НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.10.2020 № А81-3274/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-3274/2020

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании октября 2020 года .

Полный текст решения изготовлен октября 2020 года .

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Толькинская лесоперерабатывающая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения от 24.09.2019 №861 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 06.05.2020 №06/05,

от Инспекции - ФИО2 по доверенности от 20.01.2019 №2.2-11/00577;                ФИО3 по доверенности от 09.01.2020 №2.2-12/00012,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью ООО «Толькинская лесоперерабатывающая компания» (далее – Общество, ООО «ТЛК», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – инспекция, налоговый орган) об оспаривании решения от 24.09.2019 № 861 о привлечении к ответственности за совершение налогового законодательства в части:

- доначисления недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 1 353 842,00 руб.;

- доначисления пени на сумму недоимки по налогу на добавленную стоимость в размере 186 289,08 руб.;

- привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 270 768,00 руб.

В обоснование требования заявитель указал, что у Общества отсутствует обязанность восстановления НДС по затратам, по которым не определены конкретные товары (работы, услуги), в том числе основные средства, нематериальные активы, имущественные права, так как норма об обязательном восстановлении НДС по возмещенным из средств субсидии обезличенным расходам действует с 01.01.2019 и не относится к рассматриваемому субсидируемому периоду 2018 года (когда действовала другая редакция ст.170 НК РФ).

У Общества не возникает обязанности восстанавливать НДС по затратам понесенным в прошлые периоды (до 2018г.), по которым возмещение за счет текущей (2018 г.) субсидии не предусмотрено.

Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в представленном отзыве.

В ходе судебного заседания налоговым органом представлены дополнительные материалы в виде таблицы о принятии части расходов, по которым заявителем представлены подтверждающие документы и по которым отсутствуют сведения по затратам, согласно бухгалтерской справке о субсидируемой части затрат представленной Обществом.

Заслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 25.07.2018 Обществом в Инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 квартал 2018 года (рег. № 20304653).

В налоговой декларации за 3 квартал 2018 года право на вычет НДС заявлено по операциям, связанным с расходами за 2017 год (по счетам-фактурам за 2017 год).

По результатам камеральной налоговой проверки, проведенной за период с 01.07.2018 по 30.09.2018, Инспекцией составлен акт проверки от 08.02.2019 № 12139 и 24.09.2019 вынесено обжалуемое решение № 861, согласно которому Обществу доначислен НДС в размере 1 353 842,00 рубля, начислены пени в размере 186 289,08 рублей, Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 270 768,00 рублей за неуплату НДС, предложено уменьшить сумму НДС, излишне заявленного к возмещению в размере 21 731,00 рубль.

 Основанием для доначисления НДС послужило неправомерное не восстановление суммы НДС в связи с получением субсидий в счет компенсации ранее понесенных затрат в сумме 1 375 573,00 рубля (9 017 642,00 рубля/118*18), что привело к неправомерному заявлению к возмещению НДС в сумме 21 731,00 рубль и занижению НДС, подлежащего уплате в бюджет в сумме 1 353 842,00 рубля.

Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, Общество обратилось в вышестоящий налоговый орган с жалобой на решение Инспекции от 24.09.2019 № 861  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в обжалуемой в арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа части.

Решением Управления ФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20.12.2019 № 494 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

Что в свою очередь послужило поводом к обращению заявителя в арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующими требованиями.

Суд, удовлетворяя заявления Общества в части исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации за исключением операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса. В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную к уплате, в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Пунктом 2 статьи 171 НК РФ закреплено, что вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные указанной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, товаров, приобретаемых для перепродажи. Согласно положениям   статьи   172   Кодекса,   вычетам   подлежат   только   суммы   налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации, после принятия на учет этих товаров и при наличии соответствующих первичных документов. В соответствии со статьями 171, 172 Кодекса правом на применение вычета по НДС налогоплательщик может воспользоваться при одновременном выполнении следующих условий:

- товары     (работы,     услуги)     предназначены     для     использования     в налогооблагаемой деятельности;

- товары (работы, услуги) приняты на учет.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 Кодекса (в редакции, действующей до 01.01.2019) в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса (в редакции, действующей до 01.01.2019) суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Положения абзаца первого данного подпункта применяются независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

В обосновании своей позиции Общество указывает на следующее. 

В налоговой декларации за 3 квартал 2018 года право на вычет налога на добавленную стоимость заявлено по операциям, связанным с расходами за 2017 год (по счетам-фактурам за 2017 год).

Книга покупок Общества, отображенная в разделе 8 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2018 года содержит показатели счетов-фактур, предъявленных к вычету налога на добавленную стоимость  за 2017 год. Соответственно, налог на добавленную стоимость принят к вычету по затратам понесенным в прошлые периоды (до 2018 года).

Исходя из предмета договора на предоставление субсидии предусмотрено, что, предоставление субсидии осуществлялось для возмещения части текущей себестоимости готовой продукции, сформированной из затрат текущего калькуляционного периода. Затраты прошлого периода (2017 год и предшествующих лет) не имеют отношения к субсидируемому периоду.

Субсидия предоставлялась Обществу на возмещение части затрат на производство составляющих себестоимость готовой продукции - пиломатериала без выделения конкретных статей затрат, без выделения расходов на приобретение конкретных товаров (работ, услуг). То есть затраты, возмещаемые субсидией, носили обезличенный (совокупный) характер (включая, в том числе, расходы не содержащие налог на добавленную стоимость такие как оплата труда, амортизация и др.).

Суд, рассмотрев предоставленные в материалы доказательства, установил следующее.

Так, в соответствии с пунктом 1.1. договора о предоставлении из окружного бюджета субсидий на возмещении части фактически понесенных затрат на производство и реализацию пиломатериала от 29.06.2018 № 901-19/54ДЭ, заключенного между Департаментом экономики Ямало-Ненецкого автономного округа и Обществом, предметом является предоставление получателю в 2018 году субсидий из окружного бюджета на возмещение части фактически понесенных затрат на производство и реализацию пиломатериала (далее – Договор).

Пунктом 1.3. Договора определено, что получателю предоставляются субсидии на возмещение части фактических затрат на производство и реализацию пиломатериала в соответствии с порядком, в пределах лимитов, согласно плановому расчету размера субсидий на возмещение затрат.

Предоставление субсидий осуществляется на возмещение части затрат, фактически понесенных получателем в период с 01.01.2018 по 19.12.2018 включительно (пункт 3.1.6. Договора).

Договором так же определен размер субсидии на возмещение части затрат на производство пиломатериала, который рассчитывается по соответствующей формуле, а именно: размер субсидии определен как объем произведенного пиломатериала (куб.м.) умноженного на норматив возмещения затрат на производство пиломатериала (руб./куб.м.). При этом договором установлен такой норматив в размере 5 500,00 руб./куб.м.  Также договором определен размер субсидии на возмещение части затрат на перевозку пиломатериала автомобильном и (или) водным транспортом, который рассчитывается по соответствующей формуле, а именно  размер субсидии определен как объем реализованного умноженного на норматив возмещения затрат на перевозку 1 куб.м. пиломатериала автомобильным и (или) водным транспортом, руб./куб.м.  Договором установлен такой норматив в размере 3 000,00 руб./куб.м.  Таким образом, размер субсидии определяется по фактическому объему произведенного пиломатериала/реализованного пиломатериала  умноженного на  норматив.

Из вышеуказанных норм следует, что ООО «Толькинская лесоперерабатывающая компания», при получении субсидии должна была восстановить сумму налога на добавленную стоимость, которая была принята к вычету в 1 и 2 квартале  2018 году.

Согласно бухгалтерской справке об учете средств полученной Субсидии в бухгалтерском учете ООО «ТЛК», суммы полученной субсидии в 3 квартале составили  9017642 руб., в том числе 26.07.2018 в сумме 2543062,50 руб., 13.08.2018 в сумме 2673027,50 руб., 13.08.2018 в сумме 3801552 руб.

Из предоставленной бухгалтерской справки о раздельном учете субсидируемой части фактически понесенных затрат на производство и реализацию пиломатериалов за 9 месяцев 2018 года следует, что за счет субсидии понесены следующие затраты:

Затраты на производство пиломатериалов на сумму 5216090 рублей, в том числе: амортизация 48092,84 руб., аренда земельных участков 13699,15 руб., аренда помещений 96979,02 руб., аренда спецтехники 354835,57 руб., аренда транспортных средств 20813,13 руб., взносы в ФСС от НС и ПЗ 42569,45 руб., возмещение проезда к месту проведения к отдыху и обратно 10930,84 руб., ГСМ 390346,53 руб., имущественные налоги 3616,35 руб., командировочные расходы 3145,28 руб., оплата труда 1415446,30 руб., переработка на пиломатериалы 2084039,80 руб. программы и лицензии 1880,88 руб., прочие затраты 16458,81 руб.,  списание материалов 126192,66 руб., страховые взносы 409935,03 руб., информационные услуги 976,52 руб., коммунальные услуги 92054,44 руб., услуги консультационные по кадровому сопровождению 39700,75 руб., услуги проживания и суточные 1508,06 руб., услуги связи, интернет, почтовые расходы 11510,81 руб., услуги сторонних организаций 25170,48 руб., услуги страхования 618,76 руб., услуги транспорта 5421,97 руб., юридические и нотариальные услуги 146,56 руб.

Затраты на перевозку пиломатериала автомобильным (водным) транспортном между населенными пунктами с целью реализации потребителю на сумму 3 801 552 руб.

Из акта проверки Департамента экономики ЯНАО от 15.02.2019 следует, что перевозка ООО «Толькинская лесоперерабатывающая компания» пиломатериала осуществлялась по договору №10-01-18 от 10.01.2018 на оказание автотранспортных услуг между ООО «ТЛК» и ООО «Ямал-Транслес» по маршруту с.Толька-г.Тарко-Сале. 

Из вышеперечисленных документов, предоставленных заявителем документов, проведенного налоговым органом анализа заявленных в 2018 году вычетов суд установил следующее:

Согласно бухгалтерской справке о субсидируемой части затрат:

Аренда помещений, включенная в субсидию, составила 96979,02 руб. Аренда муниципального имущества, включенная в вычеты в 1-3 квартале, составила 482755,65 руб. Таким образом, сумма НДС, подлежащая восстановлению, с суммы полученной субсидии составит 14793 руб. (96979,02/118/18).

Аренда спецтехники за счет субсидий составила 354835,57 руб. Аренда спецтехники, включенная в вычеты в 1-3 кварталах 2018, составила 920736,98 руб. Таким образом, сумма НДС, подлежащая восстановлению, составит 54127 руб. (354835,57/118*18).

Аренда транспортных средств за счет субсидий составила 20813,13 руб. Аренда транспортных средств, включенная в вычеты в 1-3 кварталах 2018, составила 11057 руб. Таким образом, сумма НДС, подлежащая восстановлению, составит 1687 руб. (11057/118/18).

Списание материалов за счет субсидий составила 126192,66 руб. Сумма списания материалов, включенная в вычеты в 1-3 кварталах 2018, составила 3547980 руб. Сумма НДС, подлежащая восстановлению, составит 19250 руб. (126192,66/118/18).

Коммунальные услуги за счет субсидий составили 92054,44 руб. Сумма коммунальных услуг, включенная в вычеты в 1-3 кварталах 2018, составила 127281,29 руб. Сумма НДС составит 14042 руб. (92054,44/118/18).

Коммерческие расходы, связанные с транспортными услугами за счет субсидий составили 3801552 руб. Сумма транспортных услуг, включенная в вычеты в 1-3 кварталах 2018, составила 4775132,31 руб. Сумма НДС, подлежащая восстановлению, составит Сумма коммунальных услуг, включенная в вычеты в 1-3 кварталах 2018, составила 579898 руб. (3801552/118/18).

Итого общая сумма, подлежащая к восстановлению, составит 683797 руб.

Следовательно, в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 670045 руб. (1353842-683797) решение налогового органа подлежит признанию недействительным.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201, 110 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24.09.2019 №861 в части доначисления НДС в размере 670 045 руб. и соответствующих сумм штрафа и пени.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 10.12.2004, адрес: 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> Ямала д. 7) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Толькинская лесоперерабатывающая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 04.02.2015, адрес: 629382, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский р-он, <...>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд                Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья                                                                                                             А.В. Кустов