АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Воронеж Дело № А14-6040/2007
112/10
« 20 » августа 2007 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе: ____________________
Судьи Есаковой М.С. ________________________________________________
при ведении протокола судебного заседания судьей Есаковой М.С.______
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Воронеж __
к__ГУ УПФ РФ по г.Воронежу, г.Воронеж ___________
о признании незаконными и отмене решений № 408 от 21.05.2007 и № 200 от 07.06.2007 _________
при участии в заседании:
от заявителя : ФИО1 – предпринимателя, зарегистрирован в ЕГРИП 23.12.2004 за основным государственным регистрационным номером 304362535800202_____________________________
от ГУ УПФ РФ по г.Воронежу : ФИО2 – главного специалиста юридического отдела по доверенности от 06.04.2007 № 01-18/10 (постоянная, полная), паспорт <...>, выдан Северным ОВД Коминтерновского района г.Воронежа 23.05.2003_______________________
Установил:
Индивидуальным предпринимателем ФИО1 заявлены требования об отмене неправомерных решений государственного учреждения – управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Воронежу (далее по тексту – ГУ УПФ РФ по г.Воронежу) № 408 от 21.05.2007 и № 200 от 07.06.2007.
Индивидуальным предпринимателем ФИО1 заявлено об уточнении требований.
Уточнения требования приняты судом в порядке статей 41,49 АПК РФ.
Таким образом, рассмотрению подлежат требования ГУ УПФ РФ по г.Воронежу о признании недействительными решений ГУ УПФ РФ по г.Воронежу № 408 от 21.05.2007 и № 200 от 07.06.2007.
ГУ УПФ РФ по г.Воронежу требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил:
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является индивидуальным предпринимателем (зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя администрацией г.Воронежа 24.04.2000, запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 23.12.2004, присвоен основной государственный регистрационный номер 304362535800202), зарегистрирован в качестве страхователя в органах пенсионного фонда.
ГУ УПФ РФ по г.Воронежу была проведена проверка своевременности уплаты ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, по результатам которой в адрес предпринимателя направлено требование № 408 от 28.03.2007 с предложением уплатить задолженность по страховым взносам за 2006 год в сумме 1200 руб. (на формирование страховой части пенсии) и начисленные пени в сумме 367 руб. 34 коп. (начислены на сумму взносов на финансирование страховой части пенсии) в добровольном порядке.
Требование предпринимателем не исполнено, в связи с чем ГУ УПФ РФ по г.Воронежу принято решение № 408 от 21.05.2007 о взыскании задолженности по страховым взносам и начисленных пеней с индивидуального предпринимателя ФИО1 в принудительном порядке.
ГУ УПФ РФ по г.Воронежу также проведена проверка своевременности представления индивидуальным предпринимателем ФИО1 сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2006 год, по результатам которой в адрес предпринимателя направлено требование № 200 от 07.06.2007 с предложением уплатить 120 руб. финансовых санкций в добровольном порядке.
Данное требование предпринимателем также не исполнено, в связи с чем ГУ УПФ РФ по г.Воронежу принято решение № 200 от 07.06.2007 о взыскании суммы финансовых санкций с ФИО1 в принудительном порядке.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 не согласился с данными решениями органа пенсионного фонда, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
В обоснование заявленных требований, ФИО1 указывает на отсутствие у него обязанности по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа за 2006 год ввиду того, что в спорном периоде предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с необходимостью капитального ремонта квартиры (по обязанию органов местного самоуправления) и осуществлением ухода за гражданками ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствие законодательно установленной обязанности по уплате взносов для членов семей военнослужащих и представлению каких-либо расчетов при уплате предпринимателями страховых взносов на себя, отсутствие его вины и нарушение высшими должностными лицами Конституции РФ.
В обоснование правомерности своих действий орган пенсионного фонда ссылается на неуплату предпринимателем страховых взносов и обязанность по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом (ст.4 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, пунктом 2 статьи 14 Федерального Закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее ФЗ РФ №167-ФЗ от 15.12.2001 г.) индивидуальные предприниматели как страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.
В силу пункта 1 статьи 28 ФЗ РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001 страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона (индивидуальные предприниматели, адвокаты), уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, размер которого в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии. 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Из перечисленных норм следует, что обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им статуса предпринимателя и не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.
Доказательств того, что свидетельство о регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя аннулировано либо наличия непреодолимых обстоятельств, в силу которых он не мог обратиться в регистрирующий орган с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем судом учтено следующее.
В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 107 от 11.04.2006 индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет.
При этом порядок подтверждения факта ухода трудоспособным лицом за лицом, достигшим возраста 80 лет Федеральными законами не предусмотрен. В постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» от 25.05.1994 № 549 указано, что для установления ежемесячных компенсационных выплат представляется заявление нетрудоспособного гражданина, подтверждающее осуществление за ним ухода.
Как следует из материалов дела, 01.08.2003 ФИО1 с гражданкой ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения заключено соглашение об оказании необходимой бытовой и сопутствующей медицинской помощи в любое время дня с явкой на дом по требованию ФИО3 посредством телефонного звонка.
Соглашение аналогичного характера заключено ФИО1 09.02.2006 с гражданкой ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Сообщением в ГУ УПФ РФ по Воронежской области 09.07.2006 гражданка ФИО3 подтвердила, что ФИО1 осуществлял за ней уход с 01.08.2003 по указанную дату. Сообщением в Арбитражный суд Воронежской области от 15.08.2007 гражданка ФИО4 подтвердила, что ФИО1 помогает ей уже третий год (ремонт бытовых приборов, покупка и доставка продуктов и другие обязанности).
В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств, опровергающих факт осуществления ФИО1 в 2006 году ухода за лицами, достигшими 80 лет, ГУ УПФ РФ по г.Воронежу не представлено. Отсутствие в органе пенсионного фонда заявлений ФИО3 и ФИО4 о предоставлении компенсационных выплат согласно постановлению Правительства РФ от 25.05.1994 № 549 само по себе не может служить доказательством неосуществления ухода ФИО1 за поименованными гражданками.
С учетом изложенного, ГУ УПФ РФ по г.Воронежу не представлено бесспорных доказательств обоснования правомерности начисления ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2006 год в сумме 1200 руб. и, соответственно, начисления пеней за неуплату данной суммы взносов.
Однако, ссылка заявителя об отсутствии законодательно установленной обязанности по уплате взносов для членов семей военнослужащих, не может быть принята судом ввиду следующего.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере» от 26.09.2005г. №582 установлено, что фиксированный платеж не уплачивается страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
То есть, минимальный взнос в виде фиксированного платежа могут не платить военные пенсионеры, а также члены их семей, которым назначена пенсия в соответствии с Законом РФ №4468-1от 12.02.1993.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.01.2007 по делу № А14-12460-2006/439/34 установлено, что ФИО1 указанной категории не относится. Решение вступило в законную силу, его законность и обоснованность подтверждены постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2007 и ФАС ЦО 23.05.2007.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
02.04.2007 ГУ УПФ РФ по Центральному району г.Воронежа реорганизовано в форме слияния с образованием нового юридического лица – ГУ УПФ РФ по г.Воронежу, которое является правопреемником заявителя по делу № А14-12460-2006/439/34.
Довод заявителя об отсутствии законодательно установленной обязанности по представлению каких-либо расчетов при уплате предпринимателями страховых взносов на себя судом не принимается за несостоятельностью.
В соответствии со статьями 14,15 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.1996г. № 27-ФЗ страхователь представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта, сведения о страховых взносах и страховом стаже.
Согласно части 3 статьи 17 названного Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Однако, учитывая вывод суда об отсутствии у ИП ФИО1 обязанности по уплате страховых взносов в 2006 году, начисление штрафа за непредставление указанных сведений неправомерно.
При таких обстоятельствах требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, расходы по госпошлине относятся на ответчика и, учетом предоставления заявителю отсрочки уплаты государственной пошлины, подлежат взысканию с ГУ УПФ РФ по г.Воронежу в сумме 100 руб. в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 6,10,25,26,28 ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (с изменениями), статьями 7-11,65,110,156,167-170,180,197-201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительными решения ГУ УПФ РФ по г.Воронежу № 408 от 21.05.2007 и № 200 07.06.2007.
Взыскать с ГУ УПФ РФ по г.Воронежу, расположенного по адресу: <...>, государственную пошлину в сумме 100 руб. в доход федерального бюджета.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия и арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Судья М.С.Есакова