НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ярославской области от 01.02.2006 № А82-5447/05

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.ЯрославльДело № А82-5447/05-99

01.02.2006 г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе:

судьи    Е.П. Украинцевой

при ведении протокола судебного заседания судьей Е.П. Украинцевой

рассмотрев в судебном заседании заявление

Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Ярославской области

к Производственному кооперативу «Векса»

о взыскании 15 574,3 руб.

при участии:

от заявителя – не присутствует

от ответчика – не присутствует

установил:

            Межрайонная инспекция ФНС России №1 по Ярославской области обратилась в суд с заявлением о взыскании с ПК «Векса» штрафа в размере 15 574,3 руб. за неуплату земельного налога в результате неправильного исчисления налога за 2003 г. на основании п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ.

Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, дело рассматривается судом без его участия.

Ответчиком представлены письменные возражения по существу заявленных требований, согласно которым признается доначисление земельного налога в  сумме 39,61 руб., исходя из льготной ставки в размере 11,88 руб. за 1 га, предусмотренной для земель, расположенных в полосе отвода железных дорог. Применение по результатам выездной налоговой проверки в отношении участка, занятого узкоколейным железнодорожным  транспортом, общей  ставки налогообложения установленной для земель промышленности, организация считает необоснованным.

            Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Межрайонной инспекцией ФНС России №1 по Ярославской области проведена выездная налоговая проверка ПК «Векса» по вопросам правильности исчисления земельного налога за период с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 года. По результатам проверки составлен акт от 07.12.2004 №66 и вынесено решение от 23.12.2004 №66 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. На основании указанного решения налогоплательщику предъявлены к уплате налоговые санкции по п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога за 2003 г. в виде штрафа в размере 15 574,3 руб., а также заниженный налог в сумме 77 871,49 руб. и пени в сумме 14 706,93 рублей. Ответчику предложено перечислить в бюджет сумму штрафа по требованию от 31.12.2004 №2030, которое в добровольном порядке не исполнено.

Из материалов проверки следует, что решением Главы Администрации Переславского района от 28.01.1993 №26 и на основании свидетельства о праве бесрочного (постоянного) пользования землей от 28.01.1993 №402 ПК «Векса» предоставлен для производственных целей земельный участок (узкоколейная железная дорога) общей площадью 26,47 га. В силу постановления Главы Переславского муниципального округа от 27.07.2000 №477 земельный участок общей площадью 11,41 га других угодий (полоса отвода узкоколейной железной дороги) изъят у организации в соответствии с письмом кооператива от 14.07.2000 №14 (отказ от права пользования). Налогоплательщиком оставшаяся площадь земельного участка площадью 15,06 га  включена в расчет земельного налога по декларации за 2003 год, в которой исчислен налог по ставке 9,25 руб. в общей сумме 139,31 руб., в том числе по сроку 15.09.2004 г. в сумме 69,65 руб. и по сроку 15.11.2004 г. в сумме 69,65 рублей.

В ходе выездной налоговой проверки инспекцией получены сведения из Комитета по земельным ресурсам Администрации Переславского муниципального округа о том, что земли промышленности, которые имеет в постоянном (бессрочном) пользовании ПК «Векса» (15,06 га), полосой отвода железной дороги не являются и данная площадь не отнесена к землям транспорта (письмо от 03.12.2004 №01/11-15).С учетом того, что в отношении данного участка подлежит применению общеустановленная для расположенных вне населенных пунктов земель промышленности на территории Ярославской области ставка земельного налога из расчета 0,518 руб. за 1 кв.м. согласно Решению представителей Переславского муниципального округа от 30.01.2003 №103 «О ставках земельного налога и размере арендной платы на 2003 г. в Переславском муниципальном округе» инспекцией доначислен налог, подлежащий уплате в бюджет по сроку 15.09.2003 г. в сумме 38935,74 руб. и по сроку 15.11.2003 г. в сумме 38935,75 руб. с применением налоговых санкций по п.1  ст. 122 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 1 и 15 Закона РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 №1738-1 собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом и основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год (ст. 3 Закона). При этом в силу положений ст.17 указанного закона земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления земельного участка, исходя из налоговой базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот. Таким образом, получение в соответствии с правоустанавливающим документами земельного участка в собственность или пользование (кроме аренды) является основанием для исчисления и уплаты организацией земельного  налога.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что факт пользования земельным участком площадью 15,06 га  и наличие обязанности по уплате земельного налога ответчик по настоящему делу  признает. Вместе с тем, спорный вопрос касается правомерности применения ПК «Векса» льготной ставки земельного налога, предусмотренной статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».

В соответствии с пунктом 23 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» налог на землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно приложению 1. В приложении №1  к Закону приведены средние размеры земельного налога по субъектам Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.08.1994 №22-ФЗ, который в 1994 г. для Ярославской области составлял 1215 руб. за 1 га пашни. В 2003 г. средний размер земельного налога по Ярославской области с учетом коэффициентов индексации, предусмотренных законодательными и нормативными актами, установлен в размере 23,62 руб. с 1 га пашни (п.13 Инструкции МНС России от 21.02.2000 №56 «По применению Закона российской Федерации «По плате за землю»). Решением представителей Переславского муниципального округа от 30.01.2003 №103 «О ставках земельного налога и размере арендной платы на 2003 г. в Переславском муниципальном округе» с учетом определения средневзвешенной ставки земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения исходя и  47,5 руб. за 1 га, для расчета на 2003 г. утверждена ставка земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, в размере 11,88 руб. за 1 га (25% от средневзвешенной ставки).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта – это земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. При этом полосой отвода железных дорог являются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Из положений главы 3 «Основные требования к организациям железнодорожного транспорта и объектам железнодорожного транспорта. Управление перевозочным процессом» Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» следует, что к организациям железнодорожного транспорта в частности относятся: владелец инфраструктуры и перевозчик, которыми могут выступать юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, оказывающие соответствующие услуги на основании лицензии и (или) договора (ст.2 указанного закона).

Исходя из фактических обстоятельств дела, кооператив «Векса» образован в августе 1989 г. и является добровольным объединением граждан на основе членства для совместной производственной и иной деятельности. Основным видом деятельности организации являлись пассажирские перевозки узкоколейным железнодорожным транспортом, при регистрации присвоен код ОКОНХ 51114 «Железнодорожный транспорт необщего пользования».

Согласно акту выездной налоговой проверки от 07.12.2004 №66 полотно узкоколейной железной дороги на балансе кооператива не состоит, для осуществления деятельности с момента образования налогоплательщиком  использовалось арендованное у кооператива «Декор» имущество узкоколейной железной дороги.

В обоснование заявленных требований инспекцией представлено письмо Комитета по земельным ресурсам Администрации Переславского муниципального округа от 26.12.2005 №01/II-18 с разъяснением о том, что землями железнодорожного транспорта в составе земель промышленности, по которым установлено льготное налогообложение, в муниципальном районе являются только земли ОАО «РЖД» (северная железная дорога). Данная позиция судом не принимается, так как она не соответствует действующему в проверяемый период законодательству и материалам дела.

В имеющихся правоустанавливающих документах указано, что на территории Переславского муниципального округа земельный участок площадью 15,06 га выделен ПК «Векса» в постоянное (бессрочное) пользование для содержания и обслуживания узкоколейной железной дороги на территории Купанского сельского округа. При этом на основании постановления Главы Переславского муниципального района от 15.12.2005 №971 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком кооператива «Векса» спорный участок также обозначен – «узкоколейная железная дорога». С учетом пояснений ответчика и положений ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (с изм. и доп.) данные земли по существу являются полосой отвода узкоколейной железной дороги. Таким образом, ответчик по настоящему делу, выступающий организацией железнодорожного транспорта в связи с выполнением функций перевозчика, имеет право на применение льготной ставки налогообложения в отношении земли, расположенной в указанной полосе отвода.

По декларации за 2003 г. ПК «Векса» земельный налог исчислен с применением ставки из расчета 9,25 руб. за 1 га, что не соответствует установленной законодательно ставке в размере 11,88 руб. за 1 га. Поскольку данное нарушение повлекло неправильное исчисление и неполную уплату налога в бюджета в сумме 39,6 руб. ((15,06 га х 11,88 руб./га = 178,91 руб.) – 139,31 руб.), в том числе по сроку 15.09.2003 г. в сумме 19,8 руб. и по сроку 15.11.2003 г. в сумме 19,8 руб., у налогового органа имелись основания для применения мер ответственности в соответствии с п.1 ст.120 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога, что составляет 7,92 рубля.

            Таким образом, рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что требование о взыскании налоговых санкций с ПК «Векса» по решению Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Ярославской области от 23.12.2004 №66 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности подлежит удовлетворению частично.

            На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 110, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Производственного кооператива «Векса», зарегистрированного 11.12.2002 за № 1027601051785, ИНН 7622000753, место нахождения - Ярославская область, Переславский район, поселок сельского типа Купанское, в доход соответствующих бюджетов 7,92 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога за 2003 года. В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Производственного кооператива «Векса» в доход федерального бюджета 500рублей государственной пошлины.

Исполнительный лист на принудительное взыскание штрафа выдать после вступления решения суда в законную силу, исполнительный лист на взыскание государственной пошлины – по истечении 10-дневного срока со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.

Судья                                                                                    Е.П. Украинцева