НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Воронежской области от 07.05.2009 № А14-1194/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж_ Дело № А14-1194/2009

30/10

« 07 »_ мая 2009 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе:

судьи Есаковой М.С. единолично

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Репниковой О.Н.,

  рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения «Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития» Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (г.Москва) в лице филиала - Воронежский центр научно-технической информации (г.Воронеж)

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области, г.Воронеж

о признании недействительным предписания № 46 от 31.10.2008, за исключением пунктов 2.1, 2.3 _________________________________________________________________________________

при участии в заседании:

от заявителя: Цыганко Светланы Петровны – представителя по доверенности от 06.10.2008 (постоянная, полная), паспорт 20 04 144141, выдан Ленинским РОВД г.Воронежа 04.12.2003

Вараксиной Валентины Александровны – представителя по доверенности от 06.10.2008 (постоянная, полная), паспорт 20 07 893544, выдан ТП УФМС России по Воронежской области в Верхнехавском районе 06.12.2007

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области: Голевой Елены Вячеславовны – главного специалиста – эксперта по доверенности от 03.03.2009 № 36-10-01/343 (постоянная, неполная), паспорт 20 03 042433, выдано 28.05.2002

Ряховской Светланы Викторовны – главного специалиста – эксперта по доверенности от 03.03.2009 № 36-10-01/342 (постоянная, неполная), паспорт 20 05 628319, выдано 20.06.2006 Отделом внутренних дел Терновского района Воронежской области

Тычинина Льва Валерьевича – начальника отдела по доверенности от 03.03.2009 № 36-10-01/344 (постоянная, неполная), паспорт 20 03 024698, выдано 27.04.2002 Левобережным РУВД г.Воронежа

Установил:

Федеральным государственным учреждением «Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития» Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (далее по тексту – ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России, Учреждение) в лице филиала – Воронежский Центр научно-технического развития (далее по тексту – Воронежский ЦНТИ, Филиал) заявлены требования о признании незаконным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области (далее по тексту – ТУ Росфиннадзора в Воронежской области) № 46 от 31.10.2008 по устранению выявленных нарушений, за исключением пунктов 2.1,2.3.

ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России в лице филиала –Воронежский ЦНТИ заявлено об уточнении требований.

ТУ ФСФБН в Воронежской области не возражает.

Уточнение требований принято судом в порядке статей 41,49 АПК РФ.

Таким образом, рассмотрению подлежат требования ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России в лице филиала – Воронежский ЦНТИ о признании недействительным предписания ТУ ФСФБН по Воронежской области № 46 от 31.10.2008 по устранению выявленных нарушений, за исключением пунктов 2.1,2.3.

ТУ Росфиннадзора в Воронежской области требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность своих действий.

В судебном заседании 06.05.2009 объявлялся перерыв до 07.05.2009.

Из материалов дела следует:

Федеральное государственное учреждение «Воронежский центр научно-технической информации» до июня 2007 года являлось самостоятельным юридическим лицом (было зарегистрировано межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области в Едином государственном реестре юридических лиц за Основным государственным регистрационным номером 1023601587723) и в соответствии с Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 30.05.93 № 505 входило в единый государственный информационно-технологический комплекс «Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития при Совете Министров – Правительстве РФ». Головной организацией Объединения выступало ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России.

В целях оптимизации работы сети федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и повышения эффективности использования государственных ресурсов научно-технической информации Правительством РФ издано Постановление от 27.05.2006 № 324 «О реорганизации федерального государственного учреждения «Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития» Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и региональных центров научно-технической информации», в соответствии с которым произведена реорганизация ФГУ «Воронежский центр научно-технической информации».

Приказом генерального директора ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России от 04.06.2007 № 32, Воронежский ЦНТИ создан как филиал данного Учреждения, являющийся его обособленным структурным подразделением.

Филиал осуществляет свою деятельность на основании приказа ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России от 12.07.2007 № 107, Положения о филиале, утвержденного приказом генерального директора ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России от 07.06.2007 № 44.

В соответствии с планом контрольной работы на 2008 год ТУ Росфиннадзора в Воронежской области на основании удостоверения от 01.09.2008 № 169, выданного руководителем ТУ Росфиннадзора в Воронежской области, специалистом ТУ Росфиннадзора в Воронежской области проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Воронежского ЦНТИ – филиала ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго Россииза период с 01.01.2005 по 31.12.2007 год.

Результаты ревизии отражены в акте от 17.10.2008, на который ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России в лице филиала – Воронежский ЦНТИ 24.10.2008 в адрес ТУ Росфиннадзора в Воронежской области был направлен акт разногласий.

Рассмотрев материалы проверки, ТУ Росфиннадзора в Воронежской области выдало Воронежскому ЦНТИ – филиал ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России предписание об устранении выявленных в ходе проведения ревизии нарушений.

Поскольку руководитель Филиала управомочен представлять интересы ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России по вопросам, связанным с деятельностью Филиала, с учетом пределов компетенции ТУ Росфиннадзора в Воронежской области, выдача предписания Воронежскому ЦНТИ равнозначна выдаче предписания юридическому лицу - ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России.

Предписание направлено административным органом в адрес ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России (г.Москва) и в адрес Воронежского ЦНТИ (г.Воронеж).

Не согласившись с вынесенным ТУ Росфинанадзора в Воронежской области предписанием, за исключением пунктов 2.1,2.3, считая, что данным предписанием на ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России в лице филиала – Воронежский ЦНТИ незаконно возложены обязанности, последнее обратилось в суд с настоящими требованиями.

Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части признания недействительным пункта 2.2 о неправомерности выплаты Филонову Н.Г. материальной помощи в сумме 4950 руб. и необходимости принятия мер по возмещению указанной суммы, а также пунктов 2.4, 3.1 по следующим основаниям.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (статья 4 АПК РФ).

Согласно части статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 2.2 предписания установлено, что заявителем необоснованно начислены и выплачены денежные средства бывшему директору Учреждения Филонову Н.Г. в сумме 24151 руб. (в том числе 3535,70 руб. за счет средств федерального бюджета и 20615,30 руб. за счет средств от предпринимательской деятельности учреждения) и на Воронежский ЦНТИ возложена обязанность в установленном законом порядке принять меры по возмещению необоснованно выплаченных средств федерального бюджета в указанной сумме.

Судом установлено, подтверждено материалами дела и участвующими в деле лицами, что сумма 24151 руб. включает в себя:

1) 9948,10 руб. выплаченной Филонову Н.Г. персональной надбавки за апрель 2007 года;

2) 9259,90 руб. (3535,71 руб. + 5013,73 руб. + 703,46 руб.) выплаченной Филонову Н.Г. в мае, июне и сентябре 2006 года и в мае 2007 года заработной платы;

3) 4950 руб. выплаченной Филонову Н.Г. суммы материальной помощи как ветерану труда.

ТУ Росфиннадзора в Воронежской области в обоснование неправомерности выплаты Филонову Н.Г. вышеуказанных денежных сумм, ссылается на то, что приказом ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России от 16.04.2007 № 43-к Филонов Н.Г. был лишен персональной надбавки за апрель; отгулы за неиспользованные во время командировки дни отдыха предоставлены и оплачены Филонову Н.Г. в нарушение пункта 8 «Инструкции о служебных командировках» от 07.04.1998 № 62; Филонову Н.Г. предоставлен и оплачен отгул за неотработанное время; Филонов Н.Г. не является ветераном труда, а его общий трудовой стаж в Воронежском ЦНТИ составляет 15 лет.

ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России в лице филиала – Воронежский ЦНТИ, в обоснование заявленных требований указывает на правомерность выплаты Филонову Н.Г. материальной помощи, поскольку он является ветераном труда, а также, не оспаривая отсутствие оправдательных документов по выплате Филонову Н.Г. остальных указанных ТУ Росфиннадзора в Воронежской области сумм, ссылается на то, что данный работник уволен из Воронежского ЦНТИ 20.07.2007 и взыскать с него излишне уплаченную заработную плату не представляется возможным.

Кроме того, по мнению заявителя, Учреждение, а в дальнейшем Филиал, вправе свободно распоряжаться денежными средствами, полученными им от предпринимательской деятельности (20615,30 руб.), а ТУ Росфиннадзора в Воронежской области не вправе относить данные денежные средства к средствам федерального бюджета.

Согласно Положению о филиале имущество Филиала является федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Учреждения. Финансовое обеспечение деятельности филиала осуществляется на основе сметы доходов и расходов в установленном законодательством РФ порядке за счет средств выделяемых Учреждением, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, других доходов и поступлений в соответствии с законодательством РФ. Полученные Филиалом денежные средства используются им исключительно для выполнения возложенных на него функций.

ТУ Росимущества в Воронежской области в ходе проверки установлено и зафиксировано в акте проверки, что финансово-хозяйственная деятельность Филиала в проверяемом периоде осуществлялась согласно утвержденной бюджетным департаментом Минпромэнерго России смете доходов и расходов по средствам федерального бюджета и сметой доходов и расходов от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности. Указанное обстоятельство не оспаривается участвующими в деле лицами.

Лицевой счет получателя средств федерального бюджета открыт Филиалу в отделении по Центральному району г.Воронежа УФК по Воронежской области

В соответствии с пунктами 1,3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ, к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К неналоговым доходам бюджетов относятся, в том числе:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя пояснил, что в проверяемом периоде доходами от предпринимательской деятельности Учреждения, а в дальнейшем – Филиала, являлись доходы, полученные от использования имущества, переданного ФГУ «Воронежский центр научно-технической информации», а в дальнейшем – ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России на праве оперативного управления, а также доходы от оказания ФГУ «Воронежский ЦНТИ», а в дальнейшем - Филиалом платных услуг.

Следовательно, все полученные ФГУ «Воронежский центр научно-технической информации», а в дальнейшем Воронежским ЦНТИ – филиал ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России, денежные средства следует относить к средствам федерального бюджета, в силу чего соответствующий довод заявителя судом не принимается.

Денежными средствами, полученными от предпринимательской деятельности Учреждение, а в дальнейшем Филиал, вправе распоряжаться свободно, но в пределах утвержденных смет доходов и расходов и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Судом установлен и подтвержден материалами дела факт лишения Филонова Н.Г. персональной надбавки за апрель 2007 года за непредставление в срок финансового плана поступления и расходования денежных средств по внебюджетной деятельности ЦНТИ, а также отчета о полученных доходах и расходах (приказ ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России от 16.04.2007 № 43-к), а также факт начисления и выплаты Филонову Н.Г. заработной платы за апрель 2007 года без вычета персональной надбавки.

С учетом изложенного, начисление и выплата Филонову Н.Г. в составе заработной платы за апрель 2007 года персональной надбавки в сумме 9948,10 руб. осуществлены с нарушением требований закона.

Согласно пункту 8 «Инструкции о служебных командировках» от 07.04.88 № 62 (издана на основании постановления Совмина СССР от 18.03.88 № 351), на работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы. Взамен дней отдыха, не использованных во время командировки, другие дни отдыха по возвращении из командировки не предоставляются.

В случаях, когда по распоряжению администрации работник выезжает в командировку в выходной день, ему по возвращении из командировки предоставляется другой день отдыха в установленном порядке.

Такие распоряжения не представлены заявителем ни в ходе проведения ТУ Росфиннадзора в Воронежской области проверки финансовой деятельности Воронежского ЦНТИ, ни в ходе рассмотрения настоящего дела.

С учетом изложенного, предоставление Филонову Н.Г. взамен дней отдыха, не использованных во время командировки, других дней отдыха осуществлено с нарушением требований закона. Следовательно, указанные отгулы оплате в сумме 8556,44 руб. не подлежали.

Факт предоставления Филонову Н.Г. отгула 30.05.2007 за ранее отработанное время – 03.02.2007 и его оплаты в сумме 703,46 руб. с нарушением требований закон установлен судом и подтвержден материалами дела (работник фактически прибыл из командировки 02.02.2007, что подтверждается авансовым отчетом от 02.02.2007 № 3).

Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с коллективным договором ФГУ «Воронежский центр научно-технической информации» на 2005-2007 годы материальные поощрения и социальные выплаты производятся из Фонда и средств целевого назначения (приложение № 8 – утверждается ежегодно).

Положением об оплате труда и материальном стимулировании работников ФГУ «Воронежский центр научно-технической информации» (приложение № 7) предусмотрена выплата единовременной социальной помощи в размере оклада 1 раз в год, к отпуску в размере оклада работникам, проработавшим в ЦНТИ 20 лет, а также ветеранам труда.

Заявителем представлена копия удостоверения ветерана труда, выданная Филонову Н.Г. еще 29.12.90.

Довод заявителя о том, что вышеуказанным коллективным договором определено, что ветераном труда признается лицо, проработавшее в Воронежском ЦНТИ 20 лет, опровергается текстом коллективного договора, в котором отсутствует соответствующее определение, в связи с чем выплата Филонову Н.Г. материальной помощи в сумме 4950 руб. осуществлена правомерно.

Таким образом, предписание о принятии мер по возмещению необоснованно выплаченных работнику денежных средств в сумме 4950 руб. является неправомерным, в оставшейся сумме - 19201 руб. правомерным.

Довод заявителя о затруднительности исполнения предписания в части принятия мер по возмещению необоснованно выплаченных средств федерального бюджета в силу того, что Филонов Н.Г. уволен из Учреждения, не может являться основанием для признания предписания в данной части недействительным.

Пунктом 2.4 предписания установлено, что выполнение работ по государственным контрактам меду ФГУ ЦНТИ и Минпромэнерго РФ не подтверждены оправдательными документами и на Воронежский ЦНТИ возложена обязанность возвратить неправомерно полученные   денежные средства в сумме 1530000 руб. в доход федерального бюджета.

В обоснование правомерности предписания в указанной части ТУ Росфиннадзора в Воронежской области со ссылкой на пункты 1,2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», указывает на то, что непредставление заявителем в ходе ревизии первичных документов, подтверждающих факт выполнения работ (сами информационно-аналитические материалы), а также отсутствие в актах приемки выполненных работ по государственным контрактам измерителей хозяйственной операции в натуральной выражении (количество томов, листов, байтов переданной по каналам электронной связи информации и тому подобное), свидетельствует о том, что научно-исследовательские работы выполнены не были и, соответственно, денежные средства в сумме 1530000 руб. получены ФГУ «Воронежский ЦНТИ» неправомерно.

Кроме того, ТУ Росфиннадзора в Воронежской области указывает на отсутствие в уставе ФГУ «Воронежский ЦНТИ» положений о создании временных трудовых (творческих) коллективов для выполнения научно-исследовательских работ; заключение государственного контракта с Министерством, в ведении которого находится Учреждение; невозможность выполнения объема контрактов использованными Учреждением силами и средствами.

ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России в лице филиала – Воронежский ЦНТИ, в обоснование заявленных требований указывает на приемку Заказчиком выполненных работ без каких-либо замечаний и перечисление Минпромэнерго России денежных средств за выполненные по государственным контрактом работы только после приемки выполненных работ и подписания уполномоченными лицами соответствующих актов.

Кроме того, заявитель обращает внимание на отсутствие законодательного запрета на создание временных трудовых (творческих) коллективов для выполнения научно-исследовательских работ и заключение государственного контракта с Министерством, в ведении которого находится Учреждение, а также необоснованность доводов ТУ Росфиннадзора в Воронежской области о невозможности выполнения объема контрактов использованными Учреждением силами и средствами.

Судом установлено, подтверждено материалами дела и участвующими в деле лицами заключение ФГУ «Воронежский ЦНТИ» (Исполнитель) с Министерством промышленности и энергетики РФ (Заказчик), в ведении которого находилось учреждение, государственных контрактов от 12.12.2005 №№ 0810000.04.011р - 0810000.04.018р на выполнение научно-исследовательских работ по темам:

014Р (А-035) Анализ состояния и тенденций развития лесной промышленности;

011Р (А-009) Анализ и тенденции развития систем управления крупными предприятиями;

012Р (А-008) Анализ и тенденции повышения квалификации и подготовки кадров руководящих работников промышленности в области информационных технологий;

016Р (И-060) Исследование повышения пути эффективности управления интеллектуальным потенциалом промышленности и энергетики России;

017Р (И-007) Исследование влияния интеллектуального потенциала в промышленности и энергетики России на их развитие в современных условиях;

015Р (И-003) Исследование и разработка типовой системы менеджмента качества генподрядной организации;

018Р (И-066) Исследование состояния и перспектив развития предприятий промышленности и энергетики, расположенных в Воронежской области;

013Р (К-001) Основные направления комплексного консультирования предприятия, холдинга, корпорации.

Общая стоимость контрактов 1530000 руб.

Как следует из материалов дела и пояснений заявителя, работы выполнялись ФГУ «Воронежский ЦНТИ» в два этапа. Первый этап выполнялся временным трудовым коллективом на основании договоров подряда от 02.12.2005 №№ 01/2005 - 08/2005 по соответствующим темам с приложением технического задания на выполнение работ, календарного плана выполнения работ.

Договоры подряда от 02.12.2005 №№ 01/2005 - 08/2005 выполнены временным трудовым коллективом, что подтверждается актами выполненных работ к каждому договору, подписанными директором ФГУ «Воронежский ЦНТИ» и руководителем временного трудового коллектива. Согласно актам, задание выполнено в полном объеме, в сроки и в соответствии с условиями договоров, подготовленные материалы переданы Воронежскому ЦНТИ.

На втором этапе выполнения работ, из штатных сотрудников ФГУ «Воронежский ЦНТИ» на основании приказа № 5 79/1-9-88а от 09.12.2005 сформирован временный трудовой коллектив, которым выполнен ряд научно-исследовательских работ во исполнение государственных контрактов.

Таким образом, ФГУ «Воронежский ЦНТИ» для Министерства промышленности и энергетики подготовлены научно-исследовательские материалы по темам государственных контрактов.

Государственные контракты исполнены ФГУ «Воронежский ЦНТИ», что подтверждается актами сдачи-приемки работ от 20.12.2005 к каждому из государственных контактов. Данные акты приемки-передачи подписаны директором ФГУ «Воронежский ЦНТИ» и директором Департамента финансового контроля и аудита Минпромэнерго РФ. В актах отражены наименование темы научно-исследовательских работ, краткое содержание выполненных работ, условие о том, что выполненная работа удовлетворяет условиям государственного контракта и оформлена в надлежащем порядке, а также подлежащая перечислению Исполнителю денежная сумма.

За исполнение государственных контактов Минпромэнерго РФ 23.12.2005 перечислило ФГУ «Воронежский ЦНТИ» денежные средства в сумме 1530000 руб. (платежные поручения оформлены к каждому из контрактов), которые были распределены Учреждением между непосредственными исполнителями в январе и феврале 2006 года (платежные ведомости № 2 от 24.01.2006 и № 5 от 17.02.2006).

По договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования (часть 1 статьи 769 Гражданского кодекса РФ).

Заказчик в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан принять результаты выполненных работ и оплатить их (статья 774 Гражданского кодекса РФ).

Заказчик по договору подряда обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (часть 1 статьи 720 Гражданского кодекса).

Таким образом, подтверждением фактического исполнения работ является подписание заказчиком актов выполненных работ, в силу чего довод ТУ Росфиннадзора в Воронежской области о неподтверждении заявителем в ходе проведения ревизии факта выполнения работ по государственным контрактам от 12.12.2005 №№ 0810000.04.011р - 0810000.04.018 судом не принимается за несостоятельностью.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями), все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Акты приема-передачи выполненных работ к государственным контрактам от 20.12.2005, содержат вышеуказанные обязательные реквизиты, в том числе краткое содержание выполненных работ.

Отсутствие в Филиале выполненных по государственным контрактам самих информационно-аналитических материалов, а также отсутствие в актах приемки выполненных работ по государственным контрактам подробных измерителей хозяйственной операции в натуральном выражении (количество томов, листов, байтов переданной по каналам электронной связи информации и тому подобное), могут свидетельствовать о нарушениях ведения Филиалом в проверяемом периоде делопроизводства и бухгалтерского учета, но, с учетом вышеизложенных обстоятельств, не могут служить доказательством того, что научно-исследовательские работы выполнены не были.

Перечисление Минпромэнерго РФ денежных средств по оплате государственных контрактов только после приемки выполненных работ и подписания уполномоченными лицами соответствующих актов, свидетельствует о необоснованности выводов ТУ Росфиннадзора в Воронежской области о неправомерности получения ФГУ «Воронежский ЦНТИ» средств федерального бюджета.

Доказательства ненадлежащей приемки выполненных работ со стороны Минпромэнерго РФ ТУ Росфиннадзора в Воронежской области не представлены.

Принятие Государственным заказчиком выполненных работ путем подписания соответствующих актов, свидетельствует о фактическом одобрении Минпромэнерго России действий ФГУ «Воронежский ЦНТИ» по выполнению государственных контрактов.

Судом также учтено отсутствие в действующем законодательстве запрета на создание временных трудовых (творческих) коллективов для выполнения научно-исследовательских работ и заключение государственного контракта его Исполнителем с Министерством, в ведении которого находится Исполнитель.

Довод ТУ Росфиннадзора в Воронежской области о невозможности выполнения объема контрактов использованными Учреждением силами и средствами судом не принимается за недоказанностью.

Таким образом, предписание о возложении на заявителя обязанности возвратить неправомерно полученные  денежные средства в сумме 1530000 руб. в доход федерального бюджета является неправомерным.

Пунктом 3.1 предписания установлено, что организации и физические лица, использующие федеральное имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения под офис не возмещали в ревизуемый период коммунальные расходы и расходы по оплате электроэнергии и на Воронежский ЦНТИ возложена обязанность в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ принять меры по взысканию не полученного дохода (убытка) в сумме 159833 руб. с организаций и физических лиц, использовавших под офис федеральное имущество, находящееся в оперативном управлении.

В обоснование правомерности предписания в указанной части ТУ Росфиннадзора в Воронежской области со ссылкой на нарушение заявителем пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ, указывает на то, что переданные Филиалу служебные помещения фактически сдаются им сторонним организациям под офис в аренду, но не для участия в выставке, и в сметах к договорам коммунальные платежи и расходы по электроэнергии не отражены отдельной строкой. Данное обстоятельство, с учетом отсутствия у Филиала задолженности по коммунальным платежам, по мнению ТУ Росфиннадзора в Воронежской области, свидетельствует о получении заявителем в лице Филиала убытков.

ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России в лице филиала – Воронежский ЦНТИ, в обоснование заявленных требований указывает, что служебные помещения организациям и физическим лицам под офис в аренду не передавались, Воронежский ЦНТИ оказывал им услуги по организации участия в выставке на основании соответствующих договоров.

Заявитель также указывает что, даже если рассматривать отношения по оказанию услуг по участию в выставке, как арендные отношения, коммунальные платежи и платежи за использование электроэнергии не могут рассматриваться как доход (выручка) арендодателя от реализации соответствующих услуг, в связи с чем их неполучение не может являться убытком.

Кроме того, заявитель подчеркивает, что при оказании услуг организациям и физическим лицам по участию в выставке им не были получены убытки, поскольку сумма оплаты для участников выставки рассчитывалась по ставке 970 руб. за 1 кв.м. Указанная сумма полностью покрывает цену аренды, составляющую 200 руб. за 1 кв.м., и все расходы по содержанию помещений. Незаключение соответствующих договоров привело бы к неполучению Филиалом дополнительных доходов для осуществления Уставной деятельности Учреждения.

Судом установлен, подтвержден материалами дела и участвующими в деле лицами факт предоставления Учреждением (в дальнейшем – Филиалом) юридическим и физическим лицам служебных помещений для участия в выставке на основании договоров на участие в выставке.

Предмет и содержание представленных в материалы дела договоров свидетельствует о том, что данные договоры являются договорами возмездного оказания услуг.

Действующим законодательством возложение расходов по оплате коммунальных платежей и электрической энергии на хозяйствующих субъектов, использующих помещения по договорам на оказание услуг по проведению выставок, не предусмотрено.

Согласно статье 781 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Доказательства фактической передачи помещений во владение и пользование по договорам аренду хозяйствующим субъектам, участвующим в выставке, ТУ Росимущества в Воронежской области не представлены. Довод заявителя о длительности нахождения хозяйствующих субъектов в помещениях заявителя на основании договоров об оказании услуг на участие в выставке и наличие в них офисных предметов не может служить таким доказательством.

Заключенные Воронежским ЦНТИ договоры на оказание услуг по организации выставки в установленном законом порядке недействительными сделками не признаны.

В силу изложенного, ссылки ТУ Росфиннадзора в Воронежской области на часть 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ являются несостоятельными.

Как отражено ТУ Росфиннадзора в Воронежской области в акте проверки, и подтверждено материалами дела иски ТУ Росимущества к таким организациям о выселении и взыскании неосновательного обогащения оставлены арбитражным судом Воронежской области без удовлетворения, законность и обоснованность решений подтверждены постановлениями Федерального арбитражного суда Центрального округа (например, решение от 19.12.2005 по делу № А14-15468/2005/457/32, постановление ФАС ЦО от 31.03.2006 по указанному делу).

Более того, судебными актами установлено, что заключаемые ФГУ «Воронежский ЦНТИ» договоры на участие в выставке являются договорами возмездного оказания услуг, заключение которых свидетельствует о реализации Учреждением предоставленных ему прав и способствует достижению целей деятельности Учреждения.

В соответствии со статьей 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

С учетом наличия в материалах дела доказательств исполнения Участниками выставок возложенных на них соответствующими договорами обязательств, неправомерности оценки коммунальных платежей и платежей за электроэнергию в качестве дохода заявителя (пункт 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66), ТУ Росфиннадзора в Воронежской области не представило доказательств причинения заявителю убытков ни в одной из предусмотренных статьей 15 Гражданского кодекса форм.

Суд соглашается с доводом заявителя о том, что заключение и исполнение договоров на оказание услуг по организации выставок направлено на получение заявителем дополнительного дохода для осуществления Уставной деятельности Учреждения.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) – часть 5 статьи 200 АПК РФ,

ТУ Росфиннадзора в Воронежской области не представлены доказательства правомерности и обоснованности оспариваемого предписания в части пункта 2.2 о неправомерности выплаты Филонову Н.Г. материальной помощи в сумме 4950 руб. и необходимости принятия мер по возмещению указанной суммы, а также пунктов 2.4, 3.1.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче организациями заявлений об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 2000 руб.

Поскольку заявителю при обращении в суд с настоящими требования была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения настоящего дела по существу, с учетом рассмотрения дела, государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит взысканию с ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России в доход федерального бюджета.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с учетом результатов рассмотрения дела расходы по уплате заявителем государственной пошлины подлежат отнесению на ТУ Росфиннадзора в Воронежской области.

При этом суд исходит из следующего.

По смыслу пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд.

Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком является орган государственной власти, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не может повлечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.

Также положениями статьи 333.40 Налогового кодекса РФ не предусмотрена возможность возврата уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц.

Таким образом, законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.

На основании вышеизложенного, государственная пошлина в сумме 2000 руб. (с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 13.11.2008 № 7959/08) подлежит взысканию с территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области в пользу Федерального государственного учреждения «Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития» Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации в лице филиала – Воронежский центр научно-технической информации.

Руководствуясь статьей 41 Бюджетного кодекса РФ, статьей 129 Трудового кодекса РФ, статьям 15, 720, 774, 781 Гражданского кодекса РФ, частью 1 статьи 971, частью 1 статьи 973 Гражданского кодекса РФ, статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями), пунктом 8 «Инструкции о служебных командировках» от 07.04.88 № 62 (издана на основании постановления Совмина СССР от 18.03.88 № 351), статьями 4,7-11,13,65,110,167-170,180,200 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным предписание территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области № 46 от 31.10.2008 в части пункта 2.2 о неправомерности выплаты Филонову Н.Г. материальной помощи в сумме 4950 руб. и необходимости принятия мер по возмещению указанной суммы, а также пунктов 2.4, 3.1, как не соответствующее статье 129 Трудового кодекса РФ, статьям 15, 720, 774, 781 Гражданского кодекса РФ.

Обязать территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области устранить допущенные предписанием № 46 от 31.10.2008 в части пункта 2.2 о неправомерности выплаты Филонову Н.Г. материальной помощи в сумме 4950 руб. и необходимости принятия мер по возмещению указанной суммы, а также пунктов 2.4, 3.1, нарушения прав и законных интересов Федерального государственного учреждения «Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития» Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Федерального государственного учреждения «Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития» Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, расположенного по адресу: г.Москва, Славянская пл.4, стр2. (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027739187607) государственную пошлину в сумме 2000 руб. в доход федерального бюджета.

Взыскать с территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Карла Маркса, д.55 (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за Основным государственным регистрационным номером 1043600058281) государственную пошлину в сумме 2000 руб. в пользу Федерального государственного учреждения «Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития» Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, расположенного по адресу: г.Москва, Славянская пл.4, стр2. (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027739187607).

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия и Федеральный арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.

Судья М.С.Есакова