НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 11.07.2016 № А81-2090/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-2090/2016

19 июля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 11.07.2016.

Полный текст решения изготовлен 19.07.2016.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Курековой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фалалеевой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску муниципального учреждения «Департамент финансов Администрации города Лабытнанги» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к муниципальному учреждению «Управление образования Администрации города Лабытнанги» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о взыскании 445791 руб. 47 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца – представитель ФИО1 по доверенности № 23-ЛП от 25.05.2016;

представитель ФИО2 по доверенности № 22-ЛП от 25.05.2016;

от ответчика – представитель ФИО3 по доверенности от 02.06.2016;

установил:

Муниципальное учреждение «Департамент финансов Администрации города Лабытнанги» (далее – Департамент) обратилось в Арбитражный суд с иском к муниципальному учреждению «Управление образования Администрации города Лабытнанги» (далее – Управление) об обязании возместить причиненный муниципальному образованию город Лабытнанги ущерб в размере 463513руб. 62 коп.

В обоснование иска истец ссылается на нарушения, выявленные в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности ответчика, проведенной на основании приказа от 05.10.2015 № 98, и зафиксированные в предписании от 25.03.2016.

В качестве правовых оснований заявленных требований истец ссылается на нормы бюджетного законодательства, в частности, п. 4 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

До принятия решения арбитражным судом истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования и уменьшил их размер, заявив о взыскании с ответчика в доход бюджета муниципального образования город Лабытнанги ущерба в размере 445791 руб. 47 коп.

Руководствуясь статьей 49 АПК РФ, суд принял уточнение исковых требований и уменьшение истцом их размера.

В порядке статьи 163 АПК РФ судебном заседании 04.07.2016 объявлялся перерыв до 09 час. 30 мин. 11.07.2016.

Информация о перерыве в судебном заседании размещалась на официальном сайте Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в сети Интернет в сервисе «Картотека арбитражных дел».

Представители истца в судебном заседании иск поддержали.

Представитель ответчика иск не признал, высказался согласно отзыву на иск, дополнению к нему и пояснениям на возражения истца.

Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа Департамента от 05.10.2015 № 98 «О проведении планового контрольного мероприятия» проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой установлены, в том числе, нарушения при исчислении и выплате работникам Управления премии по итогам работы за 2012 год, за 2 квартал 2013 года, за 2 квартал 2014 года ввиду неприменения расчета времени, фактически отработанного работниками, начисления и выплаты премии работникам, имеющим дисциплинарное взыскание, не учета размера заработной платы, установленной на последнюю дату 2 квартала 2014 года, по результатам которого произведено премирование, а также установлено излишнее начисление и выплата сумм окончательного расчета в результате неверного расчета премии по итогам работы за 2 квартал 2014 года, нарушение порядка исчисления средней заработной платы для определения суммы отпускных и окончательного расчета.

По окончании проверки Департаментом составлен акт проверки от 01.12.2015, по результатам проверки Управлению выдано предписание от 25.03.2016 устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в срок до 07.04.2016, а также возместить ущерб, причиненный бюджету муниципального образования город Лабытнанги, в размере 485690 руб. 26 коп. в срок до 07.04.2016.

В акте и предписании зафиксировано нарушение ответчиком ст. 86 БК РФ, постановления Администрации города Лабытнанги от 30.12.2011 № 861 (с изменениями), решения Городской думы МО г. Лабытнанги от 20.05.2011 № 307, приказов Управления от 17.01.2012 № 20, от 12.03.2014 № 136.

Согласно выписке из акта от 01.12.2015 проверки финансово-хозяйственной деятельности Управления за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, общая сумма нарушений в проверяемом периоде по коду классификации операций сектора государственного управления 211 «Заработная плата» составила 463513 руб. 62 коп.

Предписание от 25.03.2016 Управлением в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, не обжаловалось.

Поскольку предписание не было исполнено Управлением в полном объеме, Департамент на основании части 4 статьи 270.2 БК РФ обратился в суд с иском о взыскании с ответчика ущерба в размере 463513 руб. 62 коп. (расчет т. 1 л.д. 133-134).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, часть полученных денежных средств добровольно возращена работниками Управления и перечислена в бюджет муниципального образования город Лабытнанги, в связи с чем размер заявленного к взысканию ущерба составил 445791руб. 47 коп. Сторонами подписан акт сверки по предписанию от 25.03.2016 на указанную сумму (т. 11 л.д. 134).

Размер заявленного к взысканию ущерба по мотиву ошибочности расчетов Департамента при проверке начислений по заработной плате и неправильного применения нормативных актов муниципального образования и локальных актов Управления по вопросам оплаты труда ответчиком при рассмотрении настоящего дела не оспаривался.

Факты выплаты работникам премий по итогам работы без учета фактически отработанного работниками времени, а также работникам, имеющим дисциплинарное взыскание, факты нарушения порядка исчисления заработной платы, на что указано в акте проверки от 01.12.2015 и предписании от 25.03.2016, подтверждаются материалами проведенной проверки (т. 2-10: приказы Управления, табели учета рабочего времени, карточки-справки, листки нетрудоспособности, платежные документы, расчетные листки, расчетно-платежные ведомости, реестры на зачисление денежных средств на банковские карты физических лиц, расчеты среднего заработка и сумм к начислению, записки-расчеты об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях), а также решениями судов общей юрисдикции, принятыми по искам Управления к работникам о взыскании излишне выплаченных сумм (т. 11 л.д. 171-216). Отказ во взыскании с работников излишне перечисленных сумм по заработной плате мотивирован судами со ссылкой на нормы статьи 1109 ГК РФ, предусматривающей взыскание соответствующих сумм с работников только в случае установления недобросовестности гражданина или счетной ошибки. В указанных случаях суды исходили из того, что излишняя выплата заработной платы (премий) произошла по вине работодателя.

Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 69 АПК РФ).

Как следует из устных пояснений представителя ответчика (протокол судебного заседания от 24.06.2016 - т. 11 л.д. 78-79), Управление не обжаловало судебные акты судов общей юрисдикции, принятые по искам Управления к работникам.

В порядке возражений на доводы иска Управление в отзыве на иск с учетом дополнения, а также в письменных пояснениях (т. 1 л.д. 12, т. 11 л.д. 1-4, л.д. 236-238) заявило, что предписание, предусмотренное частью 3 статьи 270.2 БК РФ и подпунктом «б» пункта 3.40. Порядка осуществления полномочий органом внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю (утв. Постановлением Администрации города Лабытнанги от 17.07.2015 № 579), выносится в случае нарушения бюджетного законодательства либо нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Нормативные акты, нарушение которых выявлено истцом в ходе проверки, не относятся к бюджетному законодательству и не являются иными нормативным актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Выявленные нарушения не являются бюджетными нарушениями по смыслу статьи 306.1. БК РФ, главы 30 БК РФ, следовательно, основания для обращения в суд с иском о возмещении ущерба по части 4 статьи 270.2. БК РФ отсутствуют. Предписание финансового органа (истца) выдано с превышением установленных полномочий. Кроме того, ответчик указал, что нарушение порядка начисления премии по итогам работы (пункты 1-8, 11, 12 предписания от 25.03.2016), нарушение порядка исчисления средней заработной платы (пункты 9-10, 13 предписания от 25.03.2016) связано с ненадлежащим применением Положения об оплате труда работников муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги», утвержденного приказом ответчика от 17.01.2012 № 20, и других локальных актов, регламентирующих порядок оплаты труда работников Управления. Данные нарушения допущены работниками ответчика при исполнении трудовых обязанностей. При этом основания для привлечения данных работников к материальной ответственности, предусмотренные статьей 243 ТК РФ, у ответчика отсутствуют. Ответчик, предоставив справку от 22.06.2016 № 1 и копии бюджетных смет за 2012-2013 годы (т. 11 л.д. 35-77), также сослался на то, что денежные средства расходовались им на оплату труда в с соответствии с бюджетной сметой в пределах лимита без нарушения принципа адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ), и образовавшаяся экономия заработной платы в любом случае могла быть распределена между работниками ответчика на выплату премий, в связи с чем, по мнению ответчика, отсутствуют основания утверждать, что бюджету муниципального образования причинен ущерб.

Доводы ответчика оспорены Департаментом в письменных возражениях на дополнения к отзыву (т. 11 л.д. 89-92).

Оценивая доводы сторон и отклоняя возражения ответчика, суд принимает во внимание следующее.

Согласно части 3 статьи 270.2. БК РФ (в ред. от 29.12.2015) под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (часть 4 статьи 270.2. БК РФ).

Согласно статье 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

При этом к бюджетным отношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности (части 1 статьи 1 БК РФ).

В силу статьи 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 9 БК РФ устанавливает, что к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета, установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования (статья 15 БК РФ).

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 БК РФ).

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В свою очередь, согласно части 1 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Так, частью 4 названной статьи Кодекса предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Данное положение также отражено в пункте 2 статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

При этом в силу пункта 2 статьи 136 БК РФ на наличии предусмотренных БК РФ условий исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

В силу статьи 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 144 ТК РФ).

Системы оплаты труда работников казенных учреждений включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

Пунктами 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (часть 2 статьи 161 БК РФ).

В силу части 1, 2 статьи 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Приведенные нормы права в их совокупности вопреки доводам ответчика позволяют прийти к выводу, что муниципальные правовые акты органа местного самоуправления по вопросам, связанным с расходными обязательствами муниципального образования, в частности, в связи с установлением размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений, направлены, в том числе, на регулирование бюджетных правоотношений.

Из материалов дела следует, что Управлению вменено нарушение норм статьи 86 БК РФ; Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»; Положения о денежном содержании, материальном стимулировании и формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования город Лабытнанги, утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 20.05.2011 № 307; Положения об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных казенных учреждений муниципального образования город Лабытнанги, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений города Лабытнанги, утвержденного Постановлением Администрации города Лабытнанги от 30.12.2011 № 861 (с учетом постановления Администрации города Лабытнанги от 15.04.2014 № 266); Положения об оплате труда работников муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги», утвержденного приказом от 17.01.2012 № 20; Положения об оплате труда работников муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги», утвержденного приказом от 12.03.2014 № 136.

Решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 20.05.2011 № 307 в рассматриваемый период были установлены размеры должностных окладов муниципальных служащих и утверждено Положение о денежном содержании, материальном стимулировании и формировании фонда оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования город Лабытнанги. Согласно данному нормативному акту премирование муниципальных служащих по итогам работы производится на основании локального правового акта работодателя в пределах фонда оплаты труда муниципальных служащих. Муниципальным служащим, проработавшим неполный расчетный период (кроме очередного отпуска), премия по итогам работы выплачивается пропорционально фактически отработанному времени.

Положение об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных казенных учреждений муниципального образования город Лабытнанги, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений города Лабытнанги, утвержденное Постановлением Администрации города Лабытнанги от 30.12.2011 № 861, согласно его преамбуле, принято во исполнение ТК РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, регулирующих вопросы оплаты труда, Решения Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 19.11.2010 № 258 «О бюджете муниципального образования город Лабытнанги на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов».

Согласно пунктам 1.3., 1.5., 5.3. названного Положения (с последующими изменениями) отраслевая система оплаты труда работников учреждений, в том числе Управления, которая включает в себя размеры должностных окладов, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждений в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением. Перечень, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения в пределах фонда надбавок и доплат. Премирование по итогам работы производится за фактически отработанное время, включая период нахождения работника в очередном отпуске (пункт 5.9. Положения).

Положение об оплате труда работников муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги», утвержденное приказом ответчика от 17.01.2012 № 20, разработано во исполнение названного выше Положения.

Пунктами 1.3., 4.3.3.3., 4.3.3.4. предусмотрено, что фонд оплаты труда Управления формируется в пределах средств, выделенных на эти цели бюджетной сметой Управления; премирование производится за фактически отработанное время, включая период нахождения работника в очередном отпуске; работникам, проработавшим неполный квартал, полугодие, год и уволившимся из Управления по собственному желанию, либо уволенным работодателем за нарушение трудовой дисциплины, имеющим дисциплинарное взыскание, премия за работу в отчетном периоде не выплачивается.

Пунктом 5.8. Положения об оплате труда работников муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги», утвержденного приказом ответчика от 12.03.2014 № 136, также предусматривалось, что премирование по итогам работы производится за фактически отработанное время, включая период нахождения работника в ежегодном очередном отпуске. Премии по итогам работы выплачиваются работникам Управления, состоящим в списочном составе на дату издания приказа о премировании, в пределах средств по фонду оплаты труда, предусмотренных бюджетной сметой Управления на текущий финансовый год.

Как указывалось ранее, факт нарушения Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», муниципальных правовых актов и принятых в соответствии с ними локальных актов Управления по вопросам оплаты труда служащих учреждения установлен материалами дела (т. 2-10), и по существу ответчиком не оспорен. Доводы и доказательства относительно правомерности произведенных начислений и выплат ответчик в ходе производства по делу не представил.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

В соответствии с частью 3 статьи 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств, при этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

Неправомерные выплаты по заработной плате по причине нарушения указанных нормативных актов, связанных с осуществлением бюджетных расходов (статья 86 БК РФ), повлекли невозмещенный ущерб бюджету муниципального образования на сумму 445791руб. 47 коп.

В силу части 2 статьи 270.2 БК РФ представление выдается финансовым органом при установлении любого нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а не только тех бюджетных нарушений, за совершение которых финансовыми органами применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные статьями 306.2, 306.4 - 306.8 БК РФ.

Правильность соответствующего толкования правовых норм подтверждена судебной практикой (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.12.2015 по делу № А75-9632/2014).

Таким образом, в силу неверного толкования норм БК РФ ответчик необоснованно ограничивает основания выдачи финансовым органом предписания в порядке части 2 статьи 270.2. БК РФ только случаями выявления бюджетных нарушений (статья 306.1. БК РФ), за совершение которых главой 30 БК РФ по закрытому перечню установлены бюджетные меры принуждения (нецелевое использование бюджетных средств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита, неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов).

Одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ, установленных статьями 28, 38 БК РФ, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Ответчик полагает, что поскольку денежные средства были направлены на оплату труда работников Управления в пределах лимитов бюджетной сметы, ущерб бюджету муниципального образования город Лабытнанги не мог быть причинен.

Между тем, об отсутствии неблагоприятных последствий для бюджета можно утверждать только в случае правильного применения распорядителем бюджетных средств положений нормативных актов, касающихся начислений по фонду оплаты труда и расходования выделенных на эти цели бюджетных средств. Из материалов дела не следует, что ответчиком в установленном порядке производилось распределение экономии бюджетных ассигнований, образовавшейся в результате правомерного исчисления заработной платы и иных выплат, предусмотренных законодательством.

При этом суд полагает заслуживающими внимания возражения истца о том, экономия бюджетных ассигнований должна была переходить на следующий финансовый год как экономия по всему муниципальному образованию. При уточнении расходов бюджета муниципального образования данная экономия направляется на расходы в различных сферах, на которые предусмотреть бюджетные ассигнования при формировании бюджета на очередной год не было возможности, в первую очередь, на социально-значимые мероприятия.

Доводы Управления о том, что переплата премии произведена в связи с ошибками отдельных работников, производивших начисления, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку соответствующие выплаты, поименованные в предписании от 25.03.2016, оформлялись приказами по Управлению, принимаемыми в порядке реализации прав и обязанностей работодателя, предусмотренных статьей 22 ТК РФ, а следовательно, ответственность за реализацию управленческих решений в рамках рассматриваемого спора лежит на Управлении.

Согласно статье 269.2. БК РФ полномочиями органов внутреннего муниципального финансового контроля по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.

В силу пунктов 2.1.3.39.. 3.1.4. Положения «О муниципальном учреждении «Департамент финансов Администрации города Лабытнанги», утвержденного решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 18.03.2015 № 64, Департамент осуществляет предварительный и последующий внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений; представляет в установленном порядке свои интересы в судебных и иных органах и организациях по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.

Согласно Порядку осуществления полномочий органом внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю, утвержденному Постановлением Администрации города Лабытнанги от 17.07.2015 № 579, Департамент при осуществлении контрольной деятельности осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 1.7.); объектами внутреннего муниципального финансового контроля являются муниципальные учреждения муниципального образования город Лабытнанги (пункт 1.8.); должностные лица Департамента праве выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункты 1.11., 3.40.).

Таким образом, вопреки доводам ответчика проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления и выдача предписания от 25.03.2016 осуществлена истцом в пределах имеющихся у него полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю.

Неисполнение законного предписания является основанием для обращения в суд с иском о возмещении ущерба, причиненного муниципальному образованию (часть 4 статьи 270.2. БК РФ).

Учитывая, что факт причинения ущерба в размере 445791 руб. 47 коп. подтвержден материалами дела, требование истца о его взыскании с Управления подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина по иску в сумме 11916 руб. подлежит взысканию с Управления в доход федерального бюджета по правилам статьи 110 АПК РФ, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ. Оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины, установленных статьей 333.37 НК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования муниципального учреждения «Департамент финансов Администрации города Лабытнанги» удовлетворить.

Взыскать с муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения): 629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, дата государственной регистрации 06.09.1999) в доход бюджета муниципального образования город Лабытнанги ущерб в размере 445791 руб. 47 коп.

Взыскать с муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения): 629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, дата государственной регистрации 06.09.1999) в доход федерального бюджета 11916 руб. государственной пошлины по иску.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья

О.В. Курекова