АРБИТРАЖНИЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Воронеж Дело № А14-2222/2022
«18» июля 2022г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Федосовой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артюховой Ю.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Стройторг» (ОГРН 1153668032682, ИНН 3607005277), Воронежская обл., п.р. Рамонь
к Воронежской таможне (ОГРН 1023601540830, ИНН 3664021807), г. Воронеж,
о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10104000-1712/2021 от 03.02.2022,
при участии в заседании:
от заявителя – Жигулин В.И., представитель по доверенности от 02.02.2022, диплом, удостоверение личности – паспорт,
от Воронежской таможни – Гончарова Д.А., представитель по доверенности №07-12/41 о 04.10.2021, диплом, удостоверение личности – служебное удостоверение,
от Воронежской транспортной прокуратуры - Курнаков М.А., удостоверение личности - служебное удостоверение,
установил:
общества с ограниченной ответственностью «Стройторг» (далее – заявитель, ООО «Стройторг») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Воронежской таможне (далее – таможенный орган), к Воронежской транспортной прокуратуре о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 03.02.2022 № 10104000-1712/2021 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 00 руб.
Определением суда от 21.02.2022 после устранения обстоятельств, послуживших для оставления заявления без движения, заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного судопроизводства.
На основании определения суда от 15.04.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, предварительное судебное заседание по делу назначено на 14.07.2022.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещались судом о месте и времени предварительного судебного заседания, назначенного на 14.07.2022, обеспечили явку полномочных представителей.
Суд, в судебном заседании 14.07.2022 с учетом мнения явившихся представителей, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке ч.4 ст. 137 АПК РФ.
В судебном заседании 14.07.2022 на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 18.07.2022.
Представитель заявителя ходатайствовал об исключении из числа заинтересованных лиц по настоящему спору Воронежской транспортной прокуратуры с учетом предмета рассматриваемых требований.
Судом в порядке ст.ст. 41, 47 АПК РФ рассмотрено и в отсутствие возражений со стороны таможенного органа и Воронежской транспортной прокуратуры удовлетворено ходатайство заявителя об исключении из числа заинтересованных лиц по настоящему спору Воронежской транспортной прокуратуры с учетом предмета рассматриваемых требований.
Таким образом подлежат рассмотрению требования ООО «Стройторг» к Воронежской таможне о признании незаконным и об отмене постановления о назначении административного наказания от 03.02.2022 № 10104000-1712/2021.
Представитель заявителя поддерживал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных письменных пояснениях. При этом заявитель полагал, что в рассматриваемом случае имеются основания для признания оспариваемого постановления неподлежащим исполнению ввиду привлечения должностного лица за совершение аналогичного правонарушения.
Представитель Воронежской таможни возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Из материалов дела следует, что Воронежской транспортной прокуратурой была проведена проверка соблюдения таможенного законодательства в сфере перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров с соблюдением запретов и ограничений в отношении ООО «Стройторг».
В ходе проведения проверки было установлено, что 24.02.2020 ООО «Стройторг» в рамках исполнения обязательств по контракту №03-2020 от 14.02.2020, заключенному с компанией «ROYALDIAZORTEGAS.L.» (Испания) на Брянский таможенный пост была подана ДТ № 10102030/240220/0002462. Отправителем и декларантом товаров, заявленных в ДТ № 10102030/240220/0002462, выступает ООО «Стройторг», получателем - компания «ROYALDIAZORTEGAS.L.» (Испания).
Согласно графе 31 ДТ № 10102030/240220/0002462 ООО «Стройторг» декларировался товар - круглые лесоматериалы (бревна) лиственных пород (quercus robur I/ дуб обыкновенный), неокоренные, неокантованные, небрусованные, не обработанные консервантом, свежеспиленные, 70% влажности, ГОСТ 9462-88. Маркировка: нанесена информация - бревна дубовые. Отправитель: ООО «СТРОИТОРГ», ИНН 3607005277, декларация ЕГАИС 007072400019485003607005277. Диаметр, длина, объем №1-27. Объем измерен согласно ГОСТА 2708-75. Методика ФР.1.27.2011.10631, общий объем/номинальный оплачиваемый объем без коры - 19,98 м.куб. Общий объем с учетом коры - 21,62 м.куб. Предельные отклонения от номинальных размеров: длина +50/-25, толщина +/-3 мм. Объем с учетом предельных отклонений (ГОСТ 2292-88) – 23,31 куб. Назначение: для распиловки и строгания. Всего 27 штук. Сорт 1/roundlogsoak. Объем товара по контракту 170 м.куб, код товара согласно единой номенклатуре внешней экономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ЕТН ВЭД ЕАЭС) 4403911000.
При этом информация о наличии документа,подтверждающего соблюдение запретов и ограничений в отношении декларируемого товара, в графе 44 ДТ № 10102030/240220/0002462 указана не была.
В проведения проверки была получена информация Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям №01-39/2/НЭ/1308 от 22.11.2021, из которой следует, что в соответствии с фитосанитарными требованиями в области карантина растений для испортируемых в страны Европейского союза, а также на территорию Украины необходимым условием для ввоза в страну является наличие фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию.
ООО «Стройторг» с заявлением на выдачу фитосанитарных сертификатов на декларируемый товар по ДТ № 10102030/240220/0002462 не обращалось.
Более того, согласно представленной Обществом информации, ООО «Стройторг» на декларируемый по ДТ № 10102030/240220/0002462 товар фитосанитарный сертификат не оформлялся.
По результатам проверки был составлен акт от 22.12.2021.
23.12.2021, усмотрев в действиях (бездействии) ООО «Стройторг» нарушение положений ТК ЕАЭС при декларировании и вывозе с таможенной территории ЕАЭС товаров (непредставление фитосанитарного сертификата), что привело к несоблюдению установленных нормативными правовыми актами запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, Воронежская транспортная прокуратура вынесла постановление о возбуждении в отношении ООО «Стройторг» дела об административном правонарушении по статье 16.3 КоАП РФ.
Материалы дела были переданы в Воронежскую таможню для рассмотрения и принятия решения.
21.02.2022 должностным лицом Воронежской таможни в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя Общества, в отношении ООО «Стройторг» составлен протокол об административном правонарушении № 10104000-1712/2021 по ст. 16.3 КоАП РФ.
03.02.2022 Воронежская таможня в присутствии законного представителя Общества вынесено постановление № 10104000-1712/2021 о привлечении ООО «Стройторг» к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ и назанченит административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением ООО «Стройторг» обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании его незаконным и подлежащим отмене.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) запретами и ограничениями признаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно пункту 3 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о ЕАЭС и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов;
Статьёй 106 ТК ЕАЭС закреплено, что в декларации на товары указываются следующие основные сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду ТН ВЭД ЕАЭС; код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включённым в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведётся таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подаётся декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
На основании ч. 1, 4 ст. 25 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.
Решением Комиссии таможенного союза № 318 от 18.06.2010 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» (далее - Решение № 318) утверждены, в том числе, Перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза и Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза,
Согласно Разделу I Приложения № 1 Решения № 318 «лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделённые на слои или лущённые, строганные или не строганные, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм», относящиеся к коду 4407 Товарной номенклатуры внешней экономической деятельности Евразийского экономического союза, относятся к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском.
В соответствии со статьей 2 Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом подкарантинной продукции, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 995 от 19.09.2015 (далее - Правила), вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарнымитребованиями страны-импортера.
Согласно статье 3 Правил контроль за вывозом с таможенной территории Евразийского экономического союза подкарантинной продукции осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу.
Статьей 8.1 Раздела VIII Приложения № 2 Решения № 318 предусмотрено, что вслучае если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортёра подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства-члена по месту отправки всоответствии с законодательством этого государства-члена. В случае если фитосанитарными требованиями страны-импортёра разрешается и (или) не регламентируется импорт подкарантинной продукции, засорённой сорными растениями, имеющими карантинное значение для государств-членов, то вывоз указанной продукции с таможенной территории Евразийского экономического союза не запрещается,
Согласно письму Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям № 01-39/2/НЭ/1308 от 22.11.2021, в соответствии с фитосанитарными требованиями вобласти карантина растений для импортируемых в страны Европейского союза, а также на территорию Украины товаров, относящихся к кодам 4403 и 4407, необходимым условием для ввоза в страну является наличие фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию.
Материалами дела подтверждается, что ООО «Стройторг» по ДТ № 10102030/240220/0002462 декларировался товар – «круглые лесоматериалы (бревна) лиственных пород (quercus robur I/ дуб обыкновенный), неокоренные, неокантованные, небрусованные, не обработанные консервантом, свежеспиленные, 70% влажности ….», с указанием кода ТН ВЭД – 4403911000.
Таким образом, с учетом положений Решения Комиссии таможенного союза № 318 от 18.06.2010, а также письма Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям № 01-39/2/НЭ/1308 от 22.11.2021, ООО «Стройторг» было обязано получить документ,подтверждающий соблюдение запретов и ограничений в отношении декларируемого товара - фитосанитарный сертификат.
Между тем, информация о наличии документа,подтверждающего соблюдение запретов и ограничений в отношении декларируемого товара, в графе 44 ДТ № 10102030/240220/0002462 указана не была.
Более того, согласно представленной Обществом информации таможенному органу, фитосанитарный сертификат в отношении товара, задекларированного по ДТ №10102030/240220/0002462 не оформлялся (письмо от 15.11.2021, л.д. 152).
Таким образом факт нарушения требований положений ТК ЕАЭС при декларировании и вывозе с таможенной территории ЕАЭС товаров по ДТ 10102030/240220/0002462, выразившееся в непредоставлении фитосанитарного сертификата в отношении задекларированного товара, что привело к несоблюдению установленных нормативными правовыми актами запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств и Обществом не оспаривается.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО «Стройторг» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при привлечении ООО «Стройторг» к административной ответственности судом не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным и применений положений ст. 2.9 КоАП РФ судом не усматривается.
Вместе с тем, 06.04.2022 Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен частью 4 статьи 2.1, согласно которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
То есть, если к административной ответственности за выявленное правонарушение привлечено должностное лицо, то юридическое лицо за данное правонарушение подлежит ответственности, только если будет доказано, что им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения действующего законодательства.
Таким образом, внесенные изменения (дополнения) в статью 2.1 КоАП РФ, накладывают ограничения на возможность во всех случаях выявленных правонарушений наряду с привлечением к ответственности должностного лица, привлекать и юридическое лицо.
В этой связи, суд приходит к выводу, что указанные изменения Кодекса об административных правонарушениях направлены на улучшение положения юридических лиц, поскольку исключают в случае привлечения к административной ответственности должностного лица, применения меры ответственности и к юридическому лицу, если таким юридическим лицом предприняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ.
При этом в силу правовой позиции изложенной в пунктах 1, 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
В рамках настоящего дела оспаривается постановление Воронежской таможни от 03.02.2022 №10104000-1712/2021 (принятое до внесения изменений в ст. 2.1 КоАП РФ), согласно которому ООО «Стройторг» как юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ за несоблюдение установленных
запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС (непредоставление фитосанитарного сертификата).
При этом, в настоящее время указанное постановление о привлечении к административной ответственности ООО «Стройторг» не исполнено.
Вместе с тем, судом установлено, что по выявленному в ходе административного производства нарушению кроме юридического лица также по постановлению от 03.02.2022 №10104000-1719/2021 к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ было привлечено должностное лицо – генеральный директор ООО «Стройторг».
Представленные в материалы дела трудовой договор и должностная инструкция заместителя генерального директора ООО «Стройторг», пунктом 3.5 которой на заместителя генерального директора возложена обязанность по оформлению фитосанитарных сертификатов на вывозимую (экспортируемую) продукцию, и оформление таможенной документации на экспортируемую продукцию (пиломатериал древесины), свидетельствуют о том, что ООО «Стройторг» предпринимало меры по соблюдению таможенного и фитосанитарного законодательства, вменив должностному лицу соответствующие обязанности.
Однако генеральный директор ООО «Стройторг», наделенный в полном объеме организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, не предпринял надлежащих мер по контролю за соблюдением иным, подотчетным ему должностным лицом (заместителем генерального директора) возложенных на него обязанностей по оформлению фитосанитарных сертификатов на вывозимую (экспортируемую) продукцию.
Таким образом, в рамках действующего в настоящее время административного законодательства указанные выше обстоятельства, безусловно, должны будут применительно к п.4 ст. 2.1 КоАП РФ учитываться при решении вопроса о наличии (отсутствии) оснований для привлечения юридического лица наряду с должностным лицом к административной ответственности.
Поскольку судом установлено наличие обстоятельств, которые административный орган мог расценить как возможность по освобождению ООО «Стройторг» от административной ответственности в порядке ч.4 ст. 2.1 КоАП РФ, в случае если административное производство осуществлялось после введения в действие соответствующих изменений, предусмотренных ФЗ №70-ФЗ, то данное обстоятельство безусловно улучшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 1.7 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, учитывая на момент рассмотрения настоящего спора изменения нормативно-правового регулирования порядка привлечения юридического лица наряду с должностным лицом к административной ответственности (ч.4 ст. 2.1 КоАП РФ), и исходя из установленных судом обстоятельств, суд с учетом статьи 1.7 КоАП РФ, а также разъяснений содержащихся в пункте 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 37, считает необходимым без признания оспариваемого постановления незаконным, признать постановление по делу об административном правонарушении №10104000-1712/2021 от 03.02.2021, неподлежащим исполнению.
Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 37, статьями 1.7, 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 207, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать неподлежащим исполнению постановление Воронежской таможни (ОГРН 1023601540830, ИНН 3664021807)по делу об административном правонарушении № 10104000-1712/2021 от 03.02.2022 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Стройторг» (ОГРН 1153668032682, ИНН 3607005277) к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья С.С. Федосова