НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Восточно-Сибирского округа от 31.07.2008 № А33-9337/08

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

 «31»

июля

2008 г.                                                                     

        Дело № А33-9337/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.В. Севастьянова,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «ОмегаСтрой»

к  Управлению Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю  

об оспаривании постановления  административного  органа о привлечении к административной ответственности

при  участии  в  судебном  заседании:

от заявителя: Афонькина А.И. – представителя по доверенности № 17 от 08.07.2008 (паспорт), Тюкавкиной О.А. – директора на основании решения участника общества от 02.08.2006 (паспорт).

при  ведении  протокола  судебного  заседания  судьей  Е.В. Севастьяновой,

при объявлении резолютивной части решения 31.07.08, изготовлении полного текста мотивированного решения 31.07.08,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ОмегаСтрой» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю (далее - административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 01.07.2008 № 243.

Административный орган в судебное заседание не явился, о времени, дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного органа (его представителя), надлежащим образом извещенного о дате, месте и времени судебного заседания.

Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к заявлению.

При рассмотрении настоящего дела судом установлено:

Общество «ОмегаСтрой» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1062465072230.

05.05.2008 в Отдел иммиграционного контроля Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю от Отдела ОВРПиРИГ УФМС России по Красноярскому краю поступила информация о том, что общество «ОмегаСтрой» оформило приглашение гражданину КНР Гэ Фэншоу на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.

Письмом от 26.03.2008 № 02-8/1-05172  инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярск сообщила административному органу о том, что общество «ОмеаСтрой» не уведомило налоговый орган по месту своего учета о привлечении и использовании в 2007 году иностранных работников.

06.05.2008 в связи с поступившей информацией должностными лицами административного органа в кабинете № 1 Отдела иммиграционного контроля УФМС России по Красноярскому краю проведено проверочное мероприятие на предмет соблюдения миграционного законодательства обществом «ОмегаСтрой», расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова, 5 «д», стр.1.

Согласно пояснениям директора общества от 16.05.2008 общество «ОмегаСтрой» не является работодателем, заказчиком работ по отношению к иностранным гражданам, поэтому у общества отсутствует обязанность по направлению уведомления в налоговый орган  о привлечении  к трудовой деятельности иностранных граждан. Китайские специалисты, на которых общество получило разрешение ФМС России, находятся в трудовых отношениях с Маньчжурской Первой строительной компанией (КНР). Указанная компания в установленном порядке встала на учет по месту нахождения строительной площадки.

06.05.2008 инспектором ОИК УФМС России по Красноярскому краю в отношении общества «ОмегаСтрой» составлен протокол об административном правонарушении № 243, в котором зафиксировано нарушение обществом п/п. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», выразившееся в не уведомлении налогового органа о привлечении к трудовой деятельности  в Российской Федерации в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче Ван Сюцзинь приглашения в целях осуществления трудовой деятельности. Ходатайство о приглашении гражданина Ван Сюцзинь в целях осуществления трудовой деятельности обществом подано в УФМС России по Красноярскому краю 30.05.2007.

Постановлением по делу об административном правонарушении № 243 от 01.07.2008 общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. за не уведомление налогового  органа  о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина Ван Сюцзинь.

Считая указанное постановление незаконным и нарушающим его права и интересы, общество обратилось в суд за признанием постановления незаконным и его отменой.

Согласно представленным материалам 23.01.07 между обществом «ОмегаСтрой» и Маньчжурской Первой строительно-монтажной компанией с ограниченной ответственностью заключен предварительный договор № МJZ-W2007\01. Предметом договора (п. 1.1) являлся подбор квалифицированных рабочих строительных специальностей для выполнения работ. В соответствии с п. 3.1 данного договора Китайская сторона обязалась подобрать для общества «ОмегаСтрой» персонал, а также выполнить все виды работ согласно договору. Общество «ОмегаСтрой» обязалось произвести оплату работ, выполненных Китайской стороной, зарегистрировать рабочих КНР по адресу временного титульного сооружения, предоставить постельные принадлежности, предметы обихода, выполнить в полном объеме все обязательства, предусмотренные договором и выполнить роль налогового агента Китайской стороны.

Общество «ОмегаСтрой» обратилось в УФМС России по Красноярскому краю с заявлением о выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, предоставив предварительный договор с Китайской стороной. 28.02.2007 ФМС России выдало обществу разрешение на привлечение иностранной рабочей силы № 1810701561, действительное с 15.03.2007 по 13.03.2008.

Общество «ОмегаСтрой»  обратилось в Отдел трудовой миграции УФМС России по Красноярскому краю с заявлением о получении разрешения на работу гражданину КНР Ван Сюцзинь по специальности – инженер-строитель 22.05.2007 УФМС России по Красноярскому краю оформило гражданину Ван Сюцзинь разрешение на работу 04 № 01018928, сроком действия с 22.05.2007 по 13.03.2008 по специальности – инженер-строитель, в котором общество «ОмегаСтрой» указано в качестве работодателя.

30.05.2007 общество «ОмегаСтрой» обратилось в УФМС России по Красноярскому краю с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в Российской Федерации гражданину КНР Ван Сюцзинь в целях осуществления трудовой деятельности.

20.06.2007  между обществом «ОмегаСтрой» и Маньчжурской Первой строительно-монтажной компанией с ограниченной ответственностью заключен договор № МJZ-W2007\02. Предметом договора являлся подбор квалифицированных рабочих строительных специальностей для выполнения работ. Китайская сторона обязалась подобрать для общества «ОмегаСтрой» персонал. Количество специалистов, которые Китайская сторона обязалась представить обществу «ОмегаСтрой» в численном выражении и по видам специальностей соответствовало численности и специальностям, которые общество «ОмегаСтрой» имеет право привлекать и использовать на основании разрешения, выданного ФМС России. Также Китайская сторона обязалась передать обществу «ОмегаСтрой» документы на прибывших в Российской Федерации граждан, осуществить строительные работы, встать на учет в налоговой инспекции г. Красноярска. Общество «ОмегаСтрой» обязалось произвести оплату выполненных работ, зарегистрировать рабочих КНР по адресу временного титульного сооружения,  предоставить постельные принадлежности, предметы обихода, средства индивидуальной защиты, уплатить необходимые сборы и пошлины, связанные с оформлением документов на въезд, получением необходимых разрешений на трудовую деятельность, выполнить в полном объеме все обязательства, предусмотренные договором и выполнить роль Налогового агента Китайской стороны. Пунктом 7.2 договора установлено, что при выполнении договора применяются нормы законодательства Российской Федерации. Ориентировочный срок выполнения китайским персоналом работ с 28.06.2007 по 15.03.2008.

Отделение иностранной организации Маньчжурская Первая строительно-монтажная компания с ограниченной ответственностью поставлено на учет в налоговом органе. 

30.06.2007 гражданин КНР Ван Сюцзинь въехал в Российской Федерации через КПП Забайкальск на Российско-Китайской границе, согласно отметке в миграционной карте 76 06 0135970, по однократной визе 20 5131700, выданной 27.06.2007 и действительной с 30.06.2007 по 27.09.2007 с целью поездки – работа по найму, принимающая организация – общество «ОмегаСтрой». По прибытии 04.07.2007 к месту работы и пребывания поставлен на миграционный учет по уведомлению, поданному обществом «ОмегаСтрой», по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова, 5 «д», стр.1.

Уведомление о прибытии иностранных граждан № 2 от 28.05.2008 было представлено обществом в налоговый орган 28.05.2008.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
  В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
       В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
  Согласно части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону данного правонарушения образует неправомерное бездействие работодателя, связанное с невыполнением возложенной на него законом обязанности по уведомлению государственных органов, уполномоченных осуществлять контрольные функции, в т.ч. в части использования труда иностранных граждан, о фактах привлечения таких граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Согласно примечанию к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 2 названного Закона трудовой деятельностью иностранного гражданина признается  работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Из материалов дела следует, что заявителю инкриминируется нарушение п/п4 п. 8 ст. 18 указанного Закона, а именно, не уведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности  в Российской Федерации в течение десяти дней со дня прибытия к месту работы или месту пребывания иностранногогражданина КНР Ван Сюцзинь (30.06.2007), получения им разрешения на работу (22.05.2007), согласно которому работодателем гражданина является общество «ОмегаСтрой» (разрешение серия 04 № 01018928), со дня подачи ходатайства общества «ОмегаСтрой» в УФМС России по Красноярскому краю о выдаче приглашения на въезд в Российской Федерации гражданину КНР Ван Сюцзинь в целях осуществления трудовой деятельности

Согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны, в том числе  уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Согласно части 2 указанной статьи, такое приглашение для иностранногоработника выдается миграционной службой по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг), за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

На основании пункта 4 статьи 13 указанного Закона, а также Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146, привлечение и использование иностранных работников производится только при наличии разрешений, выдаваемых Федеральной миграционной службой России. В соответствии с указанными актами обязанность получения данных разрешений возлагается на работодателей и заказчиков работ (услуг).

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2005 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующие труд иностранных работниковна основании заключенных с ними трудовых договоров.

Согласно части 3 статьи 18 Закона заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Следовательно, для признания общества работодателем по отношении к гражданину Ван Сюцзинь (из оспариваемого постановления следует, что административный орган считает общество «ОмегаСтрой» работодателем по отношению к гражданину Ван Сюцзинь) и привлечения его к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установление двух обстоятельств в совокупности:

-получение разрешения на привлечение иностранного работника;

-заключение трудового договора с иностранным работником (использование труда иностранного работника).

Административный орган не представил доказательств заключения трудового договора с Ван Сюцзинь.

Таким образом, административный орган не доказал, что именно общество «ОмегаСтрой» является субъектом ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, на основании статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации в том числеиммиграционных правилпо истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

На основании статьи 18 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней, в том числе:
- со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности,

- либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу,

- либо получения разрешения на работу иностранного гражданина.
  01.07.2008 УФМС вынесено постановление о привлечении общества «ОмегаСтрой» к административной ответственности, в котором зафиксировано, что в нарушение норм закона, предусматривающих обязанность уведомить налоговый орган о привлечении к трудовой деятельности гражданина Ван Сюцзинь в течение 10 дней с момента подачи в УФМС России по Красноярскому краю ходатайства о выдаче приглашения на въезд – подано 30.05.2007, либо с момента прибытия иностранного гражданина к месту работы, пребывания - с 30.06.2007, с момента получения разрешения на работу иностранному гражданину - 22.05.2007 общество «ОмегаСтрой» налоговый орган не уведомило.

Как следует из материалов дела, 30.05.2007 обществом «ОмегаСтрой» было подано ходатайство о выдаче иностранным гражданам разрешения на право трудовой деятельности, следовательно, срок привлечения к административной ответственности истек 09.06.2008.

22.05.2007 УФМС выдано разрешение на работу иностранного гражданина, т.е. срок привлечения истек 01.06.2008.

30.06.2007 Ван Сюцзинь прибыл к месту работы, о чем свидетельствует уведомление о прибытии иностранного гражданина в место прибытия, срок привлечения к административной ответственности по данному факту истек.

Кроме того, административным органом не представлено доказательств использования труда иностранного гражданина, не устанавливался факт допуска работника к выполнению работ. Из материалов дела и пояснений представителя административного органа следует, что  данный вопрос в ходе проверки не исследовался.

Административный орган также не исследовал наличие (отсутствие) трудовых отношений китайских работников с обществом «ОмегаСтрой» и Маньчжурской Первой строительно-монтажной компанией.

Из материалов дела следует, что договором о предоставлении квалифицированных рабочих строительных специальностей № МJZ-W2007/02 от 20.06.2007, заключенным Маньчжурской первой строительно-монтажной компанией и обществом «ОмегаСтрой» предусмотрен ориентировочный срок выполнения работ китайским персоналом: начало 28.06.2007, окончание 15.03.2008.

Предметом данного договора на основании пункта 1.1 является подбор квалифицированных рабочих строительных специальностей по заявке российской стороны и выполнением этими специалистами работ на объектах российской стороны. Виды, объемы работы и сроки их выполнения на каждом из объектов российской стороны определяются сторонами в подписываемых приложениях к настоящему договору.
Согласно пункту 5.1 договора китайская сторона ежемесячно предоставляет российской стороне на подписание до 25 числа каждого месяца акты выполненных работ. Пунктом 5.2 договора предусмотрен порядок расчета за выполненные работы, а именно: российская сторона ежемесячно осуществляет платежи на основании подписанного акта выполненных работ в размере 90% от сумм, подлежащих оплате согласно акту, 10% стоимости выполненных работ резервируются до окончания работ на объекте. Окончательный расчет за выполненные работы производится не позднее 30 дней после выполнения работ.

Из приложения № 1 к договору № МJZ-W2007/02 от 20.06.2007 следует, что директором общества «ОмегаСтрой» согласована и генеральным директором Маньчжурской Первой строительно-монтажной компанией утверждена ведомость договорных расценок производимых работ. В примечании данного приложения указано, что договорные расценки учитывают полный комплекс затрат подрядчика.

Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрен такой вид договора, как договор о предоставлении рабочих. Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет свободу в заключении договоров и возможность составлять такие соглашения, которые прямо не предусмотрены законодательством, но и не противоречат ему. По своему содержанию указанный договор содержит элементы договора подряда, регулирует отношения между обществом «ОмегаСтрой» и Маньчжурской Первой строительно-монтажной компанией и не затрагивает гражданско-правовых (либо трудовых) отношений с конкретными иностранными работниками.

Факт осуществления обществом обязанностей налогового агента не является доказательством наличия трудовых отношений между иностранным рабочим (в том числе Ван Сюцзинь) и обществом «ОмегаСтрой».

Направление обществом «ОмегаСтрой» в налоговый орган уведомления о привлечении иностранной рабочей силы от 28.05.2008 не исключает привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, по мнению суда, не уведомление и не своевременное уведомление в административном праве (в отличие от налогового) охватываются объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, учитывая, что административный орган не доказал факт трудовых отношений между обществом «ОмегаСтрой» и иностранным гражданином Ван Сюцзинь, факт  использования труда указанного иностранного гражданина, факт допуска работника к выполнению работ, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом наличии в действиях общества «ОмегаСтрой» состава инкриминируемого деяния.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «ОмегаСтрой» удовлетворить.
       Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю от 01.07.2008 № 243 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ОмегаСтрой», зарегистрированного в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1062465072230, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова, 5д-1, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
       Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Третий арбитражный апелляционный  суд. По истечении этого срока решение вступает в законную силу.

  Судья                                                                                                           Е.В. Севастьянова