НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Восточно-Сибирского округа от 30.04.2009 № А33-2097/09

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

08 мая 2009 года

Дело № А33-2097/2009

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  30 апреля 2009 года.

В окончательной форме решение изготовлено 08 мая 2009 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Федотовой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Электрокомплекс»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 10 по Красноярскому краю

о признании недействительными решения № 9 от 12.01.2009 о взыскании налогов, пеней за счет имущества налогоплательщика,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

при ведении протокола судебного заседания судей Федотовой Е.А.,

установил:

Открытое акционерное общество «Электрокомплекс» (далее по тексту – общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 10 по Красноярскому краю (далее по тексту – инспекция)  о признании недействительными решения № 9 от 12.01.2009 «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя», постановления № 9 от 12.01.2009  «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя».

Заявление принято к производству суда. Определением от 16.02.2009 возбуждено производство по делу.

Заявитель в письменном заявлении и дополнении к нему заявленные требования поддержал, считает, что требования об уплате налогов, пени, на основании которых приняты оспариваемые акты, не соответствуют статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации; налоговым органом нарушена  процедура принятия решения о взыскании за счет имущества  общества, а именно, налоговым органом не приняты меры по взысканию за счет денежных средств ко всем расчетным счетам, у общества на расчетном счете имелись денежные средства, достаточные для уплаты задолженности. Заявителем  представлено сообщение ООО «Хакасский муниципальный банк» от 31.12.2008 по счету № 40702810800010144774, согласно которому остаток денежных средств на начало дня составил – 10277428,45 руб., на конец дня - 591 900,74 руб. 

Ответчик в письменном отзыве и дополнении к нему указал, что требованиями заявителя не согласен, считает, что все необходимые сведения о размере недоимки, на которую начислены пени, периоде начисления пени, ставке и т.д. содержатся в расчетах, которые являются приложениями к требованиям; процедура принятия решения о взыскании за счет денежных средств налоговым органом соблюдена, в том числе, ко всем счетам налогоплательщика выставлены инкассовые поручения, и на дату принятия оспариваемых актов у общества на расчетных счетах отсутствовали денежные средства в сумме, достаточной для уплаты задолженности.

Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Электрокомплекс» представило в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю налоговую отчетность, в том числе:

30.10.2008 общество  представило в инспекцию  расчет авансовых платежей по земельному налогу за 3 квартал 2008 года, согласно которому подлежал уплате авансовый платеж в сумме 424 781 руб.;  расчет авансовых платежей по  налогу на имущество за 9 месяцев 2008 года, согласно которому подлежал уплате авансовый платеж в сумме 575 193 руб.;  17.10.2008 общество  представило в инспекцию  расчет авансовых платежей по единому социальному  налогу за 9 месяцев 2008 года, согласно которому подлежал уплате авансовый платеж в сумме 891 632 руб.;  27.10.2008 общество  представило в инспекцию  расчет авансовых платежей по транспортному   налогу за 9 месяцев 2008 года, согласно которому подлежал уплате авансовый платеж в сумме     42 734 руб.

Неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренной положениями Налогового кодекса Российской Федерации, явилось основанием направления в адрес налогоплательщика требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, согласно которым, обществу предложено погасить задолженность, в том числе:

-требованием №10519 от 18.11.2008 предложено уплатить земельный налог в сумме 424 781 руб. и пени в сумме 9 767,28 руб. в срок до 06.12.2008 (направлено налогоплательщику заказным письмом с уведомлением, и получено им 01.12.2008),

-требованием №10521 от 18.11.2008 -  налог на имущество в сумме      575 193 руб. и пени в сумме 16 251,07 руб., в срок до 06.12.2008 (направлено налогоплательщику заказным письмом с уведомлением, и получено им 01.12.2008),

-требованием № 9891 от 11.11.2008 - единый социальный  налог  в сумме 891 632руб. и пени в сумме 31 167,58 руб., в срок до 30.11.2008 (направлено налогоплательщику заказным письмом с уведомлением, и получено им 25.11.2008),

-требованием № 10520 от 18.11.2008 - транспортный налогв сумме 42 734руб. и пени в сумме 1 011,40 руб., в срок до 06.12.2008 (направлено налогоплательщику заказным письмом с уведомлением, и получено им 01.12.2008).

В указанный в требованиях срок обязанность по уплате налогов, пени в добровольном порядке обществом не исполнена, в связи с чем, налоговый орган на основании пункта 1 статьи  46 Налогового кодекса Российской Федерации принял решения о взыскании налогов, сборов, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках:

- № 4904 от 23.12.2008 – о взыскании земельного налога в размере 424 781 руб., пени в сумме 9 767,28 руб. (решение направлено налогоплательщику заказным письмом с уведомлением, и получено им 12.01.2009),

- № 4903  от 22.12.2008 – о взыскании налога на имущество в сумме 575 193 руб., пени в сумме 16 251,07  руб. (решение направлено налогоплательщику заказным письмом с уведомлением, и получено им 12.01.2009),

-  № 4864 от 17.12.2008 – о взыскании единого социального налога в сумме 891 329 руб., пени в сумме 31 167,58  руб. (решение направлено налогоплательщику заказным письмом с уведомлением, и получено им 26.12.2008),

- № 4905 от 23.12.2008 – о взыскании транспортного налога в сумме 42 734 руб., пени в сумме 1 011,40  руб. (решение направлено налогоплательщику заказным письмом с уведомлением, и получено им 12.01.2009).

На основании вынесенных решений налоговым органом к расчетным счетам общества выставлены инкассовые поручения, в том числе:

- к расчетному счету налогоплательщика № 40702810700010000626 в ВСФ Банка  «НАВИГАТОР» - инкассовое поручение № 4729 от23.12.2008  о взыскании земельного налога в сумме   424 781 руб.,

- к расчетному счету налогоплательщика № 40702810670040279101 в Красноярском филиале ОАО «Промсвязьбанк» - инкассовое поручение № 4730 от 23.12.2008 о взыскании пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 9 767,28 руб.,

- к расчетному счету налогоплательщика № 40702810500220102485 в АКБ  «Банк Хакасии» - инкассовое поручение № 4727 от11.01.2009 о взыскании налога на имущество в сумме 575 193 руб.,

- к расчетному счету налогоплательщика № 40702810800010144774 в  ООО «Хакасский муниципальный банк» - инкассовое поручение № 4728 от 22.12.2008 о взыскании пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 16 251,07 руб.,

- к расчетному счету налогоплательщика № 40702810431360101884 в Минусинском отделении № 181 Восточно-Сибирского банка Сбербанка РФ - инкассовое поручение № 4599 от22.12.2008 о взыскании единого социального налога в сумме 891 329 руб.,

- к расчетному счету налогоплательщика № 40702810500220102485 в  АКБ «Банк Хакасии» - о инкассовое поручение № 4600 от 17.12.2008 о взыскании пени за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 31 167,58  руб.,

- к расчетному счету налогоплательщика № 40702810500220102485 в АКБ «Банк Хакасии» - инкассовое поручение № 4731 от23.12.2008 о взыскании транспортного налога в сумме 42 734 руб.,

- к расчетному счету налогоплательщика № 40702810800010144774 в ООО «Хакасский Муниципальный Банк» - инкассовое поручение № 4732 от23.12.2008 о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 1 011,40 руб.

Неэффективность мер по взысканию задолженности за счет денежных средств общества послужила основанием для принятия  налоговым органом на основании пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации решения № 9 от 12.01.2009 «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя» о взыскании налогов в сумме 1 849 175,63 руб., пени в сумме 58 197,33 руб.; на основании пункта 2 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации постановление № 9 от 12.01.2009  «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя» о взыскании налогов в сумме 1 849 175,63 руб., пени в сумме 58 197,33 руб.

Не согласившись с решением и постановлением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных ненормативных правовых актов  недействительными   

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным Кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктами 1 и 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. В силу пунктов 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок предусмотрен порядок взыскания налога за счет денежных средств, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Из буквального смысла указанных норм следует, что право на взыскание задолженности за счет иного имущества налогоплательщика возникает у налогового органа, в том числе, при соблюдении порядка направления требования, а также установления недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика.   

Процедура принудительного взыскания налога за счет иного имущества включает в себя несколько стадий:

1.Не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки либо в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения налоговый орган направляет налогоплательщику требование на уплату налога (пункт 1 статьи 69, статья 70 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании за счет денежных средств доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения.

3.При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса (пункт 7 статьи 46, пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно статье 69 Налогового Кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

О необходимости указания налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пенейуказано и в пункте 19 постановления от 28 февраля 2001 года № 5 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что основанием для принятия налоговым органом оспариваемых заявителем решения № 9  от 12.01.2009  и постановления № 9 от 12.01.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика послужило наличие у заявителя непогашенной недоимки по налогам в сумме 1 849 175,63 руб. и пеням  в сумме 58 197,33 руб.  Согласно приложениям к решению и постановлению (расшифровке задолженности) в названные решение и постановление включены следующие суммы налогов и пени: единый социальный налог в сумме 806 467,63 руб., пени по единому социальному налогу в сумме 31 167,58 руб., налог на имущество в сумме 575 193 руб., пени по налогу на имущество в сумме 16 251,07 руб., транспортный налог в сумме 42 734 руб., пени по транспортному налогу в сумме 1 011,40 руб., земельный налог в сумме 424 781 руб., пени по земельному налогу в сумме 9 767,28 руб.

По мнению заявителя принятые налоговым органом решение и постановление о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика незаконны по причине несоответствия требований об уплате налога, пени №10519 от 18.11.2008, №10521 от 18.11.2008, № 9891 от 11.11.2008, №10520 от 18.11.2008 статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, требования не содержат размер недоимки, на которую начислены пени; дату, с которой начинают начисляться пени и ставку пени.

Из материалов дела следует, что требованием «Об уплате налога, сбора, пени и штрафа»  №10519 от 18.11.2008 обществу предложено уплатить в срок до 06.12.2008 земельный налог за 3 квартал 2008 года в сумме 424 781 руб. и пени в сумме 9 767,28 руб.

Согласно приложенному к данному требованию расчету пени в сумме 9 767,28 руб. начислены за неуплату земельного налога, в том числе:

за неуплату земельного налога в сумме 764019, 08 руб. (366 739,08 руб. за 1 квартал 2008года (первоначальный расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008 года – 424781 руб., уточненный расчет -397280 руб., с учетом частичной оплаты в сумме 30540, 92 руб.) и 397280 руб. за 2 квартал 2008 года (авансовый расчет по земельному налогу за 2 квартал 2008 года – 397280 руб.). Пени начислены за период с 10.09.2008 по 28.09.2008 на недоимку в сумме 764019, 08 руб.; с учетом последующей уплаты в сумме 120327,62 руб.  за период с 29.09.2008 по 02.10.2008 на недоимку в сумме 643691,46 руб.; с учетом уплаты в сумме 394240,08 руб. с 03.10.2008 по 23.10.2008 на недоимку в сумме 249451,38 руб. За несвоевременную уплату указанных сумм авансовых платежей по земельному налогу начислены пени в сумме 2392,82 руб.;

за неуплату 424781 руб.земельного налога за 3 квартал 2008 года (авансовый расчет по земельному налогу за 3 квартал 2008 года – 424781 руб.) за период с 12.11.2008 по 17.11.2008 начислены пени в сумме 1019,47 руб.

Несвоевременная уплата авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2 кварталы 2008 года, неуплата земельного налога за 3 квартал 2008 года, правомерность начисления пени подтверждены налоговым органом и не оспорены заявителем.

Требованием «Об уплате налога, сбора, пени и штрафа»  №10521 от 18.11.2008 обществу предложено  уплатить в срок до 06.12.2008 налог на имущество за 9 месяцев 2008 года в сумме 575 193 руб. и пени в сумме 16 251,07 руб. Из  приложенного к требованию расчета пени следует, что  пени в сумме 16 251,07 руб. начислены за неуплату налога на имущество, в том числе:

за неуплату налога на имущество в сумме 1127898 руб., в том числе: за 1 квартал 2008года (расчет по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 полугодие квартал 2008 года – 575002 руб.). За период с 08.09.2008 по 29.09.2008 начислены пени на недоимку в сумме 1127898 руб. (552896+575002); с учетом последующей уплаты в сумме 92429,37 руб. – за период с 30.09.2008 по 01.10.2008 на недоимку в сумме 1035468,63 руб.; с учетом уплаты в сумме 1747,80 руб. – с 02.10.2008 по 03.10.2008 на недоимку в сумме 1033720,83 руб., с учетом уплаты в сумме 552896 руб. – с 03.10.2008 по 06.10.2008 на недоимку в сумме 480824,83 руб., с учетом уплаты в сумме 2000 руб. – с 07.10.2008 по 08.10.2008 на недоимку в сумме 478824,83 руб., с учетом уплаты в сумме 1218,11 руб. – с 08.10.2008 по 09.10.2008 на недоимку в сумме 477606,72 руб., с учетом уплаты в сумме 57147,68 руб. – с 09.10.2008 по 23.10.2008 на недоимку в сумме 420459,04 руб., уплаченную 24.10.2008. За несвоевременную уплату указанных сумм авансовых платежей начислены пени в сумме 4127,13 руб.;

за неуплату 575193 руб. налога на имущество за 9 месяцев 2008 года (авансовый расчет по налогу на имущество за 9 месяцев 2008 года – 575193 руб.) за период с 06.11.2008 по 17.11.2008 начислены пени в сумме 2645,89 руб.

Несвоевременная уплата авансовых платежей по налогу на имущество за 1, 2 кварталы 2008 года, неуплата налога на имущество за 3 квартал 2008 года, правомерность начисления пени подтверждены налоговым органом и не оспорены заявителем.

Требованием «Об уплате налога, сбора, пени и штрафа»  № 9891 от 11.11.2008 обществу предложено  уплатить в срок до 30.11.2008 авансовые платежи по единому социальному  налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, за 9 месяцев 2008 годав сумме 891 632руб. (последние 3 месяца)и пени в сумме 31 167,58 руб. Из расчета пени, приложенного к данному требованию, следует, что пени в сумме 31 167,58 руб. начислены за неуплату авансовых платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в том числе:

за период с 08.09.2008 на недоимку в сумме 1228100 руб. (за полугодие 2008 года – 926305 руб. (авансовый расчет за полугодие 2008 года), 9 месяцев 2008 года – 301795 руб. (1 месяц авансовый расчет за 9 месяцев 2008 года),

за период с 16.09.2008 по 14.10.2008 на недоимку в сумме 1517027 руб. (1228100 руб. + 288927 руб. – за 9 месяцев 2008 года (2 месяц авансовый расчет за 9 месяцев 2008 года),

за период с 15.10.2008 по 22.10.2008 на недоимку в сумме 1817937 руб. (1517027 руб. + 300910 руб. –9 месяцев 2008 года(за 3 месяц авансовый расчет за 9 месяцев 2008 года), с учетом уплаты задолженности за 2 квартал 2008 года в сумме 926305 руб. пени на недоимку за 9 месяцев в сумме 891632 руб.(последние 3 месяца) начислены за период с 23.10.2008 по 10.11.2008.

Несвоевременная уплата авансовых платежей по единому социальному налогу за полугодие 2008 года, ежемесячных платежей за полугодие 2008 года, неуплата единого социального налога за 9 месяцев 2008 года (последние 3 месяца), правомерность начисления пени подтверждены налоговым органом и не оспорены заявителем.

Требованием «Об уплате налога, сбора, пени и штрафа»  № 10520 от 18.11.2008 обществу предложено  уплатить в срок до 06.12.2008 транспортный налог за 3 квартал 2008 года в сумме 42734 руб. и пени в сумме 1 011,40 руб. Из расчета пени, приложенного к требования, следует, что пени в сумме 1 011,40  руб. начислены на несвоевременную уплату транспортного налога, в том числе:

За период с 08.09.2008 по 09.09.2008 на недоимку в сумме 85546 руб.  (по авансовым расчетам по транспортному налогу за 1 квартал 2008 года – по 42812 руб., за 2 квартал 2008 года – 42734 руб.), с учетом уплаты в сумме 42812 руб. за период с 09.09.2008  по 23.10.2008 на недоимку в сумме 42812 руб., с учетом уплаты 42734 руб. и исчисленному по авансовому расчету за 3 квартал 2008 года авансовому платежу в сумме 42734 руб. за период с 01.11.2008 по 17.11.2008 на недоимку в сумме 42734 руб. 

Несвоевременная уплата авансовых по транспортному налогу за 1, 2 кварталы 2008 года, неуплата транспортного налога за 3 квартал 2008 года, правомерность начисления пени подтверждены налоговым органом и не оспорены заявителем.

Поскольку  в расчетах пени, приложенных к требованиям, указаны суммы недоимки, на которую начислены пени, даты начисления  пеней, сведения об уплаченных суммах, ставка пени, Заявитель имел возможность проверить правильность начисления пеней. Факт получения расчетов пени и наличие задолженности в указанных суммах заявителем не оспаривается. Неуказание в самом требовании всех  сумм недоимок, на которые начислены пени, формальные нарушения норм пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при получении налогоплательщиком расчета пени с указанием всех сумм налогов, соответствует фактической налоговой обязанности, не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Основываясь на том, что налогоплательщик должен сам исполнить обязанность по уплате налогов, указанное требование может быть признано недействительным, только если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов.

Судом установлено и не оспаривается заявителем, что требования «Об уплате налога, сбора, пени и штрафа»  №10519 от 18.11.2008, №10521 от 18.11.2008, № 9891 от 11.11.2008, № 10520 от 18.11.2008 выставлены инспекцией в установленный срок,  предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи  46 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что решение о взыскании налога, пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках принимаются после истечения срока, установленного в требовании  об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения  указанно срока.

Как следует из материалов дела, неисполнение налогоплательщиком  требований «Об уплате налога, сбора, пени и штрафа» № 10519, 10521, 9891, 10520 послужило основанием для принятия налоговым органом решений № 4904 от 23.12.2008, № 4903 от 22.12.2008, № 4864 от 17.12.2008, № 4905 от 23.12.2008  «О взыскании налогов, сборов, пеней штрафов за счет денежных средств на счетах  налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя в банках», соответственно.

В требованиях «Об уплате налога, сбора, пени и штрафа» установлены следующие сроки добровольной уплаты сумм  налога и пени: в требовании № 10519 от 18.11.2008 – 06.12.2008, в требовании № 10521 от 18.11.2008 – 06.12.2008, в требовании № 9891 от 11.11.2008 – 30.11.2008, в требовании № 10520 от 18.11.2008 – 06.12.2008, следовательно, двухмесячный  срок для принятия вышеуказанных решений истекает соответственно – 06.02.2009, 06.02.2009, 30.01.2009, 06.02.2009. 

Таким образом, решения  «О взыскании налогов, сборов, пеней штрафов за счет денежных средств на счетах  налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя в банках» № 4904 от 23.12.2008, № 4903 от 22.12.2008, № 4864 от 17.12.2008, № 4905 от 23.12.2008 приняты инспекцией в срокпредусмотренный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации

В соответствии с пунктом 7 части 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, основанием для принятия решения о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика является недостаточность или отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика.

Из материалов дела следует, что к расчетному счету налогоплательщика №40702810700010000626 в ВСФ Банка  «НАВИГАТОР» выставлено инкассовое поручение №4729 от23.12.2008  о взыскании налога в сумме 424 781 руб., которое не оплачено из-за отсутствия средств на счете, что подтверждается извещением банка № 4729 от 12.01.2009. Решением № 4127 от 17.12.2008 операции по счету приостановлены.

Инспекцией к расчетному счету налогоплательщика № 40702810670040279101 в Красноярском филиале ОАО «Промсвязьбанк»» выставлено инкассовое поручение № 4730 от 23.12.2008 о взыскании пени в сумме 9 767,28 руб., которое не оплачено из-за отсутствия средств на счете, что подтверждается извещением банка № 4730 от 24.12.2008. Решением № 4133 от 17.12.2008 операции по счету приостановлены.

К расчетному счету налогоплательщика № 40702810500220102485 в АКБ  «Банк Хакасии» инспекцией выставлено инкассовое поручение № 4727 от11.01.2009 о взыскании налога в сумме 575 193 руб., которое не оплачено из-за отсутствия средств на счете, что подтверждается извещением банка № 4727 от 11.01.2009. Решением № 4129 от 17.12.2008 операции по счету приостановлены.

Инспекцией к расчетному счету налогоплательщика № 40702810800010144774 в  ООО «Хакасский муниципальный банк» выставлено инкассовое поручение № 4728 от 22.12.2008 о взыскании пени в сумме 16 251,07 руб., которое не оплачено из-за отсутствия средств на счете, что подтверждается извещением банка № 4730 от 24.12.2008. Решением № 4128 от 17.12.2008 операции по счету приостановлены.

К расчетному счету налогоплательщика № 40702810431360101884 в Минусинском отделении № 181 Восточно-Сибирского банка Сбербанка РФ инспекцией выставлено инкассовое поручение № 4599 от22.12.2008 о взыскании налога в сумме 891 329 руб., которое не оплачено из-за отсутствия средств на счете, что подтверждается извещением банка № 49922 от 22.12.2008. Решением № 4126 от 17.12.2008 операции по счету приостановлены.

Инспекцией к расчетному счету налогоплательщика № 40702810500220102485 в  АКБ «Банк Хакасии» выставлено инкассовое поручение № 4600 от 17.12.2008 о взыскании пени в сумме 31 167,58  руб. Решением № 4129 от 17.12.2008 операции по счету приостановлены. Согласно Справке АКБ «Банк Хакасии» по состоянию на 12.01.2009 остаток денежных средств составляет 0, 00 руб.

К расчетному счету налогоплательщика № 40702810500220102485 в АКБ «Банк Хакасии» инспекцией выставлено инкассовое поручение № 4731 от23.12.2008 о взыскании налога в сумме 42 734 руб. Решением № 4129 от  17.12. операции по счету приостановлены. Согласно Справке АКБ «Банк Хакасии» по состоянию на 12.01.2009 остаток денежных средств составляет 0, 00 руб.

Инспекцией к расчетному счету налогоплательщика № 40702810800010144774 в ООО «Хакасский Муниципальный Банк» выставлено инкассовое поручение № 4732 от23.12.2008 о взыскании пени в сумме 1 011,40 руб., которое помещено в картотеку банка 12.01.2009. Решением № 4128 от 17.12.2008 операции по счету в банке приостановлены, которое  получено банком 11.01.2009. 

Согласно Сведениям об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, кроме счетов, на которые инспекцией  были выставлены инкассовые поручения, у общества имелись также расчетные счета в Коммерческом банке «РЕЗОН-БАНК» (счет №40702810300000000328), в КБ «Грифон» (счет № 40702810800000000286), которые ликвидированы.

Согласно Сведениям об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, кроме счетов, на которые инспекцией  были выставлены инкассовые поручения, у общества имелись также расчетные счета в банках, операции по которым были приостановлены, что не оспаривается заявителем и остаток денежных средств на которых согласно Справкам об остатках денежных средств на счете по состоянию на 12.01.2009 (дата вынесения оспариваемых решения и постановления) составляет 0,00 рублей: Минусинское отделение № 181 Восточно-Сибирского банка Сбербанка РФ (счет № 40702978431360100002, решение о приостановлении операций по счетам № 4126 от 17.12.2008, Справка об остатках денежных средств на счете от 12.02.2009  № 17-1110); Минусинское отделение № 181 Восточно-Сибирского банка Сбербанка РФ (счет №40702840531360100014, решение о приостановлении операций по счетам № 4126 от 17.12.2008, Справка об остатках денежных средств на счете от 12.02.2009  № 17-1109); ОАО «Россельхозбанк» дополнительный офис в с. Краснотуранск (счет № 40702810249030000055, решение о приостановлении операций по счетам № 4132 от 17.12.2008, Справка об остатках денежных средств на счете вх. от 20.02.2009  № 04899); ООО «Хакасский муниципальный банк» (счет № 40702840200010044774, решения о приостановлении операций по счетам № 4170 от 23.12.2008, № 4128 от 17.12.2008, Справка об остатках денежных средств на счете (Приложение № 3 к письму от 19.02.2009 № 12/569).

Заявителем в подтверждение довода о том, что инспекцией  обращено взыскание за счет имущества налогоплательщика в нарушении пункта 7 статьи 46 Кодекса,  поскольку не проверено условие недостаточности либо отсутствие денежных средств на счетах в банках, представлено сообщение ООО «Хакасский муниципальный банк» о сумме остатка по счету №40702810800010144774 на начало дня в сумме 10277428,45 руб.

Вместе с тем, остаток денежных средств на дату принятия решения о взыскании за счет имущества должен быть достаточным для уплаты всей суммы задолженности. Согласно сообщению ООО «Хакасский муниципальный банк» остаток по счету №40702810800010144774 на конец дня составил 591 900,74 руб., что значительно меньше взыскиваемой суммы. Материалами дела подтверждается, что налоговым органом выставлено к указанному счету инкассовое поручение №4732 от 23.12.2008, которое помещено банком в картотеку 12.01.2009, решение  №4128 от 17.12.2008 налоговый орган приостановил операции по счету, которое получено банком 11.01.2009, то есть до вынесения оспариваемых решения и постановления (12.01.2009), на дату принятия налоговым органом решения (12.01.2009) достаточный остаток денежных средств отсутствовал.

На дату вынесения оспариваемых решения №9 и постановления №9 от 12.01.2009 о взыскании задолженности по налогам и пени общество имело 9 расчетных счетов (2 расчетных счета в банках КБ «Грифон» и КБ «Резон-Банк», которые были ликвидированы), на двух счетах имелся остаток (Восточно-Сибирский банк Сбербанка РФ счет №40702810431360101884 – остаток в сумме 10039,81 руб., ООО «Хакасский муниципальный банк» счет №40702810800010144774 – остаток 15514,72 руб.) денежных средств, недостаточных для уплаты 1 907 372,96 руб. задолженности. Следовательно, налоговым органом доказано и не опровергнуто заявителем, что на дату принятия налоговым органом решения (12.01.2009) достаточный остаток денежных средств у налогоплательщика отсутствовал, условие  пункта 7 статьи 46 Кодекса инспекцией соблюдено.

Вместе с тем, обществом после выставления требований, но до принятия решения и постановления о взыскании налогов (12.01.2009) уплачены следующие суммы налогов: единый социальный налог уплачен: платежным ордером № 4599 от 31.12.2008  в сумме 2 989,53 руб., платежным ордером № 4599 от 30.12.2008 - в сумме 59 033,51 руб., платежным ордером № 4599 от 11.01.2009 -  в сумме 2 000 руб., платежным ордером № 4599 от 23.12.2008 -  в сумме 7 937,86 руб., платежным ордером № 4599 от 23.12.2008  - в сумме 17 890 руб.,(на общую сумму 89 850,90 руб.), налог на имущество уплачен  платежным ордером № 4727 от 11.01.2009  в сумме 135 862,70  руб.

Уплаченный единый социальный налог в сумме 59 033,51 руб. (платежный ордер № 4599 от 30.12.2008), в сумме 7 937,86 руб. (платежный ордер № 4599 от 23.12.2008), в сумме 17 890 руб. (платежный ордер № 4599 от 23.12.2008) налоговый орган при принятии решения о взыскании за счет имущества учел, исключив из взыскиваемой суммы.

Однако, в сумму взыскиваемой задолженности по оспариваемому решению налоговым органом включены уплаченные налогоплательщиком: единый социальный налог,  уплаченный платежным ордером № 4599 от 31.12.2008,  в сумме 2 989,53 руб.; платежным ордером № 4599 от 11.01.2009 -  в сумме 2 000 руб.; налог на имущество, уплаченный  платежным ордером № 4727 от 11.01.2009,  в сумме 135 862,70  руб.

Уплату указанных сумм (единого социального налога 31.12.2008 и 11.01.2009 в общей  сумме  4 989,53 руб. и  налога на имущество 11.01.2009 в сумме 135 862,70  руб.) налоговый орган подтвердил, пояснив суду, что сведения об уплате отражены в карточке лицевого счета налогоплательщика после принятия решения (12.01.2009).

Поскольку момент проведения во внутреннем документе инспекции платежных ордеров не имеет правового значения для установления факта уплаты данных сумм налогоплательщиком, и обращение взыскания на имущество в части сумм налогов, уплаченных им до вынесения решения и постановления о взыскании налога за счет имущества, нарушают права налогоплательщика, оспариваемые решение и постановление в части взыскания единого социального налога в  сумме  4 989,53 руб. и налога на имущество в сумме 135 862,70  руб. подлежат признанию недействительными.

Уплата налогоплательщиком единого социального налога 14, 15, 16 января 2009 года, т.е. после принятия инспекцией оспариваемых решения и постановления (12.01.2009) не имеет правого значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку судом устанавливается  законность ненормативных правовых актов на момент их принятия. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных  требований.

Учитывая результаты рассмотрения заявления о признании недействительными двух ненормативных правовых актов, государственная пошлина в сумме 4 000 руб., уплаченная заявителем платежным поручением №20 от 02.02.2009, подлежит взысканию в его пользу с налогового органа.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

Требования открытого акционерного общества «Электрокомплекс» удовлетворить  частично.

Признать недействительными решение № 9 от 12.01.2009 «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя», постановление № 9 от 12.01.2009  «О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя», принятые Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 10 по Красноярскому краю в части взыскания единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 4 989,53 руб.; налога на имущество в  сумме  135 862,70 руб., как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы  № 10 по Красноярскому краюустранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Электрокомплекс».

В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 10 по Красноярскому краю в пользу открытого акционерного общества «Электрокомплекс» 4000 рублей государственной пошлины.

Разъяснить, что со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Судья

Федотова Е.А.