НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 02.04.2009 № А81-596/09



Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа

  629008, ЯНАО, г. Салехард, ул. Чубынина, 37-А, тел. (34922) 4-72-92, www.yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард Дело № А81–596/2009«02» апреля 2009г.Резолютивная часть решения оглашена 02.04.2009г.

В полном объеме решение изготовлено 06.04.2009г.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа под председательством судьи Малюшина А.А., при ведении протокола судебного заседания председательствующим по делу, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Военного комиссариата Шурышкарского района ЯНАО к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО о признании недействительным пункта 2.1 предписания № 36 от 19.09.2008г. при участии:

от заявителя – Жук Л.В. (доверенность от 28.01.2009г.),от ответчика – Махтанов Д.В. (доверенность от 05.02.2009г.),

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в арбитражный суд с заявлением о признании пункта 2.1 предписания № 36 от 18.09.2008г. Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО «неправомерное начисление районного коэффициента к заработной плате в размере 1,7 вместо 1,5». Истец в судебном заседании требования иска поддержал, представил пояснения. Ответчик иск не признал, представил отзыв, дополнительные доказательства, просит в иске отказать. Указал на недопустимость применения положений Решения Исполкома Совета Народных депутатов ЯНАО № 74 от 2.03.1991г., как неопубликованного. Суд, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства, заслушав представителей сторон, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. С 3 по 10 сентября 2008 года должностным лицом ответчика была проведена проверка целевого использования истцом средств федерального бюджета 19 сентября 2008 года по результатам проверки руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО было вынесено предписание № 36 с требованием устранить допущенные нарушения в виде незаконного использования средств федерального бюджета. Пунктом 2.1 предписания указано на неправомерное начисление районного коэффициента к заработной плате в размере 1,7 вместо 1,5 и восстановлении неправомерно произведенных расходов за счет средств федерального бюджета. Не согласившись с выводами органа финансового контроля, истец обратился в арбитражный суд с требованием о признании пункта 2.1 предписания № 36 недействительным. Возражая на требования иска, ответчик сослался в отзыве на требования Трудового кодекса РФ и Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нем местностях.

Так, согласно статьи 316 Трудового Кодекса Российской Федерации, размер районного коэффициента, а также порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Законом Российской Федерации от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (ст. 10 в ред. от 29.12.2004г.) определено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, по мнению ответчика, установление районных коэффициентов для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

При этом нормативно-правовой акт на уровне Правительства Российской Федерации (либо федеральный закон), устанавливающий размер районного коэффициента и порядок его применения для федеральных служащих, до настоящего времени не принят.

Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964г. № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в Ямало-Ненецком автономном округе коэффициент установлен в размере 1,5. Федеральным законом от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п.5 ст. 13 в ред. от 04.12.2007г.) установлено, что к денежному довольствию военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, устанавливаются коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах. Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.11.2004г. № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», установлены коэффициенты для организаций, финансируемых за счет средств окружного бюджета.

Для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, действуют установленные в централизованном порядке Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 районные коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (для ЯНАО - 1,5).

Ответчик считает, что применение истцом коэффициента 1,7 необоснованно и незаконно. Суд считает, что доводы ответчика не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ. Так, в соответствии с требованиями статей 2, 19 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Политика Российской Федерации, согласно статьи 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В качестве основополагающего закреплен принцип равенства всех перед законом и судом и государственная гарантия равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Согласно положениям статьи 2 Всеобщей декларации прав человека каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. В силу положений статьи 23 указанной Декларации каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд, каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемой, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. В силу требований статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Законом РФ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента Российской Федерации от 21 января 1993 года N104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах. Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, то в силу требований статьи 120 Конституции Российской Федерации суд обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа.

В соответствии с требованиями статей 72, 76 Конституции РФ, трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 Трудового кодекса являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основным принципом правового регулирования трудовых отношений Трудовым кодексом РФ признаются: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе равенство прав и возможностей работников. В соответствии с требованиям статьи 3 Трудового кодекса каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав, и никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Частью 2 Заключительных и переходных положений Конституции РФ установлено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. В статье 10 Трудового кодекса РФ закреплено соотношение норм трудового законодательства и норм международного права, в соответствии с которым если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренное трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, в силу требований статьи 13 Трудового кодекса РФ, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Статьей 6 Трудового кодекса РФ закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними. К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе: обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

Более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу РФ, или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Кодексом или иными федеральными законами, применяется Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон.

Оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с требованиями статьи 148 Трудового кодекса РФ, производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Дополнительные гарантии и компенсации, указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей. В соответствии с требованиями статьи 313 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий. В статье 316 Трудового кодекса РФ закрепляется, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации, при этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Аналогичная норма содержится в Законе РФ Федерального закона N4520-1 от 19 февраля 1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Так согласно частям 1 и 2 статьи 10 Закона, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

С момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе.

Статьей 423 Трудового кодекса установлено, что до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу.

Изданные до введения в действие Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Учитывая правовой вакуум, образовавшийся в правовом регулировании данного вопроса, исходя из требований статьи 423 Трудового кодекса РФ, а также принципов, содержащихся в Конституции Российской Федерации и нормах международного права, арбитражный суд считает, что к рассматриваемым правоотношениям должны применятся нормативные акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ямало-Ненецкого автономного округа, а именно: -пункт 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (с изменениями от 29 октября 1992 г.), согласно которому предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются в соответствии с указанным Постановлением за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов;

Решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области РСФСР СССР от 25 февраля 1991 г. № 53, в соответствии с которым в Шурышкарском районе ЯНАО с 01.03.1991г. установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих бюджетных организаций и учреждений, располагающихся в населенных пунктах южнее Полярного круга – 1,7; Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной защиты работников бюджетных организаций округа» от 08.04.1994г. № 108 которым сохранен единый районный коэффициент к заработной плате работникам бюджетных организаций в Шурышкарском районе ЯНАО -1,7; Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004г. № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», согласно которому лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия в Шурышкарском районе ЯНАО установлен районный коэффициент в размере 1,7;

-Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2006 года N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", согласно которому установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14-16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14-18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения. В соответствии с требованиями части 6 статьи 13 АПК РФ необходимо применить нормы права по аналогии закона и аналогии права. При этом, Постановления Госкомтруда СССР от 08.04.1967 N 174/10 и от 04.09.1964 N 380/П-18 как не соответствующие требованиям статей 15, 19 Конституции РФ, нормам международного права, в связи с тем, что они не были опубликованы официально для всеобщего сведения.

При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия правового регулирования на федеральном уровне, в силу требований Постановления Правительства РФ от 17 апреля 2006 года N 216 с 08.04.1994г. подлежит применению на территории Шурышкарского района ЯНАО единый районный коэффициент к заработной плате работникам бюджетных организаций -1,7, установленный как Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной защиты работников бюджетных организаций округа» от 08.04.1994г. № 108, Решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области РСФСР СССР от 25 февраля 1991 г. № 53, так и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004г. № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» и ввиду соответствия указанных актов конституционным нормам и нормам международного права. Представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в ЯНАО в обжалуемой части ведет к нарушению основополагающего принципа равенства всех перед законом и судом, не обеспечению государственной гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, места жительства и места работы на территории одного округа и допущению дискриминации трудовых прав работников заявителя и других органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, проживающих и работающих в одинаковых климатических условиях, и которым будет выплачиваться районный коэффициент в меньшем размере, чем установлено вышеуказанными нормативными актами субъекта Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах заявление о признании недействительным пункта 2.1 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора № 36 от 19.09.2008г. подлежит удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 197, 198, 201, 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать пункт 2.1 предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора № 36 от 19.09.2008г. признать недействительным, как несоответствующего Консититуции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004г. № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», Постановлению Правительства РФ от 17 апреля 2006 года N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями", Постановлению Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", Решению Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области РСФСР СССР от 25 февраля 1991 г. № 53.

2. На решение может быть подана апелляционная жалоба в 8-ой Арбитражный апелляционный суд.

Судья Арбитражного суда ЯНАО:   Малюшин А.А.