АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард | Дело № А81-1226/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании июня 2021 года .
Полный текст решения изготовлен июня 2021 года .
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дегтяревой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район, по заявлению Администрации муниципального образования Приуральский район, по заявлению Администрации муниципального образования поселок Харп к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН: 8901003347, ОГРН: 1028900511420) об оспаривании решения № 089/01/16-339/2020 от 21.12.2020,
при участии в судебном заседании:
от заявителей:
- Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район – Ямпилец А.Л. – начальник Управления (представлен паспорт);
-Администрации муниципального образования Приуральский район – Шестопалова М.Г. по доверенности №28 от 01.03.2021 года,
-Администрации города Лабытнанги - Смирнов А.С., по доверенности от 03.03.2021 №48 (диплом 135024 5550649);
- от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу - Мухаметханов М.М.. по доверенности от 03.02.2021, Алеев Р.Р., по доверенности от 19.01.2021 (диплом ВСБ 0151810);
от третьих лиц:
- общества с ограниченной ответственностью "ДСК" - представитель не явился;
- Прокуратуры Приуральского района - представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения № 089/01/16-339/2020 от 21.12.2020.
Определением суда от 18.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено общество с ограниченной ответственностью "ДСК".
Кроме того, определением суда от 22.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Прокуратура Приуральского района, Администрация муниципального образования Приуральский район, Администрация муниципального образования п. Харп.
01.04.2021 от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в суд поступил отзыв, в котором Управление просило в удовлетворении заявленных требований отказать, объединить дела №А81-1226/2021, №А81-1961/2021, №А81-1827/2021 для совместного рассмотрения в одно производство.
В судебном заседании по делу, состоявшемся 21.04.2021 года, судом установлено, что в производстве арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа находится дело № А81-1961/2021 по заявлению Администрации муниципального образования Приуральский район к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения от 21.12.2020 №089/01/16-339/2020, а так же дело № А81-1827/2021 по заявлению Администрации муниципального образования поселок Харп к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения от 21.12.2020 №089/01/16-339/2020.
Таким образом, в указанных делах №№А81-1226/2021, А81-1961/2021 и А81-1827/2021 заявителями оспаривается одно и тоже решение антимонопольного органа от 21.12.2020 №089/01/16-339/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, принятое в отношении данных организаций.
В силу чего, определением от 21.04.2021 года суд объединил дела № А81-1226/2021, № А81-1961/2021, № А81-1827/2021 в одно производство для их совместного рассмотрения, присвоив объединенному делу номер А81-1226/2021.
Определением от 19.05.2021 года суд произвел замену одного из заявителей - Администрацию муниципального образования поселок Харп на Администрацию города Лабытнанги.
От Прокуратуры Приуральского района в суд поступил отзыв, в котором Прокуратура просит оставить заявленные требования без удовлетворения.
Представители ООО "ДСК", Прокуратуры Приуральского района, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В силу положений ст.ст. 123, 136 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Представители заявителей в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель Ямало-Ненецкого УФАС в судебном заседании поддержал доводы ранее представленного в суд отзыва на заявленные требования.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, отзывы на заявленные требования, суд установил следующие обстоятельства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили материалы проверки (вх. 2570 от 23.04.2020) прокуратуры Приуральского района, проведенной в отношении Управления муниципального имущества администрации муниципального образования Приуральский район (ИНН 8908002078) на предмет законности заключения муниципального контракта № 49 от 26.12.2019 с ООО «ДСК» (ИНН: 8902012827).
Указанные материалы проверки были рассмотрены в порядке статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу №089/01/16-339/2020 от 21.12.2020 года в действиях Администрации муниципального образования п. Харп, Администрации муниципального образования Приуральский район, Управления муниципального имущества администрации муниципального образования Приуральский район, ООО «ДСК», признано наличие нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении и реализации соглашения, направленного на приобретение в муниципальную собственность недвижимого имущества «Модульная лыжная база в п. Харп» в нарушение требований действующего законодательства, что приводит или может привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок выполнения работ по строительству зданий на территории муниципального образования п. Харп.
С указанным решением не согласились Управление муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район, Администрация муниципального образования Приуральский район, Администрация муниципального образования поселок Харп, обратились в арбитражный суда с заявлениями о признании указанного решения УФАС недействительным.
В обоснование заявленных требований заявители указывают:
-УФАС факты ограничения конкуренции в решении не исследованы;
-выводы, изложенные в решении, носят предположительный характер, поскольку антимонопольным органом не установлены конкретные обстоятельства, объективно свидетельствующие о состоявшемся сговоре сторон, которые повлекли за собой нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
-УФАС не установлен и не доказан такой квалифицирующий признак реализации антиконкурентного соглашения, как соответствие действий сторон такого соглашения интересам каждого из хозяйствующих субъектов при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
-материалы, имеющиеся в УФАС, не содержат доказательств неизбежности наступления последствия в виде приобретения объектов недвижимости заявителем (администрацией МО Приуральский район), а также намерений ООО «ДСК» продать объекты недвижимости администрации района, на момент заключения договора аренды земельного участка.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом N 135-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 23, части 1 статьи 39 Федерального закона N135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа отнесено возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 16.03.2016, разъяснено, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Вывод о наличии (отсутствии) в действиях хозяйствующих субъектов нарушения требований статьи 16 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на заключение и реализацию антиконкурентных соглашений, можно сделать исходя из оценки группового поведения хозяйствующих субъектов, в том числе, из косвенных доказательств, свидетельствующих о неразумности (не типичности) действий каждого из сторон соглашения.
Из оспариваемого решения Управления следует, что антимонопольный орган, квалифицируя действия заявителей по делу и третьего лица по статье 16 Закона N 135-ФЗ, исходил из того, что в данном случае между Управлением муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район, Администрацией муниципального образования Приуральский район, Администрацией муниципального образования поселок Харп, Обществом с ограниченной ответственностью "ДСК" было достигнуто соглашение, связанное со строительством и приобретением здания: «Модульная лыжная база» в п. Харп для удовлетворения муниципальных нужд минуя порядок, предусмотренный Федеральным законом N 44-ФЗ. При этом такое соглашение приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства зданий (код ОКВЭД 2 41.20) в территориальных границах пос. Харп Приуральского района, ЯНАО.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 данного Закона под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (пункт 11 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают, среди прочего полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона N 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В силу пункта 3 статьи 3 названного Закона закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Целями осуществления закупок, среди прочего, являются достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными программами; выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных органов (пункты 1, 3 статьи 13 Закона N 44-ФЗ).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ содержится явно выраженный законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе, приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Положениями частей 1, 2 статьи 24 указанного Закона предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Из совокупности приведенных выше норм права следует, что размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по общему правилу осуществляется путем проведения торгов. Применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным в ситуации использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307-КГ15-1408, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11).
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Статья 93 Закона N 44-ФЗ предусматривает случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), имеющие исключительный характер, когда применение процедур конкурентного отбора невозможно либо нецелесообразно.
В соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (часть 3 статьи 93 Закона о контрактной системе).
В целях реализации полномочии в рамках пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе соответствующий объект уже должен существовать как таковой, то есть заказчик не имеет права заключать контракты с единственным поставщиком в случае, если предметом такого контракта является приобретение строящегося (незавершенного) либо несуществующего нежилого здания, строения, сооружения (письма Минэкономразвития России от 21.11.2016 N Д28и-3029, от 14.10.2016 N ОГ-Д28-12301).
Искусственное (в обход закона) отступление от необходимости осуществления публичных процедур при возведении (строительстве) объекта не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентного отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного кодекса.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации),
Подготовка и реализация бюджетных инвестиций и представление субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимости имущества в государственную или муниципальную собственность регламентированы статьями 78.2, 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 - 2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счет предусмотренных настоящей статьей субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Антимонопольный орган установил, что 26 декабря 2019 года между управлением муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район и обществом с ограниченной ответственностью «ДОС» был заключен муниципальный контракт № 49 на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность: «Модульная лыжная база в п. Харп».
Закупка осуществлена у единственного поставщика со ссылкой на пункт 31 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ на основании постановления Администрации муниципального образования Приуральский район от 25 декабря 2019 года № 824, согласно которому Администрация постановила принять решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объект недвижимого имущества, приобретаемый в муниципальную собственность муниципального образования Приуральский район.
Заключению контракта предшествовали следующие действия.
В целях реализации Федерального закона от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 декабря 2008 года N 104-ЗАО «О физической культуре и спорте в Ямало-Ненецком автономном округе», Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2012 года N 148-ЗАО «О Программе социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2012 - 2016 годы», постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 ноября 2013 года N 960-П «О государственных программах Ямало-Ненецкого автономного округа», постановления Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839 «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года» - Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2013 года N 1152-П, утверждена государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие физической культуры и спорта на 2014 -2024 годы» (далее - Государственная программа).
Цели Государственной программы - развитие физической культуры и спорта в Ямало-Ненецком автономном округе.
Задачи Государственной программы:
1)повышение массовости населения Ямало-Ненецкого автономного округа, занимающегося физической культурой и массовым спортом;
2)развитие спорта высших достижений, создание и обеспечение функционирования системы выявления и государственной поддержки талантливых детей (молодежи) в сфере физической культуры и спорта;
3)создание развитой спортивной инфраструктуры на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;
4)совершенствование системы мер социальной поддержки в сфере физической культуры и спорта;
5)кадровое, нормативно-правовое и финансовое обеспечение Государственной программы.
Постановлением Администрации муниципального образования п. Харп от 29.04.2019г. № 92, в соответствие со ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, п. 2 ст. 3.3 ФЗ №137 от 21.10.2001г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 89:09:110402:692.
Из извещения № 300419/3102743/01 о проведении аукциона следует: Организатор торгов: - Администрация муниципального образования п. Харп. Предмет торгов: - право на заключение договора аренды земельного участка. Предмет аукциона: право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 89:09:110402:692 сроком на 32 месяца с момента заключения договора аренды земельного участка.
Наименование и характеристика объектов аренды:
лота | Наименование | Адрес | Начальная цена аукциона, руб. | Размер задатка (20%), руб. | Шаг аукциона (5%), руб. |
1 | Земельный участок площадью 3000 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, кадастровый номер 89:09:110402:692. Право на земельный участок - государственная собственность не разграничена. Ограничения прав на земельный участок - отсутствуют. Разрешенное использование земельного участка - спорт (код 5.1) | Ямало-Ненецкий автономный округ, р-н Приуральский, п Харп, квартал Северный, земельный участок 2Б | 21 317,4 | 4 263,48 | 213,17 |
Целевое назначение и разрешенное использование земельного участка - строительство объекта: Лыжная база;
Максимально и (или) минимально допустимые параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства:
- максимальный процент застройки - 40%
- максимальное количество этажей - 3 эт. Дата и время начала приема заявок: 30.04.2019 09:00 Дата и время окончания приема заявок: 30.05.2019 15:00
Порядок проведения аукциона: Аукцион проводится путем повышения начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона, на "шаг аукциона"
Дата и время проведения аукциона: 06.06.2019 15:00
Из протокола №1/1 от 05.06.2019г. рассмотрения заявок на участие в торгах в форме открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка и подведение итогов следует, что Общество с ограниченной ответственностью «ДСК» (далее ООО «ДСК» ИНН: 8902012827 ОГРН: 1078901003587 от 21.12.2007г.) признано единственным участником аукциона.
Аукцион признан несостоявшимся, в соответствии с п. 14 статьи 39.12 Земельного Кодекса РФ, так как подана только одна заявка на участие в аукционе.
На основании п.14 статьи 39.12 Земельного Кодекса РФ, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 89:09:110402:692, категория земель; земли населенных пунктов, площадью 3000 кв. м., с видом разрешенного использования - спорт (код 5.1), расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, р-н Приуральский, п. Харп, квартал Северный, земельный участок 2Б, под строительство объекта «Лыжная база», заключен с обществом с ограниченной ответственностью «ДСК» в соответствии с условиями, установленными в извещении о проведении аукциона и аукционной документации.
Из Договора аренды земельного участка № 968 Хп от 17 июня 2019 года, заключенного между Администрацией муниципального образования поселок Харп (Арендодатель) и ООО «ДСК» (Арендатор) следует: Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок (далее по тексту - Участок), категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером: 89:09:110402:692, площадью 3000 кв, м., находящийся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, р-н Приуральский, п. Харп квартал Северный, земельный участок 2Б; Разрешенное использование: спорт (код 5.1). Фактическое использование/характеристика деятельности: строительство объекта «Лыжная база», (п. 1.1 Договора № 968 ХП).
Срок аренды Участка устанавливается на 32 месяца с 17 июня 2019 года по 16 февраля 2022 года. Договор вступает в силу с даты его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу. Действие договора распространяется на отношения, возникшие с 17 июня 2019 года (п. 2.2-2.3 Договора № 968 ХП).
Арендная плата за Участок устанавливается в размере 21 317 рублей 40 копеек в год (п. 3.1. Договора № 968 ХП).
Согласно акту приемки законченного строительства № 1 от 28.11.2019г. составленным между ООО «ДСК» (Заказчик/Инвестор) и ООО ПК «ТРАКТ» (Подрядчик).
Начало работ 10 июля 2019г.
Окончание работ 07 ноября 2019г.
Исполнителем работ предъявлен заказчику к приемке объект: «Модульная лыжная база».
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 89-RU89507104-27-2019 выдано 29.11.2019г. Администрацией муниципального образования п. Харп.
«Модульная лыжная база» имеет следующие основные показатели мощности, производительности, производственной площади, протяженности, вместимости, объему, пропускной способности, провозной способности, число рабочих мест и т.п.
мощность, производительность и т.п.) | Единица измерения | По проекту | Фактически | |
общая с учетом ранее принятых | общая с учетом ранее принятых | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Общая площадь: | м2 | 241,32 | 241,3 | |
Строительный объем | мЗ | 1 230 | 1 230 | |
Этажность | шт. | 1 | 1 | |
На объекте установлено предусмотренное проектом оборудование в количестве согласно актам о его приемке после индивидуального испытания и комплексного опробования.
Внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта и приняты пользователями городскими эксплуатационными организациями.
Работы по озеленению, устройству верхнего покрытия подъездных дорог к зданию, тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, а также отделке элементов фасадов зданий должны быть выполнены (при переносе сроков выполнения работ).
26 декабря 2019 года между управлением муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район и обществом с ограниченной ответственностью «ДСК» был заключен муниципальный контракт № 49 на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность: «Модульная лыжная база в п. Харп». Муниципальный контракт был заключен в соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решение о приобретении в муниципальную собственность объекта недвижимости «Модульная лыжная база в п. Харп» принято в рамках реализации государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2013 года № 1152-П, на основании соглашения о предоставлении межбюджетной субсидии муниципальному образованию Приуральский район от 24 декабря 2019 года № 73, предоставленной в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 20 декабря 2019 года № 1342-П «О предоставлении межбюджетной субсидии муниципальному образованию Приуральский район».
Решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты недвижимого имущества, приобретаемые в муниципальную собственность муниципального образования Приуральский район принято на основании постановления Администрации муниципального образования Приуральский район от 25 декабря 2019 года № 824.
Право собственности на объект недвижимого имущества: «Модульная лыжная база в п. Харп» зарегистрировано за муниципальным образованием Приуральский район 16 января 2020.
Объект недвижимого имущества: «Модульная лыжная база в п. Харп» на основании приказа управления муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район от 29 января 2020 года № 22 передан в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению «Спортивная школа Приуральского района» для использования его по целевому назначению.
В рассматриваемом случае антимонопольный орган пришел к верному заключению о том, что принятию решения о размещении заказа у единственного поставщика и заключению контракта без проведения торгов предшествовала последовательность действий, являющаяся свидетельством достигнутого между заявителями и третьим лицом соглашения, направленного на строительство и приобретение за счет бюджетных средств модульной лыжной базы без использования конкурентных процедур, которое привело и (или) могло привести к антиконкурентным последствиям. Факт наличия соглашения, запрещенного статьей 16 Закона о защите конкуренции, является доказанным.
Действительно, нарушений процедуры проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 89:09:110402:692 не установлено, сведения о проведении торгов имели общедоступный характер. Однако, вне зависимости от того, что нарушение при заключении договора аренды земельного участка непосредственно не вменено, уже на этой стадии при определении процедуры, направленной на строительство модульной лыжной базы, заявители выбрали иную, пусть и конкурентную процедуру, вместо предусмотренной законодательством процедуры проведения торгов для удовлетворения муниципальных нужд в строительстве здания в рамках Федерального закона N 44-ФЗ.
Антимонопольный орган вменяет заявителям в качестве нарушения соглашение, которое выразилось в совокупности действий, юридических фактов, направленных на обход закона.
Само по себе каждое рассмотренное действие в отдельности может и не противоречить регулирующему его законодательству, но в рассмотренной и проанализированной антимонопольным органом совокупности обстоятельств антиконкурентное соглашение имело место и доказано Управлением.
Управление обоснованно приняло во внимание, что Постановлением Администрации муниципального образования Приуральский район от 31 декабря 2013 года № 1723 утверждена муниципальная программа муниципального образования Приуральский район «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2021 годы».
Указанная Программа включает в себя, в том числе подпрограмму «Развитие инфраструктуры для развития массового спорта» муниципальной программы муниципального образования Приуральский район.
Целью подпрограммы является Обеспечение населения, проживающего в муниципальном образовании Приуральский район, спортивными сооружениями. Для достижения нормативной потребности в спортивных сооружениях (за исключением плоскостных сооружений) необходимо, в том числе строительство: спортивных сооружений по плаванию, лыжным гонкам, спортивным единоборствам, а также по игровым видам спорта: волейбол, баскетбол, гандбол и др. (Раздел L Характеристика текущего состояния развития физической культуры и спорта муниципального образования Приуральский район Подпрограмма «Развитие инфраструктуры для развития массового спорта» муниципальной программы муниципального образования Приуральский район «Развитие физической культуры и спорта на 2014 -2024 годы»).
20 августа 2018г. состоялось рабочее совещание на тему: «О согласовании перечня объектов физической культуры и спорта, финансирование которых необходимо осуществить в рамках Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа, с целью решения задач, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года», по результатам данного совещания приняты, в том числе следующие решения:
- Признать целесообразным разделение объекта «Модульная лыжная база с лыжероллерной трассой на 2 км. п, Харп, Приуральского района» на 2 объекта
-Модульная лыжная база в п. Харп, Приуральский район;
-Лыжероллерной трассой на 2 км. п. Харп, Приуральский район.
Согласовать перечень объектов физической культуры и спорта, финансирование которых необходимо осуществить в рамках Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа, с целью решения задач, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204.
В указанный перечень, в том числе включены объекты: Модульная лыжная база Харп, Приуральский район, Лыжероллерная трасса на 2 км. п. Харп (порядковый № 26, 27).
10.10.2018г. на заседании комиссии по бюджетным проектировкам на 2019г. и на плановый период до 2021г. принято, в том числе решение о выделение дополнительных ассигнований на 2019 год по департаменту по физической культуре и спорту на приобретение - лыжных баз для Приуральского и Красноселькупского районов в сумме 50000 тыс. руб.
Из письма Департамента по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа (вх. № 6009 от 05.10.2020) следует, что информация, содержащаяся в указанных протокольных решениях относительно необходимости приобретения объекта «Модульная лыжная база» в п. Харп в открытом доступе, не публиковалась. Данные протокольные решения доводились до участников данных совещаний как до заинтересованных лиц. Возможность ознакомления с указанными протокольными решениями неопределенного круга лиц отсутствовала.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган обоснованно заключил, что до 29.04.2019г. (дата принятия решения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 89:09:110402:692) у Администрации муниципального образования п.Харп, Администрации муниципального образования Приуральский район, существовала потребность в объекте «Модульная лыжная база в п. Харп».
12.03.2019г. кадастровый инженер Буйницкая О. Н. во исполнение взятых на себя обязательств по договору № 08/03-19 от 01.03.2019г. обратилась в адрес Главы Администрации муниципального образования п. Харп, с просьбой согласовать местоположения границ и утвердить постановлением Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории - для объекта «Строительство лыжной базы в п. Харп», расположенного на территории поселка (заказчик кадастровых работ - ООО СТ «УниверсалСпецСтрой»).
19.03.2019 Постановлением администрации муниципального образования поселок Харп №60, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Из п. 1 указанного Постановления следует:
Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в пределах кадастрового квартала 89:09:110402, для строительства лыжной базы.
-условный номер земельного участка 89:09:110402:3У 1;
- площадь земельного участка - 3000 кв. м.;
- адрес земельного участка: ЯНАО, Приуральский район, пгт. Харп, кв-л. Северный, земельный участок №2Б;
- вид разрешенного использовании- спорт (код 5,1).
Ранее 26 декабря 2018 Объект «Лыжероллерная трасса на 2 км. п.Харп, Приуральский район, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы» (далее по тексту - Лыжероллериая трасса) был внесен в Адресную инвестиционную программу Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 декабря 2018 года № 1439-П, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 апреля 2019 г. N 395-П «О внесении изменений в приложение № 1,2,3,4,5,6, утвержденные постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 декабря 20.18 года№ 1439-П»
В связи с невозможностью перевода земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 июня 2020 г. N 685-П объект Лыжероллерная трасса был исключен из Перечня объектов Адресной инвестиционной программы автономного округа на 2020- 2022 годы.
Согласно выкипировки из дежурной карты п. Харп объект «Лыжероллерная трасса на 2 км п. Харп» планировалось расположить в шаговой доступности от объекта «Модульная лыжная база в п. Харп».
Из письма, предоставленного ООО СТ «УниверсалСпецСтрой» (вх. № 5451 от 08.09.2020г.) следует. В первом квартале 2019г. ООО Строительная компания «УниверсалСпецСтрой» стало известно о предстоящем проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в п. Харп ЯНАО под строительство этой лыжной базы.
Имея намерение в дальнейшем участвовать в данном аукционе на общих основаниях ООО Строительная компания «УниверсалСпецСтрой» за собственный счет заказало проведение исполнительных геодезических и кадастровых работ в отношении данного земельного участка: между компанией и специалистом Буйницкой Ольгой Николаевной заключен договор 08/03-19 от 01.03.2019 г. Понесенные в связи с заключением договора затраты существенными для компании не являлись, однако создавали условия для проведения аукциона в разумный срок.
Однако в дальнейшем проведенные расчеты показали, что с учетом текущих обязательств по прочим договорам, и предполагаемых расходов на выполнение работ в п.Харп ЯНАО, заключение контракта на строительство лыжной базы для ООО Строительная компания «УниверсалСпецСтрой» экономически и управленчески не целесообразно для компании. В связи с чем, компания отказалась от участия в аукционе в дальнейшем.
Из письма, предоставленного ООО СТ «УниверсалСпецСтрой» (вх. № 6025 от 06.10.2020г.) следует, сведения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в п. Харп ЯНАО под строительство этой лыжной базы были получены не формализовано, какая-либо переписка по данному вопросу отсутствовала, какие-либо обращения в наш адрес не направлялись.
ООО Строительная компания «УниверсалСпецСтрой» выполняло работы по иному контракту, поскольку работы были выполнены своевременно и на хорошем уровне, нам сообщили о планируемом проведении другого аукциона, предложив участвовать в нем (от какого конкретно лица такая информация была получена сведения не сохранились).
Однако в дальнейшем от намерения участвовать в аукционе ООО Строительная компания «УниверсалСпецСтрой» отказалось, поскольку, как показали расчеты, экономически и управленчески не целесообразно для компании».
Из информации представленной генеральным директором ООО «ДСК» Белобровским В.В. на заседании комиссии 03.06.2020г. (аудиозапись № 1 от 03.06.2020г.) следует. В ходе мониторинга сайта https://torgi.gov.ru ООО «ДСК» установлено, что Администрация муниципального образования п. Харп проводит аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 89:09:110402:692.
Из документации об аукционе Обществом установлено, что разрешенное использование земельного участка - спорт (код 5.1). целевое назначение: -строительство объекта: Лыжная база. Генеральным директором ООО «ДСК», принимая во внимание расположение данного земельного участка, было принято решение об участии в данном аукционе. Целью участия было строительство объекта «лыжная база» для дальнейшего его использования при осуществлении предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган обоснованно заключил, что до 29.04.2019г. (дата принятия решения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 89:09:110402:692) информация о планируемом аукционе была известна неопределенному (заинтересованному) кругу лиц. Подготовка к указанному аукциону начата заблаговременно, определено расположение объекта, проведены кадастровые работы.
17.06.2019г. между администрацией МО п. Харп и ООО «ДСК» заключен договор аренды земельного участка № 968Хп.
10.07.2019г. администрацией МО п. Харп, ООО «ДСК» выдано разрешение №89RU89507104-46-2019 на строительство объекта «Модульная лыжная база в п. Харп».
01.07.2019г. заместителем начальника управления культуры, моложеной политики и спорта администрации муниципального образования Приуральский район в адрес Департамента по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа направлена заявка на предоставление субсидии для приобретения объекта «Модульная лыжная база в п. Харп». (вх. №. 06-200-02/513 от 01.07.2020г.). Из указанной заявки следует.
Муниципальное образование Приуральский район, в лице и.о. начальника управления культуры, молодежной политики и спорта Администрации муниципального образования Приуральский район, Рачевой Людмилы Васильевны, направляет заявку на предоставление муниципальному образованию Приуральский район субсидии для приобретения объекта «Модульная лыжная база» п. Харп, в соответствии с требованиями пункта 4.3 «Порядок предоставления субсидий из окружного бюджета местным бюджетам на софинансирование вопросов местного значения по обеспечению условий для развития физической культуры и спорта» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2021 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2013 года № 1152-П.
Объем потребности в средствах окружного бюджета, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе в форме межбюджетных субсидий, составляет 25 000 000 (двадцать пять миллионов) рублей.
Объем бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования Приуральский район, составляет 1 250 000 (один миллион двести пятьдесят тысяч) рублей или 5% от объема средств окружного бюджета, запрашиваемого для передачи в бюджет муниципального образования в Ямало-Ненецком автономном округе в форме межбюджетных субсидий, на приобретение объекта «Модульная лыжная база» п. Харп.
К заявке прилагались следующие документы;
1.документы, подтверждающие стоимость планируемого к приобретению спортивного объекта:
1.1.письмо директора ООО «ДСК» с приложением графика производства работ;
1.2.пояснительная записка с описанием объекта строительства;
2.пояснительная записка с обоснованием потребности;
3.копия муниципальной программы муниципального образования Приуральский район «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2021 годы», утверждена постановлением Администрации муниципального образования Приуральский район от 31 декабря 2013 года № 1723;
4. гарантийное письмо.
06.09.2019г. заместителем начальника управления культуры, моложеной политики и спорта администрации муниципального образования Приуральский район в адрес Департамента по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа направлен перечень объектов физической культуры и спорта, строящихся и планируемых к строительству на территории муниципального образования Приуральский район до 2024г.
Согласно приложению, к указанному письму в указанный перечень, в том числе включены объект «Модульная лыжная база в п. Харп», «Лыжероллерной трассой на 2 км. п. Харп» с пометкой АИП.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган обоснованно заключил, что до 26 декабря 2019 года (дата заключения муниципального контракт № 49 на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность: «Модульная лыжная база в п. Харп») муниципальное образование Приуральский район имело намерение выкупить указанный объект в собственность. Муниципальное образование принимало, заблаговременные действия, направленные на получение субсидии в целях приобретения указанного объекта.
В результате заключения Договора аренды земельного участка № 968 Хп от 17 июня 2019 года, заключенного между Администрацией муниципального образования поселок Харп и ООО «ДСК», Муниципального контракта № 49 на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность «Модульная лыжная база в п. Харп» от 26.12.2019г., заключенного между управлением муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район и ООО «ДСК», в нарушение требований действующего законодательства, ООО «ДСК» получило доступ к оказанию услуг по максимально возможной цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта в соответствие с Законом о контрактной системе.
Заключение договора с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.
Несоблюдение процедуры закупок нарушило права иных хозяйствующих субъектов - участников данного товарного рынка, с которыми государственный контракт не заключен вследствие предоставления преимущества ООО «ДСК».
В рассматриваемом случае принятию решения о размещении заказа у единственного поставщика и заключению контракта без проведения торгов предшествовала последовательность действий, являющаяся свидетельством достигнутого между Администрацией муниципального образования п. Харп, Администрацией муниципального образования Приуральский район, Управления муниципального имущества администрации муниципального образования Приуральский район и ООО «ДСК» соглашения, направленного на строительство и приобретение за счет бюджетных средств здания Модульной лыжной базы в п. Харп без использования конкурентных процедур, по завышенной рыночной цене (заключение Контрольно-счетной палаты муниципального образования Приуральский район исх № 01-36/40 от 03.06,2020г.), которое привело и (или) могло привести к антиконкурентным последствиям.
Суд еще раз отмечает, что сам по себе факт проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, не является свидетельством «прозрачной» процедуры на рынке выполнения работ по строительству недвижимого имущества в обеспечение муниципальных нужд.
При установленных обстоятельствах в их совокупности сам по себе факт реализации права аренды земельного участка на основании конкурентной процедуры не имеет определяющего значения ввиду того, что на момент ее проведения существовала нужда (потребность) в строительстве здания модульной лыжной базы.
Приобретенный по муниципальному контракту объект фактически построен по заказу и под контролем заинтересованного в этом лица - Администрации.
Суд приходит к аналогичному выводу об осведомленности всех участников соглашения и направленности их действий на приобретение Администрацией Приуральского района в муниципальную собственность здания модульной лыжной базы, возводимого ООО «ДСК» за свой счет.
При наличии сформированной муниципальной нужды в строительстве модульной лыжной базы ООО «ДСК» было осведомлено о необходимости проведения конкурентных процедур, о направленности всей совокупности действий на строительство здания лыжной базы. В этой связи хозяйствующий субъект не имел какого-либо иного интереса, кроме как в строительстве здания и последующей продаже построенного здания муниципальному заказчику.
Последовательные действия Администрации по предоставлению земельного участка под строительство модульной лыжной базы, осведомленность в отношении проектной и сметной документации, выдача разрешения на строительство, выдача разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта, проведение в 2018 году рабочих совещаний по вопросу приобретения объекта модульная лыжная база, свидетельствуют о фактическом курировании строительства базы и направленности на обеспечение формальной возможности непроведения конкурентных процедур на выполнение работ по строительству необходимого объекта и заключения контракта с единственным поставщиком.
Совокупность рассматриваемых действий заявителей и третьего лица, их хронология и определенный временной период совершения, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что в данном случае между администрацией Приурального района, ООО «ДСК» было достигнуто соглашение, связанное со строительством и приобретением здания модульной лыжной базы для удовлетворения муниципальных нужд, минуя предусмотренный Федеральным законом N44-ФЗ порядок. При этом такое соглашение приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства зданий (код ОКВЭД2 41.20) в территориальных границах пос. Харп, Приуральского района, ЯНАО.
В результате заключения муниципального контракта с ООО «ДСК» как единственным поставщиком последнее получило доступ к выполнению работ по максимально возможной цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе и без подачи предложений о снижении цены контракта.
Заключение договора с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур на строительство способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта на строительство.
При выполнении требований Федерального закона N 44-ФЗ в целях удовлетворения муниципальных нужд на строительство здания базы такая процедура, как аукцион на право аренды земельного участка, в принципе не проводилась бы, соответственно, количество претендентов для участия в данной процедуре не имеет значения.
Заключение договора аренды земельного участка рассмотрено Управлением в качестве первого из действий, в которых выразилось антиконкурентное соглашение.
Аукцион на выполнение строительно-монтажных работ в рамках Федерального закона N 44-ФЗ мог быть конкурентным и по широкому кругу участников, и по цене контракта. При этом материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для проведения конкурентных процедур.
Принцип эффективного использования бюджетных средств подразумевает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных бюджетных полномочий, в том числе должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В случае заключения контракта с единственным поставщиком существует вероятность расходования финансовых средств бюджета соответствующего уровня в большем объеме, чем при проведении конкурентной процедуры при подаче ценовых предложений несколькими хозяйствующими субъектами.
Согласно заключению Контрольно-счетной палаты МО Приуральский район №01-36/40 от 03.06.2020 года общий размер расходов на строительство модульной лыжной базы составил свыше 14 млн. руб. При этом, объект был приобретен по цене 26 250 000 руб., то есть расходы на приобретение объекта превысили на 12 млн. общий размер расходов, понесенных в связи со строительством данного объекта.
Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 утвержден порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее- Порядок N 220), согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 настоящего Порядка.
В силу пункта 10.9 Порядка N 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции на торгах, рассматриваемых в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства №089/01/16-339/2020, установлено следующее.
1.Временной интервал исследования определен периодом с 20.08.2018 г. по 29.01.2020 г.;
2.Продуктовые границы товарного рынка: определить, как строительство жилых и нежилых зданий (код 41.20 по ОКВЭД2);
3.Географические границы товарного рынка: территориальные границы муниципального образования п. Харп, Приуральский район.
Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 089/01 /16-339/2020 и принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Представленный в материалы дела Аналитический отчет от 16.11.2020 года проверен судом и признается составленным в соответствии с указанным Порядком N 220.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, действия Администрации муниципального образования Приуральский район, Управления муниципального имущества администрации муниципального образования Приуральский район, ООО «ДСК» направлены на предоставление преимущественных условий ООО «ДСК» и ведут к ограничению доступа других хозяйствующих субъектов на рынок строительства жилых и нежилых зданий (код ОКВЭД2 41.20) в территориальных границах п. Харп Приуральского района, ЯНАО.
Круг хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке является неограниченным. Потенциальным участником аукциона выступает любое лицо, осуществляющее деятельность на рынке строительства жилых и нежилых зданий, в том числе и за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что антимонопольный орган в данном случае доказал соответствие закону изложенных в оспариваемом решении выводов о признании заявителей и ООО «ДСК», нарушившими статью 16 Федерального закона N 135-ФЗ, достижение между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения в рассматриваемом случае имело место.
При этом в оспариваемом решении Управление обосновало состав нарушения антимонопольного запрета, представило доказательства достижения соглашения, доказало наличие причинно-следственной связи между заключением соглашения и последствиями, указанными в статье 16 Закона о защите конкуренции (возможностью их наступления).
При наличии установленной совокупности доказательств, обоснованно посчитав доказанным нарушение предусмотренного статьей 16 Закона о защите конкуренции запрета, Управление располагало правовыми основаниями для принятия оспариваемого решения, которое является законным и обоснованным.
Отклоняя доводы заявителей, суд отмечает следующее.
Потребность в объекте «Модульная лыжная база в п. Харп» у администрации МО п. Харп, администрации МО Приуральский район существовала, что подтверждается материалами настоящего дела. Следовательно, за долго до заключения муниципального контраста № 49 потребность органов местного самоуправления в объекте «модульная Лыжная база» существовала и соответственно должна была удовлетворяться по общему правилу (путем проведения конкурентного способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствие с требованием Закона с контрактной системе (часть 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе из информации, представленной генеральным директором ООО «ДСК» Белобровским В.В. на заседании Комиссии УФАС по ЯНАО 03.06.2020г. (аудиозапись №1 от 03.06.2020г.), информация о планируемом аукционе была известна неопределенному (заинтересованному) кругу лиц, в том числе и ООО «ДСК». В этой связи подготовка к указанному аукциону начата заблаговременно, определено расположение объекта, проведены кадастровые работы. При этом работы по строительству объекта «Модульная лыжная база в п. Харп» фактически начаты до даты принятия решения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Достоверно установлено, что МО Приуральский район имело намерение выкупить указанный объект в собственность, поскольку принимались заблаговременные действия, направленные на получение субсидии в целях приобретения указанного объекта, в свою очередь, ООО «ДСК» понимало о намерении органов местного самоуправления по окончанию строительства выкупить указанный объект в собственность муниципалитета.
Таким образом, установленная и приведенная в оспариваемом решении Комиссии УФАС по ЯНАО совокупность действий администрации МО п. Харп, администрации МО Приуральский район, Управления муниципального имущества администрации МО Приуральский район, направлена на заключение договора с единственным поставщиком (ООО «ДСК») в обход конкурентных процедур, предусмотренных действующим законодательство, способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика (исполнителя) и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта (пункт 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Доводы о том, что денежные средства в виде субсидии на покупку указанного объекта предоставлялись только на 2019 год соглашением от 24.12.2019 и должны были быть израсходованы в указанном финансовом году не могут быть приняты во внимание, поскольку тот способ приобретения в муниципальную собственность недвижимого имущества «Модульная лыжная база в п. Харп», который выбрал орган местного самоуправления, предполагал, что объект недвижимости будет существовать и располагаться на территории района.
Как установлено, потребность муниципалитета в объекте «Модульная лыжная база в п. Харп» существовала задолго до заключения муниципального контракта, соответственно данная потребность должна удовлетворяться по общему правилу (путем проведения торгов) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, поскольку такого объекта, как построенная ООО «ДСК» модульная лыжная база в п. Харп, на территории Приуральского района не имелось, должностные лица, как установлено УФАС России по ЯНАО, достигли антиконкурентного соглашения, направленного на реализацию выделенных денежных средств из бюджета автономного округа.
Так, в результате заключения договора аренды земельного участка № 968- ХП от 17.06.2019 между администрацией МО п. Харп и ООО «ДСК», муниципального контракта № 49 на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность «Модульная лыжная база в п. Харп» от 26.12.2019 между Управлением муниципального имущества администрации МО Приуральский район и ООО «ДСК», во исполнение решения главы МО Приуральский район о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объект недвижимого имущества, приобретаемый в муниципальную собственность (постановление администрации МО Приуральский район от 25.12.2019 № 824), в нарушение требований действующего законодательства, ООО «ДСК» получило доступ к оказанию услуг по максимально возможной цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта в соответствие с Законом о контрактной системе.
Заключение договора с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.
Несоблюдение процедуры закупок нарушило права иных хозяйствующих субъектов - участников данного товарного рынка, с которыми государственный контракт не заключен вследствие предоставления преимущества ООО «ДСК».
В рассматриваемом случае принятию решения о размещении заказа у единственного поставщика и заключению контракта без проведения торгов предшествовала последовательность действий, являющаяся свидетельством достигнутого между администрации МО Приуральский район в лице главы МО Приуральский район, администрацией МО п. Харп, Управления муниципального имущества администрации МО Приуральский район и ООО «ДСК» соглашения, направленного на строительство и приобретение за счет бюджетных средств здания «Модульной лыжной базы в п. Харп» без использования конкурентных процедур, по завышенной рыночной цене (заключение Контрольно-счетной палаты МО Приуральский район исх № 01-36/40 от 03.06.2020), которое привело и (или) могло привести к антиконкурентным последствиям.
По мнению заявителей, в оспариваемом решении отсутствуют сведения о хозяйствующих субъектах-участниках данного товарного рынка, чьи права были нарушены и, которые имеют объекты на территории муниципального района, в п.Харп, подходящие для размещения лыжной базы.
Суд отмечает, что из анализа положений статьи 16 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении названной статьи Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В ходе рассмотрения дела установлено, что для удовлетворения своей потребности Администрация муниципального образования Приуральский район воспользовалась процедурой, не предусмотренной законодательством Российской Федерации, создав условия для возможности приобретения объекта недвижимости на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе.
Доводы об отсутствии сведений о хозяйствующих субъектах, чьи права были нарушены в результате несоблюдения конкурентных процедур, необоснованны, поскольку круг таких хозяйствующих субъектов неограничен и при указанных обстоятельствах является неопределенным.
Согласно доводам заявителей, для заключения контракта с единственным поставщиком по данному основанию, необходимо наличие следующих условий:
1.Предмет контракт: приобретение нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения;
2.Недвижимое имущество приобретается в государственную или муниципальную собственность;
3.Имеется решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений;
4.Решение принято в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Таким образом, по мнению заявителей, если выполнены все указанные четыре условия, то заказчик имеет право приобрести нежилое здание, строение, сооружение, нежилое помещение на основании п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, независимо от цены контракта.
Между тем, заявители не учитывают, что предусмотренная данной нормой возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) предполагает, что на момент проведения закупки соответствующий объект уже должен существовать как таковой (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.12.2017 по делу N А76-27590/2016).
Как установлено материалами дела, потребность Муниципалитета в объекте «модульная лыжная база» существовала задолго до заключения муниципального контракта № 49, соответственно данная потребность должна была удовлетворяться по общему правилу (путем проведения торгов) в соответствие с требованием Закона о контрактной системе.
Не проведение торгов, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
В статье 93 Закона N 44-ФЗ определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), имеющие исключительный характер, когда применение процедур конкурентного отбора невозможно либо нецелесообразно.
В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (часть 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).
Суд отмечает, что отсутствуют надлежащие доказательства невозможности или нецелесообразности иных способов определения поставщика, кроме как закупка у единственного поставщика, а также обоснование цены контракта и иных существенных условий использования контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика для обеспечения государственных нужд. Документально оформленный отчет в материалы дела не представлен.
В рассматриваемом случае, ООО «ДСК» изначально определено в качестве единственного продавца, не построенного на тот момент здания лыжной базы, ему предоставлены все условия для строительства специализированного объекта с целью его дальнейшей реализации в обход конкурентных процедур. Реализация в совокупности соглашения и договора вне конкурентных процедур, привела к нарушению принципов открытости, прозрачности, ограничению конкуренции, необоснованному ограничению числа участников, а также публичных интересов и (или) прав и законных интересов третьих лиц. Следует также отметить, что независимо от наличия конкурентного рынка в рассматриваемой ситуации создается возможность определения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.
Из материалов дела не усматривается надлежащих доказательств невозможности или нецелесообразности иных способов определения застройщика. Кроме того, в целях реализации полномочий в рамках пункта 31 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ соответствующий объект уже должен существовать как таковой, то есть заказчик не имеет права заключать контракты с единственным поставщиком в случае, если предметом такого контракта является приобретение строящегося (незавершенного) либо несуществующего нежилого здания, строения, сооружения (аналогичный вывод содержится в письмах Минэкономразвития России от 21.11.2016 N Д28и-3029 и от 14.10.2016 N ОГ-Д28-12301).
Также, как указывает надзорный орган и обратное не доказано заявителями, для проведения соответствующего исследования в Контрольно-счетную палату МО Приуральский район направлены все документы, представленные ООО «ДСК» в качестве обоснования стоимости модульной лыжной базы в п.Харп Приуральского района ЯНАО.
Поэтому вывод заинтересованного лица и надзорного органа о том, что объект-модульная лыжная база, был приобретен по завышенной цене (расходы на приобретение объекта (26250000 руб.) - на 12 млн. руб. превысили расходы на строительство данного объекта – 14000000 руб.), обоснован.
Также суд отмечает, что для квалификации действий (бездействия) по организации и проведению торгов, как нарушающих требования антимонопольного законодательства, необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений и закупок и Закона N 135-ФЗ, с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду.
Таким образом, антимонопольному органу не требуется доказывать недопущение, ограничение или устранение конкуренции, достаточно доказать возможность наступления указанных последствий.
Доводы об отсутствии сведений о наличии каких-либо предварительных переговоров по вопросам заключения с ООО «ДСК» муниципального контракта на приобретение данного объекта не состоятельны, поскольку достижение и реализация соглашения, направленного на приобретение в муниципальную собственность недвижимого имущества «Модульная лыжная база в п. Харп» в нарушение требований действующего законодательства, объективно подтверждена и установлена всей совокупностью представленных и исследованных в УФАС России по ЯНАО материалов.
Следует отметить, что наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания.
Оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением процедуры возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о соответствии оспоренного решения антимонопольного органа законодательству, поэтому отказывает в удовлетворении заявленных требований на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении предъявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья | Н.М. Садретинова |