НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 01.04.2019 № А81-767/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Салехард

Дело № А81-767/2019

08 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01 апреля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2019 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Махинько И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного казённого учреждения «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-ненецкого автономного округа» (ИНН 8901017526, ОГРН 1068901000926) к Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017357, ОГРН 1058900022675) об оспаривании приказа от 30.10.2018 №540 «Об объектах государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Зеленова М.Л. по доверенности от 27.04.2018 №25;

от Департамента - Абрамова Н.П. по доверенности от 27.08.2018 №107,

УСТАНОВИЛ:

Государственное казённое учреждение «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-ненецкого автономного округа» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) об оспаривании приказа от 30.10.2018 №540 «Об объектах государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа».

В обоснование своего требования заявитель указывает на отсутствие у Департамента правовых оснований для принятия оспариваемого решения, а также на нарушение заинтересованным лицом Порядка формирования имущества государственной казны Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2016 №757-П.

От Департамента поступил отзыв, согласно которому заинтересованное лицо с заявленными требованиями несогласно, по изложенным в отзыве доводам.

Заслушав представителей, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в государственной собственности автономного округа находятся сооружения в составе объекта: «Комплекс речного вокзала в г. Салехард, в том числе проектно - изыскательские работы»:

- сооружение: Комплексная система очистки №2 в составе объекта: «Комплекс речного вокзала в г. Салехард, в том числе проектно - изыскательские работы» (1 этап), назначение: иные сооружения производственного назначения, площадь застройки 122,3 кв.м, кадастровый номер 89:08:020103:179, государственная регистрация права собственности 89 АА 356594 от 18.08.2015, адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, правый берег р. Полуй;

- сооружение: Комплексная система очистки №1 в составе объекта: «Комплекс речного вокзала в г. Салехард, в том числе проектно - изыскательские работы» (1 этап), назначение: иные сооружения производственного назначения, площадь застройки 243,3 кв.м, кадастровый номер 89:08:020103:178, государственная регистрация права собственности 89 АА 356593 от 18.08.2015, адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, правый берег р. Полуй;

- сооружение: Подъездная автодорога в составе объекта «Комплекс речного вокзала в г. Салехард, в том числе проектно - изыскательские работы» (2 этап), назначение: иные сооружения производственного назначения, протяжённость 321 м, кадастровый номер 89:08:020103:183, государственная регистрация права собственности 89 АА 356595 от 18.08.2015, адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, правый берег р. Полуй;

- сооружение: Благоустройство территории в составе объекта: «Комплекс речного вокзала в г. Салехард, в том числе проектно - изыскательские работы» (1 этап), назначение: 9) иные сооружения производственного назначения, площадь 18710,2 кв.м, кадастровый номер 89:08:020103:195, государственная регистрация права собственности 89 АА 346926 от 18.08.2015, адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, правый берег р. Полуй.

Сооружения в составе объекта: «Комплекс речного вокзала в г. Салехард, в том числе проектно - изыскательские работы» построены в рамках реализации Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа, и включены в перечень строек и объектов Адресной инвестиционной программы на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов (утв. постановлением Правительства автономного округа от 09.12.2010 № 462-П) (далее - Адресная инвестиционная программа).

В соответствии с Правилами формирования и реализации Адресной инвестиционной программы автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период (утв. постановлением Правительства автономного округа от 30.03.2015 №277-П) (далее - Правила №277-П) главным распорядителем средств окружного бюджета по Адресной программе является - Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

Государственным заказчиком объектов Адресной инвестиционной программы является казенное учреждение, являющееся получателем средств окружного бюджета по Адресной инвестиционной программе - Государственное казенное учреждение «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа».

В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации дирекции капитального строительства было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (разрешение от 29.12.2014 №89306000-35-14).

Для осуществления государственной регистрации права собственности автономного округа на законченный строительством объект «Комплекс речного вокзала в г. Салехард, в том числе проектно-изыскательские работы» (1 этап) государственный заказчик в адрес Департамента направил комплект документов (письмо ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» от 30.07.2015 №3724-КП).

На основании представленных в Департамент документов от ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» (письмо от 30.07.2015 №3724-КП) Департаментом осуществлены мероприятия по государственной регистрации права собственности автономного округа на указанные сооружения.

По окончании мероприятий по государственной регистрации права собственности автономного округа на объекты, в адрес Администрации муниципального образования города Салехарда направлено предложение о приеме в муниципальную собственность город Салехарда государственное имущество автономного округа для использования в целях, установленных ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (копии писем от 11.09.2015 № 501-15/2122).

Письмом от 21.09.2015 исх.№ 10110-02/1630 Администрация МО г. Салехард сообщило об отказе в принятии данного объекта в связи с выявленными недостатками при обследовании объектов, а также о готовности принять спорный объект при условии устранения застройщиком указанных в данном письме замечаний и обеспечении затрат на содержание объекта.

В связи, с чем в адрес департамента строительства и жилищной политики автономного округа было направлено письмо о принятии мер по устранениюнедостатков, выявленных при обследовании сооружений (письма от 23.09.2015 №501-16/5304, от 11.09.2015 №501-15/2122, от 20.07.2016 №501-16/3980, от 07.09.2016 №501-16/4882).

20.10.2015 в адрес Департамента имущественных отношений ЯНАО от Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО поступила информация о ходе устранения выявленных замечаний на объектах.

26.10.2015 в адрес Администрации МО города Салехарда повторно направлено предложение о приеме в муниципальную собственность города Салехарда сооружений (письма от 26.10.2015 №501-15/2596, от 10.11.2015 №501-15/2747).

11.12.2015 Администрацией МО города Салехарда было принято решение о несогласовании принятия в муниципальную собственность города Салехарда объектов (письма от 11.12.2015 №10.01-10/131, от 23.11.2015 №6451, от 29.09.2015 №989).

30.10.2018 Департаментом был издан приказ от №540 «Об объектах государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Приказ №540) о закреплении вышеуказанных объектов на праве оперативного управление за ГКУ «ДКСиИ ЯНАО».

Полагая, что данный Приказ №540 является незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением на основании ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиям приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Центральным исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере управления, распоряжения, организации учета государственного имущества автономного округа является Департамент (пункт 1.1. Положения о Департаменте имущественных отношений ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2013 №269-П, далее - Положение о Департаменте).

Департамент осуществляет от имени автономного округа управление и распоряжение государственным имуществом автономного округа, в том числе входящим в состав казны автономного округа (пункт 2.1.6. Положения о Департаменте).

Порядок управления и распоряжения объектами, находящимися в государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, полномочия и взаимоотношения органов государственной власти автономного округа в данной сфере определены Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.09.2012 №80-ЗАО «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Ямало-Ненецкого автономного округа».

В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2012 года №80-ЗАО «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Ямало-Ненецкого автономного округа», в целях упорядочивания и оптимизации процедуры формирования имущества государственной казны Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2016 №757-П утвержден Порядок формирования имущества государственной казны Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Порядок).

Порядок выбытия имущества автономного округа из состава государственной казны автономного округа определен в разделе III Порядка.

В соответствии с п. 20 Порядка, решение о выбытии имущества из состава государственной казны автономного округа при закреплении объектов за органом государственной власти автономного округа, иным государственным органом автономного округа, государственным учреждением автономного округа на праве оперативного управления, за государственным унитарным предприятием автономного округа на праве оперативного управления или хозяйственного ведения принимается в виде правового акта уполномоченного органа на основании следующих документов:

20.1. обращение органа государственной власти автономного округа, иного государственного органа автономного округа, государственного учреждения автономного округа, государственного унитарного предприятия автономного округа о закреплении имущества, входящего в состав государственной казны автономного округа, на соответствующем вещном праве;

20.2. перечень имущества, предлагаемого к закреплению, с указанием сведений о наименовании имущества, количестве, индивидуализирующих характеристиках объектов, позволяющих их идентифицировать, балансовой стоимости имущества, инвентарного номера;

20.3. письменное предложение исполнительного органа государственной власти автономного округа, на который возложены координация и регулирование деятельности государственного автономного (бюджетного) учреждения автономного округа, о закреплении имущества на праве оперативного управления за государственным автономным (бюджетным) учреждением автономного округа;

20.4. письменное предложение исполнительного органа государственной власти автономного округа, на который возложены координация и регулирование деятельности государственного автономного (бюджетного) учреждения автономного округа, о категории движимого имущества, подлежащего закреплению на праве оперативного управления за государственным автономным (бюджетным) учреждением автономного округа.

Правовой акт уполномоченного органа и акт приема-передачи имущества, или акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, или накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону являются основанием для списания имущества с баланса государственного казенного учреждения автономного округа, не обладающего вещными правами на переданное ему имущество.

Из материалов дела следует, что ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» и исполнительный орган государственной власти автономного округа, на который возложены координация и регулирование деятельности государственного учреждения - Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа обращения в Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа о закреплении имущества входящего в состав государственной казны автономного округа, указанного в приказе от 22.11.2018 №540, на соответствующем вещном праве за ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» не направляли.

Доказательств обратного материалы дела не содержат, и заинтересованным лицом не представлено.

Таким образом, приказ от 30.10.2018 №540 «Об объектах государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа», которым принято решение о выбытии спорного имущества из состава государственной казны автономного округа и закреплении данных объектов за ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» на праве оперативного управления, издан Департаментом имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа в нарушение п. 20 Порядка в отсутствие соответствующего обращения ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» и Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, в соответствии с положениями части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

приказ Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.10.2018 №540 «Об объектах государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа» признать недействительным.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья А.В. Кустов