НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Воронежской области от 30.10.2023 № А14-15290/2023

Арбитражный суд Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж                                                                                          Дело № А14-15290/2023

30 октября 2023 г.

Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2023 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Булгакова М.А.                       

при ведении протокола судебного заседания секретарем Репкиной В.К.,                         

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Воронеж, ОГРН <***>, ИНН <***>,

к обществу с ограниченной ответственностью «Левобережные очистные сооружения»,  г. Воронеж, ОГРН <***>, ИНН <***>,

о взыскании 705597619 руб. 34 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год,

при участии в заседании:

от истца – ФИО1, представителя по доверенности № Вт/1277 от 23.12.2022,

от ответчика – не явились, надлежаще извещен,

установил:

Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – истец, Управление Росприроднадзора) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Левобережные очистные сооружения» (далее – ответчик, ООО «ЛОС») о взыскании 705597619 руб. 34 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год.

Определением суда от 14.09.2023 исковое заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание и судебное разбирательство по делу назначены на 18.10.2023.

В предварительное судебное заседание ответчик не явился, о дате, месте и времени его проведения надлежаще извещен в силу положений части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). В связи с чем на основании статьи 136 АПК РФ предварительное судебное заседание проводилось в отсутствие неявившегося ответчика.

С учетом того, что определением суда от 14.09.2023 дело назначалось к судебному разбирательству и стороны не заявили возражений против рассмотрения спора по существу в данном судебном заседании, суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.

Ответчик в судебное заседание 18.10.2023 не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен. На основании статей 123, 156, 163 АПК РФ с учетом мнения представителя истца судебное разбирательство проводилось в отсутствие ответчика с объявлением перерыва в судебном заседании до 23.10.2023.

Ответчик отзыв на иск не представил, обстоятельства, на которые ссылается истец, не оспорил, возражений по существу исковых требований не заявил.

Как следует из материалов дела Управлением Росприроднадзора в отношении ООО «ЛОС» проведен контроль за исчислением в представленной 18.02.2022 декларации платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в связи с эксплуатацией объектов, состоящих на учете в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. ООО «ЛОС» в указанной декларации определило размер платы за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 1155260 руб. 27 коп., в том числе 91923 руб. 84 коп. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, 1058211 руб. 94 коп. платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, 5124 руб. 49 коп. платы за размещение отходов производства.

Исчисленная ООО «ЛОС» плата в размере 91923 руб. 84 коп. за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и в размере 5124 руб. 49 коп. за размещение отходов производства была уплачена ответчиком, что подтверждается представленными платежными поручениями № 257 от 25.02.2022 и № 258 от 25.02.2022 соответственно.

Направлявшееся Управлением Росприроднадзора требование исх. № 33/05-ЯТ/9562 от 03.06.2022 о предоставлении уточненной декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду, полученное ООО «ЛОС» 16.06.2022 согласно представленному уведомлению о вручении, не было исполнено. 

В связи с чем Управлением Росприроднадзора проведен контроль исчисления ООО «ЛОС» платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год.

Согласно акту проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 14.07.2022 № 7 за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 при проверке представленных ООО «ЛОС» сведений выявлены следующие недостатки и нарушения:

1. Не применен коэффициент к ставке платы за сбросы сверх установленных лимитов (коэффициент, равный 100) в связи с несоблюдением снижения объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды (по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты);

2. Неправомерно применены коэффициенты 0,15 к ставке платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты);

3. Занижена плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Начислено 1058211 руб. 94 коп. вместо 705474631 руб. 58 коп. (по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты);

4. Не внесена плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. в сумме 705474631 руб. 58 коп. (по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты);

5. Не применен коэффициент (коэффициент, равный 25) к ставке платы за размещение отходов сверх установленных лимитов (по плате за размещение твердых коммунальных отходов);

6. Занижена плата за размещение отходов производства. Начислено 5124 руб. 49 коп. вместо 128112 руб. 25 коп. (по плате за размещение твердых коммунальных отходов);

7. Не внесена плата за размещение отходов производства в размере 122987 руб. 76 коп. (по плате за размещение твердых коммунальных отходов);

8. Отсутствует информация об объекте IIкатегории, состоящем за № 20-0136-002999-П в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Управлением Росприроднадзора в адрес ответчика 15.07.2022 было направлено требование исх. № 33/05-ЯТ/12234 от 15.07.2022 о необходимости погашения образовавшейся задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 705597619 руб. 34 коп. в добровольном порядке. Данное требование было получено ответчиком 25.07.2022.

Ссылаясь на то, что ООО «ЛОС» на требование исх. № 33/05-ЯТ/12234 от 15.07.2022 и акт контроля от 14.07.2022 № 7 не отреагировало, Управление Росприроднадзора обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) определено, что негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Одними из основных принципов охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Закона об охране окружающей среды).

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Закона об охране окружающей среды).

В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 (далее – постановление Правительства РФ № 400), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Росприроднадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

На основании постановления Правительства РФ № 400 Росприроднадзор осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- осуществляет прием декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5.5(19));

- осуществляет контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения (пункт 5.5(23)).

Управление Росприроднадзора является территориальным органом Росприроднадзора на территории Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой и Тамбовской областей в соответствии с приказами Росприроднадзора от 27.08.2019 № 488, от 16.02.2022 № 94 и уполномочено, в числе прочего, предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, Управление Росприроднадзора правомерно в соответствии с действующим законодательством обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным Федеральным законом, иными федеральными законами.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения с учетом даты возникновения спорных правоотношений и периода начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (2021 год) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила № 255).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также – администратор платы).

Пунктом 5 Правил № 255 закреплено, что плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

В силу статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 Закона об охране окружающей среды, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

В силу части 8 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, в силу статьи 9 АПК РФ несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий.

В силу закрепленного в АПК РФ принципа состязательности задача лиц, участвующих в деле, с учетом распределения бремени доказывания собрать и представить в суд доказательства, подтверждающие их правовые позиции, арбитражный суд не является самостоятельным субъектом собирания доказательств.

Арбитражный суд не может обязать сторону спора представлять доказательства, как в обоснование своей позиции, так и в обоснование правовой позиции другой стороны, поскольку в силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, самостоятельно доказывает обстоятельства, на которых основывает свои требования и возражения.

При этом в силу пункта 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Факт того, что ООО «ЛОС» эксплуатирует объекты, состоящие в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду за № 20-0136-002999-П, № 20-0136-003520-Л, № 20-0136-003739-П, № 20-0136-003740-П, а также обязанность ответчика по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, подтверждены материалами дела и им не оспорены.

Уменьшение платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно при соблюдении плановых показателей природоохранных мероприятий, которые влекут достижение экологического эффекта.

В соответствии с пунктом 24 Правил № 255 при исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) ее размера, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 данных Правил.

Из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (далее – планы снижения выбросов и сбросов) (пункт 25 Правил № 255).

Согласно пункту 26 Правил № 255 затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона об охране окружающей среды и включенных в планы снижения выбросов и сбросов, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

Затраты, указанные в пункте 26 Правил № 255 и не учтенные при исчислении платы в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды в течение срока выполнения планов снижения выбросов и сбросов (пункт 28 Правил № 255).

Доказательств выполнения плана снижения сбросов на период с 2016 по 2022 годы с учетом доводов истца и обстоятельств, установленных судами по ранее рассмотренным делам (вступившие в законную силу решение Левобережного районного суда города Воронежа от 27.09.2021 по делу № 2-2413/2021, решения Арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2021 по делу № А14-20586/2019, от 06.06.2022 по делу № А14-16056/2020, от 12.04.2023 по делу № А14-8525), либо доказательств в подтверждение иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для уменьшении взыскиваемой платы или о недостоверности произведенного истцом расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и за размещение твердых коммунальных отходов за 2021 год с учетом положений статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды и пунктов 24-28 Правил № 255, ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 9, 65, 69 АПК РФ).

Как указал истец и не опроверг ответчик последним не было представлено по итогам 2021 года в Управление Росприроднадзора отчета о выполнении плана снижения сбросов в целях применения понижающих коэффициентов в соответствии со статьей 16.3 Закона об охране окружающей среды.

Контррасчет подлежащей внесению  за 2021 год платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и за размещение твердых коммунальных отходов ответчик не представил.

В силу абзацев шестого и седьмого пункта 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 25: за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

В силу пункта 9 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленная за соответствующие отчетные периоды плата за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

С учетом выявленных нарушений и отсутствия разрешительной документации Управлением Росприроднадзора при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в отношении ООО «ЛОС» применены повышающие коэффициенты в размере 100 по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и в размере 25 по плате за размещение твердых коммунальных отходов.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные по делу доказательства, суд с учетом положений статей 9, 65, 69, 70 АПК РФ и установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о том, что истцом представлены надлежащие доказательства в подтверждение наличия оснований для применения вышеуказанных повышающих коэффициентов при расчете подлежащей внесению ООО «ЛОС» за 2021 год платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и за размещение твердых коммунальных отходов.

Доказательств погашения заявленной к взысканию задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год ответчиком не представлено.

В связи с чем требования истца о взыскании с ответчика 705597619 руб. 34 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год, в том числе 705474631 руб. 58 коп. по плате за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, 122987 руб. 76 коп. по плате за размещение твердых коммунальных отходов подлежат удовлетворению.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с противной стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявленные исковые требования подлежат оплате государственной пошлиной в сумме 200000 руб. В силу положений статьи 333.37 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины. В этой связи, поскольку исковые требования удовлетворены полностью, на основании статьи 110 АПК РФ с ответчика в доход федерального бюджета следует взыскать 200000 руб. государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 9, 65, 67-71, 110, 112, 167-171, 180-181 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Левобережные очистные сооружения» (г. Воронеж, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Воронеж, ОГРН <***>, ИНН <***>) 705597619 руб. 34 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Левобережные очистные сооружения» (г. Воронеж, ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 200000 руб. государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                                   М.А. Булгаков