НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Воронежской области от 26.12.2017 № А14-11447/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Воронеж                                                                                   Дело №А14-11447/2017

«29» декабря 2017 года

Дата объявления резолютивной части решения 26.12.2017.

Дата изготовления решения в полном объеме 29.12.2017.                                                                     

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Соболевой Е.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Романовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

субъекта РФ – Воронежской области в лице Департамента труда и занятости населения Воронежской области (ОГРН 1093668003615, ИНН 3662140580), г.Воронеж

к обществу с ограниченной ответственностью «Мебель Маркиз» (ОГРН 1113668000654; ИНН 3663084755), г.Воронеж

третье лицо: Управление Федерального казначейства по Воронежской области (ОГРН 1023601577922; ИНН 3666033639), г.Воронеж

о взыскании денежных средств в виде субсидии, выделенной в соответствии с Соглашением от 23.10.2015 №109 о предоставлении субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», на возмещение затрат на оборудование рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год в сумме 72 690 руб.

при участии в заседании:

от истца: Осипова Ю.Н.- представитель по доверенности № 84-11/3109 от 11.07.2017 (сроком на 1 год), Кравченко А.Ю. – представитель по доверенности от 27.10.2017 №84-11/4810 (сроком на 1 год)

от ответчика: Гандалян Г.Г.- генеральный директор ООО «Мебель Маркиз», решение единственного участника №4 от 14.12.2016, выписка из ЕГРЮЛ

третье лицо: Расулова Н.А- представитель по доверенности

установил:

Субъект РФ – Воронежской области в лице Департамента труда и занятости населения Воронежской области (истец по делу) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Мебель Маркиз» (ответчик по делу) денежных средств в виде субсидии, выделенной в соответствии с Соглашением от 23.10.2015 №109 о предоставлении субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», на возмещение затрат на оборудование рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год в сумме 72 690 руб. (с учетом уточнений от 01.09.2017).

Представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений, ссылаясь на необоснованное получение ответчиком субсидии, поскольку по итогам проверки, проведенной   органом государственного финансового контроля, установлен факт нарушения условий предоставления субсидий, определенных Порядком и заключенным Соглашением, а именно: в нарушение пункта 4 Порядка, на момент перечисления субсидии (на возмещение затрат), на оборудованном рабочем месте не был трудоустроен инвалид.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных в иске требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, ссылаясь на следующие обстоятельства:

- целью предоставления субсидий является возмещение работодателю затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год;

- условием предоставления субсидии работодателю является трудоустройство на оборудованные (оснащенные) рабочие места незанятых инвалидов;

- ООО «Мебель Маркиз» приобрело специализированное оборудование (компьютеризированную стегательную машину HF J-26T) и ввело оборудованное рабочее место в эксплуатацию;

- факт трудоустройства инвалида Гулям Т.В. после оборудования специализированного рабочего места, подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами, инвалид Гулям Т.В. проработала в период с 02.07.2015 по 20.07.2015 и уволилась по инициативе работника (п.3 ст.77 ТК РФ);

- ООО «Мебель Маркиз» со своей стороны совершило все действия не только по оборудованию рабочего нового места пригодного для труда инвалидов, но и фактически трудоустроило направленного ГКУ ВО Центр занятости населения г.Воронежа работника-инвалида;

- трудоустройство Гулям Т.В. в ООО «Мебель Маркиз» произошло 02.07.2015 (до перечисления субсидии 26.10.15), и на момент перечисления субсидии трудоустройство имело место быть, в связи с чем ООО «Мебель Маркиз» полностью соответствовало всем условиям п.4 Порядка, в том числе и на момент перечисления субсидии;

- законодатель не связывает условия предоставления субсидии с моментом перечисления субсидии;

- проведенной проверкой в действиях ООО «Мебель Маркиз» не установлено никаких злоупотреблений или нецелевого использования денежных средств, а лишь выявлены «нарушения» при предоставлении субсидии;

- заключенный с ГКУ ВО центр занятости населения договор №158 от 25.06.2015 года ответчиком полностью исполнен. То обстоятельство, что инвалид Гулям Т.В. изъявила желание досрочно расторгнуть трудовой договор, не является основанием возврата субсидии. А новых работников, действительно нуждающихся в трудоустройстве, а не просто формально зашедших за отказом ради пособия, ГКУ ВО центр занятости населения в адрес ответчика так и не направил;

- созданное при помощи средств субсидии, специализированное рабочее место, сохранено и готово к использованию, взыскание субсидии с ООО «Мебель Маркиз» причинит прямой ущерб хозяйствующему субъекту, принявшему участие в специальной программе по созданию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями;

- 16.10.2017 ООО «Мебель Маркиз» заключило трудовой договор с инвалидом 2 группы Эльчаном Анушаваном Эдиковичем, принятым на должность оператора швейного станка, приобретенного в ходе реализации государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», что свидетельствует о функционировании созданного рабочего места и о надлежащем целевом использовании выделенных средств субсидии.

Представитель третьего лица поддержал позицию истца по основаниям, изложенным в письменных пояснениях и акте проверки.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 19.12.2017 объявлялся перерыв до 26.12.2017.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.12.2014 №1432 «Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в рамках подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» и постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 №1201 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения» Правительство Воронежской области постановлением от 10.04.2015 №257 утвердило   Порядок предоставления субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год» (далее по тексту – Порядок) (т.2, л.д.35-39).

Согласно абзацу 2 пункта 3 Порядка целью предоставления субсидий являлось возмещение работодателю затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год.

Согласно пункту 4 Порядка условием предоставления субсидии работодателю являлось:

- оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в соответствии с рекомендациями о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, отраженных в индивидуальной программе реабилитации инвалида;

- отсутствие выявленных в ходе проверок недостоверных сведений в документах, представленных работодателем в соответствии с пунктом 7 Порядка;

- трудоустройство на оборудованные (оснащенные) рабочие места незанятых инвалидов и сохранение их занятости в течение 12 месяцев с даты получения субсидии;

- не расторжение трудового договора с инвалидом по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 1 и 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в течение срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта.

В соответствии с Пунктом 6 Порядка, согласно которому одним из критериев отбора работодателей, имеющих право на получение субсидии, является участие работодателя в реализации мероприятия Программы в порядке, определяемом департаментом труда и занятости населения Воронежской области (далее по тексту – Департамент), ООО «Мебель Маркиз» в июне 2015 года подана Заявка на участие в реализации мероприятия «Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места» подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальной поддержки безработных граждан» государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», с целью оборудования (оснащения) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в 2015 году.

Приказом Департамента от 24.06.2015 №292 (т.1, л.д.33-34) ООО «Мебель Маркиз» включено в число участников реализации мероприятия «Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места» подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», с целью оборудования (оснащения) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в 2015 году; государственному казенному учреждению Воронежской области Центру занятости населения города Воронежа поручено заключить договор о совместной деятельности по содействию трудоустройству одного незанятого инвалида на оборудованное (оснащенное) рабочее место.

Во исполнение указанного приказа, 25.06.2015 между ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа (далее по тексту – Учреждение) и ООО «Мебель Маркиз» заключен договор №158 о совместной деятельности по содействию трудоустройству незанятого инвалида на оборудованное (оснащенное) рабочее место (далее – Договор №158) (т.1, л.д.68-69), предметом которого являлось содействие трудоустройству незанятого инвалида Гулям Татьяны Владимировны на оборудованное (оснащенное) рабочее место.

Согласно п. 1.2. Договора №158 оборудование, необходимое для оборудования (оснащения) рабочего места приобретается в соответствии с перечнем, согласованным сторонами (приложение №1 к Договору №158) являющимся неотъемлемой частью договора.

В соответствии с  Приложением №1 к Договору №158 ООО «Мебель Маркиз» приняло на себя обязательство приобрести компьютизированную стегальную машину модель HF J-26 T.

Универсальным передаточным документом от 25.06.2015 (т.1, л.д.108) и платежными поручениями №448 от 17.06.2015 и №452 от 19.06.2015 (т.1, л.д.106-107) подтверждается факт приобретения обществом с ограниченной ответственностью «Мебель Маркиз» необходимого оборудования.

Актом к Договору №158 введено в эксплуатацию оборудованное (оснащенное) рабочее место (т.1, л.д.71).

Во исполнение Договора №158 приказом №3 от 02.07.2015 (т.1, л.д.72) ответчиком принята на работу Гулям Татьяна Владимировна, 02.07.2015 с ней заключен трудовой договор (т.1, л.д.73-76).

Ответчиком, на имя руководителя Департамента, подано заявление на предоставление субсидии (т.1, л.д.58-59).

Приказом Департамента от 23.10.2015 №620 (т.1, л.д.60-61) принято решение предоставить субсидию на реализацию мероприятия «Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места» подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения» с целью оборудования (оснащения) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в 2015 году ООО «Мебель Маркиз», согласно заявлению на предоставление субсидии, в соответствии с договором о совместной деятельности по содействию трудоустройству незанятого инвалида на оборудованное (оснащенное)  рабочее место от 25.06.2015 №158.

Согласно пункту 13 Порядка, предоставление субсидий на финансирование мероприятия Программы осуществляется на основании соглашения о возмещении работодателю, участвующему в реализации Программы, затрат на оборудование (оснащение) рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов, заключаемого между Департаментом и работодателем.

На основании указанного положения, 23.10.2015 между департаментом труда и занятости населения Воронежской области с одной стороны, и обществом с ограниченной ответственность. «Мебель Маркиз» с другой, заключено Соглашение №109 о предоставлении субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год, предметом которого являлось предоставление субсидии работодателям, участвующим в реализации государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения» (т.1, л.д.62-66).

Департаментом, указанное Соглашение исполнено, и платежным поручением №96972 от 26.10.2015 (т.1, л.д.15) на счет ООО «Мебель Маркиз» перечислено 72 690 руб.

Согласно пункту 10 Соглашения от 23.10.2015 возврат полученной субсидии производится работодателем на лицевой счет Департамента в следующих случаях:

- установление по итогам проверок, проведенных Департаментом, органом государственного финансового контроля факта нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидий, определенных Порядком и заключенным Соглашением;

- предоставление ложных или искаженных документов;

- использование субсидии не по целевому назначению.

 Субсидия подлежит возврату работодателем в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня предъявления требования Департаментом. требования о возврате субсидии в областной бюджет предъявляется работодателю в течение 5 рабочих дней с момента выявления нарушения и направляется работодателю в письменной форме. Возврат субсидии в федеральный и (или) областной бюджет осуществляется работодателем в добровольном порядке или по решению суда на расчетный счет, указанный в требовании.

В период с 01.03.2017 по 31.03.2017 органом государственного финансового контроля – Управлением Федерального казначейства по Воронежской области  проведена проверка использования средств из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ.

В ходе указанной проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства и   установлено, что в нарушение пункта 4 Порядка, на момент перечисления субсидии (на возмещение затрат), на оборудованном рабочем месте не был трудоустроен инвалид. Инвалид Гулям Татьяна Владимировна была уволена 20.07.2015, что подтверждается актами посещения предприятия ООО «Мебель Маркиз» от 08.10.2015, от 25.12.2015.

Сумма не обоснованно возмещенных средств составила 72 690 руб.

 Управлением Федерального казначейства по Воронежской области в адрес департамента труда и занятости населения Воронежской области 27.04.2017 вынесено предписание №31-12-18/21-2250 (т.1, л.д.18-31), которым предписано устранить нарушения бюджетного законодательства и возместить ущерб Российской Федерации, причиненный указанными нарушениями. В пункте 12  предписания установлено нарушение бюджетного законодательства при предоставлении субсидии ООО «Мебель Маркиз», выразившееся в том, что на момент перечисления субсидии (на возмещение затрат) ООО «Мебель Маркиз», на оборудованном рабочем месте не был трудоустроен инвалид.

В соответствии с пунктом 18 Порядка при выявлении нарушения условий, установленных для предоставления субсидий, а также факта нецелевого использования Департамент направляет получателю требование о возврате субсидии в федеральный и (или) областной бюджет. Субсидия подлежит возврату получателем в течение 30 календарных дней с момента получения требования. При невозврате субсидий в указанный срок Департамент принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в федеральный и (или) областной бюджет в судебном порядке.

12.05.2017 года в адрес ответчика Департаментом направлено требование о возврате субсидии, в котором предлагалось добровольно осуществить возврат денежных средств в сумме 72 690 руб. до 12.06.2017.

Требование о возврате субсидии оставлено ответчиком без ответа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период, далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).

При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

К собственным доходам бюджетов относятся доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций (абз.4 ст.47 БК РФ).

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (абз.3 ст.129 БК РФ).

Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 10.08.2012 №02-07-10/3125 также указало, что в отношении возмещения ущерба, причиненного в результате указанных в письме нарушений, следует учитывать, что, во-первых, согласно ст. 47 БК РФ доходы, полученные в виде дотаций, межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов, за исключением субвенций, относятся к собственным доходам бюджетов, во-вторых, возмещение ущерба на основании предписаний (представлений) носит принудительный характер

Приложение 6 к Закону Воронежской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 11.12.2014 №171-ОЗ устанавливает, что Департамент труда и занятости населения Воронежской области является главным администратором доходов федерального бюджета – в части денежных взысканий, налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части федерального бюджета).

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год», утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 10.04.2015 №257, субсидии предоставляются Департаментом труда и занятости населения Воронежской области.

С учетом изложенного, взыскание субсидии должно осуществляться в пользу Воронежской области в лице Департамента труда и занятости населения Воронежской области.

В силу статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как следует из содержания материалов дела, основанием для обращения истца в адрес ответчика с требованием о возврате субсидии в размере 72 690 руб. послужило нарушение ответчиком условий получения субсидии.

Одним из условий предоставления работодателю субсидии в соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год», утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 10.04.2015 №257, является трудоустройство на оборудованные (оснащенные) рабочие места незанятых инвалидов и сохранение их занятости в течение 12 месяцев с даты получения субсидии.

Ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в документах, несет получатель субсидии в соответствии с действующим законодательством РФ (п. 16 Порядка предоставления субсидий №257 от 10.04.2015).

УФК по Воронежской области в соответствии с приказом от 28.02.2017 №100 в Департаменте труда и занятости населения Воронежской области была проведена плановая проверка (в период с 01.03.2017 по 31.03.2017) использования средств из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ в рамках подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», в ходе которой установлено, что Департаментом труда и занятости населения Воронежской области ответчику были перечислены денежные средства федерального бюджета в размере 72 690 руб., которые выделены в нарушение пункта 4 Порядка, так на момент перечисления субсидии (на возмещение затрат) на оборудованном рабочем месте не был трудоустроен инвалид. Инвалид Гулям Татьяна Владимировна была уволена от 20.07.2015, что подтверждается актами посещения предприятия ООО «Маркиз Мебель» от 08.10.2015, от 25.12.2015.

Доводы ответчика о достаточности установления самого факта трудоустройства инвалида вне зависимости от продолжительности занятости инвалида на оборудованном рабочем месте и от нахождения инвалида в трудовых отношениях с получателем субсидии на момент перечисления последней подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащие пункту 4 Порядка предоставления субсидий от 10.04.2015 №257.

При этом судом принимается позиция истца о том, что и федеральное законодательство, и законодательство Воронежской области направлено в первую очередь на фактическую «заполняемость» оборудованного (оснащенного) рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, а не на его формальное создание и «абстрактную» готовность к использованию.

Так, приказ Минтруда России от 28.02.2013 №82 «Об установлении критериев оценки эффективности трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (вместе с «Положением об установлении критериев оценки эффективности трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации») и приказ Минтруда России от 30.01.2014 №63 «О проведении мониторинга создания оборудованных (оснащенных) рабочих мест и трудоустройства на них незанятых инвалидов, а также закрепляемости на указанных рабочих местах» по общему смыслу содержат именно положения о том, что проводится мониторинг «закрепляемости» инвалида на оборудованном (оснащенном) рабочем месте. Что прямо предполагает, что на момент перечисления субсидии на оборудованном (оснащенном) рабочем месте должен быть трудоустроен инвалид.

Кроме того, из абзаца 4 пункта 4 Порядка предоставления субсидий от 10.04.2015 №257 следует, что условием предоставления субсидии работодателю является не только трудоустройство на оборудованные (оснащенные) рабочие места незанятых инвалидов, но и сохранение их занятости в течение 12 месяцев с даты получения субсидии, что прямо предполагает необходимость трудоустройства и «фактической» занятости инвалида на оборудованном рабочем месте на момент перечисления субсидии.

При этом, доводы ответчика о том, что перечисление субсидии позднее даты приема на работу инвалида Гулям Т.В. и даты ее увольнения носит объективный характер и не должно влиять на право работодателя на получение субсидии, опровергаются материалами дела, поскольку задержка выплаты субсидии произошла именно по вине самого ответчика.

Так, у ответчика имелась задолженность по налогам и сборам (т.1, л.д.38-39), а в соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидий от 10.04.2015 №257, одним из критериев отбора работодателей является отсутствие задолженности по налогам и сборам в бюджеты всех уровней.

Документы об отсутствии задолженности по налогам и сборам были представлены ответчиком лишь 19.10.2015 (т.1, л.д.56-57).

При этом инвалид Гулям Т.В. была трудоустроена на оборудованное (оснащенное) рабочее места 02.07.2015, а уволена 20.07.2015, то есть субсидия перечислена по истечении 3-х месяцев после увольнения инвалида.

Также судом учтено, что главным основанием взыскания выплаченной субсидии является нарушение ответчиком пункта 10 Соглашения №109 о предоставлении субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год, подписывая которое, ответчик, действуя своей волей и в своих интересах, обязался возвратить субсидию при установлении по итогам проверок, проведенных в том числе, органом государственного финансового контроля, факта нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидий.

По указанным основаниям, не имеют самостоятельного правового значения доводы ответчика о трудоустройстве инвалида на оборудованное (оснащенное) рабочее место в настоящее время, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 4 Порядка предоставления субсидий №257 от 10.04.2015 оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов должно осуществляться в соответствии с рекомендациями о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда, отраженных в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

По результатам оказания услуг по трудовой реабилитации Гулям Т.В. рекомендовано трудоустройство на должность швеи в ООО «Мебель Маркиз» с учетом медицинских показаний и противопоказаний. При решении вопроса о трудоустройстве Гулям Т.В. на указанную должность рекомендовано дооборудовать рабочее место: стегальной машиной для качественного выполнения должностных обязанностей без противопоказанных нагрузок (т.1, л.д.82).

Оборудование (оснащение) рабочего места стегальной машиной обществом с ограниченной ответственностью «Мебель Маркиз», равно как и перечисление спорной субсидии осуществлялось в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Гулям Т.В. (т.1, л.д.78-81).

При таких обстоятельствах, факт трудоустройства обществом с ограниченной ответственностью «Мебель Маркиз» инвалида Эльчана Анушавана Эдиковича на должность оператора швейного станка с 16.10.2017 не имеет самостоятельного правового значения и не влияет на выводы суда о несоблюдении ответчиком условий предоставления субсидии работодателю, установленных абзацем 4 пункта 4 Порядка предоставления субсидий №257 от 10.04.2015 на момент перечисления соответствующей субсидии.

Исполнение департаментом своих обязательств по перечислению суммы субсидии в размере 72 690 руб. подтверждается платежным поручением №96972 от 26.10.2015 (т.1, л.д.15).

При таких обстоятельствах, предоставление обществу с ограниченной ответственностью «Мебель Маркиз» субсидии противоречит абзацу 4 пункта 4 Порядка предоставления субсидий №257 от 10.04.2015, поскольку на момент перечисления субсидии (на возмещение затрат) – 26.10.2015, на оборудованном рабочем месте не был трудоустроен инвалид (инвалид Гулям Татьяна Владимировна была уволена 20.07.2015).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО «Мебель Маркиз» не имело права на получение субсидии в размере 72 690 руб.

Арбитражный суд в силу статьи 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

В соответствии с п.3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Ответчик доказательств перечисления суммы необоснованно полученной субсидии в добровольном порядке не представил, равно как и не представил доказательств соответствия ООО «Мебель Маркиз» условиям предоставления субсидии, установленным постановлением Правительства Воронежской области №257 от 10.04.2015 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год» (статьи 65, 9 АПК РФ).

Следовательно, подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ООО «Мебель Маркиз» в пользу областного бюджета, в интересах которого выступает Департамент труда и занятости населения Воронежской области – главный распорядитель бюджетных средств денежных средств (субсидии) в размере 72 690 руб.

Истец в соответствии с пп.1.1 п.1 ст.333.37 освобожден от уплаты государственной пошлины.

С учетом результата рассмотрения дела, на основании статьи 110 АПК РФ, с ООО «Мебель Маркиз» в доход федерального бюджета следует взыскать 2 908 руб. государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мебель Маркиз» (ОГРН 1113668000654; ИНН 3663084755) в пользу областного бюджета, в интересах которого выступает Департамент труда и занятости населения Воронежской области (ОГРН 1093668003615, ИНН 3662140580) – главный распорядитель бюджетных средств: денежные средства в размере 72 690 руб. (субсидию), выделенную в соответствии с Соглашением от 23.10.2015 №109 о предоставлении субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», на возмещение затрат на оборудование рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мебель Маркиз» (ОГРН 1113668000654; ИНН 3663084755) 2 908 руб. госпошлины в доход федерального бюджета РФ.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.

                   Судья                                                                                      Е.П. Соболева