НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 13.04.2010 № А81-985/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Салехард

13 апреля 2010 года Дело №А81-985/2010

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания судьей Садретиновой Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общественной организации «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» к Департаменту по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным отказа Департамента в выдаче лицензии на пользование животным миром от 20.01.2010 и об обязании Департамента выдать в течение 3 дней Общественной организации «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира в Приуральском и Шурышкарских районах,

в заседании приняли участие:

от заявителя - ФИО1 - председатель Общественной организации «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов»,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 10.03.2010 года исх. №2601-17/900,

УСТАНОВИЛ:

Общественная организация «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным отказа Департамента в выдаче лицензии на пользование животным миром от 20.01.2010 и об обязании Департамента выдать в течение 3 дней Общественной организации «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира в Приуральском и Шурышкарских районах.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на отсутствие в представленных для получения лицензии на пользование объектами животного мира в Приуральском и Шурышкарском районах Ямало-Ненецкого автономного округам документах искажений, недостоверных сведений, поэтому отказ в выдаче лицензии по основаниям, изложенным в заключении, необоснован.

От ответчика в суд поступил отзыв на заявленные требования, в котором Департамент просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д. 106-110 том 1).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в представленном в суд отзыве.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства, отзыв на заявленные требования, суд находит заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в декабре 2009 года Общественная организация «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» обратилось в Департамент по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа с заявками в количестве 4 штук на получение объектов животного мира в пользование.

20.01.2010 года Департамент по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа выдал Общественной организации заключение, в котором указал на несоответствие представленных соискателем лицензий материалов требованиям Положения о порядке выдаче долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты», утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 26.06.2000 года №569, на необходимость их доработки.

Данное заключение также содержит в себе причины, по которым Департамент пришел к выводу о несоответствии документов требованиям вышеуказанного Положения.

Указанное заключение Общественная организация расценила как отказ в выдаче лицензии, который нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» (далее - Закон №52-ФЗ), Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты, утверждённым приказом Минсельхоза Российской Федерации от 26.06.2000 №569, лицензирующий орган (Департамент по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа) даёт заключение о возможности выдачи долгосрочной лицензии.

На основании данного заключения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром.

Согласно, пункту 3.16 Положения о Департаменте по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2009 года №83-ПГ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений – декабрь – январь 2010 года, то есть до 01.04.2010 года), Департамент осуществляет следующие государственные функции и оказывает следующие государственные услуги: выдача долгосрочной лицензии на пользование животным миром в установленном порядке.

Согласно положениям статьи 36 Закона №52-ФЗ долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдаёт специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В рассматриваемом случае данным органом исполнительной власти субъекта РФ является Департамент по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа.

Руководствуясь нормой статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает, что экспертное заключение не может являться ненормативным актом государственного органа, так как отражает лишь ход и результаты проведённых экспертом исследований, не носит властно-распорядительного характера и не направлено на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей конкретных лиц и, следовательно, не может нарушать права и охраняемые законом интересы организации в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьёй 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с чем, экспертное заключение, по общему правилу, не может являться ненормативным актом государственного органа и спор о признании его недействительным не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Вместе с тем, применительно к рассматриваемой ситуации, органом, который дает заключения о возможности выдачи лицензии на пользование животным миром, а также органом, который осуществляет выдачу соответствующей долгосрочной лицензии на пользование животным миром является Департамент по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов ЯНАО. В адрес Департамента заявителем представлены документы для получения долгосрочных лицензий на пользование животным миром согласно Перечню, указанному в Положении о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесёнными к объектам охоты.

Департамент, рассмотрев заявки Общественной организации, выдал заключение, содержащее причины, по которым пришел к выводу о несоответствии документов требованиям вышеуказанного Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, без оформления отказа в выдачи лицензии в виде отдельного документа. По убеждению суда, в указанном заключении Департамента по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов ЯНАО от 20.10.2010 года фактически содержаться именно причины отказа испрашиваемой лицензии.

В силу изложенного, суд считает возможным рассмотреть заявленные требования о признании недействительным отказа Департамента по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов ЯНАО, изложенного в заключении от 20.01.2010 и об обязании выдать лицензию, по существу.

Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды регулирует Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире».

Согласно статье 4 данного закона животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии (статья 33 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).

Статьей 36 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что порядок предоставления животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам установлен данным Законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.

В силу положений указанной статьи животный мир предоставляется в пользование в отношении объектов животного мира, не находящихся в федеральной собственности, соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В статье 37 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» установлен порядок выдачи долгосрочной лицензии на пользование животным миром.

В названной статье указаны следующие требования к заявке, подаваемой в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром:

- наличие сведений о заявителе;

- вид пользования животным миром;

- перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными объектами животного мира;

- предполагаемый срок пользования животным миром.

Таким образом, из указанных норм права следует, что специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания рассматривает указанные в заявке сведения на их достоверность и определяет возможность предоставления в пользование объектов животного мира в границах заявленной территории, акватории или дает мотивированный отказ.

В пункте 4 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 №569 определено, что для получения долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными соискатель лицензии подает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

- заявку на получение охотничьих животных в пользование по форме, утвержденной Приказом Госкомэкологии России и Минсельхозпрода России от 22.06.98 № 378/400;

- копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены в установленном порядке, для индивидуального предпринимателя идентификационный номер налогоплательщика);

- справку налогового органа о постановке на учет;

- сведения о профессиональной или квалификационной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности;

- данные о нормативно - методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения пользования охотничьими животными, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы в данной сфере природопользования.

- экологическое обоснование (готовится соискателем лицензии и включает в себя краткую характеристику состояния среды обитания и объектов животного мира, перспективный план деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории, акватории).

Из содержания статьи 37 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», пункта 4 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 №569, следует, что условия пользования охотничьими животными разрабатываются на основе федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов и вносятся в долгосрочную лицензию в качестве неотъемлемой части лицензии в виде приложений.

В пункте 10 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 №569, установлены основания для отказа в выдаче долгосрочной лицензии, которыми являются:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии лицензионным требования и условиям;

- непредставление всех необходимых документов в указанный срок.

Общественной организацией «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» в адрес суда представлены материалы, которые были предметом исследования и оценки ответчиком: заявки №1,2,3,4 на получение животного мира в пользование с приложениями; приложение к заявке на получение долгосрочной лицензии; карты-схемы; копия свидетельства о государственной регистрации; копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц; устав Общественной организации «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов»; справка налогового органа о постановке на учет, сведения о профессиональной и квалификационной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности; экологическое обоснование.

Арбитражный суд, оценив данные заявки и приложенные к ним документы, представленные для получения лицензии, пришел к следующему выводу.

Сведения о профессиональной или квалифицированной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности.

Ямало-Ненецкая общественная организация «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» в приложении №3 к заявке №1 на получение объектов животного мира в пользование указала, что для выполнения заявленных видов деятельности в планируемом охотхозяйстве
«Аксарковское» будут задействованы: специалисты-охотоведы - 5 (2 со средне-специальным образованием), председательправления райохотобщества - 1 (образование средне-специальное), егерь - 2 (образование среднее).

В приложении №3 к заявке №2 на получение объектов животного мира в пользование указала, что для выполнения заявленных видов деятельности в планируемом охотхозяйстве «Лабытнангское» будут задействованы: специалисты-охотоведы - 3 (со средне-специальным образованием), председатель правления райохотобщества - 1 (образование средне-специальное), егерь - 2 (образование среднее).

В приложении №3 к заявке №3 на получение объектов животного мира в пользование указала, что для выполнения заявленных видов деятельности в планируемом охотхозяйстве «Салехардское» будут задействованы: специалисты-охотоведы - 4 (с высшим образованием), председатель правления райохотобщества - 1 (высшее образование), егерь - 3 (образование средне-специальное).

В приложении №3 к заявке №4 на получение объектов животного мира в пользование указала, что для выполнения заявленных видов деятельности в планируемом охотхозяйстве «Шурышкарское» будут задействованы: специалисты-охотоведы - 2 (со средне-специальным образованием), председатель правления райохотобщества - 1 (образование средне- специальное), егерь - 6 (образование среднее).

Сведений о специалистах, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности Общественная организация «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» в приложениях к заявкам №1, 2, 3, 4 не представила, а лишь перечислила количество и виды планируемых должностей.

Общественной организации «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» следовало указать, сколько членов состоит в организации и их данные.

Что не было сделано заявителем.

Таким образом, в нарушение требований п.4.4 Приказа Минсельхоза РФ от 26.06.2000 №569 «Об утверждении Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий» сведения о профессиональной или квалификационной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности не представлены.

Более того, суд считает необходимым отметить, что заявленная Общественной организацией в заявках территория состоит из четырёх участков: «Аксарковское», «Лабытнангское», «Салехардское», «Шурышкарское» общей площадью 1 477 100 га, что составляет 2% от общей площади Ямало-Ненецкого автономного округа. По убеждению суда, у Общественной организации отсутствует достаточное количество работников, которые бы обеспечили охрану и воспроизводство объектов животного мира, сохранение среды их обитания на территории общей площадью 1 477 100 га.

Данные о нормативно - методическом обеспечении, организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения пользования охотничьими животными, информацию о предыдущей деятельности и опыте работы в данной сфере природопользования.

Нормативно-методическое обеспеченье отображается в доступности заявителя к нормативно-правовым актам, научным изданиям, рекомендациям, методам, методикам и другим источникам которые непосредственно связаны с заявленным видом пользования.

Общественная организация «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» не отразила, какими нормативно-методическим обеспеченьем располагает.

Данные о организационно-технических возможностях и материально-техническое оснащение для выполнения пользования охотничьими животными могут представляться в виде ксерокопий свидетельств о государственной регистрации технических средств или имущества, либо в виде списка заверенным бухгалтерией о постановке материально-технических средств на баланс организации. Наличие организационно-технических возможностей и материально-технического оснащения подтверждает возможности заявителя качественно и оперативно выполнять лицензируемый вид деятельности.

Общественная организация «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» в приложении №4 к заявке №1 на получение объектов животного мира в пользование указала, что для выполнения заявленных видов деятельности в планируемом охотхозяйстве «Аксарковское» будут задействованы: снегоход «Буран» - 4, моторные лодки – 5.

В приложении №4 к заявке №2 на получение объектов животного мира в пользование организация указала, что для выполнения заявленных видов деятельности в планируемом охотхозяйстве «Лабытнангское» будут задействованы: автомобиль «Урал» - 1, вездеход «ГАЗ - 71» - 1, снегоход «Буран» - 3, моторные лодки «Прогресс - 4» - 2.

В приложении №4 к заявке №3 на получение объектов животного мира в пользование Общественная организация указала, что для выполнения заявленных видов деятельности в планируемом охотхозяйстве «Салехардское» будут задействованы: автомобиль «УАЗ-31514» - 1, катер «Костромич» - 1, снегоход «Буран» - 4, моторные лодки – 4.

В приложении №4 к заявке №4 на получение объектов животного мира в пользование Общественная организация указала, что для выполнения заявленных видов деятельности в планируемом охотхозяйстве «Шурышкарское» будут задействованы: автомобиль «УАЗ» - 1, автомобиль «Нива» - 1, снегоход «Буран» - 6, моторные лодки - 8.

Каких-либо документов, подтверждающих, что поименованные объекты действительно имеются у заявителя материалы дела не содержат, доказательств, подтверждающих принадлежность перечисленных объектов, не представлено.

Таким образом, сведений о организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения пользования охотничьими животными общественная организация «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» в приложениях к заявкам №1,2,3,4 не представила, а лишь отобразила перечень и количество единиц техники.

Экологическое обоснование (готовится соискателем лицензии и включает в себя краткую характеристику состояния среды обитания и объектов животного мира, перспективный план деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории, акватории).

В приложениях №2 к заявкам №1, 2, 3, 4 на получение объектов животного мира в пользование в разделах «Экологическое обоснование деятельности охотхозяйства ...» указаны только цели и задачи Ямало-Ненецкой общественной организация «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов», которые прописаны её уставом. Краткая характеристика состояния среды обитания и объектов животного мира представлена отдельным приложением. В разделах «Перспективный план деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира охотхозяйство ...» общественной организацией «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» приложенных по каждому заявленному участку, отображаются только биотехнические мероприятия, строительство охотничьих баз и приобретение материально технических средств. Непосредственно сам план деятельности по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира на заявленной территории, акватории отсутствует.

В карте-схеме приложенной к заявке №4 границы испрашиваемой
территории не ясно выражены и не заверены подписью и печатью заявителя.

Арбитражный суд считает необходимым отметить, что Общественная организация «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболов» имеет недостаточную численность кадрового аппарата и материально-техническое обеспечение, что, в свою очередь, не позволит заявителю осуществлять организацию охоты, охрану и воспроизводство объектов охоты на территории общей площадью 1 477 100 га.

Утверждение Организации о наличии возможности привлекать технику и транспортные средства ее членов в отсутствие предварительных договоров с указанными членами заявителя, не может быть принято судом во внимание.

Доводы заявителя о том, что ни положения Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», ни пункт 4 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 №569 не содержат в себе конкретных требований относительно нормативно-методического обеспечения, организационно-технических возможностей, материально-технического оснащения, а также штата сотрудников, которые необходимы для осуществления лицензируемого вида деятельности, а потому, заключает заявитель, последний соответствует лицензионным требованиям, изложенным в упомянутых выше нормах, судом не принимается, исходя из следующего.

Действительно, ни Федеральный закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», ни пункт 4 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 №569, не предусматривает конкретных требований по нормативно-методическому обеспечению, организационно-техническим возможностям и так далее, однако условия пользования охотничьими животными разрабатываются на основе федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов и вносятся в долгосрочную лицензию в качестве неотъемлемой части лицензии в виде приложений.

Арбитражный суд считает, что нельзя подходить к требованиям, закрепленных в вышеназванных нормативных актах, формально, поскольку иное может привести к неблагоприятным последствиям по обеспечению охраны и воспроизводству объектов животного мира и сохранению среды их обитания.

В связи с чем, орган, выдающий лицензию, при ознакомлении с заявкой соискателя на ее выдачу должен учитывать не только требования, изложенные в пункте 4 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 №569, но так же и должен учитывать, в том числе наличие нормативно-методического обеспечения, организационно-технические возможности и тому подобное.

Учитывая изложенное, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, 169, 170, 201, 200 АПК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Общественной организации «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» к Департаменту по охране, воспроизводству и регулированию использования биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным отказа Департамента в выдаче лицензии на пользование животным миром от 20.01.2010 и об обязании Департамента выдать в течение 3 дней Общественной организации «Ямало-Ненецкое окружное общество охотников и рыболовов» долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира в Приуральском и Шурышкарских районах – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке.

Судья Арбитражного суда

Ямало-Ненецкого автономного округа Н.М. Садретинова