НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 23.03.2012 № А81-268/2012

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-268/2012

23 марта 2012 года

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Д.П. Лисянского, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой Ю.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального учреждения «Централизованная Бухгалтерия образовательных учреждений поселка Харсаим» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ямало-Ненецкому автономном округу о возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 1 429 руб. 17 коп.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель не явился;

от заинтересованного лица – представитель не явился;

Установил:

Муниципальное учреждение «Централизованная Бухгалтерия образовательных учреждений поселка Харсаим» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ямало-Ненецкому автономном округу (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о взыскании переплаты по единому социальному налогу в размере 1 429 руб. 17 коп.

Представители заявителя, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Суд в силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица. В силу ч.4 ст.137 АПК РФ, учитывая, что лицами, участвующими в деле не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

От налогового органа поступил отзыв на заявленные требования с приложенными документами, в соответствии с которым просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя.

Исследовав материалы дела, оценив представленные в суд доказательства, отзыв на заявление, суд считает, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, МУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений п. Харсаим» обратилось в Межрайонную инспекцию ФНС России №1 по ЯНАО с заявлением о возврате излишне уплаченного единого социального налога в части ФСС в размере 3 604 руб.

Согласно расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) за 2009 год, за МУ «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений п. Харсаим» числится переплата по единому социальному налогу, в части ФСС за 2009 год в размере 3 604 руб., в связи с чем, Учреждение обратилось в Межрайонную инспекцию ФНС России №1 по ЯНАО с заявлением о возврате излишне уплаченного единого социального налога в части ФСС в размере 3 604 руб., однако возврат в установленный срок в размере 1 429 руб. 17 коп. не произведен, о принятом по заявлению решении Учреждение не уведомлено.

Полагая, что отказ налогового органа в возврате переплаты не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании переплаты по единому социальному налогу в размере 1 429 руб. 17 коп.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст.243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) (действующего в спорный период) сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговый базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям п.3 ст.243 НК РФ разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

В соответствии с положениями ст. 78 НК РФ:

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей(пункт 1);

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (пункт 3);

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 4);

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7).

Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.

Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 № 11074/05).

Из изложенного следует, что налогоплательщик имеет право на зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога только в случае наличия факта излишней уплаты налога. Соответственно, отсутствие такого факта не может повлечь зачет (возврат) налога, переплаты по которому не существует.

Согласно представленной заинтересованным лицом налоговой декларации по ЕСН за 2009 год сумма исчисленного налога за налоговый период в ФСС РФ (стр. 600) равна 58 115 руб., расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за счет средств ФСС (стр. 700) равна 9 660 руб., возмещено исполнительным органом ФСС (стр.800) 6 763 руб., подлежит перечислению в ФСС РФ (стр. 900) 55 218 руб.

В качестве доказательств, подтверждающих факт переплаты налога в бюджет, заявителем представлены: расчетная ведомость по средствам фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) за 2009 год; копия платежного поручения №316 от 22.12.2009 на сумму 4052 руб.

Обстоятельства, на которые ссылается предприятие, свидетельствуют лишь об исполнении им обязанности по уплате налога, но не подтверждают того, что налог был уплачен в сумме, превышающей налоговое обязательство, то есть излишнюю уплату налога.

Заявителем не представлен акт совместной сверки по налогам, сборам, пеням, а также не представлены документы, которые позволяли бы определить, каким образом и откуда образовалась переплата по ЕСН, зачисляемый в ФСС в размере 1 429 руб. 17 коп.

Из представленных в суд документов, фактов переплаты суммы в бюджет не следует.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на заявителя.

Таким образом, Муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений поселок Харсаим» не имеет право на зачет (возврат) суммы налога.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований Учреждению следует отказать.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Ямало-Ненецкого автономного округа, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия образовательных учреждений поселок Харсаим» отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке в месячный срок.

Судья

Д.П. Лисянский