АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
по делу об оспаривании решения административного органа
о привлечении к административной ответственности
г. Воронеж Дело №А14-1527/2014
«06» июня 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 06.06.2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено 06.06.2014 года.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Ловчиковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ненашевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Острогожского потребительского общества «Кооператор», г.Острогожск, Воронежская область (ОГРН 1083619000552, ИНН 3619010465),
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, г.Москва (ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158)
о признании незаконным и отмене постановления № 05-13/3045-2 от 09.12.2013г.
при участии в заседании:
от заявителя – Малыгина Н.И. бухгалтер по доверенности № 3 от 03.02.2014, Беляева В.Б. бухгалтер по доверенности № 4 от 03.02.2014
от административного органа – Селуянов П.Д. представитель по доверенности № 1-8 от 22.01.2014
установил:
Острогожское потребительское общество «Кооператор», г.Острогожск, Воронежская область (далее – заявитель, ОПО «Кооператор») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, г.Москва о признании незаконным и отмене постановления № 05-13/3045-2 от 09.12.2013г. по делу об административном правонарушении.
Определением от 21.02.2014 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Заявление Общества, определение суда от 21.02.2014 о его принятии, а также поступившие в арбитражный суд отзыв и документы по данному делу размещены на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, предусмотренном статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены согласно ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определением от 17.04.2014 суд в порядке ч.5 ст. 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
В ходе судебного заседания заявитель требования поддержал, не оспаривая вину в совершении правонарушения, просил суд учесть, что недостоверные сведения, указанные в спорной декларации связаны с бухгалтерской ошибкой, не содержат умысла, в настоящее время нарушение устранено и не повлекло за собой серьезных последствий, в связи с чем, просил суд применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании и в представленном арбитражном суду письменном отзыве от 21.04.2014 административный орган возражает против удовлетворения заявления, указывая на законность и обоснованность оспариваемого постановления и отсутствие оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку ранее заявитель уже привлекался к административной ответственности за предоставление недостоверных сведений за 2 квартал 2013 г. и решением от 07.02.2014 по делу № А14-12784/2013 суд применял обществу положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 06.06.20174 г.
Как следует из материалов дела, при проверке полноты и своевременности представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей в электронном виде за 3 квартал 2013 года Управлением установлены искажения данных декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции (приложение №11) Острогожского потребительского общества "Кооператор" ИНН 3619010465, с данными декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение № 6) контрагентов ООО «Воронежская вино-водочная компания» ИНН 3661041795 в общем объеме 11,8 дал. и ООО «Планета-Алко» ИНН 3616013281 в общем объеме – 18 дал., итого 29,8 дал.
Выявленные факты являются нарушением ст. ст. 14,26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (п.п.15), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
По факту выявленного нарушения 11.11.2013 консультантом отдела контроля за декларированием оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя юридического лица составлен протокол об административном правонарушении N05-13/3045-1.
Надлежащее извещение ОПО «Кооператор» о дате и месте составления протокола об административном правонарушении подтверждено уведомлением о получении электронного сообщения («личный кабинет») от 30.10.2013, факт получения уведомления не оспорено заявителем. Как пояснили представители общества в судебном заседании и в ходе рассмотрения административного дела, после возбуждения дела ОПО «Кооператор» незамедлительно предприняло меры к устранению нарушения и подаче корректирующей декларации.
По материалам административного дела заместитель руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу 09.12.2013 вынес постановление по делу об административном правонарушении N05-13/3045-2 о привлечении ОПО «Кооператор» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
При рассмотрении административного дела присутствовал законный представитель ОПО «Кооператор» - бухгалтер Малыгина Н.И.
ОПО «Кооператор» не оспаривая факт нарушения, просит отменить указанное постановление и применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, указывая на бухгалтерскую ошибку и отсутствие умысла в совершении спорного деяния.
В соответствии с ч.1 ст.30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (далее – Закон №171-ФЗ) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с п.4 названной статьи порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается (ч.1 ст.26 Закона N 171-ФЗ).
Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, вступившим в законную силу 28.08.2012, утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
Согласно п.2. Правил названные декларации представляют:
а) организации, осуществляющие: производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата); производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; розничную продажу алкогольной продукции;
б) организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков;
в) организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;
г) организации, осуществляющие закупку этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
д) организации, осуществляющие закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд;
е) организации, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
ж) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков.
В силу п.13 Правил организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п.15 Правил).
Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях (п.16 Правил).
Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
В силу п.19 Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.21 Правил декларации на бумажных носителях представляются организациями и индивидуальными предпринимателями в территориальные органы и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации через своего представителя или направляются почтовым отправлением с описью вложения.
При отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 и действует с 24 сентября 2012 г.
Формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 28.08.2012 N 237.
Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо за несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела, одним из видов деятельности ОПО «Кооператор» является розничная торговля алкогольными напитками. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество осуществляет названную деятельность на основании лицензии серии 36 МЕ № 001446 рег. Номер 36РПА0000470 сроком действия до 21.05.2014. Следовательно, ОПО «Кооператор» обязано представить декларацию об объеме производства, оборота и (или) использования, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей. При этом декларация должна содержать достоверные сведения.
Факт расхождения сведений деклараций ОПО «Кооператор» с данными ООО «Планета-Алко» в объеме 18 дал и ООО»Воронежская вино-водочная компания» в объеме 11,8 дал, итого 29,8 дал. подтвержден материалами проверки и не оспаривается заявителем.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, исключающих вину Общества в нарушении установленного порядка подачи декларации, судом не установлено. Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него, необходимых и достаточных мер по предоставлению декларации, содержащей достоверные сведения, по соблюдению требований Правил представления деклараций и Закона N 171-ФЗ, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Ответственность за совершение данного правонарушения влечет назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Общество признает факт представления декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2013 года, в которой содержатся неверные сведения. Вместе с тем, просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и признать правонарушение малозначительным.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 10) необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным этим Кодексом. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ N 10).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку в действиях общества содержатся признаки состава вмененного ему административного правонарушения, состав ст. 15.13 КоАП РФ является формальным, основания для отмены обжалуемого постановления № 05-13/3045-2 от 09.12.2013 отсутствуют.
При этом, для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не находит оснований, поскольку данные положения применяются в исключительных случаях и заявителем должным образом малозначительность правонарушения не обоснована. Факт устранения нарушения после его обнаружения не является основанием для признания правонарушения малозначительным. Суд также учитывает то обстоятельство, что при подаче декларации за 2 квартал 2013 г. обществом допущены аналогичные нарушения, постановлением от 09.09.2013 № 05-13/2546-2 общество уже привлекалось к ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ, однако решением суда от 07.02.2014 по делу № А14-12784/2013 постановление отменено в виду малозначительности правонарушения. При рассмотрении настоящего дела обществом допущены нарушения при подачи декларации за следующий – 3 квартал 2013 года.
При таких обстоятельствах требования Общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления от 09.12.2013 №05-13/3045-2 о привлечении ОПО «Кооператор» к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ удовлетворению не подлежат.
Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Уплаченная заявителем государственная пошлина по платежному поручению № 205 от 14.02.2014 в сумме 2000 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь статьей 167-170, 207-211, 226-229 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Выдать ОПО «Кооператор» (ОГРН 1083619000552, ИНН 3619010465) справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области в порядке части 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.В. Ловчикова