент наступления страхового случая за полный календарный месяц составлял 7500руб., то есть был меньше МРОТ. На основании ч.1.1 ст.14 Закона № 255-ФЗ Рыжовой Е.Н. было назначено заявителем пособие по беременности и родам, исходя из МРОТ 11 280руб. и среднего дневного заработка застрахованного лица 370,85руб. (11 280руб. х 24 / 730) в размере 51 919,00руб. (370,85руб. х 140 дней), в том числе за счет средств ФСС – 51 919,00руб.

В обоих случаях размер пособия был определен исходя из МРОТ, поскольку средний заработок в периоды, указанные в ч.1 ст.14 Закона № 255-ФЗ, в расчете за полный календарный месяц был ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

Отделение Фонда исходит из положений ч.ч.1, 1.1, 3.1 ст.14 Закона № 255-ФЗ, считает, что поскольку средний заработок работников, рассчитанный за указанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, то расчет пособия определяется в соответствии с ч.1.1 ст.14 Закона № 255-ФЗ из МРОТ с учетом пропорциональной продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Таким образом, среднедневной заработок Пчелкиной Н.В. для расчета пособия должен составлять 91,75руб. (11 163 х 0,25 х 24 /730), размер пособия за 15 дней - 1 376,25руб., в том числе 275,25руб. (3 дня) за счет страхователя и 1 101руб. (12 дней) за счет ФСС.

Фонд согласился с наличием ошибки в расчете, приведшей к занижению пособия.

При расчете пособия по беременности и родам Рыжовой Е.Н. среднедневной заработок, рассчитанный в соответствии с п.16 Положения № 375, равен 246,58руб. (180 000 / 730). МРОТ на дату наступления страхового случая с учетом продолжительности рабочего времени составлял 5 640руб. (11 280руб. х 0,5), размер среднедневного заработка, рассчитанного исходя из МРОТ, равен 185,43руб. (5640 х 24 / 730). Поскольку размер среднего дневного заработка, рассчитанного исходя из МРОТ (185,43руб.), меньше фактического среднего дневного заработка (246,58руб.), для расчета пособия Рыжовой Е.Н. нужно использовать фактический средний дневной заработок.

Таким образом, размер пособия по беременности и родам должен составлять 34 521,20руб. (246,58 х 140 дней).

По мнению Фонда, выплата пособия по временной нетрудоспособности Пчелкиной Н.В. и пособия по беременности и родам Рыжовой Е.Н. в размере, превышающем ее фактический заработок, с которого исчислялись и перечислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, нарушает один из основных принципов осуществления обязательного социального страхования – устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемую на основе эквивалентности страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования (ст.4 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).

Общество считает указанные решения неправомерными по указанным выше основаниям.

Исследовав представленные сторонами доказательства и оценив позиции сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В силу ст.ст.198, 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Законом N 255-ФЗ.

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в статье 14 Закона N 255-ФЗ, а также в Положении N 375.

Частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (часть 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).

В пункте 11 (1) Положения N 375 установлено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

В пункте 16 Положения N 375 определено, что в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пункте 15 Положения N 375, то есть так же, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.

Как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика, спорными являются расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам работникам Общества Пчелкиной Н.В. и Рыжовой Е.Н., которые работали на условиях неполного рабочего времени – 0,25 ставки и 0,5 ставки соответственно.

Суд считает, что поскольку на день наступления страхового случая средний дневной заработок застрахованных лиц был ниже установленного минимального размера оплаты труда, расчет пособий был правомерно произведен страхователем исходя из среднего заработка, приравненного к МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, что соответствует буквальному смыслу нормы, закрепленной части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пунктах 11 (1), 15 (1) - 15 (3) Положения N 375.

Доводы ответчика о том, что расчет пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам должен производиться пропорционально продолжительности рабочего времени работника, с учетом того, что на момент наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам спорные лица работали на условиях неполного рабочего дня, подлежат отклонению.

Согласно п.11(1) Положения № 375, в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Пунктом 15(3) Положения установлено, что в случаях, указанных в пункте 11(1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

При этом, согласно п.16 Положения, в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15(1) - 15(3) настоящего Положения.

Принимая во внимание правила расчета среднего заработка, изложенные в части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ и пунктах 11(1), 15(3) и 16 Положения N 375, среднедневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности в рассматриваемом случае определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730, независимо от того, сколько дней или часов работает работник в течение недели.

В рассматриваемом случае средний дневной заработок работников был ниже МРОТ, поэтому в силу прямого указания части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Положения части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ о том, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, не исключают применение положений о том, что в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Данная позиция соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 309-КГ15-4727 от 27.07.2016, а также в определении N 309-КГ17-9589 от 07.08.2017.

При таких обстоятельствах правовые основания для непринятия к зачету спорных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отсутствуют.

Оспариваемые решения Фонда не соответствуют указанным правовым нормам и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежат признанию недействительными.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными:

- решение от 25.12.2019 № 797 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,

- решение от 25.12.2019 № 6632 - в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в размере 20 040,44 руб.,

вынесенные Государственным учреждением - Ярославским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Юридический центр "Бенефит"(ИНН 7604249730, ОГРН 1137604014888).

Взыскать с Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7604006689, ОГРН 1027600676344) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Юридический центр "Бенефит"(ИНН 7604249730, ОГРН 1137604014888) 6000руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать по заявлению взыскателя после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Розова Н.А.