Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-20169/2009-19
02.04.2010
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Кокуриной Н.О.
при ведении протокола судебного заседания судьей Кокуриной Н.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г.Ярославля
к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 87
о взыскании 8322,95 руб.
при участии:
от заявителя – ФИО1 – по доверенности от 11.01.2010
от ответчика - ФИО2 – по доверенности от 26.03.2010
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г.Ярославля обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 87 о взыскании финансовых санкций в размере 8322,95 руб. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2006, 2007, 2008 годы.
Ответчик требования заявителя не признал, представил письменный отзыв. Ответчик полагает, что были представлены достоверные индивидуальные сведения в отношении застрахованных лиц ФИО3, ФИО4, ФИО5 Что касается индивидуальных сведений по другим работникам ответчик признал, что нарушения имели место, но просит применить смягчающие ответственность обстоятельства и освободить страхователя от уплаты штрафа.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд установил.
Ответчик согласно статье 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 и статье 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
Статьей 15 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 вышеназванного закона страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе, сведения о страховом стаже, начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, а также сведения об уплаченных страховых взносах в отношении работающих у него застрахованных лиц.
Ответственность за представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установлена статьей 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и применяется в виде финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
Статьей 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на органы Пенсионного фонда РФ возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным законом.
В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в состав ежегодно представляемых страхователем индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц входят сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. При этом согласно п. 4 названной статьи закона сведения представляются по формам, определяемым ПФ РФ.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Согласно п. 4 данных Правил периоды работы засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
В связи с этим Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 № 192п, устанавливающим формы документов индивидуального (персонифицированного) учета и порядок из заполнения, предусмотрено указание в графе «условия для досрочного назначения трудовой пенсии» индивидуальных сведений формы СЗВ-4-1 кода, соответствующего виду работ, периода их выполнения и дополнительных сведений о доле ставки, отработанной педагогами.
Управлением ПФ РФ установлено, что в первоначальных индивидуальных сведениях за 2006 год в отношении ФИО3 в период с 01.09.2006 по 30.09.2006 неверно указано количество учебной нагрузки: указана 1 ставка, а следовало отразить 0,94 ставки. Как следует из пояснений заявителя, Управлением ПФ РФ учтена педагогическая нагрузка ФИО3 в должности учителя биологии – 17 часов в неделю.
Ответчиком представлены в материалы дела выписка из приказа от 01.09.2009 № 218/1 о тарификации педагогических работников на 2006 – 2007 учебный год по школе, а также выписка из тарификационного списка педагогических работников, из которых следует, что в период с 01.09.2006 по 30.09.2006 ФИО3 помимо работы учителем биологии работала также в должности преподавателя – организатора основ безопасности жизнедеятельности на 0,25 ставки. Согласно списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа преподавателем – организатором основ безопасности жизнедеятельности в школе засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В первоначальных индивидуальных сведениях в отношении ФИО3 страхователь обоснованно указал полную ставку, поскольку работник полностью выполнял норму рабочего времени (педагогической нагрузки).
Управлением ПФ РФ установлено, что в первоначальных индивидуальных сведениях за 2007 год в отношении ФИО4 в период с 01.09.2007 по 11.11.2007 неверно указано количество учебной нагрузки: указана 1 ставка, а следовало отразить 0,88 ставки. Управление ПФ РФ исходило из того, что ФИО4 работала учителем технологии с учебной нагрузкой 16 часов в неделю, тогда как Постановлением Правительства от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений» для учителей 5 – 11 классов установлена норма рабочего времени – 18 часов в неделю.
Ответчик ссылается на то, что ФИО4 в рассматриваемый период по 3 часа в неделю вела кружок кройки и шитья, что необоснованно не учтено Управлением ПФ РФ, и норму рабочего времени ФИО4 полностью выполняла.
Работа в должностях «учителя» и «педагога», которые замещала ФИО4 в школе, согласно списку должностей и учреждений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Выпиской из тарификационного списка педагогических работников подтверждается, что в период с 01.09.2007 по 11.11.2007 ФИО4 работала по 16 часов в неделю учителем технологии, а также по 3 часа в неделю вела кружок. Общая продолжительность рабочего времени в неделю, в течение которого ФИО4 фактически выполняла педагогическую работу, составляла 19 часов в неделю. Оснований не учитывать работу руководителем кружка в качестве педагогической нагрузки суд не находит. При таких обстоятельствах указанные в первоначальных индивидуальных сведениях в отношении ФИО4 за 2007 год данные о работе на полную ставку соответствуют действительности. Суд не может признать индивидуальные сведения в отношении ФИО4 не соответствующими фактической продолжительности рабочего времени учителя.
Таким образом, суд не усматривает недостоверности индивидуальных сведений в отношении ФИО3 и ФИО4 В первоначальных индивидуальных сведениях в отношении этих лиц страхователь достоверно и в полном объеме указал сведения о продолжительности рабочего времени учителей. Эти сведения соответствуют фактическим обстоятельствам и документам организации. При таких обстоятельствах страхователь не может быть привлечен к ответственности за представление недостоверных индивидуальных сведений.
При этом суд исходит из того, что между сторонами возник правовой спор об обоснованности отражения стажа работы преподавателем ОБЖ и руководителем кружка в качестве льготного, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно статье 5 Федерального закона «Об арбитражных судах в РФ» и статье 27 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Вопрос о порядке определения страхового стажа физического лица, дающего ему право на досрочное назначение трудовой пенсии, в компетенцию арбитражного суда не входит.
Кроме того, согласно статье 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Пенсионного фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В связи с изложенным, суд полагает, что требования заявителя о взыскании штрафа за представление недостоверных индивидуальных сведений в отношении ФИО3 и ФИО4 удовлетворению не подлежат.
Управлением ПФ РФ выявлена недостоверность индивидуальных сведений за 2008 год в отношении ФИО5, в которых, как считает заявитель, из стажа работы не исключены дни отпуска без сохранения заработной платы.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действующей в 2008 году) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Из указанных положений законодательства и п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ следует вывод о том, что страховые взносы в Пенсионный фонд уплачиваются за те периоды, за которые работнику начисляется заработная плата. Период нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы в страховой стаж не включается. Не предусмотрено включение отпуска без сохранения заработной платы в страховой стаж ни Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002, ни Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Как следует из материалов дела, в период с 23.06.2008 ФИО5 находилась в учебном отпуске без сохранения заработной платы. Однако в первоначальных индивидуальных сведениях в отношении ФИО5 за 2008 год этот отпуск не был отражен, не был исключен из страхового стажа.
В первоначальных индивидуальных сведениях в отношении ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 период нахождения в отпуске по беременности и родам не отражен в качестве стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что противоречит п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516, согласно которому в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Факт совершения правонарушения зафиксирован в акте от 14.08.2009 № 29.
20.08.2009 ответчик представил в Управление Пенсионного фонда РФ исправленные индивидуальные сведения в отношении всех перечисленных выше лиц, в которых устранил выявленные заявителем нарушения.
Решением от 08.09.2009 № 8/29 ответчик привлечен к ответственности по ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в размере 10 процентов от суммы платежей в Пенсионный фонд РФ по застрахованным лицам, в отношении которых поданы недостоверные сведения. Требованием от 30.09.2009 № 8/29 ответчику предложено уплатить сумму финансовых санкций. Требование об уплате взыскиваемой суммы штрафа ответчиком в добровольном порядке не исполнено до настоящего времени.
Изучив представленные материалы, суд полагает факт совершения правонарушения - представления недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 - установленным, подтвержденным материалами дела. Как указывалось выше, за совершение данного правонарушения законом предусмотрена ответственность в виде финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сумма страховых взносов за соответствующие годы по ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 составляет 54 689,27 руб. Исчисленный в соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» штраф составил бы 5469 руб.
При определении суммы подлежащего взысканию штрафа, руководствуясь ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ, с учетом устранения ответчиком допущенных при представлении индивидуальных сведений ошибок в предложенный управлением Пенсионного фонда РФ срок (до принятия решения о привлечении к ответственности) суд уменьшает размер штрафа до 1000 руб. в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств, полагая, что данный размер штрафа будет соответствовать тяжести допущенного правонарушения и обстоятельствам дела.
Размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины суд определяет пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 87, зарегистрированного 06.11.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Дзержинскому району г.Ярославля, ОГРН <***>, ИНН <***>, находящегося по адресу: <...>
- в доходы Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в размере 1 000 руб. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2007, 2008 годы;
- в доход федерального бюджета 240 руб. государственной пошлины.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать после вступления решения суда в законную силу, исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать по истечении десяти дней после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.
Судья Н.О. Кокурина