АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672000 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело № А78-6617/2012
08 ноября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2012 года
Решение изготовлено в полном объёме ноября 2012 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Антипенко Г.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шелепетко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании недействительными требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите (межрайонное) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №08500240033900 от 27.06.2011 и №08500240018697 от 23.03.2012,
при участи в судебном заседании:
от заявителя: индивидуального предпринимателя ФИО1,
от заинтересованного лица: ФИО2, представителя по доверенности №24 от 01.02.2012.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными требований Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите (межрайонное) (далее – Управление ПФР) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №08500240033900 от 27.06.2011года, №08500240018697 от 23.03.2012 года.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель ФИО1 заявленное требование поддержал, пояснив, что является пенсионером МВД, не осуществляет предпринимательскую деятельность, а поэтому не является лицом обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Представитель Управления ПФР считает, что заявленные индивидуальным предпринимателем ФИО1 требование не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемые требования вынесены в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу.
19 апреля 2011 года заместителем начальника Управления ПФР выявлена недоимка у индивидуального предпринимателя ФИО1 по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010 год и соответственно составлена справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов №085 002 11 СН 0022051 от 19.04.2011года.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №08500240033900 от 27.06.2011года предпринимателю ФИО1 предложено уплатить в срок до 16.07.2011 года недоимку за 2010 год по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 10 392 рублей и на обязательное медицинское страхование 1610,76 рублей, в том числе в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 571,56 рублей и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1039,20 рублей, а также уплатить пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 493,10 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 27,11 рублей и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 49,31 рублей.
Согласно справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов №085 002 12 СН 0012744 от 27.02.2012 года заместителем начальника Управления ПФР выявлена недоимка у индивидуального предпринимателя ФИО1 по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2011 год.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №08500240018697 от 23.03.2012 года предпринимателю ФИО1 предложено уплатить в срок до 13.04.2012 года недоимку за 2011 год по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 13 509,60 рублей и на обязательное медицинское страхование 2649,96 рублей, в том числе в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1610,76 рублей и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1039,20 рублей, а также уплатить пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 1026,89 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 73,38 рублей и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 96,62 рублей.
Вынесение Управлением ПФР вышеуказанных требований явилось основанием для обращения индивидуального предпринимателя ФИО1 в арбитражный суд с настоящим заявлением по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).
Индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 3 августа 2005 года Межрайонной инспекцией ФНС №2 по городу Чите, ОГРН <***>, ИНН <***>
Одновременно ФИО1 является пенсионером МВД, которому с 22.09.1997 года назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ), вступившим в законную силу с 01.01.2010года, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Такая же норма содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
На основании статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2005 N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, притом, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.02.1998, от 23.12.1999, от 03.06.2004, от 23.12.2004 и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, законодатель с 01.01.2010 года установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи, с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - пенсионеров МВД от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.
Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 года обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Законе N 212-ФЗ.
При этом фактическое неосуществление предпринимательской деятельности не дает оснований для освобождения от уплаты страховых взносов на обязательное страхование.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 N 211-О отметил, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем письме от 11.04.2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указал, что обязанность по уплате индивидуальными предпринимателями страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Запись в реестр производится на основании поданного в регистрирующий орган заявителем заявления о государственной регистрации прекращения деятельности.
Не предприняв этих действий, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности только 20 января 2012 года.
Решением Межрайонной инспекции ФНС №2 по г. Чите от 27 января 2012 предпринимателю ФИО1 отказано в государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности в соответствии со статьёй 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Таким образом, в спорные периоды времени в 2010 и 2011 годах индивидуальный предприниматель ФИО1 не обращался с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности.
Непреодолимых обстоятельств (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О), в силу которых заявитель не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, арбитражным судом не установлено.
Следовательно, в силу вышеприведенных обстоятельств индивидуальный предприниматель ФИО1 в 2010, 2011 годах являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В соответствии со статьей 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 данного Закона N 212-ФЗ.
Согласно статье 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу статьи 22 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которым признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно части 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения Закона N 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Требование об уплате страховых взносов и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности плательщика по их уплате (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании").
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом из стоимости страхового года.
Частью 2 статьи 13 Закона N 212-ФЗ стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Статья 16 Закона N212-ФЗ обязывает индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Согласно статье 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
Пенями признается установленная названной статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом N 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Арбитражным судом установлено, что Управлением ПФР правомерно с учетом минимального размера оплаты труда, и установленных тарифов правомерно исчислены тарифы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в 2010 и 2011 года и за несвоевременную уплату начислены пени. При этом предприниматель ФИО1 не оспаривает правильность определения размера недоимки и начисления пени, указывая лишь на то, что не является плательщиком страховых взносов.
С учетом всех вышеприведенных обстоятельств арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем ФИО1 требований о признании недействительными требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №08500240033900 от 27.06.2011года, №08500240018697 от 23.03.2012 года, поскольку оспариваемые требования соответствуют фактической обязанности плательщика страховых взносов – предпринимателя ФИО1 по их оплате.
Кроме того, арбитражным судом установлено, что с настоящим заявлением индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд 10 августа 2012 года.
Как пояснил предприниматель в суде, требование №08500240033900 от 27.06.2011года он получил в июле 2011 года, а требование №08500240018697 от 23.03.2012 года он получил в марте 2012 года. Данные пояснения предпринимателя соответствуют представленным в суд светокопиям почтовых конвертов, в которых находились полученные им оспариваемые требования с расчётами взыскиваемых сумм.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Предпринимателем ФИО1 заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока по причине того, что он полагал, что Управление ПФР ошибочно выставляет оспариваемые требования и впоследствии их отменит.
Оценив представленное ходатайство и причину пропуска срока для обжалования ненормативного акта Управления ПФР, арбитражный суд приходит к выводу, что указанный срок предпринимателем пропущен без уважительных причин и не подлежит восстановлению по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными вызвано необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании и если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Обжалование актов государственных органов, действий (бездействия), решений их должностных лиц является формой защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов субъектов права.
Субъективное право на защиту - это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.
Следовательно, решение вопроса об обжаловании ненормативного акта, решения, действий (бездействия) предполагает определенную инициативу лица, чьи права, по его мнению, нарушают оспариваемые им ненормативные акты, действия (бездействии), решения, а срок на их обжалование исчисляется с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, то есть, когда заявитель узнал о совершении оспариваемых ненормативного акта, решения, действий (бездействия) и пришел к субъективному мнению о том, что его права и законные интересы нарушены таким актами, действиями (бездействием).
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доводы предпринимателя о том, что он полагал, что Управлением ПФР ошибочно направляются в его адрес требования об уплате недоимки и пени по страховым взносам, не могут быть признаны уважительными, поскольку письмом от 15.09.2011 №30-091 заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю сообщала предпринимателю о том, что изменилось правовое регулирование уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 01.01.2010 года, вследствие чего неработающие пенсионеры МВД не освобождаются от уплаты страховых взносов.
Таким образом, заявленные предпринимателем требования не подлежат удовлетворению также и в силу пропуска срока на их обжалование.
Определением суда от 6 сентября 2012 года предпринимателю ФИО1 представлялась отсрочка по уплате госпошлины.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению на предпринимателя ФИО1
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делу подлежала уплате госпошлина в размере 400 рублей. Однако арбитражный суд, принимая во внимание, что предприниматель ФИО1 в настоящее время не осуществляет предпринимательскую деятельность и является пенсионером МВД, полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию госпошлины до 50 рублей в соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167, 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными требований Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите (межрайонное) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №08500240033900 от 27.06.2011года, №08500240018697 от 23.03.2012 года.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Читы, проживающего по адресу: 672010, <...>, зарегистрированного в ЕГРИП 03.08.2005 года Межрайонной инспекцией ФНС №2 по г. Чите, ОГРН <***>, ИНН <***>, в доход федерального бюджета госпошлину в размере 50 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Четвертый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья: Г.Д. Антипенко.