Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело №А82-4749/2009-28
03 июня 2009 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.,
при ведении протокола судебного заседаниясудьей Глызиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический университет»
к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Ярославской области
об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области от 21.04.2009 по делу об административном правонарушении № 07-16/09-135
при участии:
от заявителя – ФИО1 – представитель по пост. дов. от 08.04.2009 №1/2009-6;
от ответчика – ФИО2 - представитель по пост. дов. от 13.01.2009
установил:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический университет» (далее по тексту Университет) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 21.04.2009 №07-16/09-135 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (далее по тексту Управление) о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 руб. на основании части 1 статьи 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Правовая позиция заявителя основана на том, что Университетом не нарушены положения бюджетного законодательства, соответственно оснований для привлечения к административной ответственности нет. Также заявитель полагает, что административным органом нарушен срок составления протокола, в нарушение п.1 ст. 28.5 КоАП РФ. В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Административный орган считает вынесенное постановление законным и обоснованным, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Ревизией финансово-хозяйственной деятельности Университета, проведенной Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, выявлено нецелевое использование Университетом бюджетных средств в размере 39 648 рублей, а именно:
- направление и использование средств дополнительного бюджетного финансирования за счет арендных платежей на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, иным правовым основаниям получения.
Установлено, что между Университетом и ООО «РЦЦС» был заключен договор №Э0198/08, предметом которого является оказание услуг по экспертизе сметной документации, в том числе ремонтно-строительных работ по мере поступления заявок.
Платежным поручением от 14.05.2008 №1205 Университетом за счет средств федерального бюджета, выделенных по коду классификации операций сектора государственного управления (далее по тексту – КОСГУ) 073-0706-4309900-001-225 «Работы, услуги по содержанию имущества», перечислены денежные средства ООО «РЦЦС» за экспертизу сметной документации по капитальному ремонту на сумму 39 648 рублей.
Указанные действия, в соответствии со ст.289 Бюджетного кодекса РФ, являются нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, иным правовым основаниям их получения является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.14 КоАП РФ.
10 апреля 2009г. начальником отдела финансового контроля и надзора в социальной сфере, внебюджетных фондах и органах управления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области в присутствии законного представителя Университета был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.14 КоАП РФ.
21 апреля 2009г. руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области было вынесено оспариваемое постановление, которым Университет признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 ч.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей 00 копеек.
Оценивая обоснованность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого правонарушения составляет использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Из статьи 38 Бюджетного кодекса РФ следует, что в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу п.4 ст.158 и п.6 ст.161 БК РФ бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем сметой этих средств и доходов.
В соответствии со статьей 289 БК РФ направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Как установлено административным органом, Университетом по договору от 14.02.2008 №Э0198/08, произведен платеж в размере 39 648 рублей за экспертизу проектно-сметной документации по капитальному ремонту с отнесением расходов на подстатью 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества». Тогда как, предметом договора, являются услуги по экспертизе сметной документации, а не осуществление ремонтных работ. Соответственно данные расходы следовало отнести на код 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги».
Представитель заявителя пояснил, что Университет строго выполняет все нормативные акты и все предписания, поступающие от федеральных органов. Приказом Минфина РФ от 09.12.2008г. №140н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 г. N 74н» подстатья 226 "Прочие работы, услуги" раздела V Указаний "Классификация операций сектора государственного управления" дополнена абзацем шестнадцатым следующего содержания: "проведение проектных и изыскательских работ и экспертизе в целях разработки проектно-сметной документации для ремонта объектов". После данных изменений, Университетом были немедленно в том же финансовом году и самостоятельно произведены изменения кода КОСГУ 073-0706-4309900-039-225 на код КОСГУ 073-0706-4309900-039-2260-039-226 по произведенной кассовой выплате. Считает положения бюджетного законодательства не нарушенными, факт нецелевого использования бюджетных средств отсутствующим.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в 2008 году установлен Приказом Минфина РФ от 24.08.2007г. №74н.
Пунктом 79 Инструкции, о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2002 N 142н, действовавшей в спорный период, орган Федерального казначейства и получатель средств вправе в пределах текущего финансового года уточнить коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым операции по кассовым расходам федерального бюджета были отражены на лицевом счете получателя средств. Для уточнения операции получатель средств представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении кода бюджетной классификации по произведенным кассовым выплатам (приложение N7 к Инструкции).
Внесение в установленном порядке изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации Российской Федерации по произведенным получателем бюджетных средств кассовым расходам - при ошибочном указании получателем бюджетных средств в платежном документе бюджетной классификации РФ, на основании которого органом Федерального казначейства был отражен кассовый расход на соответствующем лицевом счете, допускается внесение в установленном порядке изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации РФ по произведенным получателем бюджетных средств кассовым расходам.
Судом установлено, что после внесения изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2007 г. N 74н, Университет 05.12.2008г. направил в Управление Федерального казначейства по Ярославской области уведомление №29 об уточнении кода бюджетной классификации РФ по произведенным кассовым выплатам.
Согласно Инструкции о порядке применения органами Федерального Казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.04.2001г. № 35н, нецелевое использование средств федерального бюджета - направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно ст. 166.1, 167 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет первичный контроль за проводимой бюджетным учреждением операций. Однако при осуществлении Университетом расходной операции, Управление Федерального казначейства по Ярославской области не усмотрело нарушений бюджетного законодательства и санкционировало оплату.
Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что Университет самостоятельно, в течение финансового года, до проведения ревизии и привлечения к ответственности, произвел уточнение кода бюджетной классификации РФ по произведенной кассовой выплате, а также тот факт, что на обеих подстатьях на момент оплаты услуг по договору №Э0198/08 от 14.02.2008, имелось достаточное количество денежных средств для проведения кассовой операции, суд не усматривает в действиях Университета факта нецелевого использования бюджетных средств и соответственно, состава вменяемого ему правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 21.04.2009 № 07-16/09-135, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о привлечении Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический Университет» к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья А.В. Глызина