НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Воронежской области от 12.04.2017 № А14-16746/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Воронеж Дело № А14-16746/2016

14 апреля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 14 апреля 2017 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Аришонковой Е.А.,

  при ведении протокола открытого судебного заседания секретарем судебного заседания Невской В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества «Центртрансстрой» (ОГРН 1037719000395, ИНН 7719263280) г.Москва,

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) г.Воронеж

о признании частично недействительным решения № 427 от 02.11.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Иванова Виктора Сергеевича – представителя по доверенности №1 от 12.01.2016 (сроком на 3 года); Кудлюк Татьяны Борисовны - представителя по доверенности от 26.12.2016 б/н (сроком на 3 года),

от заинтересованного лица: Киреевой Юлии Сергеевны – главного специалиста-эксперта юридического отдела по доверенности №01-36/38755 от 30.12.2016,

от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,

у с т а н о в и л:

Закрытое акционерное общество «Центртрансстрой» (далее по тексту – ЗАО «Центртрансстрой», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее –Управление Пенсионного фонда) о признании недействительным решения №427 от 02.11.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части привлечения к ответственности по п.1 ст.47 Федерального закона №212-ФЗ в виде штрафа в сумме 2 546,34 руб., начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 2893, 96 руб., предложения уплатить недоимку в сумме 12 731, 71 руб., внесения необходимых исправлений в бухгалтерскую отчетность в виде корректирующих форм индивидуальных сведений за отчетные периоды 2013 -2015гг. на застрахованных лиц, в отношении которых страхователем была занижена база для начисления страховых взносов (Цуканова М.И., Зеленина А.А.).

Определением суда от 20.03.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Цуканов Михаил Иванович и Зеленин Александр Анатольевич.

Цуканов М.И. и Зеленин А.А. в судебное заседание не явились, ввиду чего, учитывая надлежащее извещение указанных лиц о месте и времени проведения судебного заседания, дело рассматривалось в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Представители «Центртрансстрой» поддерживают заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительно представленных письменных пояснениях.

Представитель Управления Пенсионного фонда заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в представленном отзыве, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Рассмотрение дела откладывалось.

В судебном заседании 06.04.2017 в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 12.04.2017.

Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда в период с 30.08.2016 по 29.09.2016 была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов – ЗАО «Центртрансстрой» (в лице регионального филиала «Дон» ЗАО «Центртрансстрой» в г. Воронеже) за период с 01.01.2013 по 31.12.2015. Итоги проведенной проверки отражены в акте № 427 от 29.09.2016.

По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением Пенсионного фонда вынесено решение №427 от 02.11.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым ЗАО «Центртрансстрой» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа в общей сумме 2 685,98 руб.

Кроме того, указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 13429,88 руб. (из них в сумме 12731,71 руб. – по дополнительному тарифу в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N212-ФЗ), а также начисленные пени в общей сумме 2 997 руб. (в том числе, за несвоевременную уплату страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 2893,96 руб.) и предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и представить корректирующие формы индивидуальных сведений за проверяемый период на застрахованных лиц, в отношении которых страхователем занижена база для начисления страховых взносов.

Не согласившись с указанным решением Управления Пенсионного фонда №427 от 02.11.2016 в части предложения уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу в сумме 12 731,71 руб., пени в сумме 2893,96 руб. и штраф по п.1 ст. 47 Федерального закона №212-ФЗ в сумме 2 546,34 руб., а также в части требования о внесении необходимых исправлений в бухгалтерскую отчетность и представлении корректирующих форм индивидуальных сведений за отчетные периоды 2013 -2015гг. на застрахованных лиц Цуканова М.И. и Зеленина А.А., ЗАО «Центртрансстрой» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Данное заявление подано ЗАО «Центртрансстрой» 18.11.2016, то есть в пределах установленного ч.4 ст. 198 АПК РФ срока.

В обоснование заявленных требований Общество ссылается на отсутствие оснований для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу застрахованных лиц - Цуканова М.И. (электрогазосварщик) и Зеленина А.А. (производитель работ), поскольку занимающие указанные должности лица не обладают правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Указанный вывод подтверждается проведенной в 2011 году аттестацией рабочих мест по условиям труда, по результатам которой установлено, что класс условий труда на рабочем месте производителя работ по показателям, которые могут оказывать вредное воздействие на здоровье человека, соответствует нормальным (оптимальным либо допустимым) условиям труда (оценка условий труда как вредных - подкласс 3.1 установлена лишь в отношении напряженности труда (трудового процесса)). При аттестации рабочего места электрогазосварщика установлено, что непосредственно сварочными работами он занимается 12% рабочего времени в помещении и 13% рабочего времени на улице (всего 25%). В результате изложенного, по результатам проведенной аттестации сделан вывод о том, что производитель работ и электрогазосварщик, работающие в ЗАО «Центртрансстрой», не имеют права на досрочное назначение пенсии.

В этой связи заявитель считает, что в отсутствие у работников Цуканова М.И. и Зеленина А.А. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (что подтверждено результатами проведенной аттестации рабочих мест), у работодателя отсутствует обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат, произведенных названным работникам.

Возражая в отношении заявленных требований, Управление Пенсионного фонда исходит из того, что установленная с 1 января 2013 года статьей 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам поставлена в зависимость от наличия в штате организации работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, а не от наличия у этих работников права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выполнением указанных работ и включением периодов выполнения этих работ в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Поскольку такие профессии как «производитель работ» и «электрогазосварщик» указаны в Списке №2 производств, работ, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, и, соответственно, относятся к профессиям, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то страхователь в проверяемом период, по мнению заинтересованного лица, должен был уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам с сумм заработной платы, начисленных в пользу занятых на данных видах работ работников Зеленина А.А. (производитель работ) и Цуканова М.И. (электрогазосварщик), условия труда которых в соответствии с проведенной аттестацией рабочих мест признаны вредными (класс вредности 3.1).

Одновременно, Управление указывает, что отметка в картах аттестации рабочих мест по условиям труда об отсутствии права работников на досрочное назначение пенсии не может предрешать вопрос о праве застрахованных лиц на назначение пенсии на льготных основаниях.

Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пп.1 п.1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №167-ФЗ) организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и являются плательщиками страховых взносов на основании пп. «а» п.1 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Федеральный закон №212-ФЗ), действовавшего в проверяемый период и применимого к рассматриваемым правоотношениям.

Согласно статье 33.2 Федерального закона N 167-ФЗ для указанных страхователей с 01.01.2013 установлена обязанность по начислению дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Аналогичные положения, устанавливающие с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных плательщиков страховых взносов закреплены в ст. 58.3 Федерального закона №212-ФЗ.

При начислении страховых взносов по дополнительным тарифам объект обложения страховыми взносами определяется в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона №212-ФЗ, а база как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 8 указанного Закона, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N212-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, с 1 января 2013 года применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: на 2013 год в - 2%, на 2014 год - 4%, на 2015 год и последующие годы - 6%.

При этом, как следует из положений пункта 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С 01.01.2014 в указанную статью Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ были внесены изменения, в том числе введен пункт 2.1, согласно которому для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: для опасного класса условий труда (подкласс 4) - 8%, для вредного класса условий труда подкласс 3.4 -7%, подкласс 3.3-6%, подкласс 3.2-4%, подкласс 3.1-2%, для допустимого класса условий труда подкласс 2, а также для оптимального класса условий труда подкласс 1- 0%.

Также Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ был признан утратившим силу пункт 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О трудовых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Закон N 400-ФЗ) с 01.01.2015 не применяются положения Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в том числе в части подпунктов 1 - 18 пункта 1 статьи 27 указанного закона.

Таким образом, для начисления взносов по дополнительному тарифу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в обязательном порядке должно соблюдаться условие о занятости работника на видах работ, перечисленных в подпункте 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ), а также о проведении специальной оценки условий труда.

Как следует из содержания подпунктов 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ (подлежащего применению до 01.01.2015), ими установлены категории лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.

Так, подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Аналогичные категории лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, приведены в пунктах 1 и 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01.01.2015.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ и ч.2 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее – Список №2).

При этом как положениями Федерального закона №173 –ФЗ, так и Федерального закона №400-ФЗ установлено, что указанные периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом указанные условия назначения страховой пенсии по старости, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по указанным работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления с 1 января 2014 года в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" устанавливался приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

Как следует из материалов дела, в 2011 году ЗАО «Центртрансстрой» в соответствии с указанным выше Порядком была проведена аттестация рабочих мест, в том числе по должностям «производитель работ» и «электрогазосварщик» (т.1 л.д. 142).

По результатам проведения аттестации указанных рабочих мест составлены карты аттестации рабочего места по условиям труда №19 в отношении электрогазосварщика (код 19756) и рабочего места по условиям труда №24 в отношении производителя работ (код 25865), в которых отражены сведения об отсутствии права на досрочное назначение трудовой пенсии.

Как установлено судом исходя из анализа представленных материалов аттестации, указанный вывод основывался на оценке трудовой функции, которую фактически выполняли соответствующие работники, оценке условий труда и времени занятости выполнением соответствующих работ в течение рабочего дня.

В частности, применительно к должности электрогазосварщика, занимаемой в проверяемый период работником Цукановым М.И., судом учтено, что указанный аттестационной комиссией код и наименование данной должности содержится в Списке №2, в том числе в главе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», где указаны электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756).

Результаты проведенной аттестации подтвердили степень вредности и (или) опасности факторов производственно среды и трудового процесса - 3.1, что отражено в карте аттестации данного рабочего места, а также в протоколе №19-Т оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса (т.1 л.д. 133), в соответствии с которым установлен класс условий труда - 3.1.

Одновременно, как следует из фотографии рабочего дня, а также составленных протоколов измерений и оценок по отдельным факторам, в ходе аттестации было установлено, что непосредственно сварочными работами электрогазосварщик в ЗАО «Центрансстрой» региональный филиал «Дон» занимается неполный рабочий день (12% рабочего времени в помещении и 13% рабочего времени на улице, всего 25%).

Из фотографии рабочего дня усматривается, что наряду с выполнением сварочных работ Цуканов М.И. большую часть рабочего времени занимался иной деятельностью: выполнением слесарных работ, ремонтом техники, работой на погрузчике, уборкой рабочего места и пр.

Как отражено в представленной в материалы дела должностной инструкции электрогазосварщика (т.1 л.д. 77-78), в состав его должностных обязанностей, наряду с подготовкой электро- и газосварочной аппаратуры к работе, выполнением сварочных работ при ремонте оборудования, автомобильной и строительной техники, контролем качества сварки, входит участие по распоряжению заместителя директора по механизации и главного механика в работах, не требующих специальной квалификации, а именно, работах по монтажу, наладке и ремонту оборудования, погрузочно-разгрузочных работах, уборке территории (пункт 2.3 должностной инструкции).

В соответствии с пунктом 5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Исходя из чего, учитывая, что выполняемая электрогазосварщиком в ЗАО «Центрансстрой» (региональный филиал «Дон») работа непосредственно по данной профессии носит периодический характер и составляет менее 80% рабочего времени, вывод аттестационной комиссии об отсутствии у занимающего указанную должность работника права на досрочное назначение пенсии (применительно к включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в ЗАО «Центрансстрой»), является правомерным.

Также судом учтено, что как следует из представленной в материалы дела справки №757333/16 от 22.11.2016 (т.1 л.д. 117), Цуканову М.И. в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ с 18.11.2016 назначена страховая пенсия по старости, при этом период работы в ЗАО «Центрансстрой» не учитывался при определении стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии (что подтверждено представителем Управления Пенсионного фонда в судебном заседании).

Применительно к должности производителя работ судом установлено, что указанный в карте аттестации данного рабочего места код 25865, соответствующий должности производителя работ (прораба) (в строительстве) по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367, отсутствует в Списке №2.

Одновременно, Списком №2 указанная должность (исходя из ее наименования) предусмотрена применительно к отдельным отраслям (видам работ). В частности, должность производителя работ поименована в Списке №2 в числе руководителей и специалистов такого вида производственной деятельности как строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов (глава XXVII) – позиция 2290000б-24441.

В этой связи, учитывая, что функциональные обязанности производителя работ состоят в осуществлении руководства производственно-хозяйственной деятельностью и организации работы на определенном производственном участке, оценка наличия права на льготное пенсионное обеспечение применительно к указанной должности зависит от признания тяжелыми (вредными) условий конкретного вида работ (производства), применительно к которому соответствующая должность включена в Список.

Из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРЮЛ в отношении ЗАО «Центртрансстрой» усматривается, что основным видом осуществляемой данной организацией деятельности является строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

При этом деятельность проверяемого регионального филиала «Дон» ЗАО «Центртрансстрой» в г. Воронеже, согласно пояснениям представителей заявителя, заключается в осуществлении подготовительных земляных работ (подготовка строительной площадки) под указанное строительство (то есть, данные работы не связаны с укладкой асфальта).

В этой связи, применительно к характеру деятельности, осуществляемой проверяемым филиалом заявителя, условия труда производителя работ по показателям тяжести трудового процесса и влиянию вредных факторов, которые могут оказывать вредное воздействие на здоровье человека, в ходе проведенной аттестации оценены как допустимые (класс условий труда - 2), что подтверждается картой аттестации рабочего места, а также протоколами измерений и оценок по каждому подлежащему оценке фактору.

При этом общая оценка условий труда на данном рабочем месте как вредных - подкласс 3.1, установлена исходя из соответствующей оценки напряженности трудового процесса производителя работ – протокол №24-Н, что относится к характеристике рассматриваемой должности и не может быть учтено (с учетом приведенных выше выводов) при оценке условий труда на рассматриваемом рабочем месте в целом, зависящих от вредности (тяжести) конкретного производства.

Исходя из чего, в результате проведенной аттестации комиссией сделан вывод об отсутствии у занимающего должность производителя работ организации Зеленина А.А. права на досрочное назначение пенсии.

Судом учтено, что при рассмотрении настоящего спора каких-либо доводов, опровергающих отсутствие у указанных работников права на включение соответствующих периодов работы в должности производителя работ и электрогазосварщика в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не представлено ни со стороны Управления Пенсионного фонда, ни со стороны привлеченных к участию в настоящем деле третьих лиц.

Отклоняя доводы Управления Пенсионного фонда о том, что обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с приведенными нормами Федерального закона N 212-ФЗ возлагается на страхователя независимо от того, включаются ли соответствующие периоды работы в специальный стаж застрахованного лица, дающий право на получение пенсии по правилам п. п. 2 пункта 1 статьи Федерального закона №173-ФЗ (ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ – с 2015 года), суд руководствуется следующим.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховыми взносами являются обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 10.07.2007 N 9-П, от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П и от 22.03.2007 N 4-П, по смыслу определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленному вышеуказанной нормой, назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ, является обеспечение права работников на получение досрочной пенсии.

Таким образом, законодатель связывает обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам с правом работника на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Правомерность указанного вывода подтверждается позицией Верховного Суда РФ, приведенной в Определениях от 09.02.2016 N 309-КГ15-19443, от 27.02.2017 N 310-КГ16-17517, от 27.02.2017 N 308-КГ16-17815.

На основании изложенного, принимая во внимание тот факт, что работники, занимающие указанные должности не обладали правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (страховой пенсии), суд приходит к выводу об отсутствии у страхователя оснований для уплаты в отношении выплат указанным лицам страховых взносов по дополнительному тарифу, ввиду чего произведенное оспариваемым решением Управления Пенсионного фонда доначисление заявителю страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона N212-ФЗ в сумме 12731,71 руб. является неправомерным.

С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, при установленном судом отсутствии у страхователя обязанности по уплате спорных сумм страховых взносов по дополнительному тарифу, начисление пени на указанные суммы в размере 2893, 96 руб. также является неправомерным.

Аналогичным образом, у Управления Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения заявителя к ответственности предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов по дополнительному тарифу в виде штрафа в сумме в сумме 2 546,34 руб., в связи с тем, что факт совершения вменяемого Обществу правонарушения не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.

По указанным основаниям суд считает необоснованным изложенное в решении №427 от 02.11.2016 и оспариваемое заявителем требование о внесении страхователем необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и представлении корректирующих форм индивидуальных сведений за проверяемый период на застрахованных лиц Цуканова М.И. и Зеленина А.А., в отношении которых страхователем, по мнению Управления, занижена база для начисления страховых взносов.

В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, требования заявителя о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже №427 от 02.11.2016 в оспариваемой части подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения настоящего дела, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины по платежному поручению №326 от 09.11.2016 при обращении в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения заинтересованного лица подлежат взысканию с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже в пользу закрытого акционерного общества «Центртрансстрой» в сумме 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже №427 от 02.11.2016 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части привлечения к ответственности по п.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской  Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа в сумме 2 546,34 руб., начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 2893, 96 руб., предложения уплатить недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу в сумме 12 731, 71 руб.. внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и представить корректирующие формы индивидуальных сведений за отчетные периоды 2013 -2015гг. на застрахованных лиц Цуканова М.И. и Зеленина А.А. как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской  Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже в пользу закрытого акционерного общества «Центртрансстрой» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья Е.А. Аришонкова