НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Воронежской области от 19.02.2019 № А14-23261/18

Арбитражный суд Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж                                                                                                  Дело №А14-23261/2018

«26» февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена  19 февраля 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 26 февраля 2019 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Аришонковой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                       Невской В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества «РИФ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Острогожск Острогожского района Воронежской области

к Воронежской таможне (ОГРН <***>, ИНН  <***>), г. Воронеж

об отмене  постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 18.10.2018 №10104000-782/2018,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 20.08.2018,

от Воронежской таможни:  ФИО2 – главного государственного таможенного инспектора правового отдела по доверенности №07-61/25 от 12.11.2018; ФИО3 - представителя по доверенности №07-53/03 от 11.02.2019,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «РИФ» (далее – АО «РИФ», Общество, заявитель)  обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Воронежской таможни от 18.10.2018 №10104000-782/2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10104000-652/2015.

Определением от 11.01.2019 осуществлен переход к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

Представитель Общества поддержал заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель таможенного органа заявленное требование не признает по основаниям, изложенным в отзыве, а также дополнительно представленных письменных объяснениях.

Руководствуясь статьями 136, 137  АПК РФ, суд завершил предварительное  судебное заседание, открыл судебное заседание  в суде первой инстанции.

Представители заявителя и таможенного органа в судебном заседании поддержали ранее изложенные позиции по делу.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 12.02.2019 был объявлен перерыв до 19.02.2019.

Из материалов дела следует, что 27.09.2018 декларантом АО «РИФ» на Правобережный таможенный пост Воронежской таможни была подана декларация на товары с регистрационным номером  104070/270918/0006712.

Согласно графе 31 ДТ №10104070/270918/0006712, таможенному декларированию подлежал, в том числе, товар №1 - «конденсаторы постоянной емкости керамические многослойные: ёмкость - 330 МКФ, толерантность - 5%, номинальное напряжение - 50 В, диапазон рабочих температур - 55 - + 125 С, производитель «MURATA», товарный знак отсутствует, артикул GRM1885C1H331JA01D», количество 1848 штук».

Согласно графе 44 в отношении товара № 1 по ДТ 110104070/270918/0006712 декларантом АО «РИФ» были указаны декларации о соответствии с регистрационными номерами ЕАЭС №RUД-JP.АЖ22.02271/18 от  18.09.2018 и ЕАЭС №RU Д- JP.АЖ22.В.04195/18 от 27.09.2018 с целью подтверждения соответствия декларируемых товаров требованиям технических регламентов Таможенного союза.

В результате проведения должностным лицом таможенного поста проверки документов и сведений, заявленных декларантом АО «РИФ» в ДТ 510104070/270918/0006712,  был  установлен  факт отсутствия  в указанных декларациях о соответствии части декларируемого по ДТ 0104070/270918/0006712 товара № 1 с артикулом «GRM1885C1H331JA01D».

28.09.2018 (после подачи ДТ) в качестве документа, подтверждающего соответствие указанной части товара №1 по ДТ № 10104070/270918/0006712 требованиям технических регламентов Таможенного союза декларантом АО «РИФ» на таможенный пост была представлена декларация о соответствии с регистрационным номером ЕАЭС №RU Д- JP.АЖ22.В.04571/18 от 28.09.2018.

Также Обществом было представлено информационное письмо от 01.10.2018 №1082, в котором было указано на допущенную в декларации о соответствии от  18.09.2018 № ЕАЭС №RUД-JP.АЖ22.02271/18 ошибку, в связи с чем, необходимо применять декларацию о соответствии от 28.09.2018 №ЕАЭС №RU Д- JP.АЖ22.В.04571/18.

Полагая, что декларация о соответствии от 28.09.2018 №ЕАЭС №RU Д- JP.АЖ22.В.04571/18, а также информационное письмо от 01.10.2018 №1082 подтверждают, что задекларированный товар с артикулом «GRM1885C1H331JA01D» подпадает под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (TP ТС 004/2011) и подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия, тогда как указанные в ДТ 110104070/270918/0006712 декларации о соответствии не распространяют свое действие на товар с указанным артикулом, таможенный орган пришел к выводу о нарушении АО «РИФ»  положений ст. 108 ТК ЕАЭС в части предоставления документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений декларируемого товара.

По факту нарушения таможенного законодательства 05.10.2018 заместителем начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Правобережного таможенного поста Воронежской таможни в отсутствие законного представителя Общества, надлежаще извещенного о времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении №10104000-782/2018 в отношении АО «РИФ» по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст.16.2 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материала об административном правонарушении должностным лицом таможенного органа вынесено постановление от 18.10.2018 №10104000-782/2018 о привлечении АО «РИФ» к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением АО «РИФ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

При этом под недействительными документами согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ понимаются поддельные документы, а также документы, полученные незаконным путем, содержащие недостоверные сведения, относящиеся к другим товарам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Согласно пункту 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, Кодекс), товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Статьей 2 ТК ЕАЭС предусмотрено, что под запретами и ограничениями следует понимать   применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

При этом в силу требований ст. 106 ТК ЕАЭС в  декларации на товары,  используемой при помещении товаров под таможенные процедуры, указываются, в том числе, сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

 Согласно п.2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан:

- произвести таможенное декларирование товаров;

- представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;

- предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;

- уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом;

- соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры;

- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

На основании п.3 ст. 108 Кодекса, по общему правилу, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации.

 В соответствии с п.3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Положение N 294).

В подпункте "в" пункта 2 Положения N 294 установлено ограничение в виде необходимости подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза продукции (товаров), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, и включенной в перечни продукции, в том числе в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013 N 91 (далее - Перечень N 91).

Таможенный орган посчитал, что задекларированный Обществом товар с артикулом «GRM1885C1H331JA01D» подпадает под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (TP ТС 004/2011) и подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.

Принимая во внимание, что в нарушение требований ст. 108 ТК ЕАЭС в отношении части товара с артикулом «GRM1885C1H331JA01D»  в графе 44  ДТ 110104070/270918/0006712 заявлены сведения о декларациях о соответствии, которые были представлены декларантом при таможенном декларировании, относящихся к другим товарам (не содержащих в числе сведений о продукции указания на товары с указанным артикулом), таможенный орган пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Оспаривая приведенные выводы Воронежской таможни, заявитель полагает, что АО «РИФ» предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил декларирования товаров. Тогда как при оформлении декларации о соответствии от 18.09.2018 была допущена техническая ошибка, а именно, при указании идентификации товара указан артикул «GRM1885C1H331JA01»   вместо «GRM1885C1H331JA01D» (не допечатана одна буква, которая отвечает за обозначение упаковки поставляемого товара). Соответствующая информация была направлена в материалы административного производства АО «РИФ» посредством предоставления письма от 05.10.2018.

Одновременно, заявитель ссылается на то, что декларируемый согласно ДТ№10104071/270918/0006712 товар (конденсатор) не подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности  низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011) и, следовательно, не подлежал процедуре подтверждения соответствия требованиям безопасности путем предоставления декларации о соответствии, поскольку имеет номинальное напряжение постоянного тока – 50В.

Оценивая приведенные доводы, суд руководствуется следующим.

Согласно пункту 1 статьи 1  Технического регламента Таможенного союза «О безопасности  низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. К низковольтному оборудованию, на которое распространяется действие настоящего технического регламента Таможенного союза, относится электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока.

Представленные в материалы дела технические характеристики товара с артикулом «GRM1885C1H331JA01D», указывают на то, что номинальное напряжение постоянного тока для его использования  составляет 50 В.

При этом доказательств, опровергающихся доводы заявителя и позволяющих установить наличие у спорного товара характеристик, позволяющих отнести данный товар к низковольтному оборудованию, на которое распространяется действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности  низковольтного оборудования» (с учетом указанного диапазона номинального напряжения постоянного тока), таможней не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что спорный товар не подпадает по действие ТР ТС 004/2011 и для него не требуется обязательного представления декларации о соответствии или сертификата соответствия. Данные обстоятельства  свидетельствуют о наличии обоснованных сомнений в виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, и такие сомнения таможенным органом не устранены.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах суд приходит  к выводу о том, что таможенный орган вопреки требованиям части 4 статьи 210 АПК РФ в рассматриваемом случае не доказал наличие у Общества нормативно установленной обязанности представить при таможенном оформлении товара (многослойные керамические конденсаторы, подлежащие использованию при номинальном напряжении постоянного тока 50 В) декларации о соответствии названных изделий требованиям TP ТС N 004/2011.

При этом ссылки Воронежской таможни на то, что на спорный товар Обществом в  дальнейшем была получена декларация о соответствии, подтверждающая соответствие ввезенной продукции требованиям ТР ТС 004/2011, не имеют в рассматриваемом случае правового значения, поскольку сам по себе факт получения декларации соответствия не свидетельствует о том, что обязанность получить такую декларацию и представить ее при таможенном декларировании товара установлена законом. Таможенный орган в рассматриваемом случае наличие соответствующей обязанности у заявителя в отношении конкретного товара должным образом, применительно к техническим характеристикам конкретного товара, не обосновал.

Таким образом, наличие в действиях АО «РИФ» состава административного правонарушения по ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ материалами дела не подтверждено, в связи с чем, заявленные требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление Воронежской таможни от 18.10.2018 №10104000-782/2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10104000-652/2015 – признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные акционерным обществом «РИФ» требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Воронежской таможни № 10104000-782/2018 от 18.10.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый   арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                                    Е.А. Аришонкова