НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 01.03.2018 № А82-18574/2017

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-18574/2017

16 марта 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена  марта 2018 года .

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Коробовой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Никифоровой С.С.

рассмотрев в судебном заседании заявление  Открытого акционерного общества "Рыбинскгазсервис" (ИНН  7610017671, ОГРН  1027601123857)

к  Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное) (ИНН  7610053486 , ОГРН  1027601120645) о  признании недействительным решения о привлечении к ответственности         

при участии:

от заявителя – Глазковой Т.А. по доверенности от 09.01.2018, Юдиной Л.Ю. по доверенности от 25.01.2018,

от ответчика –  Никитиной И.Г. по доверенности от 19.01.2018, Сильченко Е.В. по доверенности от 04.04.2017

установил: открытое  акционерное общество «Рыбинскгазсервис» (далее – Общество, страхователь) обратилось в суд с заявлением к  Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное)о   признании недействительным решения от 08.09.2017 № 22-81/42 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы заявления и пояснили что на выплаты в пользу застрахованных лиц, принятых на работу по специальности «электрогазосварщик», страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу не начисляются с учетом результатов аттестации рабочих мест.

Представитель Управления ПФ требование Общества не признал, указав что страховые взносы по дополнительному тарифу начислены только на часть выплат в пользу застрахованных лиц, соответствующих оплате труда во вредных условиях. При этом обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу должна исполнятся страхователем и в тех случаях, когда за застрахованными лицами по результатам аттестации рабочего места не признано право на досрочной назначение трудовой пенсии.  Обязанность уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов не зависит от объема занятости работников (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, менее 80 процентов рабочего времени). Фонд указывает, что по результатам оценки условий труда рабочего  места  электрогазосварщика установлен вредный класс условий труда - 3.1, следовательно, на сумму выплат в пользу  лиц, занятых на этих работах, подлежат уплате страховые взносы по дополнительному тарифу.

Поскольку право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением спорных работ в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени), а работники, в отношении которых доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу, были заняты на работах менее 80 процентов рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего дня, права на досрочную пенсию они не имеют. Следовательно, у страхователя отсутствует обязанность уплачивать дополнительные взносы. Указанные выводы судов фондом в жалобе не опровергнуты.

Проверив доводы представителей сторон и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Управление ПФ провело выездную проверку Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, результаты которой отражены в акте от 09.08.2017 N 22-78/43.

В ходе проверки установлено занижение базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу на суммы заработной платы работников по специальности электрогазосварщик.

Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Управления ПФ принял решение от 08.09.2017 N 22-81/42 о привлечении Общества к ответственности на основании части 1 статьи 47  Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ)   в виде взыскания штрафа в размере 2 585.01руб.  В соответствие с решением Обществу  предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 12 925.03руб. и пени в сумме 1978.22руб.

Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

С учетом положений статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановления  Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункта 5 Разъяснений «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»  право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 (далее - Постановление N 29) судом  установлено  отсутствие у Общества обязанности по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу за 2014-2016г.

В соответствии с частью 2 статьи 58.3  Закона N 212-ФЗ  для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5  настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 – 18 пункта 1 статьи 27  Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее –Закон № 173-ФЗ), с 01.01.2013 применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 27  Закона N 173-ФЗ  предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2  производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Список N 2).

Согласно разделам 27 и 33  Списка N 2 право на досрочную пенсию имеют электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических режимах, а также на автоматических режимах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (23200000-19756).

В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи   имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным Закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В пункте 5 Постановления N 29 разъяснено, что право на  пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

В соответствии с частью 4 статьи 58.3  Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2013 году) плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Материалами дела подтверждается, что по результатам  специальной оценки условий труда, проведенной в Обществе Испытательной лабораторией ООО «Центр подготовки и оценки условий труда «Знание», отраженных в карте аттестации рабочего места по условиям труда по профессии «электрогазосварщик» сделан вывод о том, что работники данной  профессии, работающие в ОАО «Рыбинскгазсервис» не имеют право на досрочное назначение пенсии в связи с тем что работают во вредных условиях труда менее 80% рабочего времени.

Доказательств неправомерности или необоснованности результатов названной аттестации Управление не представило.

В определении Верховного суда № 310-КГ17-22625 от 13.02.2017г. также указано, что поскольку право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением спорных работ в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени), а работники, в отношении которых доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу, были заняты на работах менее 80 процентов рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего дня, права на досрочную пенсию они не имеют. Следовательно, у страхователя отсутствует обязанность уплачивать дополнительные взносы.

При таких обстоятельствах оснований для начисления Обществу страховых взносов по дополнительному тарифу не имелось.

 В связи с удовлетворением требований Общества, судебные расходы по уплате государственной пошлины возмещаются заявителю за счет стороны по делу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление открытого акционерного общества «Рыбинскгазсервис»к  Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное)о   признании недействительным решения от 08.09.2017 № 22-81/42 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах удовлетворить.

Взыскать с  Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Рыбинске Ярославской области (межрайонное)  в пользу открытого акционерного общества «Рыбинскгазсервис»3000руб.в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» («).

Судья

Коробова Н.Н.