НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Восточно-Сибирского округа от 02.02.2000 № А33-2775/08

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

февраля 2009 года

Дело № А33-2775/2008

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена  26 января 2009 года.

В окончательной форме решение изготовлено 02 февраля 2000 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Дьяченко С.П.,

рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница № 7",

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования

о взыскании 34 041 руб. 29 коп. убытков,

при участии:

от истца  Савинской О.А., действующей по доверенности от 03.12.2007,

от ответчика Егоркиной М.А., действующей по доверенности от 19.01.2008.

Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница № 7" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к военному комиссариату Кировского и Ленинского районов г. Красноярска, к Российской Федерации в лице Министерства обороны, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (привлечены определением от 11.06.2008) о взыскании  34 041 руб. 29 коп. убытков на основании ст.ст. 15, 16, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения исковых требований).

Определением от 12.03.2008 исковое заявление принято к производству арбитражного суда.

Определением от 12.05.2008 к участию  в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования.

Военный комиссариат Кировского и Ленинского районов города Красноярска представил в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал следующее:

- согласно абзацу 2 пункта 14 «Положения о военно-врачебной экспертизе» утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123, организация и проведение медицинских осмотров, обследований, лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок, возлагаются на территориальные органы управления здравоохранения и учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения;

- в компетенцию военкомата входит только выдача гражданам направления в медицинские организации на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения, а так же обеспечение своевременной явки в медицинское учреждение для прохождения такого обследования или лечения;

- постановление Правительства Российской Федерации «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»» № 704 от 01.12.2004 устанавливает правовой механизм компенсации средней заработной платы, командировочных, медицинским учреждениям, направляющих своих врачей для медицинского освидетельствования;

- предметом договора об оказании медицинских услуг от 01.01.2005 является медицинское обследование, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» представляет собой абсолютно самостоятельное мероприятие по обеспечению исполнения воинской обязанности, проводимое медицинским учреждением после медицинского освидетельствования в условиях амбулаторного и стационарного обследования;

- для осуществления медицинского освидетельствования заключается отдельный договор, который предусматривает направление врачей – специалистов в военный комиссариат для проведения медицинского освидетельствования в условиях нахождения гражданина подлежащего призыву или первоначальной постановке на воинский учет, в военном комиссариате. Такой договор с МУЗ «ГКБ № 7» отсутствует;

- постановлением Правительства Российской Федерации № 704 не предусмотрена компенсация расходов медицинским учреждениям за оказание медицинских услуг (обследование), поскольку оплата данных услуг из средств бюджета не предусмотрена. Данное постановление не является актом, регулирующим отношения, возникшие в связи с обязанностью военных комиссариатов направлять призывников на обследование в медицинские учреждения, в связи с чем, требования МУЗ «ГКБ № 7» являются необоснованными;

- военный комиссариат нельзя признать ответчиком, не исполнившим обязательства по договору, поскольку нет правового документа, определяющего порядок компенсации расходов медицинских услуг (обследование), оказываемых гражданам призывного возраста, а также нет в бюджетном классификаторе соответствующего кода бюджетной классификации, на который должно производиться финансирование на покрытие данных расходов.

Определением от 11.06.2008 производство по делу приостанавливалось до вынесения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № 28041/2005, к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации. Определением от 21.11.2008 производство по делу возобновлено.

          Истец представил в судебное заседание ходатайство об уточнении исковых требований, просит взыскать  в его пользу с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет казны Российской Федерации 34 041 руб. 29 коп. убытков на основании статей 15, 16, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Определением от 18.12.2008 ходатайство истца об уточнении исковых требований рассмотрено и удовлетворено судом.

       Истец представил в материалы дела ходатайство об отказе от исковых требований к Военному комиссариату Кировского и Ленинского районов г. Красноярска и Российской Федерации в лице Министерства обороны. Отказ принят судом. Определением от 26.01.2009 производство по делу в части требований к Военному комиссариату Кировского и Ленинского районов г. Красноярска и Российской Федерации в лице Министерства обороны прекращено.

В судебное заседание ответчики: военный комиссариат Кировского и Ленинского районов г. Красноярска, Российская Федерация в лице Министерства обороны, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее КФОМС)  не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных ответчиков и третьего лица.

Истец в уточнении на исковое заявление указал, что в соответствии с договором  об оказании медицинских услуг Военный комиссариат Кировского района направлял для обследования граждан, подлежащих призыву, для проведения обследования в стационаре истца в соответствии с федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе. С учетом пункта 7 статьи 1 указанного закона компенсация расходов, понесенных в связи с исполнением закона, является расходным обязательством Российской Федерации. Военный комиссариат Кировского и Ленинского районов г. Красноярска невыполнение обязанности по указанному договору обосновал отсутствием финансирования на покрытие данных расходов. Согласно статье 47 ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» субвенции на осуществление первичного воинского учета не выделены. При этом убытки, понесенные истцом, подлежат финансированию в силу прямого указания закона за счет средств Российской Федерации.

Военный комиссариат Кировского и Ленинского районов города Красноярска в своем отзыве на исковое заявление указал следующее:

- согласно абзацу 2 пункта 14 «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123, организация и проведение медицинских осмотров, обследований, лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок, возлагаются на территориальные органы управления здравоохранения и учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения;

- в компетенцию военкомата входит только выдача гражданам направлений в медицинские организации на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения, а так же обеспечение своевременной явки в медицинское учреждение для прохождения такого обследования или лечения;

- постановление Правительства Российской Федерации «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»» № 704 от 01.12.2004 устанавливает правовой механизм компенсации средней заработной платы, командировочных, медицинским учреждениям, направляющих своих врачей для медицинского освидетельствования;

- предметом договора об оказании медицинских услуг от 01.01.2005 является медицинское обследование, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» представляет собой абсолютно самостоятельное мероприятие по обеспечению исполнения воинской обязанности, проводимое медицинским учреждением после медицинского освидетельствования в условиях амбулаторного и стационарного обследования. Для осуществления медицинского освидетельствования заключается отдельный договор, который предусматривает направление врачей – специалистов в военный комиссариат для проведения медицинского освидетельствования в условиях нахождения гражданина подлежащего призыву или первоначальной постановке на воинский учет, в военном комиссариате. Такой договор с истцом отсутствует;

- постановлением Правительства Российской Федерации № 704 не предусмотрена компенсация расходов медицинским учреждениям за оказание медицинских услуг (обследование), поскольку оплата данных услуг из средств бюджета не предусмотрена. Данное постановление не является актом, регулирующим отношения, возникшие в связи с обязанностью военных комиссариатов направлять призывников на обследование в медицинские учреждения, в связи с чем, требования истца являются необоснованными;

- военный комиссариат нельзя признать ответчиком, не исполнившим обязательства по договору, поскольку нет правового документа, определяющего порядок компенсации расходов медицинских услуг (обследование), оказываемых гражданам призывного возраста, а также нет в бюджетном классификаторе соответствующего кода бюджетной классификации, на который должно производиться финансирование на покрытие данных расходов.

Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) в письменном отзыве  исковые требования не признало по следующим основаниям:

 - согласно Указаниям «О порядке применения бюджетной классификации РФ», утвержденным приказом Минфина РФ от 10.12.2004 № 114н, Указаниям «О порядке применения бюджетной классификации РФ», утвержденным приказом Минфина РФ от 21.12.2005 № 152н в рамках вида расходов 252 «Мероприятия в области национальной обороны» отражаются, в частности, расходы на компенсацию расходов на выплату среднего заработка врачам    -специалистам, принимающим участие в мероприятиях по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Правительством Российской Федерации  не определен на 2005 год порядок компенсации расходов на проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, поэтому данные расходы не могут компенсироваться за счет средств федерального бюджета. После 2005 года финансирование указанных расходов осуществляется через военные комиссариаты в порядке компенсации фактических расходов медицинских учреждений на указанные мероприятия;

-  в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе от 20.04.1995 № 390, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.04.1995 организация и проведение медицинских осмотров, обследование (наблюдение), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок возлагаются на органы управления и медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения. Медицинское обследование осуществлялось в рамках предоставления медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с Федеральным законом «О медицинском страховании граждан в РФ»;

-  истец не представил доказательств того, что расходы, связанные с проведением лечебно-оздоровительных мероприятий граждан, подлежащих постановке на воинский учет или призыву на военную службу, должны компенсироваться в ином порядке, чем это установлено действующим законодательством РФ о здравоохранении на основании предъявляемых полисов обязательного медицинского страхования;

- поскольку Правительством РФ порядок возмещения расходов по медицинскому обследованию  и лечению призывников не определен, состав затрат, подлежащих возмещению не установлен, возмещение затрат истца на оказание медицинской помощи должно осуществляеться в общем порядке из средств ФОМС, что истец и осуществил.

-предъявленные к возмещению затраты признаны КФОМС нецелевым использованием средств. КФОМС не обращался в суд за принудительным взысканием указанных сумм;

-истец требует взыскания сумм, для восстановления нарушенных прав КФОМС - восстановления сумм нецелевого использования средств;

-на момент вынесения решения истец не восстановил самостоятельно сумму нецелевого использования  средств;

-дебиторской задолженности, в связи с получением средств от КФОМС у него не образовалось, предмет спора отсутствует.

Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования представило  в материалы дела письменный отзыв на иск,  в котором указал следующее:

- КФОМС не является заинтересованным лицом в рамках данного процесса, так как основной функцией его является осуществление финансирования системы обязательного медицинского страхования (далее ОМС) на территории края в соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи на 2005 год, утвержденной постановлением Совета администрации края от 14.02.2005 № 53-п;

-постановлением Правительства Российской Федерации № 1441 от 31.12.1999 предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе, которая включает в себя медицинское освидетельствование и обследование, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Иных источников финансирования мероприятий по медицинскому обследованию граждан в связи  с исполнением Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» законодательством Российской Федерации  не предусмотрено;

-при проведении плановой проверки истца за 2005 год установлено нецелевое использование средств системы ОМС в размере 271 882,41 руб, вынесено предписание от 28.02.2006 № 557 об устранении нарушений в использовании средств системы ОМС. В настоящее время истец частично восстановил средства в размере 108505,42 руб.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

Между сторонами заключен договор  об оказании медицинских услуг  от 01.01.2005, по условиям которого военный комиссариат Кировского района (далее - военкомат) поручает, а МУЗ «Городска клиническая больница № 7» обязуется проводить необходимые обследования в условиях стационара больным, направленным военным комиссариатом Ленинского района  г. Красноярска в соответствии с Федеральным законом от 28.03.98 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (пункт 1.1 договора). Все работы производятся кадрами исполнителя, с использованием его медикаментов, оборудования, мягкого инвентаря и т.д., необходимых для проведения заказных обследований (пункт 2.1 договора). Обследования производятся при поступлении пациента в учреждение исполнителя по направлению заказчика с указанием в нем паспортных данных больного, цели направления, наименования заказчика и его банковских реквизитов, документа, удостоверяющего личность (пункт 2.2 договора).

Исполнитель обязуется проводить обследования в соответствии с порядком, определенным совместным приказом управления здравоохранения администрации Красноярского края и военным комиссариатом Красноярского края «О медицинском обеспечении и порядке возмещения расходов, связанных с призывом»; проводить обследования только при наличии направления заказчика, заверенного гербовой печатью, паспорта, страхового полиса (пункты 3.2.1, 3.2.2 договора).

Оплата проведенных обследований производится заказчиком ежемесячно при поступлении денежных средств на финансирование данной статьи федерального бюджета по счетам-фактурам исполнителя, которые выписываются на основании сводного реестра обследованных пациентов в соответствии с действующими тарифами, утвержденными Согласительной комиссией системы обязательного медицинского страхования Красноярского края (пункт 4.1 договора).

Срок действия договора с 01.01.2005 по 31.12.2005 (пункт 6.1 договора).

В качестве документального подтверждения оказания услуг за октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года на сумму 34 041 руб. 29 коп.  истец представил в материалы дела реестр стоимости медицинских услуг ГКБ №7 гражданам по направлениям Кировского военкомата города Красноярска, счета-фактуры:  № 394  от 31.10.2005 на сумму 4 836 руб. 81 коп., № 450 от 30.11.2005 на сумму 14 231 руб. 74 коп., №500 от 30.12.2005 на сумму 14 972 руб. 74 коп, в которых в качестве плательщика указан военный комиссариат  Кировского  района г. Красноярска», и копии  медицинских карт стационарных больных в количестве19 шт.

Расчет стоимости оказанных услуг, связанных с проведением мероприятий по медицинскому освидетельствованию при подготовке к первичному воинскому учету, произведен истцом на основании тарифов, установленных решением Согласительной комиссии системы обязательного медицинского страхования Красноярского края от 21.01.2005 № 1. Размер стоимости оказанных услуг ответчиком – Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации проверен, подтвержден.

Согласно смете расходов на 2005 год военкомату Кировского района г. Красноярска по статье расходов «проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию при подготовке к первичному воинскому учету» предусмотрено финансирование в размере 60 505 рублей.

Согласно сведениям Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю  за период 2005 года на лицевой счет военкомата лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования по бюджетной классификации 187 0201 1001200 233 226 не поступали.

Программой государственных гарантий оказания населению Красноярского края бесплатной медицинской помощи на 2005 год, утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 14.02.2005 № 53-п, такой вид медицинской помощи, как «медицинское обследование и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности», не предусмотрен. Документальное подтверждение предъявления МУЗ «ГКБ № 7» сводного реестра обследованных пациентов в связи с постановкой их на первичный воинский учет, в 2005 году ФОМС с целью компенсации названных расходов в материалы дела не представлено.

В материалы дела представлены представление прокуратуры Кировского района г. Красноярска от 15.06.2006 № 2846-06 «О недопущении нарушений требований бюджетного законодательства РФ», направленное в адрес руководителя МУЗ «ГКБ №7», акт проверки использования средств ОМС в МУЗ «ГКБ №7» от 10.02.2006, которым установлено нецелевое использование за период с 01.04.2004 по 31.12.2005 средств, выделяемых на обязательное медицинское страхование, на лечение и обследование, связанные с постановкой граждан на воинский учет, в размере 271 882, 41 рубль. По результатам проверки руководству МУЗ «ГКБ №7» указано на необходимость восстановить названные средства и впредь не допускать нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования.   

        По настоящему иску истец просит взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 34 041 руб. 29 коп. убытков.

        Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

         Между истцом и военным комиссариатом подписан  договор об оказании медицинских услуг.  Из договора следует, что его сторонами являются учреждения.

         Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

        Согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

        Правовой статус и деятельность военкоматов регулируются Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999  № 1372 (далее - Положение).

        Согласно Положению, военкоматы имеют статус юридического лица, создаваемого Министерством обороны Российской Федерации для решения вопросов в области обороны Российской Федерации путем подготовки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления (поставки) в Вооруженные Силы Российской Федерации. При этом материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов осуществляются Министерством обороны Российской Федерации, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 12 Положения к основным задачам  военкоматов относится обеспечение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своевременного медицинского освидетельствования, медицинского обследования  и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы.

       С учетом  пункта 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998  № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции, действовавшей на момент совершения оспариваемой сделки) проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому обследованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, а также иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляется военными комиссариатами.

      Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденной постановлением Правительства РФ № 1441 от 31.12.99 «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» устанавливает (пункты 28, 29, 31, 32):

      Лечебно - оздоровительные мероприятия и обследования (наблюдения) организуются в порядке, устанавливаемом органами военного управления и медицинскими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, и проводятся во взаимодействии с военными комиссариатами под руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые включают в себя:

      а) проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров, лечение, диспансерное наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием граждан до их первоначальной постановки на воинский учет;

      б) проведение профилактических медицинских осмотров и иных мероприятий после первоначальной постановки граждан на воинский учет, а также после признания граждан при призыве на военную службу временно не годными к военной службе.

      Согласно  части 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности получить медицинское заключение о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья комиссия по постановке граждан на воинский учет направляет его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.  Аналогичные указания содержатся в пункте 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123.

      Порядок направления на обследование (лечение) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

     Согласно абзацу 2 пункта 14 Положения о военно-врачебной экспертизе  организация и проведение медицинских осмотров, обследований (наблюдений), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок возлагаются на территориальные органы управления здравоохранением и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения.

      Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования, обследования граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу, и лечебно - оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет, до призыва их на военную службу, а также призывников, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, установлен в соответствующих Инструкциях, утвержденных Приказом Минобороны РФ № 240 и Минздрава РФ № 168 от 23.05.2001.       Согласно пункту 16  Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет (далее – Инструкция), обязанность по организации и контролю за полноценностью и качеством обследования (лечения) граждан, поставленных на воинский учет возложена на должностных лиц территориальных органов управления здравоохранением.     

Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением - расходное обязательство Российской Федерации, осуществляемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.

Из положений пункта 2, абзаца первого пункта 4 Правил следует: выплата компенсации за медицинское обследование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу осуществляется военным комиссариатом из поступивших ему на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

Военкомату бюджетные средства на цели медицинского обследования призывников в 2005 году не выделялись.

В соответствии с прямым указанием, содержащимся в законе от 28.03.1998 N 53-ФЗ, расходы больницы подлежат компенсации государством. Источник денежных средств, необходимых для проведения медицинского обследования контингента военкомата - казна - определяется  направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности.

       Материальные потери, понесенные истцом в результате проведениямедицинского освидетельствования, медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности,подлежат финансированию в силу прямого указания закона за счет средств Российской Федерации.

      В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

       Таким образом, расходы истца, понесенные истцом в результате проведениямедицинского освидетельствования, медицинского обследования и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности,  должны быть квалифицированы как убытки.

       Исходя из вышеизложенных оснований, Российская Федерация в лице  Министерства финансов Российской Федерации подлежит привлечению к ответственности в виде взыскания с нее убытков.

Истцом при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 1361 руб. 65 коп. платежным поручением от 22.02.2008 № 252.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом изложенного, судебные расходы, понесенные истцом, подлежат взысканию с ответчика.

       Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

                                                РЕШИЛ:

       Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № 7» 34 041 руб. 29 коп. убытков, а также 1 361 руб. 65 коп. судебных расходов.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Третий   арбитражный   апелляционный   суд.

Судья

                            С.П.Дьяченко