АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-4492/2017
13 сентября 2017 года
Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 13 сентября 2017 года.
Полный текст определения изготовлен 13 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Беспалова М.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даниловой С.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КиК» (ИНН 8905025704, ОГРН 1028900709364) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8905049600, ОГРН 1118905004008) об оспаривании решения от 05.12.2016 №1184 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части установления недоимки в размере 644 939 руб. и к Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901016000, ОГРН 1048900003888) об оспаривании решения от 04.05.2017 №117, при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу – Евремов Б.В. (доверенность от 17.04.2017) – с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Ноябрьского городского суда
от Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу – Беседин А.Н. (доверенность от 05.07.217 № 04-09/08511, от 05.07.2017 № 2.2-15/08893)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «КиК» обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения от 05.12.2016 №1184 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части установления недоимки в размере 644 939 руб. и к Управлению Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения от 04.05.2017 №117.
Определение от 21.08.217 дело назначено к судебному разбирательству на 13.09.2017.
Лицам, участвующим в деле разъяснены их процессуальные права и обязанности. Отводов составу суда не заявлено.
Дело рассматривается арбитражным судом в открытом судебном заседании в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела Обществу с ограниченной ответственностью «КиК» (далее по тексту - истец, ООО «КиК», Общество, налогоплательщик) принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 89:12:110519:47 общей площадью 5 063 кв.м., расположенный по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, мкр. «Н-3», ул. Шевченко, 137 (далее -Земельный участок), что подтверждается свидетельством о регистрации права 72 НЛ №245431 от 19.02.2009.
06.07.2016 налогоплательщиком в налоговый орган подана уточненная налоговая декларация (далее по тексту – декларация) по земельному налогу за 2013 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 89:12:110512:47, с исчисленной суммой налога к уплате в размере 76 387,00 рублей.
Налоговой инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации составлен акт от 20.10.2016 № 7386.
На основании Акта от 20.10.2016 № 7386, вынесено решение от 05.12.2016 № 1184 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение №1184 от 05.12.2016), согласно которому, доначислена сумма земельного налога за 2013 год в размере 644 939,00 рублей.
Основанием для вынесения обжалуемого решения послужили выводы, о занижении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за 2013 год в размере 644 939 рублей, в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка на 42 995 957,63руб.
Основанием для указанного вывода послужи сведения представленные филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ямало-Ненецкому автономному округу, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 89:12:110512:47 составляет 48 088 424.63 руб., вместе с тем налогоплательщиком в уточнённой налоговой декларации по строке с кодом 050 раздела 2 - заявлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 5 092 467.00 руб. и исчислена сумма к уплате земельного налога в размере 76 387,00 рублей.
Налоговая инспекция при доначислении суммы налога исходила из того, что кадастровая стоимость подлежит определению в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2012 № 1000 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Приказ от 21.12.2012 № 1000), которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе спорного земельного участка с кадастровым номером 89:12:110512:47, принадлежащего Обществу, по состоянию на 01.01.2012.
Истцом 22.03.2017 указанное Решение (в порядке ст. 138 НК РФ) было обжаловано, путем подачи Апелляционной жалобы.
04.05.2017 Решением № 117 (далее по тексту - Решение № 117 от 04.05.2017), принятым ответчиком-2 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, в её удовлетворении истцу было отказано, таким образом, решение №1184 от 05.12.2016 вступило в силу.
Не согласившись с решениями налоговой инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с настоящим заявлением в котором просит признать недействительным (незаконным):
- Решение № 1184 от 05.12.2016 Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу об отказе в привлечении к ответственности ООО «КиК» за налоговое правонарушение, в части установления недоимки в размере 644 939,00 руб.;
- Решение № 117 от 04.05.2017 Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, принятое по апелляционной жалобе ООО «КиК» на решение Межрайонной ИФНС № 5 по ЯНАО от 05.12.2016 №1184 об отказе в привлечении к ответственности ООО «КиК» за налоговое правонарушение;
2. Признать незаконным бездействие МИФНС №5 по ЯНАО и УФНС по ЯНАО, выразившееся в отказе истцу произвести перерасчет земельного налога за 2013 год по земельному участку с кадастровым номером 89:12:110512:47, с учетом уточненной декларации от 05.07.2016 и его кадастровой стоимости в размере 5 092 467,00 руб., действовавшей до 01.01.2014.
3. Обязать налоговые органы - Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу произвести перерасчет земельного налога за 2013 год по земельному участку с кадастровым номером 89:12:110512:47 по уточненной декларации ООО «КиК» от 06.07.2016 и освободить истца от уплаты излишне начисленного налога на землю за 2013 год в размере 644 939,00 (шестьсот сорок четыре тысячи девятьсот тридцать девять) рублей, а также штрафа и пени.
Рассмотрев заявление, оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом
На основании пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 393 НК РФ отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый, второй и третий квартал календарного года.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода, как соответствующая налоговой ставке, процентная доля налоговой базы.
Пунктом 6 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (пункт 5 статьи 396 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр.
Абзацем 1 п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Указанная правовая позиция позднее нашла закрепление в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абз. 4 - 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности". В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (ст. 5 Кодекса).
Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15 декабря 2014 года, для целей налогообложения подлежит применению с 1 января 2016 года.
Аналогичный подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2015 № 309-КГ15-7403.
Письмом ФНС России от 24.12.2015 N СА-4-7/22683@ (ред. от 20.01.2016) «О направлении судебной практики» указанная информация доводилась до налоговых органов.
Как следует из материалов дела государственная кадастровая оценка земель округа в 2012 году проводилась в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, её результаты утверждены Приказом Департамента имущественных отношений (ДИО) ЯНАО № 1000 от 21.12.2012.
Вместе с тем, Приказ Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2012 № 1000 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" был опубликован в следующих изданиях: "Красный Север", спецвыпуск N 111, 29.12.2012 (приказ, приложения N N 1-2, приложение N 3 (начало)), "Красный Север", спецвыпуск N 111/1, 29.12.2012 (приложение N 3 (продолжение)), "Красный Север", спецвыпуск N 111/2, 29.12.2012 (приложение N 3 (продолжение)), "Красный Север", спецвыпуск N 111/3, 29.12.2012 (приложение N 3 (продолжение)), "Красный Север", спецвыпуск N 111/4, 29.12.2012 (приложение N 3 (продолжение)), "Красный Север", спецвыпуск N 111/5, 29.12.2012 (приложение N 3 (продолжение)), "Красный Север", спецвыпуск N 111/6, 29.12.2012 (приложение N 3 (продолжение)), "Красный Север", спецвыпуск N 111/7, 29.12.2012 (приложение N 3 (продолжение)), "Красный Север", спецвыпуск N 111/8, 29.12.2012 (приложение N 3 (окончание)).
Абзацем 1 п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Следовательно Приказ Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2012 № 1000 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" в той части, в какой он порождает правовые последствия для налогоплательщиков, действует во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (ст. 5 Кодекса), то есть с 1 января 2014 года.
Также несостоятелен довод налогового органа в части того, что данный приказ не является нормативным актом поскольку в силу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Довод Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу о том, что вопрос о моменте вступления указанного приказа в силу уже являлся предметом рассмотрения арбитражного спора по делу № А81-2100/2016 в Арбитражном Суде Ямало-Ненецкого автономного округа не принимается Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа, поскольку в данном деле основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужило то обстоятельство, что у налогового органа (инспекции) полномочия по перерасчету задекларированного налогоплательщиком налога после его фактической уплаты 21.04.2014 отсутствовали, а общество правом на подачу последующей уточненной декларации (которая бы являлась основанием для проведения налоговым органом проверки сведений по ней, а следовательно и основанием для перерасчета налога) для корректировки сумм налога в сторону уменьшения не воспользовалось.
Согласно нормам ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с тем, что налоговым органом необоснованно для определения кадастровой стоимости земель в 2013 году применен Приказ Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2012 № 1000 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", подлежащий применению в той части, в какой он порождает правовые последствия для налогоплательщиков с 01.01.2014 решение от 05.12.2016 №1184 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу и Решение от 04.05.2017 №117 Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу подлежат признанию недействительными.
13.06.2017 в соответствии с требованиями ст. 102 АПК РФ и ст. 333.21 НК РФ истцом была оплачена государственная пошлина в размере 3 000,00 руб., что подтверждается чеком-ордером от 13.06.2017, которая в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится пропорционально на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу и Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "КиК" удовлетворить.
2.Признать недействительным Решение от 05.12.2016 №1184 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8905049600, ОГРН: 1118905004008, адрес (место нахождения) юридического лица: 629810, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, проспект Мира, 94) о привлечении к ответственности общества с ограниченной ответственностью "КиК" за совершение налогового правонарушения, в части установления недоимки в размере 644 939 руб..
3.Признать недействительным Решение от 04.05.2017 №117 Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901016000, ОГРН: 1048900003888, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Подшибякина, 51).
4.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8905049600, ОГРН: 1118905004008, адрес (место нахождения) юридического лица: 629810, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, проспект Мира, 94, дата регистрации 13.04.2011) в пользу общества с ограниченной ответственностью «КиК» (ИНН: 8905025704, ОГРН: 1028900709364, адрес: 629804, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. 60 лет СССР, дата регистрации 22.12.1998) расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 рублей. Выдать исполнительный лист.
5.Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901016000, ОГРН: 1048900003888, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Подшибякина, 51, дата регистрации 21.10.2004) в пользу общества с ограниченной ответственностью «КиК» (ИНН: 8905025704, ОГРН: 1028900709364, адрес: 629804, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. 60 лет СССР, дата регистрации 22.12.1998) расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 рублей. Выдать исполнительный лист.
6.Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Разъяснить сторонам, что в соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Судья
М.Б. Беспалов