АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Салехард
Дело № А81-9999/2023
04 марта 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04 марта 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 04 марта 2024 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Садретиновой Н.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ругиной В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная сеть» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Контрольно-счетной палате Тазовского района (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) об оспаривании представления от 18.05.2023 № 7 в части возврата в бюджет денежных средств в сумме 7 126 руб. 20 коп., 798 руб. 57 коп.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная сеть» - представитель не явился,
от заинтересованного лица - Контрольно-счетной палаты Тазовского района – представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная сеть» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-счетной палате Тазовского района (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) об оспаривании представления от 18.05.2023 № 7 в части возврата в бюджет денежных средств в сумме 7 126 руб. 20 коп., 798 руб. 57 коп.
16.01.2024 года от Контрольно-счетной палаты Тазовского района в суд поступил отзыв на заявленные требования.
Стороны в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, по правилам ст.ст. 121, 123 АПК РФ. От заинтересованного лица в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В силу ст.ст. 156, 123 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 02 марта 2023 года по 14 апреля 2023 года Контрольно-счетной палатой Тазовского района проведена проверкаиспользования Муниципальным бюджетным учреждением «Централизованная библиотечная сеть» средств субсидий, выделенных на иные цели бюджетным учреждениям сферы культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и туризма в период деятельности с 01.01.2021 года по 31.12.2022 года.
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде Учреждением с 3 несовершеннолетними гражданами были заключены трудовые договоры: с ФИО1 - на период с 09.06.2021 г. по 30.06.2021 г., ФИО2 - на период с 04.06.2021 г. по 30.06.2021 г., ФИО3 - на период с 01.06.2022 г. по 30.06.2022 г.
Трудовыми договорами предусмотрено, что работнику при расторжении трудового договора, заключенного на срок до 2-х месяцев, выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск из расчета 2-х рабочих дней за месяц работы в соответствии со статьей 291 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ).
Как полагает заявитель, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск из расчета 2-х рабочих дней за месяц работы в соответствии со статьей 291 ТК РФ средний дневной заработок исчисляется исходя из числа количества отработанных рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, что, по мнению Контрольно-счетной палаты Тазовского района, не соответствует нормам Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.
Так, в соответствии с пунктом 11 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели.
В силу чего, по мнениюКонтрольно-счетной палаты Тазовского района,Муниципальным бюджетным учреждением «Централизованная библиотечная сеть» излишне начислена сумма компенсации за неиспользованный отпуск в размере 798,57 руб.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что по авансовому отчету № 1 от 04.08.2022 г. (п/л - ФИО4) компенсированы расходы по проезду к месту отдыха в г. Курск по следующему маршруту: п. Тазовский - мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - г. Тюмень - г. Саратов - г. Москва - г. Курск - г. Москва - мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - п. Тазовский в сумме 40 498,20 руб. без учета кратчайшего маршрута следования.
В период проведения контрольного мероприятия была запрошена справка о минимальной стоимости проезда, выданная транспортной организацией. Согласно справке № 62023 о железнодорожном тарифе, времени в пути, расстоянии, стоимость проезда по маршруту мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - г. Москва составляет 14099,00 руб.
Заинтересованное лицо пришло к выводу о том, что в нарушение п. 4.6 Положения о гарантиях и компенсациях переплата по авансовому отчету составила 7 126,20 руб. (сумма фактических расходов по маршруту мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - г. Тюмень - г. Саратов - г. Москва - 21 225,2 руб., сумма по справке по маршруту мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - г. Москва -14 099,00 руб., расчет: 21225,2-14099,00=7126,2 руб.
Таким образом, по мнению Контрольно-счетной палаты Тазовского района, заявителем излишне компенсированы расходы на проезд в отпуск и обратно в размере 7126,2 руб.
Результаты проверки отражены в акте контрольного мероприятия от 28.04.2023 года.
18 мая 2023 года Муниципальному бюджетному учреждению «Централизованная библиотечная сеть» выдано представление №7, в соответствии с которым предлагалось, в том числе принять меры к возврату средств в бюджет Тазовского района в сумме 798,57 руб. и в сумме 7126,2 руб.
С чем не согласился заявитель, обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным требование представленияКонтрольно-счетной палаты Тазовского района в части возврата в бюджет денежных средств в сумме 798,57 руб. и в сумме 7126,2 руб.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к следующему выводу.
Деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности (статья 4 Закона N 6-ФЗ).
Основные полномочия контрольно-счетных органов определены в статье 9 Закона N6-ФЗ. Перечень данных полномочий не является исчерпывающим.
Частью 4 статьи 9 Закона N 6-ФЗ регламентировано, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:
1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1 статьи 10 Закона N 6-ФЗ).
При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет (часть 2 статьи 10 Закона N 6-ФЗ).
Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1 статьи 16 Закона N6-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 266.1 БК РФ заявитель является (может являться) объектом государственного финансового контроля, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
Из анализа вышеприведенных нормативных положений бюджетного законодательства (применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора и объекту финансового контроля) следует, что контрольно-счетная палата, являясь органом внешнего государственного финансового контроля, уполномочена на выдачу по итогам проверки в отношении объекта государственного финансового контроля обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (например, гражданского или трудового законодательства), не связанных с бюджетными правоотношениями не относится к полномочиям контрольно-счетной палаты.
В силу изложенных норм, оспариваемое представление выдано в рамках полномочий заинтересованного лица.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в том числе результаты их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
В проверяемый период в соответствии со статьей 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления муниципальным бюджетным учреждениям субсидий на иные цели были установлены: Порядком предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на цели, не связанные с выполнением муниципального задания, утвержденным Постановление Администрации Тазовского района от 28 февраля 2018 года N 180 «Об утверждении Порядка предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на цели, не связанные с выполнением муниципального задания», а также Порядком определения объема и условий предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденным Постановление Администрации Тазовского района от 12 июля 2022 года № 593-п «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели».
На основании Соглашений от 02.06.2021 г. № 37 (дополнительное соглашение от 28.12.2021 г. № 37/1), от 02.06.2022 г. № 37 (дополнительное соглашение от 28.06.2022 г. № 37/1) в рамках субсидии на реализацию мероприятий, направленных на трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в период летних каникул и в свободное от учебы время объем выделенной субсидии в 2021 году составил - 36 980,79 руб., в 2022 году - 30 089,47 руб.
В ходе проведенной заинтересованным лицом в отношении заявителя проверки установлено, что в проверяемом периоде Учреждением с 3 несовершеннолетними гражданами были заключены трудовые договоры: с ФИО1 - на период с 09.06.2021 г. по 30.06.2021 г., ФИО2 - на период с 04.06.2021 г. по 30.06.2021 г., ФИО3 - на период с 01.06.2022 г. по 30.06.2022 г.
Заявителем при расчете компенсации за неиспользованный отпуск из расчета 2-х рабочих дней за месяц работы в соответствии со статьей 291 ТК РФ средний дневной заработок исчислялся исходя из числа количества отработанных рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели.
В свою очередь, заинтересованное лицо полагает, что в соответствии с пунктом 11 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели.
Что, по мнению заинтересованного лица, привело к излишнему начислению суммы компенсации за неиспользованный отпуск в размере 798,57 руб.
Поддерживая выводы контрольно-счетного органа, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 120 Трудового кодекса РФ продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях.
В соответствии с абзацем первым статьи 127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно ст. 291 ТК РФ работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы.
При этом компенсация выплачивается, исходя из размера среднего заработка за срок отпуска (пункт 29 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169).
Порядок исчисления заработной платы определен статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных названным кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (часть 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале по 28-е (29-е) число включительно) (часть 3 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) (часть 4 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпускаопределяетсяпутем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели (часть 5 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 7 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение), которым в том числе определены виды выплат, применяемых у работодателя, которые учитываются для расчета среднего заработка, порядок и механизм расчета среднего заработка, включая порядок расчета этого заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.
Пунктом 9 указанного Положения предусмотрено, что при определении среднего заработка для оплаты отпусков, для выплаты компенсации за неиспользованных отпуск используется средний дневной заработок, который в случае исчисления отпуска в календарных днях определяется в соответствии с п. 10, в рабочих днях - в соответствии с п. 11 того же Положения.
В соответствии с пунктом 10 Положения, в случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели (пункт 11 Положения N 922).
Анализ указанных положений трудового законодательства позволяет прийти к выводу о том, что работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы, при этом,средний дневной заработок для выплаты компенсации определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.
При этом, необходимо отметить, что трудовое законодательство не предусматривает иного порядка исчисления среднего дневного заработка для определения размера компенсации при увольнении работнику в возрасте до восемнадцати лет, с которым заключен трудовой договор на срок до 2-х месяцев.
Более того, трудовыми договорами предусмотрено, что работнику при расторжении трудового договора, заключенного на срок до 2-х месяцев, выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск из расчета 2-х рабочих дней за месяц работы в соответствии со статьей 291 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поэтому, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск из расчета 2-х рабочих дней за месяц работы в соответствии со статьей 291 ТК РФ вышеперечисленным работникам в возрасте до восемнадцати лет, средний дневной заработок исчисляется исходя из количества отработанных рабочих дней по календарю 6-дневной рабочей недели.
Ссылки заявителя на ст. 270, 271 Трудового кодекса РФ судом не принимаются во внимание.
Статья 270 ТК РР регулирует нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет. Статья 271 ТК РФ касается оплаты труда работников в возрасте до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы. То есть указанные нормы Трудового кодекса не регулируют отношения по определению среднего дневного заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск несовершеннолетнему, с которым был заключен трудовой договор на срок до двух месяцев.
Запрет на привлечение к трудовым обязанностям в выходные и праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет, установленный ст. 268 ТК РФ, правового значения при рассмотрении настоящего спора также не имеет, поскольку ст. 268 ТК РФ не регулирует отношения по определению среднего дневного заработка для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск несовершеннолетнему, с которым был заключен трудовой договор на срок до двух месяцев.
Поскольку неверное определение размера компенсации за неиспользованный отпуск, привело к излишнему начислению данного вида платежа, заинтересованное лицо обоснованно вынесло в адрес Муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная сеть» представление №7 от 18.05.2023 года, в соответствии с которым предлагалось, в том числе принять меры к возврату средств в бюджет Тазовского района в сумме 798,57 руб.
В силу чего требования заявителя в рассматриваемой части удовлетворению не подлежат.
Также, в соответствии с Соглашениями от 26.01.2021 г. № 32 (дополнительное соглашение от 28.12.2021 г. № 32/1), от 26.01.2022 г. № 32 (дополнительное соглашение от 07.12.2022 г. № 32/1) Учреждению были предоставлены субсидии на оплату проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, на оплату компенсационной выплаты при выезде за пределы районов Крайнего Севера. Объем выделенной субсидии в 2021 году составил 627 614,24 руб., в 2022 году - 1 007 813,22 руб.
Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее по тексту - ТК РФ) являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом, признаются: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников (статья 2 ТК РФ).
В статье 6 ТК РФ закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Согласно статье 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
В соответствии с абзацами первым и вторым статьи 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Абзацем восьмым статьи 325 ТК РФ установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
В целях установления гарантий и компенсаций для лиц, проживающих на территории муниципального образования и являющихся работниками организаций, финансируемых за счет средств местного бюджета, а так же лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств местного бюджета, руководствуясь статьями 302, 313, 316, 325, 326 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 3, 33, 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Районная Дума Тазовского района своим решением №8-4-41 от 28.07.2014 года утвердила Положение о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета, проживающих на территории муниципального образования Тазовский район.
Раздел IV указанного Положения №8-4-41 регламентирует порядок оплаты проезда к месту отдыха и обратно.
В соответствии с п.4.1. Положения №8-4-41 лица, работающие в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета, расположенных на территории муниципального образования, имеют право на оплачиваемый один раз в два года, за счет средств работодателя, проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным, оплату стоимости проезда такси с территории муниципального образования к железнодорожным станциям города Коротчаево, города Новый Уренгой, аэропорту, автовокзалу города Новый Уренгой и обратно на территорию муниципального образования при наличии документов (билетов), подтверждающих расходы (за исключением такси к другим населенным пунктам и территориям Российской Федерации), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов (сверх установленной соответствующим видом транспорта нормы бесплатного провоза багажа). Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации в порядке и на условиях, установленных настоящим разделом.
Подпунктом 4.6.4 пункта 4.6 Положения №8-4-41 о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета, проживающих на территории муниципального образования Тазовский район, утвержденного Решением Районной Думы муниципального образования Тазовский район от 28 июля 2014 года № 8-4-41, предусмотрено, что в случае если работник организации, финансируемой за счет средств местного бюджета, проводит отпуск в нескольких местах, то компенсируется стоимость проезда к одному из этих мест (по выбору работника) и обратно. При этом оплата производится по фактическим расходам, но не выше стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к избранному работником месту отпуска и обратно на основании справки о минимальной стоимости проезда, выданной транспортной организацией.
Исходя из этих норм, суд пришел к выводу о том, что сотрудник должен следовать кратчайшим путем и обосновывать каждую задержку. Лишние остановки считают вторым местом отдыха.
В ходе проверки установлено, что по авансовому отчету № 1 от 04.08.2022 г. (п/л - ФИО4) компенсированы расходы по проезду к месту отдыха в г. Курск по следующему маршруту: п. Тазовский - мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - г. Тюмень - г. Саратов - г. Москва - г. Курск - г. Москва - мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - п. Тазовский в сумме 40 498,20 руб. без учета кратчайшего маршрута следования.
Так, согласно авансовому отчету № 1 от 04.08.2022 г. (п/л – ФИО4) работнику компенсирован проезд до г. Курска, как до самой дальней точки нахождения от основного места жительства (п. Тазовский) в указанные даты по следующему маршруту:
11.06.2022 г. - п. Тазовский – мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой);
11.06.2022 г. - мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) – г. Тюмень;
12.06.2022 г. - г. Тюмень - г. Саратов;
03.07.2022 г. - г. Саратов – г. Москва;
04.07.2022 г. - г. Москва – г. Курск;
26.07.2022 г. - г. Курск – г. Москва;
26.07.2022 г. - г. Москва - мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой);
29.07.2022 г. - мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - п. Тазовский.
Из указанного маршрута следует, что длительное время работник находился в двух пунктах (г. Саратов, г. Курск).
Суд соглашается с выводом заинтересованного лица о том, что согласно авансовому отчету местом использования отдыха работником определен г. Курск (в заявлении ФИО4 место использования отпуска не было определено), кратчайшим маршрутом следования к месту проведения отдыха будет являться следующий маршрут: п.Тазовский – мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) – г. Тюмень – г. Москва – г. Курск. При проезде к месту использования отпуска остановка в г. Саратов является отклонением от маршрута прямого следования и является вторым местом отдыха.
В период проведения контрольного мероприятия была запрошена справка о минимальной стоимости проезда, выданная транспортной организацией. Согласно справке № 62023 о железнодорожном тарифе, времени в пути, расстоянии, стоимость проезда по маршруту мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - г. Москва составляет 14099,00 руб.
Заинтересованное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что в нарушение п. 4.6 Положения о гарантиях и компенсациях переплата по авансовому отчету составила 7126,20 руб. (сумма фактических расходов по маршруту мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - г. Тюмень - г. Саратов - г. Москва - 21 225,2 руб., сумма по справке по маршруту мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - г. Москва -14 099,00 руб., расчет: 21225,2-14 099,00=7 126,2 руб.
Таким образом, требование Контрольно-счетной палаты Тазовского района, о возврате заявителем излишне компенсированных расходов на проезд в отпуск и обратно в размере 7126,2 руб. является законным.
Отклоняя доводы заявителя, признавая их необоснованными, суд отмечает следующее.
Действительно, следует отметить, что действующее законодательство (Трудовой кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты) не содержат положений в части ограничения периода нахождения работника в пункте остановки по пути следования от места использования отпуска к постоянному месту жительства.
В связи с этим, в каждом конкретном случае вопрос о том, проводил ли работник свой очередной отпуск в нескольких местах или следовал через пункты остановки проездом, решается администрацией организации на основании объяснительной записки работника и предоставленных проездных документов. Соответствующие разъяснения даны в Письме Казначейства России от 10.11.2009 N 42-8.2-07/62-1965, письмеМинздравсоцразвития России от 20.02.2009 N 194-13.
В рассматриваемом случае работник заявителя следовала маршрутом:п. Тазовский - мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - г. Тюмень - г. Саратов - г. Москва - г. Курск - г. Москва - мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - п. Тазовский в следующие даты:
11.06.2022 г. - п. Тазовский – мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой);
11.06.2022 г. - мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) – г. Тюмень;
12.06.2022 г. - г. Тюмень - г. Саратов;
03.07.2022 г. - г. Саратов – г. Москва;
04.07.2022 г. - г. Москва – г. Курск;
26.07.2022 г. - г. Курск – г. Москва;
26.07.2022 г. - г. Москва - мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой);
29.07.2022 г. - мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - п. Тазовский.
Работнику компенсирован проезд до г. Курска, как до самой дальней точки нахождения от основного места жительства (п. Тазовский).
Из указанного маршрута следует, что длительное время работник находился в двух пунктах: в г. Саратов – 21 день и в г. Курск – 22 дня. Таким образом, и в г. Саратов, и в г. Курск работник заявителя находилась фактически одинаковое время.
Суд убежден в том, что нахождение работника заявителя в г. Саратов более 20 дней до его отъезда в г. Москва не может быть признано остановкой в пути, хотя бы из буквального толкования термина "остановка" (временная стоянка в пути), данного в Толковом словаре русского языка под редакцией О., не подразумевающего продолжительный период такой стоянки.
Нахождение работника заявителя в г. Саратов 21 день никоим образом не обоснована.
Возможность компенсации стоимости поезда только к одному месту проведения отпуска установлена п. 4.6.4 пункта 4.6 Положения №8-4-41.
В приказе Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", дается трактовка продолжительности остановки в пути, превышающей 24 часа.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать определенный вывод о том, что в случае следования от места использования отпуска к месту постоянного жительства воздушным транспортом не по кратчайшему маршруту стоимость проезда определяется на основании справки о стоимости проезда воздушным транспортом - в салоне экономического класса, но не более фактически произведенных расходов.
Доказательств, что проезд п. Тазовский - мкр-н. Коротчаево (г. Новый Уренгой) - г. Тюмень - г. Саратов - г. Москва - г. Курск является кратчайшим маршрутом в г. Курск, в материалы дела не представлено, соответствующие утверждения заявителя являются голословными и не подтверждены справкой, выданной компетентной организацией.
В свою очередь заинтересованное лицо обоснованно заключило, что при проезде к месту использования отпуска остановка в г. Саратов является отклонением от маршрута прямого следования и является вторым местом отдыха.
В силу изложенного требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
В виду отказа в удовлетворении требований, расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья
Н.М. Садретинова