АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № А14-13375/2023 «15» ноября 2023 года
Резолютивная часть решения принята «09» ноября 2023 года
Мотивированное решение изготовлено «15» ноября 2023 года
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Ловчиковой Н.В.,
рассмотрев в порядке статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по иску
Управления жилищных отношений администрации городского округа города Воронеж (ОГРН 1123668053453, ИНН 3665090659), г. Воронеж
к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (ОГРН 11336000031864, ИНН 3664999635), г. Воронеж
о взыскании 125 937 руб. 04 коп. платы за капитальный ремонт МКД, без вызова сторон.
установил:
Управление жилищных отношений администрации городского округа города Воронеж, г. Воронеж (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, г. Воронеж (далее – ответчик) о взыскании 125 937 руб. 04 коп. платы за капитальный ремонт МКД.
Определением арбитражного суда Воронежской области от 21.09.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Стороны извещены о принятии искового заявления к производству, рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца по системе «Мой арбитр» поступил отзыв на возражения ответчика по иску.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2023 (резолютивная часть) в удовлетворении иска отказано.
Как усматривается из материалов дела, многоквартирный дом 23 по ул. Ростовская г. Воронежа постановлением администрации городского округа город Воронеж от 31.08.2015 № 664 был признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом 35 по ул. Ростовская г. Воронежа постановлением администрации городского округа город Воронеж от 29.09.2015 № 742 был признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом 21 по ул. Питомник г. Воронежа постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.02.2017 № 83 был признан аварийным и подлежащим сносу.
Управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж в реализации мероприятий по расселению собственников и нанимателей жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением от 12.12.2018 № 816 Администрации городского округа город Воронеж «Об изъятии земельного участка под многоквартирным домом № 35 по ул. Ростовской г. Воронежа и жилых помещений в нем», а также Постановления от 24.05.2018 № 299 Администрации городского округа город Воронеж «Об изъятии земельного участка под многоквартирным домом № 23 по ул. Ростовской г. Воронежа и жилых помещений в нем», земельные участки изъяты для муниципальных нужд, за исключением земли федерального значения под домом 21 по ул. Питомник г. Воронежа.
Собственники и наниматели жилых помещений в домах, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Ростовская, д. 23 и 35, г. Воронеж, ул. Питомник, д. 21, были расселены управлением жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж в установленном законом порядке.
По завершению расселения зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округ город Воронеж на все жилые помещения, расположенные в спорных домах.
Фактически дома 23 и 35 по ул. Ростовская г. Воронежа были снесены 14.08.2020, что подтверждается актом приемки выполненных работ. Оплата выполненных работ по условиям контракта произведена 24.08.2020 платежным поручением № 307491.
Фактически дом 21 по ул. Питомник г. Воронежа был снесен 12.04.2021, что подтверждается актом приемки выполненных работ. Оплата выполненных работ по условиям контракта произведена 21.04.2021 платежным поручением № 215934.
По информации, представленной АО «ЕПСС ЖКХ ВО», общая сумма денежных средств, поступившая на счет ответчика от собственников жилых помещений спорных МКД в качестве платы за капитальный ремонт, составила 125 937,04 рублей.
Письмом № 2771250 от 22.02.2022 ответчик в удовлетворении претензии отказал.
Учитывая то обстоятельство, что ответчики добровольно не удовлетворили требование претензий, истец обратился в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников жилых помещений отнесено принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания, выбор способа управления многоквартирным домом и принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (статья 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок принятия решений и возможность их обжалования.
Часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
В соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации за счет указанных взносов формируется фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса.
В соответствие с п. 1 ст. 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, оплаты товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 167 настоящего Кодекса, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только услуг и (или) работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, оплата товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 167 настоящего Кодекса, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), и уплата процентов за пользование такими кредитами, займами.
Осуществление других операций по счету не допускается.
В силу ч. 2 ст. 174 ЖК РФ в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции средства фонда капитального ремонта используются на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 настоящего Кодекса по решению собственников помещений в этом многоквартирном доме. В случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений. В случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым из региональной программы капитального ремонта исключаются многоквартирные дома, в которых имеется менее чем пять квартир, и в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и, соответственно, изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений,
принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме. В случае принятия решений о закрытии населенного пункта и об исключении многоквартирных домов, расположенных на его территории, из региональной программы капитального ремонта средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений, за вычетом израсходованных средств на ранее оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме.
По смыслу данной нормы, с учетом приведенных выше основных начал жилищного законодательства право на эти денежные средства, включая право распоряжения ими, может принадлежать только собственникам помещений многоквартирного дома.
При этом определен порядок выплаты гражданам уже уплаченных взносов в фонд капитального ремонта. Деньги возвращаются гражданам в том случае, если земельный участок, на котором расположен этот многоквартирный дом, исключённый из программы, изымается для государственных или муниципальных нужд. В случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.
В случае признания многоквартирного дома в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, собственники помещений в данном многоквартирном доме прекращают уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в нем начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято соответствующее решение. При этом взносы, фактически уплаченные на эту дату, подлежат возврату собственникам помещений с учетом начисленных процентов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирных домах, исключенных из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области № 183 от 06.03.2014 (в ред. от 30.09.2021), освобождаются от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Взносы не уплачивают собственники помещений в домах, которые уже признаны аварийными и подлежащими сносу, а также в домах, которые расположены на земельных участках, изымаемых для государственных или муниципальных нужд. Если конкретный дом признан аварийным и подлежащим сносу уже после того, как собственники начали осуществлять взносы в фонд капитального ремонта, накопленные средства будут израсходованы на финансирование работ по сносу дома. Если к моменту принятия решения об изъятии земельного участка под конкретным МКД собственники помещений в нем успели накопить некоторую сумму на капремонт, средства фонда будут им возвращены.
Как следует из материалов дела, после того, как спорные дома были признаны аварийными и изъяты для государственных или муниципальных нужд земельные участки, на которых расположены спорные многоквартирные дома, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов квитанции не выставлялись.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по перечислению средств фонда капитального ремонта в пользу истца.
На основании изложенного в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 110, 167-169, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный
суд через Арбитражный суд Воронежской области в срок, не превышающий пятнадцати
дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Н.В. Ловчикова