НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Воронежской области от 25.07.2022 № А14-2221/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Воронеж                                                                                       Дело № А14-2221/2022

«26» июля 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена 25.07.2022

Полный текст решения изготовлен 26.07.2022

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Д.В. Ливенцевой, 

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Н.И. Илларионовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙТОРГ» (ОГРН: 1153668032682, ИНН: 3607005277), Воронежская обл., Рамонский р-н, Рамонское г.п., р.п. Рамонь, ул. 50 лет. ВЛКСМ, зд. 71, оф. 1,

к Воронежской таможне (ОГРН 1023601540830 ИНН 3664021807), г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, д. 16,

об отмене постановления от 03.02.2022 №10104000-1711/2021 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «СТРОЙТОРГ» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ,

третье лицо: Воронежская транспортная прокуратура, г. Воронеж, пл. Генерала Черняховского, д.2,

при участии в заседании:

от ООО «СТРОЙТОРГ»: Жигулин В.И. – представитель по доверенности от 02.02.2022 б/н, паспорт, диплом о наличии высшего юридического образования;

от Воронежской таможни: Гончарова Д.А. – главный государственный таможенный инспектор правового отдела по доверенности от 04.10.2021 № 07-12/41, служебное удостоверение, диплом о наличии высшего юридического образования;

от Воронежской транспортной прокуратуры: Курнаков М.А. – помощник транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, служебное удостоверение ТО № 051434 сроком до 24.05.2026 

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «СТРОЙТОРГ» (далее - ООО «СТРОЙТОРГ», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Воронежской таможне (далее – таможня, административный орган) к Воронежской транспортной прокуратуре об отмене постановления от 03.02.2022 №10104000-1711/2021 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «СТРОЙТОРГ» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Определением суда от 18.02.2022 настоящее дело было принято к рассмотрению суда в порядке упрощенного судопроизводства.

Материалы дела размещены в электронном виде на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в установленном законом порядке.

Определением суда от 15.04.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 27.06.2022 суд исключил из числа соответчиков Воронежскую транспортную прокуратуру и привлек Воронежскую транспортную прокуратуру в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Рассмотрение дела откладывалось.

Представитель заявителя ходатайствовал об исключении из числа третьих лиц по настоящему спору Воронежской транспортной прокуратуры с учетом предмета рассматриваемых требований.

Судом в порядке статей 41, 51, 159 АПК РФ в отсутствие возражений со стороны таможенного органа и Воронежской транспортной прокуратуры удовлетворено ходатайство заявителя об исключении из числа третьих лиц по настоящему спору Воронежской транспортной прокуратуры с учетом предмета рассматриваемых требований.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, указывая на то, что ООО «СТРОЙТОРГ» не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку за данное правонарушение уже был привлечен директор общества. При  этом, довод о процессуальных нарушениях, допущенных как Воронежской транспортной прокуратурой, так и Воронежской таможней в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении снят с рассмотрения суда.

Представитель Воронежской таможни возражал против заявленных требований, указывая, что вынесенное постановление является законным и обоснованным.  

Из материалов дела следует:

Воронежской транспортной прокуратурой была проведена проверка соблюдения таможенного законодательства в сфере перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров с соблюдением запретов и ограничений в отношении ООО «СТРОЙТОРГ».

В ходе проверки установлено, что ООО «СТРОЙТОРГ» был заключён контракт № 4-2020 от 19.02.2020 с компанией «Firma Handlowa Rrzysztof Kalinowski» (Польша) на продажу товара «пиломатериала из дуба естественной влажности в объеме 130 мЗ».

03.04.2020 менеджером по ВЭД Вороновым В.А., действующим на основании договора таможенного представителя с декларантом № БР/002/19 от 18.01.2019, доверенности № 20-М/20 от 01.01.2020 (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей № 0796) на Брянский таможенный пост Брянской таможни подана декларация на товары с регистрационным номером 10102030/030420/0004683. Отправителем и декларантом товаров, заявленных в ДТ №10102030/030420/0004683, выступает ООО «СТРОЙТОРГ», получателем - «Firma Handlowa Krzysztof Kalinowski» (Польша).

Согласно графе 31 ДТ № 10102030/030420/0004683 ООО «СТРОЙТОРГ» декларировался товар - пиломатериал дубовый естественной влажности -70% (quercus robur 1/ дуб обыкновенный), необрезной, полученный распиловкой вдоль, не разделенный на слои, не строганный, не обтесанный, не шлифованный, не имеющий торцевые соединения и соединения в шип, не обработанный консервантом, толщиной более 6 мм, ГОСТ 2695-83, сорт 3, маркировка: нанесена информация - дубовый пиломатериал, отправитель: ООО «СТРОЙТОРГ», ИНН 3607005277, декларация ЕГАИС 0003061600025044003607005277, № пачки. Объем по контракту 130 мЗ, объем измерен согласно ГОСТА 2695-83, общий объем/номинальный оплачиваемый объем 17, 063 м.куб. Предельные отклонения от номинальных размеров: длина 0+50 мм, ширина 0+2 мм, толщина 0+1 мм (ГОСТ 2695-83). Объем с учетом предельных отклонений (ГОСТ 2695-83) и припусков на усушку (ГОСТ 6782.2-75) - 1 о\76У м.куб. Назначение: для изготовления изделий в строительстве, не для специального судостроения. Всего 731 штук. Дубовый необрезной материал, сорт 3, размер 34-55x100-600x1300-3100 мм, оплачиваемый объем: 17,063 мЗ, стоимость - 250 евро/мЗ. Производитель ООО «СТРОЙТОРГ», товарный знак отсутствует, стандарт ГОСТ 2695-83, сорт 3, наим. сортимента: п/м необрезной порода древесины: quercus robur 1, количество 17,063 мЗ (113), код товара согласно единой номенклатуре внешней экономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ЕТН ВЭД ЕАЭС) 4407919000.

Информация о наличии документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений в отношении декларируемого товара, в графе 44 ДТ № 10102030/030420/0004683 указана не была.

После проведения таможенного контроля в отношении товара по ДТ № 10102030/030420/0004683 должностным лицом Брянского таможенного поста Брянской таможни был осуществлён его выпуск.

В проведения проверки  была получена информация Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям №01-39/2/НЭ/1308 от 22.11.2021, из которой следует, что в соответствии с фитосанитарными требованиями в области карантина растений для испортируемых в страны Европейского союза, а также на территорию Украины необходимым условием для ввоза в страну является наличие фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию.

ООО «СТРОЙТОРГ» с заявлением на выдачу фитосанитарных сертификатов на декларируемый товар по ДТ № 10102030/030420/0004683 не обращалось.

Более того, согласно представленной Обществом информации, ООО «СТРОЙТОРГ» на декларируемый по ДТ № 10102030/030420/0004683 товар  фитосанитарный сертификат не оформлялся.

По результатам проверки был составлен акт от 22.12.2021.

23.12.2021, усмотрев в действиях (бездействии) ООО «СТРОЙТОРГ» нарушение положений ТК ЕАЭС при декларировании и вывозе с таможенной территории ЕАЭС товаров (непредставление фитосанитарного сертификата), что привело к несоблюдению установленных нормативными правовыми актами запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, Воронежская транспортная прокуратура вынесла постановление о возбуждении в отношении ООО «Стройторг» дела об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ.

Материалы дела были переданы в Воронежскую таможню для рассмотрения и принятия решения.

21.02.2022 должностным лицом Воронежской таможни в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя Общества, в отношении ООО «СТРОЙТОРГ» составлен протокол об административном правонарушении № 10104000-1711/2021 по статье 16.3 КоАП РФ.

03.02.2022 Воронежская таможня в присутствии законного представителя общества вынесено постановление № 10104000-1711/2021 о привлечении ООО «СТРОЙТОРГ»  к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного декларирования товаров и транспортных средств в части, касающейся соблюдения запретов и ограничений, в том числе и мер технического регулирования.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса, является лицо, на которое возложена обязанность по таможенному декларированию товаров.

Согласно подпункту 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "таможенное декларирование" - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Согласно подпункту 36 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "таможенные документы" - таможенная декларация и иные документы, составляемые исключительно для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а также в ходе и по результатам совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу и (или) помещение их под таможенные процедуры осуществляется с соблюдением запретов и ограничений.

Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС.

Согласно пункту 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о ЕАЭС и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном  законодательством государств-членов;

Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии пунктом 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС перечислены основные сведения, подлежащие указанию в декларации на товары, к числу которых относятся сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.

В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.

Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено ТК ЕАЭС, и завершается выпуском товаров за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС.

На основании частей 1, 4 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.

Решением Комиссии таможенного союза № 318 от 18.06.2010 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» (далее - Решение № 318) утверждены, в том числе, Перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза и Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза,

Согласно Разделу I Приложения № 1 Решения № 318 «лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделённые на слои или лущённые, строганные или не строганные, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм», относящиеся к коду 4407 Товарной номенклатуры внешней экономической деятельности Евразийского экономического союза, относятся к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском.

В соответствии со статьей 2 Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом подкарантинной продукции, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 995 от 19.09.2015 (далее - Правила), вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.

Согласно статье 3 Правил контроль за вывозом с таможенной территории Евразийского экономического союза подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу.

Статьей 8.1 Раздела VIII Приложения № 2 Решения № 318 предусмотрено, что в случае если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортёра подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства-члена по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства-члена. В случае если фитосанитарными требованиями страны-импортёра разрешается и (или) не регламентируется импорт подкарантинной продукции, засорённой сорными растениями, имеющими карантинное значение для государств-членов, то вывоз указанной продукции с таможенной территории Евразийского экономического союза не запрещается,

Согласно письму Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям № 01-39/2/НЭ/1308 от 22.11.2021, в соответствии с фитосанитарными требованиями в области карантина растений для импортируемых в страны Европейского союза, а также на территорию Украины товаров, относящихся к кодам 4403 и 4407, необходимым условием для ввоза в страну является наличие фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию.

Таким образом, с учетом положений Решения Комиссии таможенного союза № 318 от 18.06.2010, а также письма Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям                            № 01-39/2/НЭ/1308 от 22.11.2021, ООО «СТРОЙТОРГ»  было обязано получить документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений в отношении декларируемого товара - фитосанитарный сертификат.

Как видно из материалов дела и установлено судом обществом при таможенном декларировании товаров не был предоставлен фитосанитарный сертификат. Так обществом одновременно с ДТ не представлены разрешительные документы, либо сведения о них, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, в действиях общества административным органом доказан.

Привлечение к административной ответственности общества осуществлено Таможней в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ двухгодичного срока, исчисляемого с момента регистрации таможенным органом декларации на товары, являющейся документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу, вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Основания для замены административного штрафа предупреждением, предусмотренного статьей 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют, поскольку правонарушение совершено в области таможенного дела, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в том, что Общество не проявило должной степени заботливости и осмотрительности к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения порядка ввоза товаров в Российскую Федерацию с соблюдением ограничений и запретов, установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями ЕАЭС и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции приходит к выводу о невозможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, и не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.

Вместе с тем, 06.04.2022 Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен частью 4 статьи 2.1, согласно которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

То есть, если к административной ответственности за выявленное правонарушение привлечено должностное лицо, то юридическое лицо за данное правонарушение подлежит ответственности, только если будет доказано, что им не  были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения действующего законодательства.

Таким образом, внесенные изменения (дополнения) в статью 2.1 КоАП РФ, накладывают ограничения на возможность во всех случаях выявленных правонарушений наряду с привлечением к ответственности должностного лица, привлекать и юридическое лицо.

В этой связи, суд приходит к выводу, что указанные изменения  Кодекса об административных правонарушениях направлены на улучшение положения юридических лиц, поскольку исключают в случае привлечения к административной ответственности должностного лица, применения меры ответственности и к юридическому лицу, если таким юридическим лицом предприняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

            В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33.2  Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.

При этом  в силу правовой позиции изложенной в пунктах 1, 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения»  целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.

В рамках настоящего дела оспаривается постановление Воронежской таможни от 03.02.2022 №10104000-1711/2021 (принятое до внесения изменений в статью 2.1 КоАП РФ), согласно которому ООО «СТРОЙТОРГ» как юридическое лицо привлечено к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ за несоблюдение установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС (непредоставление фитосанитарного сертификата).

При этом, в настоящее время указанное постановление о привлечении к административной ответственности ООО «СТРОЙТОРГ» не исполнено.

Вместе с тем, судом установлено, что  по  выявленному в ходе административного производства нарушению кроме юридического лица также по постановлению от 03.02.2022 №10104000-1718/2021 к административной ответственности   по статье 16.3 КоАП РФ было привлечено должностное лицо –  генеральный директор ООО «СТРОЙТОРГ».

Представленные в материалы дела трудовой договор и должностная инструкция заместителя генерального директора ООО «СТРОЙТОРГ», пунктом 3.5 которой на заместителя генерального директора возложена обязанность по оформлению фитосанитарных сертификатов на вывозимую (экспортируемую) продукцию, и оформление таможенной документации на экспортируемую продукцию (пиломатериал древесины), свидетельствуют о  том, что ООО «СТРОЙТОРГ» предпринимало меры  по соблюдению таможенного и фитосанитарного законодательства, вменив должностному лицу соответствующие обязанности.

Однако генеральный директор ООО «СТРОЙТОРГ», наделенный в полном объеме организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, не предпринял надлежащих мер по контролю за соблюдением иным, подотчетным ему должностным лицом (заместителем генерального директора) возложенных на него обязанностей по оформлению фитосанитарных сертификатов на вывозимую (экспортируемую) продукцию.

Таким образом, в рамках действующего в настоящее время административного законодательства указанные выше обстоятельства, безусловно, должны будут применительно к пункту 4 статьи 2.1 КоАП РФ  учитываться при решении вопроса о наличии  (отсутствии) оснований для  привлечения юридического лица наряду с должностным лицом к административной ответственности.

Поскольку судом установлено наличие обстоятельств, которые административный орган  мог расценить как возможность по освобождению ООО «СТРОЙТОРГ» от административной ответственности в порядке части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, в случае если административное производство осуществлялось после введения в действие соответствующих изменений, предусмотренных ФЗ №70-ФЗ, то данное обстоятельство безусловно улучшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности (статья 1.7 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах, учитывая на момент рассмотрения настоящего спора    изменения нормативно-правового регулирования порядка привлечения юридического лица наряду с должностным лицом к административной ответственности (часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ), и  исходя из установленных судом обстоятельств,  суд с учетом статьи 1.7 КоАП РФ, а также разъяснений содержащихся в пункте 33.2  Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 37, считает необходимым  без признания оспариваемого постановления незаконным, признать  постановление по делу об административном правонарушении №10104000-1711/2021 от 03.02.2021, неподлежащим исполнению.

Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 37, статьями 1.7, 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 207, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать неподлежащим исполнению постановление Воронежской таможни (ОГРН 1023601540830, ИНН 3664021807) по делу об административном правонарушении № 10104000-1711/2021 от 03.02.2022 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙТОРГ» (ОГРН 1153668032682, ИНН 3607005277) к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                  Д.В. Ливенцева