НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 № А78-291/09


                                     АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

672000, г. Чита, ул. Выставочная 6

www.chita.arbitr.ru; E-mail: info @ chita.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Чита                                                                                                         Дело №А78-291/2009

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 19 марта 2009 г.

19 марта 2009 г.

Арбитражный суд Читинской области

в составе:

судьи Литвинцева А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галицкой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

1)ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт»,

2)ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос»

к Забайкальской таможне,

третье лицо: ОАО «Российские железные дороги»,

об оспаривании действий

при участии:

от заявителя-1: ФИО1 - представителя по доверенности от 01.10.2008 г.,

ФИО2 - представителя по доверенности от 27.03.2008 г.;

от заявителя-2: ФИО1 – представителя по доверенности от 11.01.2008 г.;

от таможенного органа: ФИО3 - представителя по доверенности от 06.02.2009 г.,

            ФИО4 - представителя по доверенности от 15.01.2009 г.;

от третьего лица (ОАО «Российские железные дороги»): ФИО5 – представителя по доверенности от 22.01.2009 г.,

            ФИО6 – представителя по доверенности от 29.01.2009 г.,

            ФИО7 – представителя по доверенности от 29.01.2009 г.,  

установил:

            Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Пищевая компания «Руспродимпорт» и общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Компания пищевого сырья «Гелиос» обратились в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ:

1. Признать незаконными действия Забайкальской таможни по невыдаче Перевозчику товаросопроводительных документов:

- оригинал железнодорожной накладной;

- оригинал сертификата качества товара, выданный Испытательной лабораторией Читинского филиала ФГУ «Центр оценки качества зерна» в пункте пропуска поселка Забайкальск;

- оригинал карантинного сертификата, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управлением по Читинской области в пункте пропуска поселка Забайкальск;

- оригинал сертификата происхождения товара, подтверждающий происхождение товара в КНР, выданный Торгово-промышленной палатой КНР;

- оригинал коммерческого инвойса;

- оригинал отгрузочной спецификации КНР;

- оригинал качества и карантинный сертификат КНР, необходимые для получения санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия в уполномоченных органах РФ на товар – арахис для промышленной переработки, семена тыквы для промышленной переработки, фрукты сушеные в ассортименте, поступившего в период с 04.12.2008 г. по 29.01.2009 г. в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» для ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» в железнодорожных вагонах: № 22806087, № 22051957, № 21324967, № 22961874, № 24489056, № 24303687, № 24391666, № 22644041, № 23048911, № 24388167, № 24181935, № 24494478, № 4513228, № 24499964, № 23364805, № 24230120, № 22737225, № 21739743, № 24516379, № 24503252, № 24577108, № 21613146, № 22700942, № 24420416, № 24612343, № 24512378, № 22909782, № 23049588, № 23137334, № 24597833, № 24421927, № 24245128, № 28215291, № 24574659, № 28022747, № 23451453, № 26769695, № 22925960, № 23410640, № 24269615, № 22943518, № 24059552, № 22277453, № 22434617, № 24621443.

            2. Признать незаконными действия Забайкальской таможни по направлению в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» Уведомлений «О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ» от 20.01.2009 г. № 33-96/18, № 33-96/19, № 33-96/20, № 33-96/21.

            Заявителем-1 также заявлено требование о взыскании судебных издержек по оплате юридических услуг представителя в сумме 15000 руб.

            В ходе судебного разбирательства от заявителей поступил отказ от требований в части признания незаконными действия Забайкальской таможни по направлению в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» Уведомлений «О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ» от 20.01.2009 г. № 33-96/18, № 33-96/19, № 33-96/20, № 33-96/21, в связи с принятием 30.01.2009 г. Забайкальской таможней решения № 10617000/300109/2 об отмене решения Борзинского таможенного поста о направлении ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» указанных уведомлений.

            В судебном заседании представители заявителей поддержали уточненные требования в полном объеме, просили признать действия Забайкальской таможни по невыдаче Перевозчику товаросопроводительных документов, указанных в заявлении, для завершения внутреннего таможенного транзита незаконными. В настоящее время, как пояснили представители заявителей, все документы, указанные в заявлении, выданы таможней перевозчику. 

            Представители таможенного органа в судебном заседании в удовлетворении уточненных требований заявителей просили отказать, ссылаясь на то, что действия таможни соответствуют требованиям таможенного законодательства.

            В отзыве и пояснениях на заявленные требования таможенный орган в обоснование правомерности своих действий ссылается на то, что для передачи документов необходимо устное обращение владельца склада временного хранения в таможенный орган и представление договора хранения между владельцем склада и лицом, помещающим товары на СВХ. Поскольку товары, поступившие в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» для ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» не были помещены на склад временного хранения, у таможенного органа отсутствовала обязанность возвратить указанные документы перевозчику.

            Кроме того, в настоящее время товары, прибывшие в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» в период с 05.12.2008 г. по 13.01.2009 г., выпущены в свободное обращение.      

            Представители третьего лица в судебном заседании пояснили, что в период с 04.12.2008 г. по 29.01.2009 г. в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» для ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» на станцию Борзя под таможенным контролем в режиме внутреннего транзита поступили, указанные в заявлении ж/ вагоны. В настоящий момент вагоны простаивают на станции. Простой вагонов составляет от 2 до 60 суток. Причиной простоя является то, что документы на груз заявителя, переданные представителем перевозчика таможенному органу не возвращены перевозчику, не выданы грузополучателю, не переданы владельцу СВХ. Документы находятся на Борзинском таможенном посту Забайкальской таможни.

            Как следует из пояснений третьего лица, Дорога обращалась в адрес Забайкальской таможни с заявлением об осуществлении хранения указанного груза непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях, в соответствии со ст.116 Таможенного кодекса РФ. Однако в удовлетворении заявления Дороге было отказано.

            Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

            Как установлено материалами дела, в период с 04.12.2008 г. по 29.01.2009 г. в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» для ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» в 45 железнодорожных вагонах: № 22806087, № 22051957, № 21324967, № 22961874, № 24489056, № 24303687, № 24391666, № 22644041, № 23048911, № 24388167, № 24181935, № 24494478, № 4513228, № 24499964, № 23364805, № 24230120, № 22737225, № 21739743, № 24516379, № 24503252, № 24577108, № 21613146, № 22700942, № 24420416, № 24612343, № 24512378, № 22909782, № 23049588, № 23137334, № 24597833, № 24421927, № 24245128, № 28215291, № 24574659, № 28022747, № 23451453, № 26769695, № 22925960, № 23410640, № 24269615, № 22943518, № 24059552, № 22277453, № 22434617, № 24621443, в постоянную зону таможенного контроля ст. Борзя для завершения внутреннего таможенного транзита поступил товар – арахис для промышленной переработки, семена тыквы для промышленной переработки, фрукты сушеные в ассортименте.

            Товар ввозился во исполнение: внешнеэкономического контракта ASG99274 от 25.03.1999 г., соглашения № 1 от 04.02.2006 г. и спецификации № 1 к данному соглашению, соглашения № 3 от 25.10.2007 г. и спецификации № 1 к данному соглашению; внешнеэкономического контракта ASG99282 от 16.01.2006 г. и спецификации № 1 к данному контракту, соглашения № 3 от 10.11.2007 г. и спецификации № 1 к данному соглашению и соглашения № 3 от 03.07.2008 г.    

            По прибытию вагонов перевозчиком – ОАО «Российские железные дороги» в Борзинский таможенный пост Забайкальской таможни были переданы товаросопроводительные документы на ввозимый товар. После прибытия вагонов в постоянную зону таможенного контроля ст. Борзя таможенным органом было зарегистрировано прибытие вагонов в место доставки. Однако, представленные товаросопроводительные документы на товар перевозчику возвращены не были.

            Согласно материалам дела, указанные в заявлении документы были возвращены перевозчику только после обращения заявителями в арбитражный суд с данным заявлением в период с 30.01.2009 г. по 03.03.2009 г.

            20.01.2009 г. Борзинским таможенным постом Забайкальской таможни в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» были направлены уведомления № 33-96/18, № 33-96/19, № 33-96/20, № 33-96/21 «О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ» за нарушении сроков временного хранения товаров, прибывших по транзитным декларациям №№ 10617030/041208/1054530, 10617030/031208/1054456, 10617030/031208/1054455, 10617030/031208/1054452, 10617030/031208/1054454, 10617030/051208/1054615, 10617030/051208/1054614, 10617030/081208/1054861, 10617030/081208/1054860, 10617030/081208/1054859, 10617030/031208/1054453.

            Решением Забайкальской таможни от 30.01.2009 г. № 10617000/300109/2 решение Борзинского таможенного поста Забайкальской таможни о направлении ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» уведомлений от 20.01.2009 г. №№ 33-96/18, 33-96/19, 33-96/20, 33-96/21 о предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ, признано не соответствующим таможенному законодательству РФ и отменено.

            В силу пп.4 п.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

            Как установлено материалами дела, после обращения заявителей в арбитражный суд с требованиями, в том числе о признании незаконными действия Забайкальской таможни по направлению в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» Уведомлений «О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ» от 20.01.2009 г. № 33-96/18, № 33-96/19, № 33-96/20, № 33-96/21, решением Забайкальской таможни № 10617000/300109/2 от 30.01.2009 г. решение Борзинского таможенного поста Забайкальской таможни о направлении ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» указанных уведомлений признано не соответствующим таможенному законодательству и отменено.    

            При таких обстоятельствах, поскольку отказ истца от иска не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, производство по делу в данной части подлежит прекращению.

   В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

   Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

   В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – Таможенный кодекс) внутренний таможенный транзит – это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

   Согласно пункту 2 данной статьи внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (статья 92), из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

   Перевозка товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным перевозчиком (пункт 4 статьи 79).

   Материалами дела установлено, товар в вышеуказанных ж/д вагонах перевозился таможенным перевозчиком – ОАО «Российские железные дорого».

   Пунктом 1 статьи 80 Таможенного кодекса установлено, что внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления).

   Согласно пункту 2 статьи 80 Таможенного кодекса разрешение на внутренний таможенный транзит выдается:

перевозчику;

экспедитору, если он является российским лицом;

лицам, указанным в пункте 6 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи разрешение на внутренний таможенный транзит выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации (статья 81). Транзитная декларация принимается таможенным органом отправления в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям.

При выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления устанавливает срок внутреннего таможенного транзита (статья 82) и определяет место доставки товаров (статья 85).

При перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом в место доставки (статья 85), не являющееся местонахождением таможенного органа, разрешение на внутренний таможенный транзит выдается исключительно лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в соответствии с настоящим Кодексом в месте доставки. В этом случае указанное лицо выполняет обязанности и несет ответственность, которые определены настоящей главой для экспедитора, с учетом положений пункта 5 статьи 92 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 80).

Согласно пункту 1 статьи 85 Таможенного кодекса место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (пункт 1 статьи 92). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (статья 69), доставляются в место нахождения таможенного органа (статья 405).

В соответствии с пунктом 1 стать 405 Таможенного органа таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности.

Согласно пункту 2 данной статьи таможенные органы находятся в помещениях, владельцами которых являются непосредственно таможенные органы. Таможенные посты и структурные подразделения таможни могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, по согласованию с их владельцами, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров.

   В данном случае разрешение на внутренний таможенный транзит Забайкальской таможней (таможенный орган отправления) было выдано перевозчику. Местом доставки товаров определен Борзинский таможенный пост Забайкальской таможни, расположенный в постоянной зоне таможенного контроля на станции Борзя Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дорого».

   В силу требований установленных статьей 88 Таможенного кодекса при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан:

1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;

2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;

3) не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса.

Порядок завершения внутреннего таможенного транзита товаров установлен статьей 92 Таможенного кодекса.

Согласно пункту 1 данной статьи таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В силу пункта 2 указанной статьи таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение двух часов с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенному органу и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Согласно пункту 3 для завершения внутреннего таможенного транзита перевозчик обязан предъявить таможенному органу назначения товары, представить транзитную декларацию (статья 81), а также имеющиеся у него другие документы на товары в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. При перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления указанных документов не может превышать 12 часов.

В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля.

Размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток (пункт 4).

Пунктом 5 статьи 92 Таможенного кодекса установлен порядок завершения внутреннего таможенного транзита товаров при перевозке товаров в место доставки товаров, не являющееся местом нахождения таможенного органа (пункт 6 статьи 80).

Однако, к рассматриваемому случаю положения данного пункта не применимы.

Согласно пункту 28 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК РФ от 08.09.2003 N 973, после прибытия товаров в место доставки товаров для завершения ВТТ, указанного в пунктах 9 и 10 настоящей Инструкции, перевозчик обязан предъявить таможенному органу назначения товары, представить транзитную декларацию, а также имеющиеся у него иные документы на товары в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. При перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления указанных документов не может превышать 12 часов.

В силу пункта 28.2 указанной Инструкции таможенный орган назначения оформляет завершение ВТТ товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

Оформление завершения ВТТ товаров производится путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита.

Свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита регистрируется в журнале регистрации свидетельств о завершении внутреннего таможенного транзита, форму и порядок ведения которого устанавливает ГТК России.

В транзитной декларации и в транспортных (перевозочных) документах уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения проставляет штамп о поступлении товара, который заполняется и заверяется им своей подписью и оттиском личной номерной печати.

   Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 N 1400 утверждена Инструкция об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.

   Согласно пункту 3 данной Инструкции при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой ВТТ:

- таможенным органом назначения является таможенный орган, в регионе деятельности которого находится железнодорожная станция назначения, указанная в перевозочных документах;

- подтверждение о прибытии транспортного средства и свидетельство о завершении ВТТ, форма и порядок выдачи которых утверждены Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров" выдается по просьбе перевозчика или иного лица, действующего от имени перевозчика. Завершение ВТТ осуществляется в установленные сроки путем проставления в транзитной декларации штампа о поступлении товара.

Пункту 4 названной Инструкции установлено, что в местах регулярного проведения операций по погрузке, выгрузке, перегрузке (перевалке), а также хранения товаров, находящихся под таможенным контролем в транспортных средствах на железнодорожных путях (в местах прибытия, на железнодорожных станциях в местах общего пользования), кроме складов временного хранения, могут создаваться постоянные зоны таможенного контроля (ЗТК). В иных случаях для проведения операций по погрузке, выгрузке, перегрузке (перевалке) и хранения товаров создаются временные ЗТК.

Для помещения товаров в ЗТК используются документы, представленные в таможенный орган при завершении ВТТ (пункт 5 Инструкции).

Согласно пункту 37 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной Приказом ФТС РФ от 16.09.2004 N 50, после прибытия товаров в место доставки товаров и представления перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, в таможенный орган назначения в срок не позднее 12 часов с момента прибытия (п. 3 ст. 92 Кодекса) транзитной декларации, накладной и имеющихся у него других документов на товары уполномоченное должностное лицо обязано в течение двух часов с момента представления перевозчиком указанных документов (п. 2. ст. 92 Кодекса) зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки в журнале регистрации подтверждений о прибытии, ведущемся в электронном виде.

Пунктом 39 данной Инструкции установлено, что если при проведении указанной проверки и применении указанных форм таможенного контроля не выявлены признаки нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, уполномоченное должностное лицо:

- регистрирует ТД в журнале учета поступления товаров по транзитным декларациям в таможенном органе назначения и ведущемся в установленном порядке в электронном виде;

- проставляет на всех представленных экземплярах ТД и на двух листах накладной (оригинале накладной и дорожной ведомости) оттиск штампа "Товар поступил", подпись и заверяет ее ЛНП;

- оформляет по просьбе заинтересованного лица свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита согласно порядку, установленному пунктом 28.2 Инструкции о ВТТ и МТТ, а также регистрирует его в Журнале регистрации свидетельств о завершении внутреннего таможенного транзита в таможенном органе назначения, ведущемся в электронном виде (приложения 6, 7 к инструкции, утвержденной Приказом ГТК России от 18.12.2003 N 1467) (если перевозка осуществлялась по процедуре ВТТ);

- оставляет в таможенном органе для последующей передачи в ОКТТ таможни назначения лист с обозначением "4" комплектов ТД1 и ТД2 или один из листов с обозначением "4/5" комплектов ТД3 и ТД4 ТД или комплект документов, использующихся в качестве ТД, а также два экземпляра свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита (если свидетельство оформлялось);

- формирует электронное подтверждение о завершении ВТТ (МТТ) товаров;

- обеспечивает в соответствии с установленным порядком передачу электронного подтверждения о поступлении товаров в ОКТТ таможни назначения;

- изготавливает копии с лицевой и оборотной сторон ТД, а также одну копию накладной для целей проведения таможенного контроля и использования при декларировании товаров и передает их уполномоченному должностному лицу, ответственному за прием и регистрацию таможенных деклараций.

В случае выявления признаков нарушений таможенного законодательства Российской Федерации или иных правонарушений законодательства Российской Федерации уполномоченное должностное лицо информирует об этом начальника таможенного поста и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Порядок изъятия вещей и документов в случае выявления признаков нарушения таможенного законодательства Российской Федерации или иных правонарушений законодательства Российской Федерации установлен, в частности статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Таким образом, в силу положений вышеназванных нормативных правовых актов таможенный орган назначения обязан возвратить перевозчику товаросопроводительные документы на ввозимый товар в течение 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, перевозчик в установленные сроки доставил перевозимый товар в место доставки – постоянную зону таможенного контроля на станции Борзя и  представил в таможенный орган назначения – Борзинский таможенный пост Забайкальской таможни необходимый пакет документов, установленный таможенным законодательством, на перевозимый в указанных в заявлении ж/д вагонах товар для завершения внутреннего таможенного транзита.

Таможенный орган назначения в установленные сроки  зарегистрировал прибытие транспортных средств, сделав отметку – товар поступил, осмотрено, нарушений не выявлено. Однако, товаросопроводительные документы перевозчику не возвратил.

Как указывалось выше, указанные документы были выданы перевозчику по истечении почти двух месяцев по каждому ж/д вагону только после обращения заявителей в арбитражный суд с указанным заявлением.

Вместе с тем, при завершении внутреннего таможенного транзита  товара, перевозимого ОАО «Российской железной дорогой» в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» для ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» в 45 железнодорожных вагонах, нарушений таможенного законодательства Российской Федерации или иных правонарушений законодательства Российской Федерации  Забайкальской таможней установлено не было.

Следовательно, основания для невыдачи перевозчику товаросопроводительных документов на товар, ввозимый ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» на территорию РФ, в установленный срок у Забайкальской таможни отсутствовали.

В силу требований, установленных статьей 406 Таможенного кодекса таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств совершаются непосредственно в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений. По мотивированному запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться в других местах. Таможенные органы не препятствуют совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективности таможенного контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Таможенного кодекса таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса.

В силу требований, установленных пунктом 1 статьи 62 Таможенного кодекса таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов.

Согласно пункту 1 статьи 63 Таможенного кодекса при производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.

В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу.

Согласно статье 124 Таможенного кодекса декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) (глава 15) по выбору декларанта.

В соответствии с пунктом 1 стать 129 Таможенного кодекса таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

Согласно пункту 1 статьи 131 Таможенного кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536.

Указанные в заявлении товаросопроводительные документы, не выданные таможней перевозчику по завершении внутреннего таможенного транзита, являются обязательными документами, необходимых для таможенного оформления товаров, в силу вышеназванного Приказа ФТС РФ.

Кроме того, в силу требований статьи 102 Таможенного кодекса, указанные документы также необходимы для помещения товаров на склад временного хранения.

Таким образом, в результате неправомерных действий таможни, декларант был лишен возможности своевременно произвести таможенное  оформление ввозимых товаров, а также в случае необходимости поместить их на склад временного хранения.

Кроме того, указанные действия Забайкальской таможни повлекли простой вышеуказанных железнодорожных вагонов.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что требования заявителей подлежат удовлетворению, поскольку в результате неправомерных действий Забайкальской таможни были нарушены права заявителей в сфере предпринимательской деятельности. 

Доводы таможенного органа, что указанные в заявлении документы, подлежали выдаче перевозчику только после помещения товара на склад временного хранения, являются несостоятельными, поскольку не соответствуют таможенному законодательству.

Согласно пункту 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с пунктом 2 данной статьи расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт»  заявлено требование о взыскании с Забайкальской таможни судебных издержек по оплате юридических услуг представителя в сумме 15000 руб. Данное требование подтверждается договором оказания юридических услуг от 01.10.2008 г., дополнительным соглашением № 4 к договору  от 31.12.2008 г., дополнительным соглашением к договору от 20.01.2009 г., счетом-фактурой № 5 от 17.02.2009 г., платежным поручением № 42 от 18.02.2009 г.

При определении размера судебных издержек, подлежащих взысканию с Забайкальской таможни в силу статьи 110 АПК РФ, суд учитывает степень сложности рассматриваемого спора, мотивы отказа от части заявленных требований (добровольное устранение таможней нарушенного права заявителей), и считает разумной сумму, подлежащую взысканию, в размере 12000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 150, 151, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Производство по делу по заявлению ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» и ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» о признании незаконными действий Забайкальской таможни по направлению в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» Уведомлений «О предстоящей передаче товаров и транспортных средств организации, уполномоченной Правительством РФ» от 20.01.2009 г. № 33-96/18, № 33-96/19, № 33-96/20, № 33-96/21 прекратить.

Признать незаконными действия Забайкальской таможни по невыдаче Перевозчику товаросопроводительных документов:

- оригинал железнодорожной накладной;

- оригинал сертификата качества товара, выданный Испытательной лабораторией Читинского филиала ФГУ «Центр оценки качества зерна» в пункте пропуска поселка Забайкальск;

- оригинал карантинного сертификата, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управлением по Читинской области в пункте пропуска поселка Забайкальск;

- оригинал сертификата происхождения товара, подтверждающий происхождение товара в КНР, выданный Торгово-промышленной палатой КНР;

- оригинал коммерческого инвойса;

- оригинал отгрузочной спецификации КНР;

- оригинал качества и карантинный сертификат КНР, необходимые для получения санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия в уполномоченных органах РФ на товар – арахис для промышленной переработки, семена тыквы для промышленной переработки, фрукты сушеные в ассортименте, поступившего в период с 04.12.2008 г. по 29.01.2009 г. в адрес ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» для ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» в железнодорожных вагонах: № 22806087, № 22051957, № 21324967, № 22961874, № 24489056, № 24303687, № 24391666, № 22644041, № 23048911, № 24388167, № 24181935, № 24494478, № 4513228, № 24499964, № 23364805, № 24230120, № 22737225, № 21739743, № 24516379, № 24503252, № 24577108, № 21613146, № 22700942, № 24420416, № 24612343, № 24512378, № 22909782, № 23049588, № 23137334, № 24597833, № 24421927, № 24245128, № 28215291, № 24574659, № 28022747, № 23451453, № 26769695, № 22925960, № 23410640, № 24269615, № 22943518, № 24059552, № 22277453, № 22434617, № 24621443, как несоответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации.

            Взыскать с Забайкальской таможни в пользу ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» судебные издержки по оплате юридических услуг представителя в сумме 12000 руб.

            Возвратить ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в сумме 6000 руб.    

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.

Судья:                                                                                              А.Б. Литвинцев.