Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-8377/2009
10 августа 2009 года
Резолютивная часть решения оглашена 03.08.2009.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания судьей Красновой Т.Б.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя Цоя Валерияна Владимировича
об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ярославской области от 30.06.2009 №415
при участии:
от заявителя - Цой В.В.
от адм.органа – Бабаева М.А., довер. от 09.12.2008
Максимова Н.С., довер. от 12.12.2007
установил:
Индивидуальный предприниматель Цой Валериян Владимирович обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Ярославской области от 30.06.2009 № 415 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4000 руб.
Постановление заявителем оспаривается по тому основанию, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения. Предприниматель указывает, что Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ России от 22.09.1993 № 40, не распространяется на индивидуальных предпринимателей, в связи с чем предприниматель не обязан вести кассовую книгу. Вывод административного органа о неоприходовании денежной наличности является ошибочным, поскольку полнота оприходования денег подтверждается представленными при проведении проверки фискальным отчетом, книгой кассира-операциониста и книгой учета расходов и доходов.
Административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, полагает, что в силу статьи 23, пункта 5 статьи 346,26 Налогового кодекса РФ, пункта 12 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 30.06.1993 № 745 на предпринимателей возлагается обязанность соблюдения Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров ЦБ России от 22.09.1993 № 40.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя и возражения административного органа, суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Ярославской области на основании поручения заместителя руководителя инспекции от 15.06.2009 № 142 проведена проверка полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью индивидуальным предпринимателем Цоем В.В. за период с 01.04.2009 по 31.05.2009.
В ходе проверки установлено, что в проверяемом периоде индивидуальный предприниматель осуществлял деятельность в области юстиции и правосудия, а также деятельность, связанную с розничной торговлей, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы. Выручка, прошедшая регистрацию по контрольно-кассовой машине, согласно фискальному отчету №2 от 15.06.2009 за проверяемый период составила 273060 руб., в том числе за апрель 2009г.-97600 руб., за май 2009г.-175460 руб. Полученная выручка соответствует выручке, отраженной в журнале кассира-операциониста, однако не отражена в документах бухгалтерского учета по дебету счета 50 «Касса». Кассовая книга, форма которой утверждена Постановлением Государственного комитета РФ по статистике «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» от 18.08.1998 № 88 и первичные приходные ордера при проведении проверки не представлены по причине их отсутствия. Все поступления наличных денег за проверяемый период в кассовой книге не учитывались.
Выявленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о невыполнении предпринимателем установленных требований порядка ведения кассовых операций.
Результаты проверки оформлены актом № 128 от 22.06.2009.
Усмотрев в действиях предпринимателя признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, должностным лицом инспекции в присутствии предпринимателя Цоя В.В. составлен протокол об административном правонарушении от 25.06.2009 № 415, по результатам рассмотрения которого 30.06.2009 начальником Межрайонной инспекции ФНС № 2 по Ярославской области вынесено постановление о привлечении предпринимателя Цоя В.В. к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 рублей. Постановление вынесено в отсутствии предпринимателя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.
Не согласившись с вынесенным постановлением, предприниматель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Всесторонне исследовав обстоятельства дела и объективно оценив имеющиеся в деле доказательства, суд полагает требование заявителя подлежащим удовлетворению.
Статья 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Оспариваемым постановлением предпринимателю вменяется нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании в кассу денежной наличности в период с 01.04.2009 по 31.05.2009.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40.
В ходе проверки административным органом установлено, что предприниматель осуществляет виды деятельности, подпадающие под разные режимы налогообложения: общий режим налогообложения и режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса РФ установлено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 86н и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 на основании утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.
Указанный Порядок разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 54 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, определяет правила ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями и не распространяется на доходы предпринимателей, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход (пункты 1,3 Порядка).
В соответствии с пунктом 4 Порядка учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (далее - Книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом. Форма Книги учета доходов и расходов содержится в приложении к указанному Порядку.
В соответствии с пунктом 5 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 2 Закона.
На каждую контрольно-кассовую машину в соответствии с пунктом 3.4 Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104, заводится журнал кассира-операциониста.
Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, в том числе, порядок ведения кассовой книги и ее форма (№ КО-4), а также приходных кассовых ордеров и журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-1 и № КО-3) утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88. Согласно данному документы журнал кассира-операциониста применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно - кассовой машине организации, а также является контрольно - регистрационным документом показаний счетчиков. Приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов платежных (расчетно - платежных) ведомостей, заявлений на выдачу денег, счетов и др. до передачи в кассу организации.
Письмом Центрального Банка России от 18.08.1993г. № 51 утверждены Методические рекомендации по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки в банки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации.
Пунктом 12 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 30.06.1993 № 745, оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.
Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.
Из положений пунктов 1, 3, 13, 22, 24 указанного Порядка, усматривается, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций распространяются на предприятия, объединения, организации и учреждения, то есть на юридических лиц.
Порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями Центральным банком РФ не установлен, в связи с чем предприниматели не могут нести административную ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций.
В судебном заседании предприниматель пояснил, что налоговому органу для проведения проверки были представлены фискальный отчет, книга кассира-операциониста и книга учета расходов и доходов. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки и налоговым органом не оспаривается.
Из оспариваемого постановления усматривается, что вывод о неоприходовании денежных средств административным органом сделан лишь исходя из факта отсутствия у предпринимателя кассовой книги и первичных приходных ордеров. Вместе с тем, данных о сверке полноты оприходования денежных средств в представленных предпринимателем документах, материалы дела не содержат.
Таким образом, учитывая, что порядок ведения индивидуальными предпринимателями кассовых операций Центральным Банком РФ не установлен, установленный Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации не распространяется на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, суд полагает, что в действиях предпринимателя Цоя В.В. отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 415 от 30.06.2009, вынесенное Межрайонной инспекцией ФНС России №2 Ярославской области, о привлечении индивидуального предпринимателя Цоя Валерияна Владимировича к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).
Судья Т.Б.Краснова