АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-7007/2023
28 августа 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 августа 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 28 августа 2023 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ругиной В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Приуральского района (ИНН: 8908001902, ОГРН: 1058900024787) к Департаменту по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017117, ОГРН: 1058900021135) об оспаривании акта проверки от 19.04.2023 в части требования о возврате в окружной бюджет финансовых средств в размере 32 379 рублей 62 копейки, как неправомерно выплаченных Завозиной Е.Ф. за компенсацию проезда к месту использования отпуска и обратно,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Администрации Приуральского района - Бушков А.В. по доверенности №3 от 01.01.2023 года (диплом ВСГ 3364802),
от заинтересованного лица - Департамента по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа - Меньшиков А.В. по доверенности №10 от 11.08.2023 года (диплом ИВС 0358832), Канева А.С. по доверенности №9 от 11.08.2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Приуральского района (ИНН: 8908001902, ОГРН: 1058900024787) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017117, ОГРН: 1058900021135) об оспаривании акта проверки от 19.04.2023 в части требования о возврате в окружной бюджет финансовых средств в размере 32 379 рублей 62 копейки, как неправомерно выплаченных за компенсацию проезда к месту использования отпуска и обратно.
17.08.2023 года от Департамента по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа в суд поступил отзыв на заявленные требования с приложенными документами.
На 23 августа 2023 года на 10 часов 00 минут по настоящему делу назначено предварительное судебное заседание по делу (судебное заседание по делу назначено на 23 августа 2023 года на 10 часов 10 минут).
В предварительное судебное заседание по делу явились стороны.
Каких–либо возражений против рассмотрения дела в настоящем судебном заседании от сторон не поступило.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд счел дело подготовленным к рассмотрению по существу в судебном заседании первой инстанции, руководствуясь ст. 137 АПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, против рассмотрения дела по существу в настоящем судебном заседании, завершил предварительное судебное заседание по делу и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против удовлетворения предъявленного требования.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 23.08.2023 года до 25.08.2023 года до 14 часов 30 минут. Судебное заседание по делу продолжено 25.08.2023 года в 14 часов 30 минут.
24.08.2023 от заинтересованного лица в суд поступили дополнительные документы, которые приобщены к материалам дела.
25.08.2023 года от заявителя в суд поступили дополнения к заявленным требованиям, которые приняты судом к рассмотрению.
Заслушав стороны, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, отзыв на заявленные требования, суд считает необходимым принять во внимание следующее.
Как следует из материалов дела, в период с 01.03.2023 по 12.04.2023 на основанииприказа департамента от 21.02.2023 № 17-ОД «О проведении камеральной проверки использования средств окружного бюджета, выделенных в форме субвенции по «Комплексу процессных мероприятий 0Ц Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти» на реализацию государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Сохранение и устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе», Департаментом по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа в отношении Администрации Приуральского района» проведена проверка по вопросам эффективного и целевого использования межбюджетных трансфертов, выделенных в форме субвенции на обеспечение реализации за период деятельности 2022 год.
В ходе проверки установлено нарушение части 3 статьи 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», выразившееся в том, что уполномоченным органом, по мнению заинтересованного лица, неправомерно выплачена Завозиной Е.Ф. компенсация за проезд к месту отпуска и обратно в сумме 32 379,62 рублей. Согласно авансовому отчету от 15.08.2022 года № 68 расчет компенсации выполнен исходя из фактических расходов Завозиной Е.Ф. на проезд к месту отпуска и обратно по маршруту с. Аксарка - г. Тюмень - с. Аксарка на личном транспорте с использованием грузового парома.
По мнению заинтересованного лица, компенсацию на проезд к месту отпуска и обратно необходимо считать по кратчайшему пути и стоимости проезда воздушным транспортом тарифа экономического класса (г. Салехард - г. Тюмень - г. Салехард), которая на отчетную дату составляла: взрослый билет - 15 300,00 рублей (в обе стороны), детский билет (50 % от полной стоимости) - 7 650,00 рублей (в обе стороны). Общая сумма компенсации на проезд к месту отпуска и обратно составляет 22 950,00 рублей.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 19.04.2023 года.
В акте Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа рекомендовал возвратить в окружной бюджет финансовые средства в размере 32 379,62 рублей, неправомерно выплаченные Завозиной Е.Ф. за компенсацию проезда к месту отпуска и обратно.
С чем не согласился заявитель, обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит суд
-признать незаконным Акт проверки использования средств окружного бюджета, выделенных в форме субвенции по «Комплексу процессных мероприятий 0Ц Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти» на реализацию государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Сохранение и устойчивое развитее коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» Администрации Приуральского района, составленный департаментом по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа 19 апреля 2023 года, в части требования о возврате в окружной бюджет финансовых средств в размере 32 379 (тридцать две тысячи триста семьдесят девять) рублей 62копейки, как неправомерно выплаченных Завозиной Е.Ф. за компенсацию проезда к месту использования отпуска и обратно.
В обоснование заявленных требований заявитель приводит следующие доводы.
Действующее законодательство закрепляет за работником право на оплачиваемый проезд к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным; законодатель не поставил размер компенсации расходов работнику, воспользовавшемуся личным транспортом, в зависимость от стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно на иных видах транспорта. Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту отдыха и обратно ограничена лишь наименьшей стоимостью проезда кратчайшим путем.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Поскольку акт проверки Департамента по делам коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа - это окончательный документ (предписание, представления не выносились), который подписывается должностными лицами от имени контролирующего органа, содержит выводы о нецелевом использовании проверяемым лицом бюджетных средств, а также предписывает совершить обязательные к исполнению действия и является основанием для выставления требования о возврате в бюджет средств, использованных не по целевому назначению, то указанный акт проверки относится к ненормативным правовым актам и может быть обжалован в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 34 Бюджетного кодекса установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй указанной статьи.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно части 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее по тексту - ТК РФ) являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом, признаются: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников (статья 2 ТК РФ).
В статье 6 ТК РФ закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Согласно статье 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
В соответствии с абзацами первым и вторым статьи 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Абзацем восьмым статьи 325 ТК РФ установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратнодля лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа принят Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», который устанавливает окружные гарантии и компенсации для лиц, проживающих в автономном округе и являющихся работниками органов государственной власти автономного округа и иных государственных органов автономного округа, государственных учреждений автономного округа (далее - организации, финансируемые за счет средств окружного бюджета), Территориального фонда обязательного медицинского страхования автономного округа (далее - фонд обязательного медицинского страхования), а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств окружного бюджета.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по кратчайшему пути и наименьшей стоимости исходя из транспортной схемы, существующей в данной местности, но не выше стоимости проезда воздушным транспортом тарифа экономического класса.
Таким образом, размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
То есть действующее законодательство (статья 325 ТК РФ) ставит размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в зависимость от того, из каких источников финансируются работодатели.
Согласно статье 6 БК РФ под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
На основании статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субвенций местным бюджетам.
Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (пункт 1 статьи 140 БК РФ).
Часть 3 статьи 86 БК РФ устанавливает, что расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса. В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2017 года N 102-ЗАО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по обеспечению некоторых гарантий прав лиц из числа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, а также иных лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, постоянно проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе", определены отдельные государственные полномочия, срок, на который органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, права и обязанности органов местного самоуправления, права и обязанности исполнительных органов автономного округа при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, порядок осуществления органами государственной власти автономного округа контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и т.д.
Согласно ст. 1 Закона ЯНАО №102-ЗАО органы местного самоуправления муниципальных округов в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) и муниципального образования город Салехард (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями автономного округа по обеспечению некоторых гарантий прав лиц из числа коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, а также иных лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам Севера в автономном округе, постоянно проживающих на территории автономного округа, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, которые включают в себя оказание социальной поддержки лицам из числа коренных малочисленных народов Севера в автономном округе (далее - лица из числа коренных малочисленных народов Севера): возмещение расходов на получение первого высшего образования (по заочной форме обучения) лицам из числа коренных малочисленных народов Севера; выплату дополнительных социальных стипендий студентам из числа семей, ведущих традиционный образ жизни, и малоимущих семей коренных малочисленных народов Севера, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам в образовательных организациях высшего образования; оплату проживания в общежитиях (возмещение расходов по найму жилого помещения) студентам из числа семей, ведущих традиционный образ жизни, и малоимущих семей коренных малочисленных народов Севера, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам в образовательных организациях высшего образования и т.д.
В соответствии с п. 1, п. 5 ч. 2 ст. 3 Закона ЯНАО №102-ЗАО органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами автономного округа; обеспечивать эффективное и целевое использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление отдельных государственных полномочий.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона ЯНАО №102-ЗАО исполнительные органы автономного округа при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов.
Анализ указанных положений нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что:
- органы местного самоуправления муниципальных округов в Ямало-Ненецком автономном округе и муниципального образования город Салехард наделяются отдельными государственными полномочиями автономного округа по обеспечению некоторых гарантий прав лиц из числа коренных малочисленных народов Севера в автономном округе,
- обязательства муниципальных образований, возникающие при выполнении государственных полномочий субъекта Российской Федерации (ЯНАО), переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, финансируются из бюджета субъекта Российской Федерации в виде выделяемых субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (межбюджетные трансферты),
- органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право распоряжаться переданными им финансовыми средствами и материальными ресурсами в целях осуществления отдельных государственных полномочий;
-органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами автономного округа; обеспечивать эффективное и целевое использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление отдельных государственных полномочий.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно Положению об отделе агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера уполномоченного органа (далее - Отдел), утвержденного постановлением от 13.04.2006 № 124-к и распоряжением от 15.02.2022 N70-р, осуществление отдельных государственных полномочий, возложено на Отдел.
Штатное расписание муниципальных служащих уполномоченного органа утверждено распоряжением от 29.12.2021 № 503-р. Отдел состоит из 4 муниципальных служащих: начальника отдела, 2-х главных специалистов и ведущего специалиста.
В соответствии с распоряжением от 04.09.2018 № 355-р и распоряжением от 15.02.2022 №66-р «Об утверждении должностных инструкций муниципальных служащих, замещающих в Администрации Приуральского района должности муниципальной службы отдела агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера» исполнением отдельных государственных полномочий в соответствии с Законом №102-ЗАО, наделены 3 штатные единицы:
- главный специалист - Лаптандер Виталий Иванович;
- главный специалист - Окотэтто Василий Михайлович;
- ведущий специалист - Завозина Екатерина Фёдоровна (до 10.07.2022 включительно);
- ведущий специалист - Сядай Елена Владимировна (с 11.07.2022 на период отсутствия основного работника - Завозиной Е.Ф.).
Штатная численность работников, осуществляющих отдельные государственные полномочия, не превышает нормативную численность работников, утвержденную Законом № 102-ЗАО.
Фонд оплаты труда работников, осуществляющих отдельные государственные полномочия, формировался в соответствии с Положением о денежном содержании муниципальных служащих уполномоченного органа, утвержденным решением Думы Приуральского района от 01.11.2021 № 54 и Положением об оплате труда работников уполномоченного органа, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, утвержденным распоряжением Администрации Приуральского района от 08.12.2021 № 413-р.
Согласно ведомственной структуре расходов Закона об окружном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов от 25.11.2021 № 111-ЗАО (в редакции от 15.12.2022 № 121-ЗАО), уполномоченному органу на реализацию Комплекса процессных мероприятий 0Ц Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти предусмотрены бюджетные ассигнования на 2022 год в размере 6187000,00 рублей, направленные на содержание 3-х штатных единиц, осуществляющих отдельные государственные полномочия.
Из указанных выше положений актов органа местного самоуправления следует, что исполнением отдельных государственных полномочий в соответствии с Законом №102-ЗАО, в Администрации МО Приуральский район наделены 3 штатные единицы (в том числе Завозина Е.Ф.), на содержание данных 3 штатных единиц из бюджета ЯНАО выделены бюджетные ассигнования на 2022 год в размере 6187000,00 рублей.
Указанные обстоятельства следуют из акта проверки и сторонами не оспариваются.
Так, заявитель в заявлении указывает на те обстоятельства, что для реализации отдельных государственных полномочий из бюджета автономного округа бюджету муниципального округа Приуральский район автономного округа в 2022 году выделены соответствующие финансовые средства в форме межбюджетных субвенций, в том числе на содержание штатных единиц Администрации Приуральского района, непосредственно осуществляющих отдельные государственные полномочия. Одним из работников Администрации Приуральского района, осуществляющим отдельные государственные полномочия, является Завозина Е.Ф. - специалист отдела агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера Администрации Приуральского района.
В материалы дела заинтересованным лицом представлены: должностная инструкция ведущего специалиста отдела агропромышленного комплекса и делам коренных малочисленных народов Севера, утвержденная распоряжением Администрации Приуральского района №66-р от 15.02.2022 года, в которой отражены должностные обязанности указанного специалиста в соответствии с Законом ЯНАО о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа, отчет о выполнении мероприятий Государственной программы ЯНАО «Сохранение и устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера в ЯНАО, получении и использовании бюджетных средств за декабрь 2022 года, в котором отражены выплаты по КОСГУ 214 в размере 70629 руб. 62 коп., включающие выплаты Окотэтто В.М. в размере 15300 руб.+ выплаты Завозиной Е.Ф. в размере 55329 руб. 62 коп.), а также иные документы, из которых прослеживается факт выплаты спорной компенсации именно за счет средств, выделенных из окружного бюджета.
В силу изложенного, поскольку оплата труда, выплата иных компенсаций указанным выше работникам Администрации осуществляется за счет средств, выделенных из окружного бюджета в виде субвенций, заявитель обязан был соблюдать нормы окружного законодательства и обеспечивать эффективное и целевое использование финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на осуществление отдельных государственных полномочий.
Как установлено судом выше, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по кратчайшему пути и наименьшей стоимости исходя из транспортной схемы, существующей в данной местности, но не выше стоимости проезда воздушным транспортом тарифа экономического класса.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение части 3 статьи 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», уполномоченным органом неправомерно выплачена Завозиной Е.Ф. компенсация за проезд к месту отпуска и обратно в сумме 32 379,62 рублей. Согласно авансовому отчету от 15.08.2022 года № 68, расчет компенсации выполнен, исходя из фактических расходов Завозиной Е.Ф. на проезд к месту отпуска и обратно по маршруту с. Аксарка - г. Тюмень - с. Аксарка на личном транспорте с использованием грузового парома.
Между тем, компенсацию на проезд к месту отпуска и обратно необходимо считать по кратчайшему пути и стоимости проезда воздушным транспортом тарифа экономического класса (г. Салехард - г. Тюмень - г. Салехард), которая на отчетную дату составляла: взрослый билет - 15 300,00 рублей (в обе стороны), детский билет (50 % от полной стоимости) - 7 650,00 рублей (в обе стороны). Общая сумма компенсации на проезд к месту отпуска и обратно составляет 22 950,00 рублей.
Таким образом, излишне компенсирована сумма в размере 32 379,62 рублей.
Отклоняя доводы заявителя, о том, что порядок компенсации стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, установленный Законом автономного округа №89-ЗАО, не подлежит применению в отношении работников исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального округа Приуральский район автономного округа - Администрации Приуральского района, суд отмечает, что в рассматриваемом деле выплата компенсации вышеуказанному работнику Администрации осуществлялась за счет средств окружного бюджета, что подтверждается материалами проверки и не оспаривается заявителем, поэтому в частиразмера, условий и порядка выплаты данной компенсации должны соблюдаться нормы Закона №89-ЗАО, в том числе в части оплаты стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно, которые должны производиться по кратчайшему пути и наименьшей стоимости исходя из транспортной схемы, существующей в данной местности, но не выше стоимости проезда воздушным транспортом тарифа экономического класса.
Поэтому ссылки заявителя на Положение о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств бюджета муниципального округа Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденное решением Думы Приуральского района от 10 декабря 2021 года №81, не могут быть приняты во внимание, поскольку оно распространяет свое действие на работников организаций, финансируемых за счет средств местного бюджета.
При этом, как установлено судом выше, поскольку оплата труда, выплата иных компенсаций указанным выше работникам Администрации осуществляется за счет средств, выделенных из окружного бюджета в виде субвенций, заявитель обязан соблюдать нормы окружного законодательства.
Суд отмечает, что размер выделенной субвенции включает только те расходы, которые гарантированы окружным законодательством и, следовательно, являются обязательными для заявителя, и не включает иные расходы, связанные с дополнительными гарантиями, установленными, в частности нормативными правовыми актами органа местного самоуправления. Иные (дополнительные к окружным) расходы подлежат финансированию за счет иных соответствующих источников (за счет соответственно средств местного бюджета или с учетом финансово-экономического положения работодателя (статья 41 ТК РФ).
Таким образом, поскольку заявитель не вправе производить спорную выплату работнику, выполняющемуотдельные государственные полномочия и оплата труда которого, а также выплата иных компенсаций, осуществляются из бюджета ЯНАО, предусмотренная в Положении о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств бюджета муниципального округа Приуральский район, компенсация оплаты проезда в отпуск на личном транспорте в объеме, понесенных расходов, превышающем установленный частью 3 статьи 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года N 89-ЗАО размер, за счет окружных средств, постольку требование заинтересованного лица о возврате средств, является обоснованным.
Предоставленное в приложении к заявлению решение Суда автономного округа от 12 января 2016 года по административному делу № За-24/2016 по административному исковому заявлению об оспаривании Положения о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета, проживающих на территории муниципального образования Приуральский район, утвержденного Решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 7 июня 2008 года № 42, не может быть принято как аргумент, доказывающий правомерность органа местного самоуправления в настоящем разногласии сторон по основанию, что в решении рассмотрено исковое обращение о признании не действующей отдельной нормы Положения, в том числе определены объемы расходов, понесенных истцом на проезд к месту использования отпуска и обратно, а также решение касается исключительно средств бюджета органа местного самоуправления, в отличии от того, что спорный вопрос относится к средствам бюджета автономного округа.
Заявитель также приводит довод о том, что все денежные средства, поступающие в бюджет муниципального образования для исполнения его расходных обязательств, в том числе в форме межбюджетных субвенций для осуществления переданных отдельных государственных полномочий, являются средствами местного бюджета независимо от источников их поступления.
Однако, как указано судом выше, действующее законодательство (статья 325 ТК РФ) ставит размер,условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в зависимость от того, из каких источников финансируются работодатели.
Заявитель, являясь получателем денежных средств из окружного бюджета на выплату компенсации указанному выше работнику, обязан соблюдать размер, условия и порядок выплаты спорной компенсации, которые установлены нормами Закона №89-ЗАО.
Суд отмечает, что орган местного самоуправления вправе применять муниципальные правовые акты для расчетов и выплаты компенсации стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, но только в таком случае, если производит выплату компенсации работнику за счет средств местного бюджета, а не за счет средств бюджета субъекта РФ.
На бюджетные ассигнования, перечисленные департаментом в форме межбюджетных субвенций и поступившие в доход местного бюджета для реализации отдельных государственных полномочий, не могут распространяться нормы правовых актов органа местного самоуправления.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 2-П, на которое ссылается заявитель, положение части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации было признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно обязывает работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к установлению в коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовых договорах компенсации работающим у них лицам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере, на условиях и в порядке, которые должны соответствовать целевому назначению этой компенсации.
В данном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что правовое регулирование, предусматривающее различный порядок предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, финансируемых из бюджета, и работникам работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, направлено на учет особенностей правового положения последних, и вместе с тем не позволяет им лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации.
При этом, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, оспариваемая норма позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны).
Объем обязанности Суд не определял, но установил, что экономические возможности работодателя не могут быть основанием ни к отказу от выплаты, ни к снижению компенсации, если снижение "неоправданно".
В соответствии с ч. 5 ст. 325 Трудового кодекса РФ порядок возмещения расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время данный вопрос регламентируют Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 (далее - Правила N 455).
Согласно п. п. 2 и 8 Правил N 455 работникам учреждений и членам их семей один раз в два года за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета производится компенсация расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 килограммов (далее - компенсация расходов).
Компенсация расходов при проезде работника учреждения и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно личным транспортом возможна при документальном подтверждении пребывания работника и членов его семьи в месте использования отпуска. Она производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, исходя из кратчайшего маршрута следования.
Таким образом, Правила N 455 вообще не предусматривают возможность компенсации расходов на провоз личного транспортного средства на грузовом пароме, то есть компенсируются только расходы на приобретение топлива.
В свою очередь, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 года N 89-ЗАО "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по кратчайшему пути и наименьшей стоимости исходя из транспортной схемы, существующей в данной местности, но не выше стоимости проезда воздушным транспортом тарифа экономического класса.
Таким образом, нормы Закона №89-ЗАО предусматривают оплату стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно, кроме того, данным законом предусмотрен размер оплаты, при этом, «неоправданного» занижения и необеспечения работнику возможности выезда за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны суд не усматривает.
Применение в рассматриваемом случае нормативных правовых актов органа местного самоуправления является неправомерным в силу изложенных выше обстоятельств (поскольку финансирование расходов на проезд в отпуск осуществлялось за счет окружного бюджета).
Средства межбюджетного трансферта из бюджета субъекта на оплату компенсации проезда в отпуск работнику Администрации в размерах, не предусмотренных Законом ЯНАО №89-ЗАО, в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств межбюджетного трансферта.
Поэтому, указав в оспариваемом акте на необходимость возврата в окружной бюджет денежных средств в размере 32379 руб. 62 коп. заинтересованное лицо действовало в рамках бюджетного законодательства и права заявителя не нарушило.
В силу изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения предъявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении предъявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья
Н.М. Садретинова